Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Филология как наука. Парадигмы лингвистики




Тема 2

На третьем курсе любой студент факультета иностранных языков должен выбрать себе тему курсовой работы – научного исследования, выполненного в рамках филологии. Для того чтобы адекватно определить сферу своих научных интересов, необходимо ориентироваться в современных направлениях филологии и представлять себе общую структуру этой науки.

Филология – это наука, включающая в себя два аспекта: литературоведение и языкознание (лингвистику).

Литературоведение изучает художественную литературу и делится на историю литературы, теорию литературы и литературную критику. История литературы изучает развитие литературы как процесс, развитие жанров, стилей, течений и направлений. В рамках теории литературы ученые рассматривают особенности художественной литературы как явления, соотношение миров художественных произведений и действительности, литературные стили, поэтику произведений (образы, идеи, темы, жанры, композицию, ритмику и т. п.). Литературная критика интерпретирует и оценивает произведения.

Лингвистика изучает человеческий язык и отдельные языки. Она делится на теоретическую и прикладную – в зависимости от задач исследования. Теоретическое языкознание рассматривает общие законы языка, описывает и объясняет выявленные в языке факты, а прикладная лингвистика использует разработанные в рамках теоретического языкознания теории для решения прикладных задач. В состав прикладной лингвистики входят переводоведение, машинный перевод, теория информационно-поисковых систем, создание искусственных языков, теория кодирования, лингвистическая криминология, теория обучения иностранному или родному языку, лексикография, дефектология (сурдопедагогика, логопедия, афазиология, олигофренопедагогика), нормативная лингвистика (определяющая языковую политику).

В зависимости от объекта исследования теоретическое языкознание делится на общее и частное. Общее языкознание пытается выявить черты, свойственные всем человеческим языкам и составить типологию языков, а частное изучает отдельный язык (немецкий, английский, русский, китайский и т. п.) или группы языков (например, германистика рассматривает особенности языков германской группы, т. е. немецкий, английский, шведский, датский и т. п.).

В зависимости от того, какой уровень языка исследуется, выделяют фонетику (науку о звуках речи), графику (науку о свойствах единиц письменной речи, т. е. о буквах, иероглифах, графемах), морфологию (науку о построении словоформ из морфем и грамматических формах слов), лексикологию (науку о свойствах лексем), синтаксис (науку о комбинации языковых знаков друг с другом) и лингвистику текста.

С развитием языкознания в лингвистике, как и в любой науке, сменялись парадигмы, каждая из которых приводила к появлению новых отраслей исследования. Однако, если в большинстве наук парадигмы изменяются за счет отказа от прежних теорий, то в лингвистике менялись не столько теории, сколько вопросы, интересовавшие исследователей.

Первой парадигмой лингвистики является сравнительно-историческая. Она возникла в XVI веке и оставалась в силе до конца XIX. Главные вопросы в сравнительно-историческом языкознании связаны с изменением языка – почему и как изменяются языки? Почему некоторые языки похожи друг на друга? Ученые пытались установить, насколько близки отдельные языки, какими они были раньше, какие существуют группы и семьи языков. Наиболее выдающимися представителями этой парадигмы являются Франц Бопп (1791 – 1867), который разработал сравнительную грамматику индогерманских языков, и Расмус Раск (1787 – 1832), открывший соответствия между индоевропейскими и германскими шумными согласными.

На данный момент существуют ученые, которые занимаются изучением истории языка, происхождения слов (этимология), и другими проблемами сравнительно-исторического языкознания. Определенной актуальностью обладают такие направления сравнительно-исторического языкознания, как компаративистика – сравнение родственных языков; ареалогия – анализ взаимодействия соседних языков; контрастивная лингвистика – сравнение непохожих языков. Результаты этих исследований применяют для составления двуязычных словарей, перевода, обучения иностранному языку. Если Вы захотите писать работу по истории немецкого языка, то Вам, скорее всего, придется работать в рамках сравнительно-исторического языкознания.

В начале ХХ века на смену сравнительно-исторической приходит вторая парадигма лингвистики – системно-структурная, в которой главный вопрос звучит уже по-другому: как устроен язык? Представители этой парадигмы пытались выявить в языке системы и структуры. Основателем системно-структурной парадигмы в лингвистике является Фердинанд де Соссюр (1857 – 1913), который провел различие между языком и речью, заявил о произвольности связи между означаемым и означающим (т. е., например, слово «кошка» никак не связано с характеристиками кошки как существа реального мира), предложил разделять диахроническую лингвистику (изучающую изменение языка с ходом времени) и синхроническую лингвистику (изучение языка в определенный момент времени).

Кроме Ф. де Соссюра и его Женевской лингвистической школы в рамках системно-структурной парадигмы существовало три основных научных школы – пражская, копенгагенская и американская.

Пражский лингвистический кружок был основан в 1926 году. Выдающимися представителями пражского структурализма были Николай Трубецкой (1890 – 1938), разработавший теорию оппозиций, и Роман Якобсон (1896 – 1982), создатель науки фонологии, которая изучает дифференциальные признаки звуков. Нужно отметить, что метод структурного анализа бинарных оппозиций применяется и в других науках, и стал базовым для структурализма как философского направления.

В 1931 году возникает Копенгагенский лингвистический кружок во главе с Луи Ельмслевом (1899 – 1965), разработавшим учение о двух планах – плане выражения (то, что служит для выражения мысли, например, слово) и плане содержания (сама мысль). Датские структуралисты называли свое направление глоссематикой, и воспринимали отношения между языковыми элементами как математические функции, разработав очень строгую методологию анализа.

В Америке в 1920-1950-х гг. развивается научная школа дескриптивной лингвистики, основанная Леонардом Блумфилдом (1887 – 1949), который исследовал языки американских индейцев. Представители дескриптивной лингвистики разработали дистрибутивный анализ – членение языка на мельчайшие элементы для выделения фонем и морфем. Ими также была сформулирована гипотеза лингвистической относительности (структура языка определяет мышление).

Вам необходимо будет использовать наработки системно-структурной парадигмы, если Вы выберете тему по грамматике, лексикологии, фонетике.

В 1957 году выходит работа Ноама Хомского (р. 1928) «Синтаксические структуры», в которой рассматривается процесс порождения высказываний из абстрактных единиц языка. Так возникает генеративная парадигма, в которой главным вопросом оказываются причины возможности порождения высказываний. Результаты наработок генеративного языкознания широко применяются в обучении иностранным языкам.

Примерно в то же время и вплоть до начала ХХI века развивается функциональная парадигма, в которой изучаются две основные функции языка – общение и хранение информации. Соответственно, функциональная парадигма делится на коммуникативную (в центре внимания ученых находится человеческая коммуникация) и когнитивную (лингвисты изучают язык в сознании человека).

Коммуникативные исследования включают теорию коммуникации, прагмалингвистику, социолингвистику, лингвокультурологию, гендерную лингвистику, дискурсивную лингвистику.

Теория коммуникации пытается ответить на вопрос, по каким моделям происходит коммуникация и как возможен обмен информацией между коммуникантами.

Прагмалингвистика исследует связь между языковыми знаками и говорящим, а именно: намерения говорящего; речевые стратегии; принципы, которыми руководствуется говорящий в коммуникации; результат, которого он хочет достичь.

Социолингвистика изучает язык в связи с социальными условиями общения, рассматривая такие явления как жаргоны, арго, слэнги и прочие социолекты, переключение с одного языка на другой (билингвизм), стереотипы и социальные роли, языковые личности.

Лингвокультурология изучает связь языка с культурой и межкультурную коммуникацию, разницу в национально-культурной языковой символике, коммуникативные табу, реалии, языковые лакуны.

Гендерная лингвистика анализирует связь языка и гендера (социально приобретенного пола), изучая речевое поведение мужчин и женщин: какие речевые средства используют коммуниканты для проявления гендера?

Дискурсивная лингвистика изучает дискурс – «текст, погруженный в жизнь», рассматривая связь текста с контекстом и ситуацией.

Когнитивные исследования включают нейролингвистику, психолингвистику и когнитивную лингвистику.

Нейролингвистика направлена на изучение мозга человека в связи с языком и пытается выяснить, какие участки мозга регулируют определенные языковые функции.

Психолингвистика анализирует процессы в психике человека при использовании языка, в особенности сосредотачиваясь на наблюдении за развитием речи у детей.

Когнитивная лингвистика пытается выяснить, как на язык влияет мышление и как именно в сознании хранится языковая информация. Она включает когнитивную семантику, когнитивную грамматику, изучение концептов, категорий, метафор, т.п.

С начала ХХI века стали много говорить о сближении коммуникативных и когнитивных исследований – коммуникативные и дискурсивные явления стали рассматривать на основе когнитивных, ментальных процессов. Так появилась когнитивно-дискурсивная парадигма: когнитивные исследования строятся на основе дискурсивного анализа, а коммуникативные процессы объясняются при обращении к сознанию коммуникантов.

Именно в этом направлении и работают представители Харьковской лингвистической школы, которая возникла на факультете иностранных языков Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина. Проводятся исследования дискурса как мыслительно-коммуникативной деятельности, анализируется стилистика дискурса, гендер как конструкт дискурса, национально-культурная специфика дискурса, различные виды дискурсов, воплощение концептов в дискурсе и т.п.

 

Вопросы к теме 2:

1. Что такое филология как наука?

2. На какие два основные отрасли делится филология?

3. Что изучает литературоведение?

4. На какие направления делится литературоведение как наука?

5. В чем состоит разница между теоретической и прикладной лингвистикой?

6. Каковы задачи прикладной лингвистики?

7. В чем отличие между общим и частным языкознанием?

8. Какие лингвистические науки изучают разные уровни языка?

9. Какие существуют парадигмы в лингвистике? В чем состоит их специфика?

10. Определите по темам исследований, в каком направлении филологии следует выполнять научную работу:

· «Проза Р. Музиля в литературно-художественных поисках начала ХХ века».

· «Членение немецкого сложного предложения».

· «Семантика конструкций с глаголом «lassen» в современном немецком языке».

· «Регулятивный потенциал немецких пословиц».

· «Особенности нарушений письма у студентов языковых факультетов».

· «Стилистические особенности немецкого публицистического дискурса».

· «Пассив в современном немецком языке».

· «Прагматический потенциал немецких модальных частиц»

· «Особенности перевода лирики П. Целана на русский и украинский языки».

· «Речевой акт иронии в немецкоязычном дискурсе».

· «Реализация концепта ORDNUNG в немецкой фразеологии».

 

Литература к теме 2:

1. Арнольд И. В. Основы научных исследований в лингвистике: учебн. пособ. / И. В. Арнольд. – М.: Высшая школа, 1991. – 139 с.

2. Дискурс як когнітивно-комунікативний феномен: монографія / [за загальн. ред. І. С. Шевченко]. – Харків: Константа, 2005. – 356 с.

3. Сусов И. П. История языкознания: учебн. / И. П. Сусов. – М.: АСТ, 2006. – 295 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 8583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.