Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научная методология и методы исследований




Тема 3

При проведении любой научной работы необходимо понимать, каким способом подбирать материал и исследовать его, какую последовательность действий необходимо выполнить, какие приемы принимать. Способ проведения исследования, совокупность приемов и действий, направленных на решение конкретной задачи, называется методом. Понятие метода соотносится с понятиями техники, процедуры и методики. Техника исследования – это сами приемы, составляющие метод, процедура – последовательность применения этих приемов, а методика – совокупность правил использования всех методов, применяемых в определенном исследовании.

Учение о методах научных исследований называется методологией. Еще иногда методологией исследования называют соотнесение всех методов работы с философскими установками, на которые опирается ученый. Крайне важно грамотно выбрать методологию своей работы и определить методы, которыми Вы будете пользоваться.

Рассмотрим пример методологической установки в когнитивно-коммуникативной парадигме.

Методология этой парадигмы основывается на понимании единства когнитивного и прагматического аспектов дискурса и характеризуется антропоцентризмом, экспланаторностью, экспансионизмом, недетерминизмом, нелинейностью, системностью, признанием деятельностной природы языка.

Антропоцентризм предполагает изучение объектов в связи с их ролью для человека, таким образом, язык нужно изучать в связке «язык – человек»: язык и человеческое сознание (когнитивизм); язык и человеческое общение (коммуникативизм).

Экспланаторность – это требование дать объяснение, истолковать причинно-следственную природу изучаемых явлений (в противовес, к примеру, структурной лингвистике, где постулируется необходимость констатировать факты, но не объяснять их).

Экспансионизм – это стремление к размыванию границ отдельной науки, к максимально широкой теоретической базе, для чего необходим учет наработок других научных дисциплин в исследовании, например, психологии, социологии, философии. Впрочем, иногда для описания языковых явлений требуется привлекать данные не только из других областей гуманитарных наук, но и обращаться к естественным наукам, например, биологии.

Если ранее в гуманитарных, как и в естественнонаучных дисциплинах ученые опирались на положения детерминизма (причина с необходимостью детерминирует, т. е. обуславливает следствие), то в новой парадигме причинно-следственные отношения рассматриваются уже как вероятности – например, наблюдая, как разворачивается речевое взаимодействие, мы можем лишь с определенной долей вероятности предположить, что будет происходить дальше, исходя из сложившихся условий. Таким образом, большую роль начинает играть случайность. Такой подход называется недетерминизмом или неодетерминизмом.

Принцип нелинейности предполагает ветвление перспектив развития изучаемого явления, а также целый ряд возможностей трактования закономерностей объекта.

В новой парадигме по-прежнему признается сущность языка как системы и структуры, однако эти два понятия рассматриваются уже в несколько другом свете: система признается неравновесной, изменчивой, а ее структура всегда неокончательна, открыта новым, радикальным преобразованиям.

Признание деятельностной природы языка требует выбирать в качестве объекта исследования явления процессуального порядка – речевые акты, дискурсы.

Естественно, в других парадигмах методология исследования выглядит иначе. Именно она и определяет, какими методами необходимо пользоваться в работе.

Выделяют философские, общенаучные, логические, эмпирические и частные методы исследования.

Философские методы – это методы метатеоретического уровня, т.е уровня, представляющего основные свойства теории, на которую они направлены. Философские методы связаны с философскими системами. Наиболее распространены диалектический, метафизический и герменевтический методы.

Диалектический метод строится на трех законах диалектики: закон перехода количества в качество (к примеру, в языке появляется новое явление, использование которого сперва единично, однако затем это явление распространяется и входит в состав языка); закон единства и борьбы противоположностей (например, язык – это и средство общения, нечто материальное (звук, символ), и ментальная сущность); закон отрицания отрицания (все в природе развивается от простого к сложному по спирали, проходя стадии тезис – антитезис – синтез, где синтез становится тезисом для следующего витка).

Принципы диалектического метода – объективность, всесторонность, конкретность, историзм, принцип противоречия. Объективность предполагает обращение к практике, выявление фактов, логичность понятий, понимание сущности предмета исследования, учет социокультурного контекста. Всесторонность требует определение границ предмета исследования, целостность и многоаспектность его изучения, анализ всех сторон предмета. Конкретность исследования опирается на выявление главных характеристик предмета, разложение его на составные части, определение взаимосвязи общего и единичного в изучаемом явлении, рассмотрение предмета исследования как части системы, элементом которой он является. Историзм предполагает анализ теперешнего состояния предмета, учет прошлого и прогнозирование будущего. Принцип противоречия требует выявления противоречий в предмете исследования и рассмотрения предмета как единства противоположностей.

Метафизический метод основывается на «Метафизике» Аристотеля и предполагает рассмотрение явления как статичной системы, без учета внешних факторов. В этом методе важно выявление внутрисистемных связей.

Герменевтический метод связан с наукой герменевтикой, занимающейся толкованием и пониманием, и предполагает отношение к объекту исследования как к носителю скрытого смысла, который необходимо извлечь.

Общенаучные методы, т. е. методы, свойственные всем наукам, делятся на теоретические, логические и эмпирические.

Теоретические методы включают аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, исторический, системный методы, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному.

Аксиоматический метод – метод, при котором какие-то утверждения принимаются без доказательств, как данность, а знания выводятся из этих утверждений в соответствии с правилами логики.

Гипотетико-дедуктивный метод предполагает создание системы связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения. Используя этот метод, ученый сперва высказывает ряд предположений о закономерностях изучаемого явления, и затем пытается доказать свои гипотезы, анализируя фактический материал. В процессе анализа он выбирает из высказанных им гипотез самую правдоподобную, и выводит заключение, пользуясь дедукцией (см. ниже). После этого ученый проверяет выбранную им гипотезу, сопоставляя ее с полученными фактами.

Исторический метод – метод, при котором изучается возникновение и развитие объекта исследования как процесс.

Системный метод обычно применяется при комплексном исследовании сложных объектов, так как он требует рассмотрения объекта исследования как системы внутренних связей его составляющих и их связей с внешними факторами. Нужно изучить каждый элемент системы, установить сущность его взаимосвязей с другими элементами и проследить его влияние на систему в целом и связь с другими системами. Например, если мы исследуем лексическую систему немецкого языка, то нужно выделить отдельные лексемы, выявить их взаимосвязи, влияние на систему в целом и связь, к примеру, с грамматической системой.

Формализация – метод изучения объектов, при котором их структура выражается в знаковой форме при помощи искусственных языков, а исследование строится на операциях с этими знаками (например, с использованием формул).

Абстрагирование – метод, при котором ученый не принимает во внимание определенные свойства изучаемого объекта, выделяя только интересующие его характеристики. Применяя этот метод, ученый может отождествить несколько объектов исследования, абстрагируясь от различий между ними; или выделить отдельные свойства объекта как предмет своего исследования.

Обобщение – метод, при котором ученый устанавливает общие свойства ряда объектов исследования.

Восхождение от абстрактного к конкретному предполагает, что ученый сперва выявляет главное свойство изучаемого явления, а затем анализирует, как проявляется это свойство в конкретных условиях.

Общелогические методы – анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ предполагает разложение объекта исследования на составные части.

Метод анализа дополняется методом синтеза, при котором разрозненные части объединяются в единое целое, благодаря чему можно выявить новые свойства объекта.

Индукция – метод познания, при котором исследователь приходит от частного, от отдельных фактов, к общему.

Противоположность индукции составляет дедукция – движение мысли от общего положения к частному. Частные положения при помощи логики выводятся из общих посылок.

Аналогия – метод, при котором выводы о свойствах изучаемого объекта делается на основании его сходства с другими объектами.

Эмпирические методы, т. е. методы, предполагающие непосредственное взаимодействие с объектом исследования, включают наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент и моделирование.

Наблюдение – изучение объекта при помощи органов чувств, отвечающее ряду требований: наблюдение должно проводиться для достижения определенной цели, выполняться по плану и систематично. Благодаря этому методу ученый может получить первичную информацию об объекте, о его внешних свойствах.

Описание – метод, при использовании которого ученый фиксирует выявленные характеристики объекта исследования.

Счет – метод, позволяющий определить количественное соотношение объектов исследования или их характеристик.

Измерение – определение числового значения определенной величины, характеризующей объект при использовании некоего эталона.

Сравнение – метод, позволяющий ученому установить подобие или различие между рядом объектов исследования. Научное сравнение, в отличие от художественного, возможно только между объектами, обладающими подобием, и только по существенным характеристикам. Сравнение можно также использовать для определения разницы между объектом и эталоном.

Эксперимент – метод исследования, при котором ученый создает искусственные условия или использует естественные условия для воспроизведения определенного процесса в заданных обстоятельствах. Преимуществом этого метода является его повторяемость – успешный эксперимент можно повторять неограниченное количество раз с получением одних и тех же результатов.

Моделирование предполагает использование модели, т. е. некоей системы, которая воспроизводит объект исследования с высокой степенью подобия. Модели могут быть материальными (например, макеты или муляжи) и идеальными, т. е. существующими в сознании ученого и зафиксированными в рисунках или схемах. Так как модель и моделируемый объект похожи, ученый анализирует модель и сделанные выводы переносит на объект исследования.

Частные методы исследования – это методы, специфические для каждой конкретной науки. В рамках этого курса нас интересуют методы языкознания.

Вопросы к теме 3:

1. В чем состоит разница между методом, техникой, приемом и методикой научного исследования?

2. Раскройте два значения термина «методология».

3. Охарактеризуйте методологию когнитивно-коммуникативной парадигмы лингвистики.

4. В чем состоит разница между философскими, общенаучными, логическими, эмпирическими и частными методами исследования?

5. Опишите основные принципы диалектического метода.

6. Охарактеризуйте метафизический и герменевтический методы.

7. Перечислите теоретические методы, дайте им определение.

8. В чем состоит разница между анализом и синтезом, индукцией и дедукцией?

9. В чем заключается метод аналогии?

10. Перечислите и охарактеризуйте эмпирические методы исследования.

11. Предположите, как перечисленные методы можно использовать в филологических исследованиях.

 

Литература к теме 3:

1. Арнольд И. В. Основы научных исследований в лингвистике: учебн. пособ. / И. В. Арнольд. – М.: Высшая школа, 1991. – 139 с.

2. Пономаренко Л. А. Як підготувати і захистити дисертацію на здобуття наукового ступеня / Л. А. Пономаренко. – К.: Толока, 2010. – 80 с.

3. Сабитов Р. А. Основы научных исследований: учеб. пособие / Р. А. Сабитов. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т., 2002. – 138 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.