Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изложение результатов исследования




Тема 7

Когда вся теоретическая информация уже собрана и эмпирическое исследование проведено, возникает необходимость оформить свои рассуждения в завершенный текст. У некоторых начинающих исследователей на этом этапе возникает ряд проблем, не дающих приступить к написанию собственного текста. Есть некоторые приемы, которые могут помочь в этой ситуации.

Если Вы не можете начать писать, можно попробовать обсудить с кем-то квалификационную работу, использовать для записи диктофон, или же сразу начать с главной мысли работы. Выделяют три приема написания: последовательный, целостный и выборочный. При последовательном изложении Вы работаете над текстом, строго придерживаясь выбранного плана, при целостном – сперва «грубыми мазками» набрасываете черновик работы, а потом уже обрабатываете его в деталях, при выборочном – пишете текст в любом удобном для вас порядке.

Другой блокадой создания текста является «внутренний критик». Пишущему все время кажется, что его текст недостаточно хорош, и он переделывает работу по многу раз. Умеренный перфекционизм, конечно же, не повредит, однако на каком-то этапе нужно заставить себя остановиться. В борьбе с неуверенностью может помочь продумывание цели работы – представьте себе, кто будет это читать, какого результата Вы хотите достичь.

Иногда автору кажется, что он уже все продумал, но как только он садится писать, мысли куда-то исчезают. Тогда лучше отвлечься и заняться редактированием того, что уже написано – по мере выполнения такой работы уходит внутреннее напряжение и новый текст пишется легче. Если вам в голову приходит удачная мысль по поводу вашего исследования, обязательно сразу же запишите ее, чтобы не забыть.

Написание самого текста работы, особенно в первый раз, может вызывать определенные затруднения, ведь научные работы пишутся в особом стиле – стиле научной прозы, которым нужно овладеть. Базовых «правил» написания работ в этом стиле нет, но существуют определенные традиции.

Характерной особенностью написания научных текстов на постсоветском пространстве является изложение от первого лица множественного числа (не «я полагаю», а «мы полагаем»).

Язык изложения работы должен быть логичным, точным и понятным. Логичность работы подчеркивается передачей доказательности при помощи придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов. В целом, сложных предложений в научном стиле больше, чем в других стилях, но следите за тем, чтобы предложение не затягивалось и не было перегружено местоимением «который» в стиле стиха «Дом, который построил Джек» Р. Бернса.

Рекомендуется использовать специальные языковые средства, проясняющие:

· последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др., прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть);

· противопоставление (однако, между тем, в то время как, тем не менее);

· причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же);

· выводы (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...).

· отсылку к уже названному (данные, этот, такой, названные, указанные и др.)

Подобные языковые средства облегчают восприятие текста и помогают проследить логику изложения, но использовать их следует, когда это действительно необходимо, иначе они могут превратиться в «слова-паразиты». При редактировании текста проследите, не начинается ли у вас каждый абзац со слов «Необходимо отметить» или «Таким образом».

Восприятие логики изложения облегчается и при помощи разбивки текста на абзацы. Абзацное членение связано с характерными ошибками – некоторым сложно ставить абзацы, другие же, напротив, ими злоупотребляют, ставя их после каждого предложения. Важно, чтобы текст легко читался, и мысль в рамках одного абзаца была завершенной. Рекомендуется членить страницу на несколько частей, следя за тем, чтобы абзацы были более-менее пропорциональными.

В научном стиле довольно часто употребляются пассивные конструкции, позволяющие автору отстранится от содержания высказывания, и замена глагола-сказуемого сочетанием глагола и существительного, однако не следует злоупотреблять этими приемами, характерными и для канцелярита.

Научный язык лишен конкретности, он призван обобщить ряд фактов, поэтому обычно в работе используется настоящее время в значении вневременности: «Частица doch в текстах ХIХ века выполняет такие функции, как…».

Для выражения отношения автора текста к написанному могут употребляться такие конструкции, как: «Представляется целесообразным отметить...; Следует подчеркнуть, что...; Мы исходим из того, что...; Заметим...».

Обязательно нужно указывать, на чем Вы основываетесь, высказывая то или иное утверждение, кому принадлежат мысли или слова, на которые Вы ссылаетесь, – это обеспечивает объективность изложения. В тексте для этого можно использовать специальные вводные слова (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению).

Ни в коем случае не следует давать претендующие на истину оценки работ других ученых, т. е. нельзя писать «Как верно / справедливо / правильно отмечает N». Мы можете лишь присоединиться к точке зрения другого автора («Вслед за N будем считать...») или оспорить его («Позиция N не объясняет того факта, что…»).

Оценка исследуемого явления производится с позиции разума, ведь ученый апеллирует к критическому восприятию читателя, а не к эмоциям, поэтому в научных текстах неуместна экспрессивность и эмоциональность (нельзя писать: «При проведении исследования был обнаружен поразительный / удивительный / любопытнейший факт», следует использовать выражение типа «Обнаруженный факт представляется релевантным»).

Не следует впадать и в другую крайность, перегружая текст избыточной наукообразностью, редкими и изобретенными вами словами, например: Семиотическая система как средство объективации контента связана с обслуживанием когнитивной и праксеологической субъект-объектной кооперации.

Распространенная стилистическая ошибка – уклончивость в изложении. Не рекомендуется употреблять выражения типа «возможно, содержит», лучше – «способен содержать… / по нашим данным, содержит»

При исследовании какого-либо языкового явления Вы работаете как бы на двух уровнях – уровне анализируемого языка и уровне языка, используемого для описания. Этот язык называется метаязыком. В метаязык лингвистики входят общенаучная лексика, терминология, буквенная символика и графика.

Терминология – это совокупность терминов определенной отрасли науки. Термин – это слово или словосочетание, передающее научное понятие и имеющее определение в специальной литературе. Такое определение называют дефиницией. Бывает так, что один и тот же термин обладает разными определениями – в этом случае вам нужно точно указать, какое именно определение Вы используете. В дефиниции, в свою очередь, могут встречаться другие термины, которые тоже нужно определять.

Определение должно отличать одно научное понятие от другого, выделяя его важные признаки. Обычно в определении указывается более широкое понятие (так называемое «родовое понятие») и признаки, которые есть только у этого понятия и отсутствуют у других понятий, входящих в род (так называемое «видовое отличие»). Например: дефиниция – логическая операция определения смысла термина. В этом определении родовым понятием является «логическая операция» (кроме дефиниции есть и другие), а видовым отличием – то, что эта операция используется именно для определения смысла термина.

Определение не должно содержать круга («Сепульки – устройства для сепуления, при котором используются сепульки» С. Лем), не должно быть экспрессивным, не должно содержать метафор и двусмысленностей («Дети – цветы жизни»).

Смысловая точность научного текста обеспечивается тщательным подбором слов, передающих мысль автора и сводящих к минимуму возможность неправильной интерпретации. Важную роль в этом играет выбор терминов. Среди требований к термину выделяют краткость, простоту, однозначность, мотивированность, согласованность с другими терминами, предпочтение уже внедренным и отечественных терминов новым и иностранным. Так, краткий и простой термин предпочтительнее словосочетания, его однозначность достигается приведением четкой дефиниции, мотивированность предполагает, что выбранный термин похож на другие термины той же терминологии или на слова общего языка, благодаря чему его значение легче понять.

Если Вы используете иностранную литературу, не спешите сразу же заимствовать термины автора – проверьте, не существуют ли уже устоявшиеся отечественные термины, соотносимые с тем же понятием. Если же термин новый, и его необходимо как-то перевести, то следует учитывать, соответствует ли его звучание и структура общепринятым нормам языка, на который осуществляется перевод, есть ли у этого слова производные, которые можно использовать, есть ли у него синонимы, антонимы или слова с тем же корнем.

Не следует также путать термины и профессионализмы – условные наименования понятий, которые входят в жаргон специалистов. Так, к примеру, слово «смайл» является профессионализмом, а «эмотикон» – уже термином.

Если Вы выбрали какой-то термин для обозначения определенного понятия, используйте его последовательно во всей работе, не заменяя синонимами.

Другая составляющая метаязыка, буквенная символика, включает буквенные аббревиатуры терминов (например, ТРА – теория речевых актов) и буквенные обозначения для исследуемых объектов (например, классов слов (N – существительное, V – глагол) или высказываний («Высказывание р в данном контексте понимается как q»). Использование таких буквенных символов затрудняет восприятие текста, поэтому их лучше использовать только для сложных терминов или исследуемых объектов, которые очень часто упоминаются в вашей работе. При первом использовании буквенные символы нужно объяснить, если же их много, то следует дать в начале работы список условных обозначений (он следует с новой страницы после содержания). Этот список печатают двумя колонками, в которых слева по алфавиту приводят условные сокращения и символы, а справа – их подробную расшифровку.

Графический метаязык включает таблицы, схемы, графики и графические символы.

Таблицы, схемы и графики рассматриваются как иллюстрации к тексту. Их нужно размещать в работе непосредственно после текста, где они упоминаются впервые, либо на следующей странице, как и фотографии, чертежи, схемы и карты, т. е. другие иллюстрации. Если формат иллюстрации больше А4, то ее считают как одну страницу и подшивают на отдельном листе.

Таблицы необходимо прокомментировать в тексте, но сами по себе они тоже должны быть понятными. Сама таблица, ее столбцы и строки должны иметь название. Если столбцы содержат цифры, их нужно подытожить. Если таблица достаточно большая, ее следует вынести в приложение. Таблицы нумеруют последовательно во всему разделу, за исключением таблиц, поданных в приложении. В правом верхнем углу над заголовком таблицы размещают надпись «Таблица» с указанием ее номера. При перенесении части таблицы на другую страницу слово «Таблица» приводят один раз справа над первой частью, далее пишут слова «Продолжение табл.» и указывают ее номер. Процентные данные в таблице нужно дополнять абсолютными.

Графики показывают зависимость изменения одних величин от других. Графики необходимо подробно анализировать и комментировать. Их обозначают словом «Рис.» и нумеруют последовательно по всему разделу, например, «Рис. 1.2» (второй рисунок первого раздела).

Схема – это изображение чего-либо в общих чертах, которое используется для наглядного представления. Пример схемы – семантический треугольник Огдена-Ричардса:

 

Графические символы обычно заимствуются из логики и математики, например, знак {…} (множество) означает, что все элементы, заключенные в эти скобки, относятся к одному множеству, знак U (дизъюнкция) означает «или», знак → (импликация) означает «если… то», знак ∩ (конъюнкция) означает «и».

Основной текст научной работы дополняет метатекст – ссылки, сноски, примечания, глоссарии, предметный указатель и содержание. Обычно в курсовой или дипломной работе сноски, примечания и глоссарий (словарь терминов) не употребляются, в то время как ссылки на библиографические источники и на источники фактического материала, списки литературы и содержание – обязательные компоненты работы.

 

Вопросы к теме 7:

1. Какие психологические проблемы могут возникнуть при написании работы и как с ними справляться?

2. Какие основные особенности стиля научной прозы?

3. Что такое «метаязык»?

4.Что такое «термин»?

5. Какими качествами должно обладать определение?

6. В чем состоит разница между термином и профессионализмом?

7.Как следует выбирать термин?

8. Как следует использовать в работе буквенную символику?

9. Какие компоненты включает графический метаязык и в чем их специфика?

10. Что такое «метатекст»?

 

Литература к теме 7:

1. Арнольд И. В. Основы научных исследований в лингвистике: учебн. пособ. / И. В. Арнольд. – М.: Высшая школа, 1991. – 139 с.

2. Пономаренко Л. А. Як підготувати і захистити дисертацію на здобуття наукового ступеня / Л. А. Пономаренко. – К.: Толока, 2010. – 80 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.