Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Координационные способности и методика их развития




Внеклассная работа по физическому воспитанию в школе

Внеклассная работа по физическому воспитанию в школе строится по двум направлениям. Первое направление характеризуется организацией регулярных занятий физическими упражнениями исходя из потребностей и интересов школьников. Здесь выделяют такие формы занятий, как спортивные секции по видам спорта, секции ОФП, секции ритмической и атле­тической гимнастики. Второе направление - школьные соревнования, ту­ристские походы и слеты, праздники физической культуры, дни здоровья, плавание и т. д.

Цель внеклассных форм состоит в том, чтобы:

§ содействовать успешному и полному овладению материалом программы по предмету «Физическая культура».

§ удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей имеющих способности к оп­ределенному виду спорта.

§ обеспечить здоровый, активный, содержательный отдых.

Содержание занятий определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников. Занятия проводят не только учителя физической культуры, но и общественные тренеры, и инструкторы, а так же спортсмены - старшеклассники.

Кружки физической культуры создаются для работы с детьми младшего школьного возраста. Основными задачами являются приобщение учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями, внедрение физической культуры в повседневную жизнь, повышение уровня физической подготовленности. Кружки работают в течение учебного года 1-2 раза в неделю по 45-60 минут. В содержание занятий включаются физические упражнения, подвижные игры, эстафеты, оказывающие разностороннее воздействие на развитие детей. Кроме того, в кружках проводится подготовка к участию в физкультурно-спортивных праздниках, днях здоровья и т. д.

Спортивные секции создаются для учащихся средних и старших классов (5-11 кл.). В них решаются задачи, определяемые требованиями выбранной спортивной специализации, подготовка занимающихся к спортивным соревнованиям. Занятия проводят 2-3 раза в неделю по 1-1,5 часа.

Спортивные соревнования характеризуются разнонаправленностью содержания, высокой эмоциональной насыщенностью, возможностью учащихся проявлять свои личностные качества. Столь значительный диапазон положительных свойств, спортивных соревнований, позволяет решать следующие задачи: Массовые физкультурные мероприятия (дни здоровья, походы) задачи те же, кроме того, эти мероприятия содействуют сплочению коллектива, дружбы между учащимися. Физкультурные мероприятия могут проводиться одновременно для всей школы (например, день лыжника, день бегуна) или для группы классов; пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни; отбор перспективных учащихся с целью привлечения их к регулярным занятиям в спортивных секциях; выявление сильнейших школьников для комплектования сборных команд класса школы. Программу физкультурных мероприятий разрабатывают и утверждают в начале года.

Одним из сложных физических качеств является ловкость или «координационные способности». Координационные способности - это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а так же умение адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях.

В основе координационных способностей лежит широкий комплекс факторов, а именно:

1. Пластичность ЦНС (подвижность процессов возбуждения и торможения);

2. Уровень развития физических качеств;

3. Двигательный опыт, т. е. запас двигательных умений и навыков;

4. Способность быстро расслабляться;

5. Способность к предугадыванию последствий, как своих возможных двигательных актов, так и действий соперника.

Большинство этих факторов поддаются совершенствованию, наиболее благоприятный период для этого считается ранний возраст 4-5 лет.

Для определения развития координационных способностей используют ряд критериев:

§ время освоения нового движения или комбинации;

§ время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией;

§ биомеханическая сложность выполняемых двигательных действий;

§ точность выполнения двигательных действий;

§ сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

§ экономичность двигательных действий, связанная с умением расслабляться по ходу выполнения движений.

Задачи воспитания координационных способностей полностью соответствуют обозначенным вы­ше их показателям. В этом плане система задач направлена на то, чтобы совершенствовать способность к освоению новых движений (1-й критерий), способность перестраивать свою деятельность (2), осваивать все более сложные движения (3) и т. д.

Средства - разнообразные физические упражнения типа гимнастики, акробатики, спортивных и подвижных игр, единоборств и т. д.

Методы. Сложность данного физического качества делает невозможным применение конкретной методики его воспитания. Но существуют определенные теоретико-методические рекомендации:

1. Систематическое (с ранних лет) обучение новым двигательным умениям и навыкам. Обладая большим двигательным опытом, человек быстрее сопротивляется с неожиданной двигательной задачей.

2. Для воспитания КС желательно применять физические упражнения с элементами сложности и новизны (непривычные связки и комбинации).

3. Использовать эффект «отрицательного переноса» двигательных навыков, т. к. приходится преодолевать привычную структуру движений.

4. При воспитании способности сохранять равновесие используют упражнения на равновесие в условиях затрудняющее его сохранность, а так же совершенствуют вестибулярный аппарат.

5. Совершенствование пространственно-двигательной точности движений осуществляется с воспитанием способности точно оценивать пространственные условия двигательных действий (например, точно определить расстояние до футбольных ворот или партнера); а так же в непосредственном выполнении заданий на точность (передать шайбу, нанести удар в боксе).

6. Следующий методический подход связан с преодолением нерациональной мышечной напряженности (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений), т. к. это приводит к искажению техники упражнений. Для снятия напряженности можно использовать упражнения на растягивание, маховые упражнения, так же использовать специальные упражнения расслабление, чтобы сформировать представление и ощущение о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп, т. е. учить умению расслабляться и сознательно управлять этим процессом.

7. Дозирование нагрузки в процессе воспитания КС требует соблюдения принципа систематичности. Не допускать перерывов между занятиями, т. к. это приводит к потере мышечных ощущений. Кроме того, обучение новым движениям связано с быстрым утомлением. В этом состоянии координационные способности совершенствуются плохо, поэтому упражнения на развитие КС необходимо применять часто, т. к. при этом расширяется запас двигательных умений и навыков, но при этом нельзя доводить организм до заметного утомления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.