Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и методика проведения подвижных игр в школьном уроке




Техническая подготовка (основы обучения технике легкоатлетических видов)

Для достижения наилучшего результата на уроках легкой атлетики в школе нужно обучить занимающихся наиболее совершенной технике в каждом виде. Очень важно в процессе обучения технике специально обучать умению проявлять значительные волевые и мышечные усилия, выполнять движения быстро, вовремя расслаблять мышцы. Эта сторона обучения будет осуществляться успешнее, если шире применять облегченные и затрудненные условия, не бояться даже в начальном обучении использовать отягощения. Надо также шире пользоваться соревновательным методом.

Общие основы методики обучения технике отдельных видов легкой атлетики в школе имеют определенные характеристики. Главное в них - методы и средства создания представления об изучаемой технике, практического овладения правильными движениями и действиями, оценки выполнения, определения ошибок и исправления их.

Для обучения спортивной технике преподаватель использует три главных метода: объяснение, показ и непосредственную (физическую) помощь. Основные задачи этих методов - создать правильное двигательное представление, помочь овладеть движением, научить проявлять физические и психические силы, указать ошибки и исправить их.

Способы и приемы обучения спортивной технике. В процессе обученияспортивной технике применяются различные способы и приемы, помогающие первоначальному воспроизведению и правильному выполнению упражнения. Эти способы и приемы основаны на облегчении условий выполнения изучаемых движений: уменьшении веса снарядов, снижении высоты препятствий, укорачивании дистанции в беге и т. д. Облегчение должно носить временный характер, иначе могут закрепляться не вполне правильные навыки.

Учебное значение имеет и медленное выполнение изучаемых движений и действий, которое применяется для первоначального правильного воспроизведения движений и исправления ошибок. Правильность первоначального воспроизведения может быть достигнута при одновременном выполнении движений вместе с учителем, когда преподаватель медленно выполняет движение, а ученик, глядя на него, повторяет то же самое.

В начале обучения нередко применяется способ раздельно-по-следовательного объяснения и воспроизведения. Краткое объяснение одного положения или движения сменяется воспроизведением этой детали учеником, затем следует новое объяснение и сновавоспроизведение и т. д., пока не будет выполнено все действие.

Полезны не только спортсменам, но и учащимся в школе так называемые имитационные упражнения - подражания целостной спортивной технике или ее отдельным частям, но в облегченных условиях. Их следует выполнять так, словно требуемое движение или действие воспроизводится в обычных условиях. При выполнении имитационных упражнений внимание сосредоточивается лишь на правильности движений.

Правильность воспроизведения облегчается внешними ориентирами, которые могут быть самыми разнообразными. Прежде всего, это ориентиры направления и амплитуды движений (различные линии на грунте, платок, который преподаватель держит за барьером, и др.). Установление ориентиров на дорожке помогает изменить длину и частоту шагов в беге, овладеть ритмом шагов.

При обучении спортивной технике используются и другие приемы. К ним можно отнести временное выключение одного анализатора для лучшего использования другого (например, при обучении технике толкания ядра ученику предлагают выполнять скачок с закрытыми глазами). Выключение зрения повышает роль вестибулярного аппарата в сохранении устойчивости во время поборе:

Остановимся на способах обучения, позволяющих выполнять спортивные упражнения свободно, без излишних мышечных напряжений. Главный путь к этому - выполнение движений не в полную силу, с постепенным доведением до максимума. Овладевая cпoртивной техникой, занимающиеся часто пытаются проявить максимальные усилия. Это чаще всего и мешает научиться выполнять движения свободно, ненапряженно. Можно бороться с излишними напряжениями, переключая внимание ученика. Чтобы снять излишние напряжение, можно при выполнении упражнения на короткое время закрыть глаза (например, на 2-3 шага при переходе от стартового ускорения к бегу по дистанции и на 5 шагов после выхода из поворота в беге на 200 м). Один из эффективных способов обучения расслаблению - выполнение упражнений с чередующейся максимальной и уменьшенной интенсивностью.

Все указанные способы и приемы имеют лишь учебное значение, и надобность в них отпадает после того, как учащийся научится проявлять максимальные усилия без излишних напряжений.

В процессе обучения целесообразно временно выполнять упражнения в более трудных условиях. Это способствует проявлению двигательных качеств на более высоком уровне. Например, чтобы заставить учеников быстрее разбежаться и сильнее оттолкнуться в прыжке в длину, достаточно поставить на второй трети преодолеваемого расстояния какое-либо препятствие высотой 40-60 см (рейка, заборчик, веревочка).

Стимулировать проявление большей быстроты, силы и выносливости в движениях можно предметной нацеленностью, контрастным переходом от более трудного к более простому, использованием более трудных внешних условий, звуковым и музыкальным лидированием и др.

В процессе обучения следует широко пользоваться соревновательным методом выполнения упражнений на уровне, доступном ученикам (например, прыгать в длину на результат с ограниченного разбега, толкать ядро с места). Соревновательный метод хорошо помогает в воспитании волевых качеств, в проявлении потенциальных возможностей для овладения более совершенной техникой.

Необходимо использовать специальные упражнения на технику, в том числе и такие, которые одновременно развивают требуемые двигательные качества. В этом отношении весьма полезно выполнение изучаемых упражнений в процессе игры, особенно в занятиях с юными спортсменами. В игровой деятельности занимающиеся закрепляют выученное, а также овладевают свободным выполнением движений и действий без излишних напряжений. В то же время преодоление различных трудностей и препятствий в играх и эстафетах способствует проявлению двигательных и волевых качеств на более высоком уровне.

Оценка правильности выполнения, исправление ошибок. В процессе обучения спортивной технике и совершенствования в ней необходимо постоянно оценивать правильность выполнения движений, находить ошибки и исправлять их. Способность занимающихся видеть свои ошибки и недостатки - важнейшее условие успешного обучения. При анализе правильности выполнения техники легкоатлетических упражнений решающее значение имеют два анализатора - зрительный и двигательный. Многое зависит от точности ощущения движений, которая в процессе тренировки занимающихся улучшается.

В известной мере можно судить о правильности движений по следам, оставленным на дорожке. Например, бегун может определить изменение длины шага в связи с различными усилиями при отталкивании, симметричность шагов, положение стопы при постановке ноги на грунт.

Отдельные недочеты техники, особенно связанные с обучением проявлению усилий, можно выявить, определяя результат действий при различном выполнении упражнения: с максимальным усилием, без напряжения и т. п. Наряду с этим необходимо использовать средства срочной информации о параметрах выполняемых упражнений.

Оценивать правильность выполнения должен прежде всего сам ученик - это повышает активность занимающихся. Но все же главное - это педагогическое мастерство учителя, его умение организовать обучение, применить наилучшие средства и методы и возможно раньше обнаружить ошибки. Контролируя выполнение упражнения, преподаватель наблюдает за учеником с расстояния 10-15 м. Это позволяет лучше наблюдать действие в целом.

Чтобы точно оценить правильность движений, необходимо наблюдать их многократно. Сначала надо определить, правильна ли общая схема движений, затем сосредоточить внимание на неправильно выполняемых элементах. В дальнейшем внимание фиксируется на отдельных деталях техники.

Заметив ошибки, необходимо установить причины их проявления. Прежде всего ошибки возможны из-за неясного двигательного представления. Установить это нетрудно - надо лишь спросить ученика, как он представляет себе те движения, которые делает неправильно. Причиной ошибки может быть также сознательное вмешательство в такие детали движений, которые обычно выполняются автоматизирование. Известно также, что при повышенной возбудимости обучающиеся могут делать ошибкидаже в достаточно прочно освоенных действиях. Ошибки в отдельных движениях возможны и вследствие неправильного выполнения предыдущего действия. Если замечены 2-3 ошибки, допускаемые одновременно, необходимо установить главную, с исправлением которой могут быть устранены и остальные погрешности. Наконец, ошибочное выполнение движений возможно вследствие утомления занимающихся, а также недостаточного развития тех или иных двигательных качеств. Часто ошибки в движениях, связанных с большой амплитудой, обусловлены плохой подвижностью в суставах.

Если сила, быстрота и гибкость у начинающего легкоатлета явно недостаточны применительно к требованиям изучаемого вида легкой атлетики, то лучше заняться развитием этих качеств и меньше акцентировать внимание на неточностях в движениях. Отступление возместится позднее более быстрым прогрессом в овладении техникой.

При исправлении ошибок в движениях учеников прежде всего надо помнить о естественном методе. Этим методом исправляют те движения, которые обычно в силу своей естественности выполняются правильно, но временно, по той или иной причине, искажаются. Например, новичкам, исказившим технику бега, предлагают продолжать его в спокойном темпе на 300-500 м. Некоторая усталость вызовет более экономичные и более правильные движения.

Исправлению ошибки при обучении помогает временное выполнение требуемого движения с увеличенными амплитудой, быстротой, усилием, расслаблением и т.п.

Анализ школьной программы. Ведущее для бега на короткие дистанции физическое качество - быстрота - лучше всего поддается совершенствованию в раннем школьном возрасте - в 7-10 лет. Установлено, например, что у 10-летних школьников частота беговых шагов такая же, как у взрослых квалифицированных спринтеров. Но если в указанном возрасте не воздействовать специальными средствами на быстроту движений, то это качество постепенно ухудшается и к 16 годам опускается до минимума. Поэтому на первом, предварительном этапе многолетней подготовки бегунов на короткие дистанции целесообразно сосредоточить внимание прежде всего на совершенствовании быстроты движений, а также подвижности в суставах и ловкости. В младшем школьном возрасте (7-10 лет) наиболее рациональным средством воспита­ния быстроты, а также гибкости и ловкости могут служить умело подобранные подвижные игры с включением в них кратковременного бега, прыжков, разнообразных метаний, простейших акробатических упражнений. Из специальных средств в этом возрасте можно использовать пробежки с различной скоростью с хода и с высокого старта на отрезках 10-40 м.

В 11-13-летнем возрасте (IV-VI классы) быстрота воспитывается в основном теми же, что на предыдущем этапе, средствами. Разница лишь в том, что постепенно часть подвижных игр заменяется спортивными играми с упрощенными правилами (футбол, ручной мяч, мини-баскетбол и др.). Длина пробегаемых с различной скоростью отрезков на этом возрастном этапе увеличивается до 60-80 м. Часть из этих отрезков можно пробегать с низкого старта. Наиболее существенным является включение в программу занятий школьников IV-VI классов такого высокоэффективного средства воспитания быстроты движений, как многократное выполнение различных прыжков и прыжковых упражнений. Регулярные занятия сами по себе являются достаточным стимулом для совершенствования общей выносливости учащихся этого возраста. Однако это не исключает и применения сравнительно продолжительного, до 10 мини более, бега с умеренной скоростью.

Начинается обучения прыжкам в длину способом «согнув ноги», высоту способом «перешагивания» и метания малого мяча. В этот период наиболее рационально использовать в обучении техники метод целостного упражнения.

На следующем возрастном этапе (14-15 лет) в уроки обучения бегу на короткие дистанции наряду с совершенствованием быстроты движения (скоростных качеств), подвижности в суставах, ловкости и общей выносливости добавляются упражнения, развивающие мышечную силу и скоростно-силовые качества. Эти упражнения не должны занимать более 10-15% от общего времени тренировки, а выполняются они с небольшими отягощениями в виде набивных мячей (1-3 кг),мешков с песком (3-8 кг),гантелей (2-5 кг). На этом этапе можно включать в занятие и упражнения со штангой весом не более 30-40 кг.

Совершенствуется техника выполнения основных прыжковых легкоатлетических упражнений и метание малого мяча. В этот период наиболее рационально использовать в обучении техники метод расчлененного упражнения, с использованием большого количества имитационных и подводящих упражнений.

В старшем школьном возрасте (16-17 лет) на уроках по совершенствованию бега на короткие дистанции должны продолжать заниматься общей и специальной физической подготовленности и технического мастерства, обращая особое внимание на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств. В это время уже выполняются специальные упражнения, воспитывающие специальную (скоростную) выносливость спринтера.

В этот период начинается обучения сложно координационным упражнениям в легкоатлетических прыжках и метаниях (прыжки в высоту способом «Фозбюри-Флоп», прыжки в длину способом «прогнувшись» и в толкании ядра со скачка).

В процессе обучения прыжковым видам и метаниям главное внимание следует обратить на совершенствование скоростно-силовых качеств,техники движений и повышение функциональных возможностей организма. С этой целью могут быть с успехом использованы различные прыжки и прыжковые упражнения, метания, бег с барьерами и другими препятствиями, гимнастические и акробатические упражнения, специально подобранные подвижные и спортивные игры. Особое внимание следует обратить на специальную подготовку опорно-двигательного аппарата, в частности, мышц, связок, сухожилий и суставов ног. Для этого необходимо выполнять в постепенно возрастающем объеме простейшие прыжковые упражнения типа подскоков, прыжков в глубину, через различные препятствия.

В старшем школьном возрасте (16-17 лет) продолжается совершенствование общей и специальной физической подготовленностиучащихся. Средства и методы остаются в основном прежними, но благодаря тому, что занятия на этом этапе приобретают все более специализированный характер, интенсивность тренировочных упражнений возрастает. Необходимо помнить также, что применять силовые упражнения с максимальными отягощениями старшим юношам можно не чаще одного раза в неделю, а девушкам - не чаще одного раза в 10 дней. В противном случае нервно-мышечный аппарат юных спортсменов не успевает восстанавливаться.

Уровень общей выносливости в старшем школьном возрасте развивается и поддерживается за счет различных спортивных игр и кроссовых пробежек длительностью 15-30 мин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.