Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование учебной работы и учет успеваемости




Организация и содержание учебной работы по легкой атлетике в школе

Содержание учебной работы по легкой атлетике в школе определяется программой по физической культуре. Материал программы для I-III классов предусматривает обучение простейшим формам ходьбы и бега, прыжков и метаний (прямолинейный бег, прыжок в длину «согнув ноги» и в высоту «перешагиванием», метание малого мяча).

Постепенно, с каждым учебным годом легкоатлетический материал программы расширяется и усложняется. В классах с V по IX учащиеся получают необходимые навыки в спринтерском, эстафетном и кроссовом беге, в прыжках в длину способами «прогнувшись» и «ножницами», в высоту - «Фозбюри-флоп» и «перекидным». Они осваивают толкание ядра. Практикуются в преодолении полосы препятствий.

В X-XI классах учащиеся совершенствуются в беге, в избранных ими спортивных способах прыжков и в метаниях, знакомятся с основами барьерного бега. Занятия легкой атлетикой по своему характеру приближаются к спортивной тренировке.

Так же как и другие разделы программы, раздел легкой атлетики по каждому году обучения содержит теоретические сведения, навыки и умения, материал для развития двигательных качеств и требования к учащимся.

В общеобразовательной школе существуют три организационно-методические формы проведения занятий по легкой атлетике: урок, внеклассные секционные занятия и самостоятельные занятия. Эти формы тесно связаны между собой общими задачами и целями и лишь условно делятся по организационному принципу.

Основной формой проведения учебных занятий по легкой атлетике в общеобразовательной школе является урок.

Характер и преимущественная направленность поставленных задач, выбор средств и методов обучения, методические приемы организации учащихся, а также этап обучения определяют тип легкоатлетического урока в общеобразовательной школе. В зависимости от вышеуказанных условий уроки подразделяются на вводные, учебные; уроки повторения, совершенствования, закрепления усвоенного материала (тренировочный урок); уроки проверки усвоенных знаний, умений и навыков, а также уровня физической и технической подготовленности (контрольный урок); уроки смешанного типа (учебно-тренировочный урок).

Независимо от типа по своей структуре школьный легкоатлетический урок, как и другие уроки физической культуры, делится на 4 части: вводную, подготовительную, основную и заключительную.

Вводная часть длится, как правило, не более 3-5 мин. Основная задача ее - организовать внимание учащихся. Эти несколько минут отводятся на построение, рапорт, проверку посещаемости.

Учитель должен кратко и точно сообщить учащимся главные задачи и основное содержание урока.

Подготовительная часть продолжается 8-10 мин. Основная задача этой части урока - функционально подготовить организм учащихся к выполнению упражнений, запланированных в основной части урока. Иными словами, подготовительная часть - это разминка. Но если разминка легкоатлета на учебно-тренировочном занятии длится 30-40 мин,то на школьном уроке всего за 8-10 миннеобходимо подготовить организм к предстоящей основной нагрузке. Это очень сложная задача, и успешное решение ее зависит, прежде всего, от педагогического мастерства учителя, уровня его общих и специальных знаний.

Для достижения необходимого эффекта упражнения в разминке должны быть тщательно подобраны в соответствии с тремя основными принципами: во-первых, упражнения следует подбирать с таким расчетом, чтобы они постепенно вовлекали в работу вначале мелкие, а затем все более крупные мышцы и мышечные группы. Во-вторых, ввиду кратковременности подготовительной части урока разминочные упражнения не должны быть очень интенсивными. В противном случае наступит утомление организма и затруднится выполнение упражнений в основной части урока. В-третьих, в подготовительной части упражнения должны подбираться в соответствии с характером занятий,предстоящих в основной части урока. Поэтому в разминке необходима такая последовательность, чтобы упражнения общего характера постепенно уступали место движениям, близким по структуре и характеру упражнениям основной части урока,

Во всех случаях начинать подготовительную часть урока (разминку) лучше всего с постепенно ускоряющейся ходьбы и медленного бега в течение 1,5-3 мин. Затемследуют общеразвивающие упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища и ног. После этого уже идут специальные упражнения. Например, если в основной части урока планируются прыжки в длину с разбега, то в разминку необходимо включить упражнения, воздействующие, прежде всего, на мышечно-связочный аппарат стопы,голени и бедра. Такими упражнениями будут бег с высоким подниманием бедра в быстром темпе на месте и с продвижением вперед, подскоки вверх, отталкиваясь одной и двумя ногами, прыжки в длину итройным с места и др.

В отдельных случаях, когда в основной части урока запланировано повторение пройденного материала или повышение уровня общефизической подготовленности учащихся, подготовительная часть (разминка) может быть проведена в виде подвижной (в младших классах) или спортивной (в старших классах) игры.

Основная часть длится обычно 25-30 мин; в течение этого времени решаются задачи повышения общей и специальной физической подготовленности учащихся, а также обучения и совершенствования техники того или иного легкоатлетического упражнения. В рамках запланированного материала целесообразно таким образом строить основную часть легкоатлетического урока, чтобы первыми шли упражнения по обучению технике и ее совершенствованию (новый материал). После этого должны идти упражнения для развития быстроты и координационных способностей, затем силовые и скоростно-силовые и последними - упражнения, развивающие преимущественно выносливость.

Разумеется, что этого принципа следует придерживаться главным образом при проведении тех уроков, в задачи которых входит совершенствование разносторонней подготовленности учащихся. Однако вышеприведенную последовательность упражнений необходимо соблюдать и в основной части специализированного легкоатлетического урока. Например, если основной задачей является совершенствование физической подготовленности и техники спринтерского бега, то упражнения могут быть подобраны в такой последовательности: 1) упражнения, имитирующие основные моменты низкого старта и бега по дистанции (выполнение отдельных элементов старта с помощью партнера, семенящий бег, бег с высоким подниманием бедра в наклоне, упираясь руками в стену и др.); 2) 2-3 пробежки снизкого старта по 20-40 м и 2-3 пробежки с хода по 20-30 м; 3)различные прыжки и прыжковые упражнения (прыжки в длину, тройным и пятерным с места, выпрыгивание вверх из низкого приседа и др.); 4) 2-3 пробежки по 120-150 м в 3/4 силы. Отдых между пробежками - спокойная ходьба 250-300 м.

Методы проведения основной части школьного легкоатлетического урока могут быть различными: фронтальный, поточный, групповой и др. Проявлению непосредственного интереса к выполняемым упражнениям, что особенно важно для всех школьников, способствует игровой метод.Умело подобранные подвижные и спортивные игры помогут повысить не только физическую подготовленность, но и закрепить необходимые двигательные навыки.

Разделив разучиваемое упражнение на логически завершенные составные части, можно последовательно осваивать их с помощью кругового метода.Есть еще метод проведения основной части легкоатлетического школьного урока - соревнования. Соревнования могут проводиться по одному виду легкой атлетики (например, бег на 60 м) или по простейшему многоборью (например, бег на 60 ми прыжки в длину с разбега или метание гранаты и прыжок в высоту с разбега); могут быть соревнования по неклассическим видам легкой атлетики: например, соревнования по прыжкам с места - прыжок в длину с места, тройной и пятерной с места и др.

Заключительная часть урока длится 3-5 мин и необходима, во-первых, для постепенного снижения острого воздействия нагрузки и, во-вторых, для подведения основных итогов урока. Для решения первой задачи наиболее рационально использовать медленный бег с переключением на ходьбу, а также различные упражнения дыхательного характераи на расслабление. Умело подведенные итоги урока повышают интерес учащихся к данному и последующим урокам.

Согласно программе школьные легкоатлетические уроки планируются на I и IV четверти (сентябрь-октябрь и апрель-май). В это время, как правило, погодные условия позволяют проводить уроки на открытом воздухе: на пришкольной площадке, в лесу, в поле, на лугу, на песчаном берегу реки. Проведение занятий на местности имеет не только большое оздоровительное, гигиеническое значение, но и позволяет увеличить плотность урока, повысить интерес к выполняемым упражнениям, что способствует повышению эффективности занятий в целом. Если место проведения легкоатлетических уроков не может быть выбрано в непосредственной близости от школы, целесообразно в расписании предусмотреть сдвоенные уроки (как для лыжной подготовки).

Средства и методы школьных легкоатлетических уроков во: многом определяются условиями их проведения. В связи с тем, что школьные спортивные залы мало приспособлены для легкоатлетических занятий, эффективность урока во многом зависит от педагогического мастерства учителя, от наличия инвентаря и оборудования.

При проведении уроков в зале очень трудно добиться высокой плотности. Здесь на помощь учителю придут «маленькие хитрости». При достаточном количестве матов можно положить их в 2 слоя сплошным ковром в одном из концов зала. Тогда в длину с разбега могут одновременно прыгать 4-5 человек. Стойки для прыжков в высоту можно раздвинуть на 6-8 м,натянув между ними резину. Тогда и в высоту могут одновременно прыгать 3-4 человека. Приставленная к стене зала толстая доска с прикрепленными к ней брусками-колодками позволит одновременно стартовать 12-15 школьникам.

Один из основных критериев эффективности урока (при условии строгого соблюдения общих дидактических принципов) - плотность. Существует много различных методических приемов, позволяющих увеличить плотность легкоатлетических уроков. Один из них - решение конкретных задач с помощью специально подобранных подвижных, спортивных игр или эстафет. Например, оговорив передвижение в игре только скачками на одной или двух ногах, можно развивать у детей прыгучесть. Если одним из этапов эстафеты будет лазанье по канату (или подтягивание на перекладине, или сгибание-разгибание рук в упоре лежа), то в этом случае развивается сила. Если же в подвижную игру (эстафету) включить опорные прыжки, простейшие кувырки, то совершенствуются координационные возможности детей, их ловкость.

Таким образом, в зависимости от задач, которые хочет решить преподаватель на уроке или тренировке, подвижные игры и эстафеты могут быть насыщены теми или иными движениями и упражнениями. Учитывая специализацию юных легкоатлетов, игры и эстафеты можно сделать преимущественно беговыми, прыжковыми или насыщенными элементами метаний. Однако во всех случаях учащихся нужно настраивать на технически правильное выполнение входящих в игру или эстафету элементов легкоатлетических видов. При этом нужно отметить, что в младших и средних классах для повышения плотности урока используются подвижные игры, в старших классах - спортивные (баскетбол, футбол, ручной мяч и др.). Сочетание высокой эмоциональности с технически правильным выполнением значительно сократит срок обучения новым упражнениям и сделает навык более прочным.

Плотность урока можно повысить также за счет применения кругового метода.Заключается он в том, что учащиеся делятся на 3-5 равных по численности групп, которые одновременно начинают выполнять предназначенные для них упражнения. Через определенное время (5-7 мин)группы переходят с одного места на другое и так последовательно (по кругу) обходят все места и выполняют все упражнения. Этот метод удобен тем, что позволяет работатьодновременно с учащимися всех возрастов и различного уровня подготовленности. Наибольший эффект круговой метод дает в том случае, когда подобранные упражнения воздействуют преимущественно на одно физическое качество.

Нет необходимости подбирать специальные упражнения для развития выносливости и включать их в круговую тренировку. Дело в том, что упражнения, развивающие преимущественно быстроту движений, мышечную силу, скоростно-силовые качества, умело подобранные и объединенные в круговой тренировке, уже являются достаточным тренирующим фактором для развития выносливости детей, подростков и юношей.

Задания на дом являются одной из форм внеклассной работы. Они тесно связаны с материалом, который проходится в это время по программе. Их назначение - повышать уровень развития физических качеств, совершенствовать определенные двигательные навыки и умения. Неправильно даватьзадания на дом только неуспевающим ученикам. Дифференцированные домашние задания, подобранные учителем в строгом соответствии с уровнем физической и технической подготовленности отдельных учащихся, помогают не только ликвидировать недостатки, но и способствуют повышению активного интереса к занятиям. Эффективным домашнее задание становится только при одном условии: регулярной и тщательной проверке учителем его выполнения.

Правильное планирование - распределение учебного материала, его последовательность и логическая связь - необходимые условия успешного обучения.

Основой планирования являются учебный план и программа. В учебном плане указано количество часов, отведенных на легкую атлетику для каждого класса, в программах подробно изложены задачи и объем учебного материала по годам обучения.

Так, в третьих классах на легкую атлетику отводится 12 ч, в четвертых - 10 ч; в V и VI - по 18 ч; в VII и IX - по 16 и в X-XI - для юношей по 16, а для девушек - по 18 ч.

Во всех школах уроки физкультуры в учебном году, как правило, начинаются и заканчиваются занятиями легкой атлетикой, что объясняется благоприятными погодными условиями, т. е. изучение легкой атлетики приходится на первую и последнюю четверти учебного года. Однако не исключена возможность изучения и совершенствования легкоатлетических упражнений в течение всего учебного года как составной части уроков гимнастики и спортивных игр.

Определив с учетом этих поправок количество часов для каждого класса, составляют планы-графики занятий легкой атлетикой по четвертям.

В зависимости от возраста учащихся и степени овладения учебным материалом распределение может быть концентрированным, рассредоточенным или смешанным. При концентрированном распределенииучебного материала один и тот же вид легкой атлетики включается в уроки 3 - 4 раза и более подряд. Этот метод используется при введении нового материала и является наиболее эффективным при обучении детей младшего возраста.

Рассредоточенный методприменяется на занятиях с учащимися старших классов, для которых уроки составляются с более выраженной тренировочной направленностью.

Для учащихся тех классов, где часть учебного материала уже знакома, а часть является новой, используется смешанный метод.

Оценка степени овладения учащимися программным материалом должна быть своевременной и объективной. При этом учителю физкультуры необходимо учитывать специфику его предмета. Оценивая уровень овладения техникой, а также уровень физической подготовленности, определяемых выполнением нормативов, предусмотренных программой, нельзя забывать об индивидуальных особенностях каждого ученика.

При индивидуальном подходе к оценке важен не только уровень подготовленности учащегося в данный момент, но и те положительные сдвиги, которые имели место по сравнению с прошлыми показателями. При этих условиях ученики получат не только объективную оценку их знаний, умений и навыков, но и мощный стимул к дальнейшему совершенствованию.

Для текущей оценки могут быть использованы и экспресс тесты, в которых представлены легкоатлетические упражнения. Помимо текущего учета, важное, если не решающее значение имеет оценка, выставленная по результатам, показанным на контрольных уроках и на соревнованиях.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.