КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лыжный спорт как средство физического воспитания
Лыжный спорт один из самых массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. Главная задача занятий лыжным спортом – достижение физического совершенства и наиболее высоких спортивных результатов, что является основным отличием спорта от других видов занятий лыжами. За годы развития сложились следующие типы лыжного спорта. Детско-юношеский спорт. Основная задача – прививание устойчивого интереса у подростков и юношей к занятиям по различным видам лыжного спорта, а также укрепление здоровья, достижение физического совершенства и подготовка резервов для спорта высших достижений. Массовый лыжный спорт. Основная задача – повышение уровня физической работоспособности, оздоровление и совершенствование организма. Спортивные результаты в данном случае являются не самоцелью, а показателем уровня физической подготовленности и готовности к активной жизнедеятельности и труду. Одной из разновидности массового спорта можно считать инвалидный – лыжный спорт для инвалидов. Основная задача – реабилитация инвалидов, привлечение их активной деятельности, укрепление здоровья. Спорт высших достижений (любительский лыжный спорт). Главной целью является достижение наивысших результатов в соревнованиях. Вместе с тем лыжный спорт высших достижений требует больших материальных затрат, и поэтому в нашей стране обеспечивается в основном государственными структурами (на основании правил Олимпийской хартии). Профессиональный лыжный спорт имеет, прежде всего, зрелищный и коммерческий характер. Спортсмены-профессионалы получают высокие награды за победы в соревнованиях. Высокой популярностью и зрелищностью пользуется горнолыжный спорт, привлекает коммерческие структуры. Лыжные гонки, биатлон и другие виды носят полулюбительский, полупрофессиональный характер. Современный лыжный спорт включает семь олимпийских видов: лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье, горнолыжный спорт, фристайл, сноубординг. Среди всех зимних олимпийских видов спорта самый массовый в России по количеству занимающихся и работающих с ними тренеров – лыжные гонки. На старте нового тысячелетия количество занимающихся лыжами и работающих с ними тренеров в спортивных школах разной категории составило 64% от общего состава учащихся и тренеров по всем олимпийским зимним видам спорта. Лыжная подготовка – обязательный минимум занятий на лыжах по физическому воспитанию в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних и высших учебных заведениях различного профиля, в Вооруженных Силах страны; рекомендуется в качестве спортивного развлечения включать в занятия по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и передвижение на лыжах. В системе физического воспитания лыжная подготовка – национальное средство повышения уровня физической работоспособности, оздоровления. Закаливания всех возрастных групп населения нашей страны. Лыжная подготовка проводится на основании государственных программ и обеспечивает обучение детей. Подростков, юношей и всего взрослого населения технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов, в том числе и нормативов любого комплекса, характеризующего физическую подготовленность всех возрастных групп страны. В процессе лыжной подготовки приобретается обязательный минимум знаний по основам техники передвижения на лыжах, методов развития общей работоспособности, подготовки к соревнованиям и т.д.; прививаются навыки самостоятельных занятий и инструкторской практики. Между лыжной подготовкой и лыжным спортом существует тесная взаимосвязь. Основой развития лыжного спорта высших достижений является массовая лыжная подготовка. С появлением талантливой молодежи растут спортивные достижения сильнейших лыжников, повышается общий уровень развития лыжного спорта в стране. В свою очередь, развитие лыжного спорта высших достижений и массового спорта ведет к дальнейшему совершенствованию системы лыжной подготовки.
36. Методика обучения основам техники способам передвижения на лыжах
Техникой физического упражнения называют целостную систему специализированных движений. Техника многочисленных способов передвижения на лыжах (их около 50) – система чрезвычайно динамичная вследствие, прежде всего непостоянства погодных условий и состояния снежного покрова, разнообразия рельефа местности, по которой проложена лыжная трасса. Для более быстрого и качественного овладения способами передвижения на лыжах используют различные приемы, способы, подходы, которые в комплексе составляют методику обучения как систему передачи знаний, умений и навыков в технике. Прежде всего, учатся обращению с лыжным инвентарем. Учиться быстро, надевать и снимать лыжи лучше в теплом помещении, акцентируя внимание на том, как пользоваться креплением избранной конструкции, как правильно держать палки. Упражнения для овладения лыжным инвентарем, механизмом скольжения и сцепления лыж со снегом, сочетанием маховых и толчковых движений руками и ногами являются подготовкой к изучению техники способов передвижения на лыжах. Их выполняют все начинающие лыжники независимо от возраста, они являются основным учебным материалом на первых как групповых уроках, так и самостоятельных занятиях на лыжах. Научиться технично ходить на лыжах можно только на снегу. Однако техническая подготовка лыжника осуществляется и в бесснежный период. Данная подготовка является базой для дальнейшего обучения лыжным ходам. В бесснежный период решаются следующие задачи: 1. Обеспечить предварительную подготовку к овладению способами передвижения на лыжах. 2. Подготовить опорно-двигательный аппарат к выполнению характерных для лыжника-гонщика двигательных действий. 3. Начать формирование двигательных, вестибулярных, зрительных, слуховых, дыхательных рефлексов, соответствующих условиям снежной среды. 4. Создать представление о технике согласования движений руками, ногами, туловищем. Для того чтобы решить данные задачи используют подводящие, имитационные упражнения, с применением лыжероллеров и специальных тренажеров. Последовательность обучения способам передвижения на лыжах определяют с учетом взаимодействия навыков, чтобы преобладал положительный перенос, когда освоенный навык не препятствует образованию нового. Обучение классическим лыжным ходам осуществляется в следующей последовательности: попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, одновременный одношажный и двухшажный ходы и после этого попеременный четырехшажный. Овладение коньковыми ходами чаще всего происходит в следующей последовательности: полуконьковый, одновременный двухшажный, коньковый ход без отталкивания руками, попеременный коньковый и одновременный одношажный ход. Подбор упражнений при обучении конкретным способам передвижения на лыжах зависит от поставленных задач, возраста, квалификации и физической подготовленности занимающихся. В зависимости от последовательности обучения и решаемых задач упражнения условно можно разделить на группы: § упражнения для изучения движений руками; § упражнения для изучения движений ногами; § упражнения для овладения скольжением; § упражнения для комплексного овладения элементами техники; § упражнения для согласования движений при выполнении каждого способа в полной координации; § упражнения для совершенствования техники избранного способа передвижения на лыжах. В процессе обучения отдельным способам передвижения на лыжах весьма важно своевременно предупреждать и исправлять естественно возникающие ошибки, не допускать их автоматизации. На всех этапах обучения необходимо руководствоваться основными методическими правилами профилактики и устранения ошибок. Во-первых, занимающиеся должны понимать сущность упражнения, решаемую двигательную задачу. Во-вторых, ошибки следует исправлять последовательно, по степени их значимости, сначала грубые, искажающие основную структуру движения, затем взаимосвязанные, вызывающие одна другую, и, наконец, локальные, не отражающиеся на остальных деталях техники. В-третьих, при исправлении любой ошибки занимающийся должен понимать ее причину. Выбор способов подъемов на лыжах неразрывно связан с крутизной склона. Последовательность овладения ими обусловлена постепенным переходом от пологих к все более крутым подъемам. В соответствии с этим вначале овладевают подъемами лыжными ходами, затем «полуелочкой», «елочкой» и наконец «лесенкой». При обучении обращают внимание на специфические только для подъемов двигательные действия: § уменьшение длины шага и повышение частоты движений; § увеличение угла разведения носков лыж в стороны пропорционально крутизне подъема; § более продолжительное, но менее завершенное отталкивание руками; § переход на двухопорное скольжение и увеличение его продолжительности § уменьшение наклона туловища, что позволяет в классическом ходе, исключить проскальзывание лыжи. При обучение высокой, средней и низкой стойкам спусков вначале на месте, затем при спуске в облегченных условиях необходимо контролировать следующее: § степень сгибания ног в тазобедренном и коленном суставах, а также положение туловища; § ширину постановки лыж (от широкой к более узкой); § держание палок в полусогнутых руках, кисти немного впереди коленей, всегда кольцами сзади туловища. Обучение способам торможений начинают с самого надежного – торможение «плугом». Затем изучают торможение упором и боковым соскальзыванием. По ходу овладения этими способами торможения лыжами учатся тормозить палками, изменением стойки спуска, а также управляемым падением. После освоения способов торможений приступают к обучению поворотам в движении. Повороты осваивают чаще всего в такой последовательности: переступанием, «плугом», упором и на параллельных лыжах. Эффективное выполнение выше обозначенных двигательных действий обеспечивает целостное овладение многочисленными разновидностями классических и коньковых ходов, переходами с одного хода на другой, способами подъемов, спусков, преодоления неровностей, торможений и поворотов.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 6355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |