Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взгляды на историю




Наст, изд., с. 366.

Современной медицине уже доступно возвращение людей из состояния клинической смерти, тоже своего рода «воскре­шение». Не говоря уже о том, что борьба со старением и смертью, борьба за преодоление видового барьера продолжи­тельности жизни людей и за достижение в будущем практи­ческого бессмертия, к чему призывал видный советский уче­ный, президент АН БССР В. Ф. Купревич, в наше время уже становится объектом широкого медико-биологического поиска.

проектов воскрешения занимает всего несколько стра­ниц. Именно нравственный, императивный смысл его требования всеобщего воскрешения вызвал особое со­чувствие Толстого и Достоевского. Идея всеобщего им­манентного воскрешения рождается прежде всего из непреодолимого сердечного требования, диктуется глу­боким чувством долга. Нужно, чтобы «все рожденные поняли и почувствовали, что рождение есть принятие, взятие жизни от отцов, т. е. лишение отцов жизни,— откуда и возникает долг воскрешения отцов, который сынам дает бессмертие» *.

Необходимо также учитывать, что идеал «воскре­шения» и порожденная им точка зрения «родственно­отеческой» нравственности позволяют Федорову рас­сматривать историю становления и развития челове­чества в своеобразном ракурсе.

«Философия общего дела» выстраивает необычпую систему «начал и концов» истории. В ней все развитие человечества, от возникновения человека до будущих его путей, движимо одним чувством — переживанием смертности и невозможности смириться с потерями, одной идеей — необходимости возвращения утраченно­го, победы над смертью.

В статье «Горизонтальное положение и вертикаль­ное — смерть и жизнь» Федоров пытается определить сущность природы человека исходя из рассмотрения его генезиса. Вслед за материалистами XVIII—XIX вв. он видит первый акт самодеятельности человека в при­нятии вертикального положения. Человек возникает, по Федорову, через внутреннее «самопревосхождение». Он рождеп дважды: природой и самим собой. «Верти­кальное положение есть уже не дар рождения, не про­изведение похоти плотской: оно есть сверхъестествен­ное, сверхживотное, требовавшее перестройки всего существа; оно есть уже результат первоначальной са­модеятельности и необходимое условие самодеятельно­сти дальнейшей»2. Вертикальное положение «есть вьь

81Наст, изд., с. 476.

Наст, изд., с. 515.

ражение отвращения к пожиранию, стремление стать выше области истребления», первый акт «восстания че­ловека против природы» 1.

Если «употребление самого простейшего орудия за­ставляет человека уже подняться, встать» 2, то в даль­нейшем самосозидании человека труд играет решаю­щую роль. Федоров подчеркивает громадное значение открытия огня первобытным человеком: с этого време­ни «пробуждается человеческая жизнь на земле, явля­ется в природе существо, жизнь которого, раз она яви­лась, зависит уже не исключительно от капризного со­четания сил природы» 3.

Определение природы человека как двусоставной — животно-природной, с одной стороны, и самодеятельно­трудовой, творчески самопревосходящей, с другой,— важнейшая посылка философской антропологии Федо­рова, из которой вытекают крайние выводы его учения. То, что человек произвел себя сам, через труд и созна­ние, и есть его собственно человеческая сущность, ко­торая непрерывно расширяется и в итоге должна со­вершенно преобразить его природную основу (превра­щение дарового в трудовое, рожденного в сотво­ренное).

Смерть царит во всей природе, но только человек определяет себя как смертного, тем самым чувствуя смертность как свою основную родовую характеристику. Однако, осознав свою смертность, человек тем самым уже возвышается над ней и может, в отличие от жи­вотных, вовсе ее не осознающих, признать ее жесто­ким, недостойным его уделом. Правда, до самой воз­можности прямого вызова природе путь далек.

Первая неудержимая внутренняя реакция человека на смерть, на потерю близких — скорбь и попытки воз­вратить умерших к жизни. В этом, по Федорову, смысл причитаний над покойным, отпевания, захоронения (нахранение), «перенесения или вознесения образов отцов на небо», «олицетворения, патрофикации, дидотворения или оживотворения небесных тел душами отцов» 4. Та­ким образом, первичным актом сознания, совпадающим с самим его возникновением, становится сознание

21Наст, изд., с. 512.

3Там же.

Η. Φ. Федоров. Философия общего дела, т. I, с. 126.

4Наст, изд., с. 516.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.