Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я2Н. Ф. Федоров. Философия общего дела, т. II, с. 156




Наст, изд., с. 571.

Ср. определение философии Шопенгауэра у Т. Манна: «...Это эротическая концепция мира, настойчиво объявляющая пол средоточием воли» (Собр. соч., т. 10. М., 1961, с. 142).

é//, Φ. Федоров, Философия общего дела, т. II, с. 156,

ные призраки раздражаемой и возбуждаемой похоти, тесно связанной с мрачным сладострастием насилия и смерти. Перестать служить всеми утонченными средст­вами искусства эротическому мифу, напротив, культи­вировать чистый, трезвый дух долга, познания и де­ла— таков призыв философа «общего дела».

Музыкальная трагедия Вагнера (впитавшая в себя идеи Шопенгауэра) преисполнена стремления выразить дух музыки, передающий темный движущийся океан «мук и борений самого Первосущего» (Ницше), а в аполлоновском начале драмы кульминировала в то тра­гическое миросозерцание, что призывает в полном соз­нании, гордо, стоически идти навстречу неизбежной гибели. «Немецкому» синтезу искусств в музыкальной драме русский мыслитель противопоставляет архитек­туру» точнее, храм, светлую мистерию разума, челове­ческого дерзания, победы над природным законом па­дения, конца, смерти.

Концепция храма как высшего достижения челове­ческого искусства не случайно возникает у Федорова. Природная материя для него косная и слепая сила, вовсе не обладающая своей «роковой» волей. Этой си­лой необходимо научиться управлять, чтобы созна­тельное существо — человек — могло выйти из-под власти ее стихийного закона. Архитектурный ансамбль как раз организует по законам целесообразности, кра­соты и гармонии мертвые, тяжелые, материальные массы. Архитектура — это прекрасное остановленное падение — явилась для Федорова ярким символическим образом будущей преображенной материи.

Недаром тот же образ храма, небесной архитекту­ры, коперниканского зодчества возникает на страни­цах «Философии общего дела», где автор вдохновенно предсказывает будущие судьбы искусства, когда оно перестанет быть лишь мнимым, «мертвым подобием» мира жизни и будет силой самой жизни, реально воскрешающей погибшее, активно преобразующей все­ленную. Направленные на один предмет — действитель­ность, занятые одним делом — творческим ее преобра­жением, искусство и наука примирятся в высшем син­тезе. «Наука доказывается искусством: коперниканская астрономия, вмещающая все науки, доказывается не­бесною архитектурою, обнимающею все искусства, ос­нованные на небесных механике, физике, химии, физи­ологии, антропологии и всей истории» 1 Щ

Тогда Земля и все мироздание станут ареной всеобщего космического творчества. Такое искусство будущего полностью овладеет материалом жизни и ма­терией космоса, воссоздаст утраченное, «вылепит» но­вое по высшим законам нравственности, красоты и гар­монии. Неограниченная власть человеческой фантазии, воли и разума над жизнью, ее существами, временем и пространством, которая осуществляется пока лишь в узких пределах духовного художественного творения, становится реальностью для всех во всеобщем деле регуляции и воскрешения. Все становятся демиургами, но не маленького совершенного мира — произведения искусства, как прежде отдельные художники, а реаль­ной безбрежной вселенной. Существующее искусство с его арсеналом выразительных средств и способов воз­действия может иметь значение «лабораторного» пред­варения, идеально-проективного намека на истинное искусство будущего, которое будет активно творить са­му действительность. «...Великие художественные про­изведения... изображая мир, усиливаются дать ему свой образ, изображая мир в себе, они отрицают его. Нет такого действительно художественного произведения, которое не производило бы некоего изменения в жиз­ни... художественное произведение есть проект новой жизни» 2. Искусство получает высший метафизический смысл через создание идей, образцов, архетипов, худо­жественных подобий того, что человек будет создавать реально: гармонию, красоту, жизнь в вечности.

Среди современников Федорова такое восторженное

пророческое видение будущего искусства оказало осо­

бенно заметное влияние на В. С. Соловьева. Отчетли­

вее всего оно проявилось в его эстетических работах

конца 80-х — начала 90-х годов. «Общий смысл искус­

ства» (так называется статья 1890 г.) формулируется

Соловьевым прямо по-федоровски: «Совершенное ис­

кусство в своей окончательной задаче должно вопло­

тить абсолютный идеал не в одном воображении, а и

в самом деле,— должно одухотворить, пресуществить

нашу действительную жизнь». Но сама сущность «оду­

JНаст, изд., с. 568. 2Я. Ф, Федоров, Философия общего дела, т. II, с. 435·

хотворения» и «пресуществления» жизни понималась Федоровым и Соловьевым по-разному. Именно соловь­евский вариант подхватывается русским символизмом и разрабатывается в концепцию теургического искус­ства 1. Федоровский пафос реального, космического преображения мира как задачи настоящего творчества скорее созвучен некоторым теориям искусства периода революции и 20-х годов.

Подведем некоторые итоги анализа основных фило­софских идей Федорова. Слабые стороны его учения очевидны: общая утопическая направленность, сильная религиозно-христианская окрашенность, консерватив­но-патриархальные иллюзии, идеализм в общественно­политических взглядах. Вторая половина XIX в., ког­да жил и создавал свое философское учение Федоров, отмечена глубокими социальными и идейными проти­воречиями, которые пе могли не отразиться в его ми­ровоззрении.

Критическое отношение к окружающей действитель­ности, стремление к коренным переменам охватывают многие слои русского общества. Глубинные чаяния преобразования всей жизни народа находили отраже­ние и в среде ремесленного, крестьянского люда, в ан­тицерковных сектантских движениях. Их необходимо учитывать для конкретно-исторического понимания консервативных черт мысли Федорова. В «Философии общего дела» мы находим ярко выраженный пафос проектирования идеального, «должного» уклада жизни, веру в определенный утопический «рецепт» спасения. Утопизм построений Федорова связан прежде всего с тем, что он переоценивает возможности «регуляции природы», рассматривает ее как панацею от всех со­циально-экономических бед человечества, при этом но видя реальных классовых отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.