Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наст, изд., с. 375




Наст. издм с. 361.

Там же, с. 553.

Но почему именно христианство притягивает рус­ского мыслителя? Из всех мировых религии только в новозаветном христианстве утверждается как идея во­скресения каждой уникальной человеческой личности, утраченной в смерти, так и необходимость преображе­ния природного мира в иной, неприродный, бессмерт­ный, божественный тип бытия. Вместе с тем, своим учением Федоров пытается восполнить два, на его взгляд существенных, недостатка традиционного хри­стианского эсхатологического идеала: частичность, не всеобщность спасения (немногие праведники приглаша­ются бесконечно созерцать муки бесчисленных отвер­женных «нового неба») и его сверхъестественный ката­строфам, выражающийся в столкновении двух разно­природных, неравноправных г.ил: пассивного, претерпе­вающего человечества и активной, всемогущей воли божества. В апокалиптических пророчествах Федоров видел условную угрозу человечеству, если оно откажет­ся «прийти в разум истины», осознать необходимость творческого преображения себя и мира, восстановления всех погибших своими силами. Если говорить о тради­ции христианской мысли, Федорову ближе всего была линия, идущая от христианского платоника Оригена к Григорию Нисскому, представителю греческой патри­стики IV в. с его учением об условном характере ад­ских мук и о всеобщем апокатастасисе, т. е. восстанов­лении всего мира, без всяких исключений, в обожен­ное состояние.

Христианские образы и обряды становятся для Фе­дорова символическим выражением всеобщего дела ре­ального построения «царствия небесного» силами объе­диненного братского человечества. Так, к примеру, храмовая литургия предстает как символическое дей­ство, художественно-мистериальное представление того «внехрамового пресуществления», внехрамовой литур­гии, т. е. «обращения гниющих веществ в живые и здо­ровые тела» \ каким должно стать воскрешение, дости­гаемое через регуляцию природы. Для Федорова но важна догматическая вера в действительность этого христианского таинства — ведь оно выступает как «об­разовательное средство», через эстетическое воздеи­

ствие подвигающее на действие: «Если для верующих литургия — божественное служение, то для неверую­щих она — художественное воспитание» *.

Христианские догматические символы перетолковы­ваются у Федорова как «указание на долг; на то, что должно быть»2, превращаются в регулятивные идеи. Ставится парадоксальная для верующего, христианско­го сознания задача «осуществить» бога как регулятив­ную идею должного в действительности, поставить иде­ал Троицы «целью для рода человеческого», «в закон совокупной деятельности всего человечества, в закон будущей истории» 3. Троица выступает в «Философии общего дела» как символический идеал воскрешенного, бессмертного человечества, осуществившего нераздель­ное и неслиянное всеединство человеческих личностей в полном составе всего рода, в котором все рожденное трансформируется в воссозданное и созидаемое, в не­прерывное материально-духовное творчество.

На «поэтику» мышления Федорова значительное влияние оказали русская иконопись и зодчество (что особенно чувствуется в главах, посвященных росписи «храмов-музеев»), житийно-учительная литература. От федоровских писаний часто исходит архаичное веяние глубинной, допетровской Руси. Создается странное впе­чатление, будто мы слышим голос, скажем, Нестора, читавшего Канта и Ницше, видевшего полет воздуш­ного шара, горестно удивлявшегося Всемирной париж­ской выставке. Глубоко вживаясь в мировоззрение про­стого «крестьянского» русского народа, Федоров про­никся его духом и загрворил на его языке.

Федоров, безусловно, пытается использовать ту энергию эмоции, которую высекает из человека духов­ная сосредоточенность, накал веры. Но какой веры? Для Федорова все человечество — большая семья, свя­занная тесными узами общих предков и единой судьбы, но семья в действительности распавшаяся, забывшая о своем родстве. Обратить сердца живущих к ушедшим, сердца сынов к отцам — вот та великая задача, направ­ленная на область чувств, без разрешения которой, од­




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.