Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наст, изд., с. 301—302




Белый в своих воспоминаниях о Блоке писал: «Все искания и воплощения возникали проблемою связи Владимира Соловьева и Федорова с философией русской общественной мысли». Дальнейшей задачей, провозглашал он в обычном для символизма стиле, «будет соединение философии Федорова с углубленной проблемой народничества, воскресения народного коллектива как хора, оркестра» («Эпопея». Литературный еже­месячник, под ред. А. Белого. Москва — Берлин, Геликон, 1922, № 2. с. 119).

Ненаучный, утопический характер носит и идея «имманентного воскрешения», и представленные в «Философии общего дела» возможные способы ее осу­ществления. Все они не выдерживают современной научно-материалистической критики. Особенно уязви­ма центральная посылка Федорова — мысль о том, что «собрав», восстановив единственный в своем роде со­став материальных «частиц» человека, удастся автома­тически воскресить его психическую субъективность, все своеобразие и богатство его личности. Идея воскре­шения своими корнями уходит в глубь религиозно-ми­фологических представлений. У Федорова она предста­ет в системе его христианских воззрений. Хотя мысли­тель выступал против мистицизма, сама идея воскре­шения, антипатуралистическая установка на преодоле­ние природного закона смены поколений, содержит в себе элемент мистицизма.

В глубоких противоречиях, свойственных философ­ским и социально-политическим идеям Федорова, отра­зились слабые стороны идеологии патриархального крестьянства. Критика современной ему «городской» цивилизации, господствующих философских течений осуществлялась мыслителем с точки зрения патриар­хальных представлений «неученых» и отмечена, не­смотря на свою страстность, теми же противоречиями.

Но вместе с тем Федоров был страстным обличите­лем капиталистической действительности. Он реши­тельно осуждает буржуазную цивилизацию с ее мили­таризмом, избыточным производством «мануфактурных игрушек». Федоров представил язвительную критику обезличивания человека, «обезглавленного» па все шесть дней недели, которому «надевают» голову, как шляпу, лишь по выходным и праздникам, забивая ее при этом пошлым популярным знанием и примитив­ной культурой. Разочарование в Западе с его идеалом «мещанства», материального довольства «здесь и те­перь», сильно в книге Федорова. Даже принцип личной свободы, которым так гордится Запад, по его мнению, является лишь гарантией «возможно меньшего стес­нения в забавах» «мануфактурными игрушками» или возможностью вытеснять друг друга «с сохранением лишь юридических приличий» *.

Реакционные черты мировоззрения Федорова, непо­нимание им социализма, его общественно-политический консерватизм, утопическая ограниченность неприемле­мы для нашего времени. Но его гуманизм, выступле­ния против войн и милитаризма, вера в преобразую­щую силу разума и науки, настойчивый призыв к дея­тельности, объединяющей человечество вокруг больших целей, и прежде всего вокруг задачи освоения космо­са — эти качества Федорова-мыслителя остаются в на­ши дни предметом внимания.

Данное издание не исчерпывает философского на­следия Η. Φ. Федорова. В книгу включена лишь часть его работ, представляющая для нас наибольший инте­рес.

С. Г. Семенова

ИЗ I ТОМА «ФИЛОСОФИИ ОБЩЕГО ДЕЛА»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.