КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оформление синтаксической структуры предложения
1. Развитие системы способов построения предложения Оформление синтаксической структуры предложения связано прежде всего с четким разграничением системы имени и системы глагола и развитыми системами словоизменения (формообразования) обоих классов слов. В этом плане индоевропейская морфология «отмечает глубокое различие двух рядов форм: форм имени и форм глагола» [Мейе, 360]. Процесс развития форм словоизменения имени и глагола происходил на более ранних этапах развития предложения. Ролевая конструкция требовала уже четкого различения этих форм, особенно форм имени — прежде всего не столько для выражения отношений между словами, сколько для маркировки семантических ролей. «Каждое слово имеет ту форму, какой требует смысл, а не форму, зависимую от другого слова в предложении: в индоевропейском не было „управления" одного слова! другим, как, например, в латинском; самостоятельность слова есть основной принцип, определяющий структуру индоевропейского предложения» [Там же, 362-363]. В индоевропейской падежной системе центральным, главным падежом становится именительный. Это происходит в результате того, что «глубинные падежные различия нейтрализуются, сводясь к одной и той же форме, обычно называемой номинативом» [Филлмор, 440-441]. Номинатив становится падежом субъекта, обозначая «смысловой центр предложения» [Прокош, 246], то, о чем говорится в предложении [Мейе, 348]. Итак, основное назначение формы именительного падежа — быть формой подлежащего в любом предложении, независимо от его семантики. Что касается других падежей, то их значения распределяются следующим образом [Мейе, 348-354; Прокош, 246]: Аккузатив — выражает лицо или предмет, на который направлено действие глагола. Генитив — показывает менее полное и непосредственное влияние, глагола на существительное, чем аккузатив. Аблатив (отложительный) — обозначает исходную точку действия. Датив — указывает, кому и для чего вещь предназначена. Локатив — обозначает место действия. Инструментальный (творительный) — выражает средства, при помощи которых совершается действие. Вокатив — служит формой обращения. При этом формально различаются только в одушевленном роде (мужском и женском) именительный, звательный и винительный, а остальные — в обоих, т. е. в одушевленном и неодушевленном (среднем) роде [Мейе, 348, 354]. В значениях индоевропейских падежей еще достаточно явно просматриваются их ролевые истоки. Так, в именительном «ощущается» действующее лицо, а в винительном — объект действия. Характерно, что «различие падежей именительного и винительного существенно для названий одушевленных существ и довольно безразлично для названий вещей: требуется. Чтобы язык различал, тем или иным способом, Павел ли бьет Петра или Петр бьет Павла; но что Павел видел сон или наложил ярмо — это можно понять по смыслу» [Там же, 346]. У существительных «неодушевленного» среднего рода форма винительного падежа совпадает с формой именительного. Это можно объяснить тем, что «первоначально, в дописьменную эпоху, существительные среднего рода, ввиду того, что они обозначали неодушевленные предметы, не могли играть в предложении роль подлежащего (выделено мною. — Ю. Л.), а потому и не имели вовсе формы именительного падежа. Позднее, когда в результате изменений в структуре языка стало возможным употреблять в функции подлежащего и существительные среднего рода, потребовалась для них форма именительного падежа: для этой цели была употреблена та форма, которая первоначально выражала только винительный падеж» [Ильишз, 68-69]. Тождественность форм именительного и винительного падежей показывает, что они целиком противопоставлены остальным падежам» [Мсйс, 347]. В формально-синтаксической — не ролевой — структуре предложения падеж — это уже не столько семантическая категория, сколько форма имени, выражающая его отношение к другим словам в речи [Виноградов!, 167]. Что же касается семантики падежей, то «круг значений падежных форм у существительного все расширяется» [Там же]. Это в известной степени связано с уменьшением числа падежных форм: «несомненно, каждый язык имел больше падежей на ранней ступени развития, и их количество сокращалось в большей или меньшей степени таким образом, что функции нескольких падежных форм сочетались в одной форме. Этот процесс Называется синкретизмом» [Прокош, 245]. Индоевропейская система из восьми падежей сократилась в латинском языке до шести, а в германских — до четырех (в готском — пять). Естественно, что такое сокращение связано с изменениями значений па- I дежных форм, с перераспределением этих значений. Так, чисто синтаксическая роль винительного падежа заключалась в уточнении значения глагола: в индоевропейском корень глагола мог иметь значение как переходности, так и непереходности, поэтому наличие или отсутствие существительного в винительном падеже играло существенную роль. Причем неважно, было ли это значение «внешнего объекта» или «внутреннего объекта» [Мейе, 348-349]. (Значение внутреннего объекта — ср., например, древнеисл. Sofu svefn sinn «спать своим сном» [Стеблин-Каменский2, 70]). На это ролевое значение винительного падежа начинают наслаиваться и другие, например, цели движения: лат. ео Romam «иду в Рим» [Мейе, 349]; направления: древнеисл. Roa menn leid sinna «Плывут люди своей дорогой» [Стеблин-Каменский2, 70]; времени: Pat var eitt summar «одним летом» [Там же, 71]. Основное значение дательного падежа — косвенный объект, т. е. то лицо, для которого совершается действие. В этом значении дательный падеж часто сочетается с винительным. На это основное значение наслаиваются дополнительные, например, в готском — направления: manna sums gaggida landis «некий муж пошел в страну»; инструментально-орудийное: gasoPjan hlaibam «насытить хлебами»; отложительное: galausiPs is qenai «разведен с женой» («отделен от жены»); образа действия: gahulidamma haubida «пророчествуя с непокрытой головой»; времени: gif uns himma daga «дай нам сегодня» [Гухман, 122-124]. Родительный падеж, как и дательный, тесно связан с винительным. Во-первых, он является своего рода «дублером», позиционным вариантом винительного, употребляясь вместо него в отрицательных предложениях. Во-вторых, он выражает партитивное значение, обозначая объект, который неполно охватывается действием. Ср. рус: купить хлеб и купить хлеба; лат.: fortissimus virorum «храбрейший (из) мужей». Значения остальных падежей — творительного, местного и отложительного — более конкретны, более единообразны. Именно эти падежи исчезают, отмирают в германских языках, тогда как в латинском, славянских и балтийских число падежей несколько больше — до шести. Функции исчезнувших падежей переходят к оставшимся, значения которых приобретают широту и абстрактность и «с трудом и не очень точно поддаются определению» [Жирмунский, 209]. В германских языках (в отличие, например, от русского) особенно нагруженным оказывается дательный падеж, принявший на себя функции творительного, дательного и отложительного [Там же]. Отмирание ряда падежей, прежде всего локальных, и возрастание семантической нагрузки оставшихся связано с развитием системы предлогов [Там же]. Так, если в древневерхненемецком существовало около 25 предлогов, то в средневерхненемецком к ним добавляется еще около 20 новых, а в новонемецком — еще несколько десятков [Там же, 217]. Развитие предложных конструкций позволяет более четко дифференцировать падежные отношения. Ср.: das Licht steht aufdem Tisch, unter dem Tisch,for dem Tisch, Winter dem Tisch, neben dem Tisch [Там же, 212]. При этом беспредложный падеж обычно сохраняет свое исконное значение, а в сочетании с предлогом — уточняет его. Ср.: ein Buch kaufen seinem Sohne — fur einem Sohn «купить книгу сыну — для сына». Поэтому, «когда косвенным дополнением является предмет неодушевленный, простой дательный не употребляется: einen Stall bauen fur dem Wagen, а не dem Wagen» [Там же, 216]. В предложных сочетаниях основная семантическая нагрузка приходится на падеж, поэтому возможно смешение падежей при предлогах: in der Stadt — in die Stadt, aufdem Dach{e) — aufdas Dach = рус: в городе — в город, на крыше — на крышу. В русском языке развивается особый предложный падеж с двумя формальными разновидностями: изъяснительный (о доме, о лесе) и местный {в лесу, на дому) [Виноградов!, 172]. В результате оказывается, что в целом значения падежей очень трудно определить непосредственно, в виде некоего общего значения — они определяются типами синтаксических конструкций, в которых они употребляются [Мейе, 347]. Падежи становятся уже не семантическими, а синтаксическими. Так, форма подлежащего-адресата ролевой конструкции (Маше дали книгу) в формально-синтаксической становится одной из форм дополнения. То же происходит и с другими «бывшими» подлежащими, за исключением номинатива. Итак, принципиальное различие между ролевой и формально-синтаксической грамматиками заключается в том, что в первой маркированным оказывается субъект, тогда как объект (по крайней мере — прямой) обычно немаркирован. В «синтаксическоой» грамматике все наоборот: немаркировано подлежащее, маркированы второстепенные члены предложения. Этому можно предложить следующее объяснение. В ролевой грамматике важно было согласовать глагол и его субъект семантически, «подогнать» семантику субъекта, соответствующим образом маркировав его, под семантику данного глагольного класса. Роль же прямого объекта оказывалась менее существенной, чисто формальной — всего лишь указание на переходность глагола. Таким образом, форма объекта являлась не столь существенной, важно лишь было его наличие и несовпадение его формы с формой субъекта. В номинативном строе подлежащее немаркировано, поскольку его семантика может быть самой разнообразной. Подлежащее формально согласуется со сказуемым-глаголом любого класса, любой семантики. Что же касается падежных форм второстепенных членов, то необходимо выразить их определенную иерархию, что и осуществляется с помощью соответствующих падежных форм. Как известно, ролевая семантика падежных форм была выявлена гораздо раньше, нежели «синтаксическая», — ср., например, интерпретации семантики основных падежей в индоевропейском языке. И это вполне естественно, так как ролевая семантика более конкретна, более наглядна, более ощутима. Что же касается грамматической семантики падежей, то она была впервые описана в работе Р. Якобсона [Jacobson]. Его интерпретация значений падежей не «привязана» к семантическим ролям существительного, она строится на синтаксических отношениях существительного и глагола (хотя при желании их можно как-то соотнести и с ролями). Якобсон выделяет следующие семантические признаки падежей: 1) направленность/ненапрвленность действия — указание на направление действия или на предмет (винительный, дательный и местный), или от предмета (отложительный); 2) объемность/необъемность действия — указание на участие предмета в действии в разном объеме (родительный, местный); 3) периферийность/непериферийность — указание на второстепенность роли предмета в высказывании (дательный, творительный) [Степанов;,, 123-124]. Именительный падеж оказывается немаркированным во всех отношениях; родительный маркирован в отношении объемности, дательный — направленности и периферийности, винительный — направленности, творительный — периферийности. В связи со сказанным интересно отметить функцию и место дательного падежа в обоих типах грамматик. В ролевой грамматике это падеж субъекта при глаголах чувственного восприятия, т. е. падеж лица. Рефлексия ролевой грамматики на синтаксическую в этом плане заключается в том, что форма дательного падежа в предложениях номинативного строя находится обычно ближе к подлежащему, поскольку это лицо и оно как бы главнее по сравнению, скажем с винительным, который может обозначать и предмет. «Датив обычно предшествует аккузативу» [Бирнбаум, 145], или — в другой терминологии: «косвенное дополнение стоит перед прямым» [Есперсен, 17]. С позиции же номинативного строя главнее оказывается винительный падеж, который представляет прямое дополнение, а дательный — лишь косвенное. Трансформация падежей, их переход от семантических к синтаксическим происходит не сразу. Язык как бы пытается осуществить своего рода выбор необходимых форм для выполнения соответствующих синтаксических функций, производя своего рода перебор, «подгонку» падежей. Свидетельством тому служит, с одной стороны, возможность употребления разных падежей в качестве дополнений к разным глаголам. Ср. лат: videt bovem «он видит быка», nocet bovi «он вредит быку», utitur bove «он использует быка», meminit bovis «он помнит быка» [Блумфилд, 205]. Подобные случаи можно рассматривать как своего рода столкновение ролевой и формально-синтаксической структур, их борьбу друг с другом. Подобные примеры имеются и в германских языках, где некоторые группы глаголов требуют употребления единственного дополнения в определенной падежной форме — родительного или дательного. С другой стороны, предпринимаются попытки использовать для разных типов дополнения одну и ту же падежную форму — чаще всего прямое и косвенное дополнение, а иногда и два прямых — так называемый двойной винительный в латинском, готском, древнеисландском, древнеанглийском. Процесс завершается тем, что вырабатываются соответствующие падежные формы для разных типов дополнений, а для подлежащего — единственнаяформа — именительного падежа. «Подлежащее в номинативном предложении выступает в формально активной роли... Предикат синтаксически связывается с ним как с субъектом действия или субъектом состояния... Подлежащее при таких условиях оказывается грамматическим субъектом, а не логическим. Такого подлежащего нет ни в посессивной, ни в эргативной конструкциях... Подлежащее номинативного строя выражает того, кто связан в предложении с предикатом. Поэтому подлежащее является формально выраженным членом предложения, по содержанию же активным или пассивным. Это не субъект действия... и не субъект состояния... а субъект, выделяемый в предложении по его связи с предикатом. Это член предложения. Который определяется в своем действии или состоянии» [Мещанинов2, 282]. Определяется подлежащее «в своем действии или состоянии» вторым главным членом предложения — сказуемым, роль которого в предложении многими считается основной, поскольку, как полагают, именно сказуемое соотносит предложение с действительностью, актуализирует вводимые в него слова и тем самым создает «предложение как таковое» [Смирниц-кийь 289]. Но сказуемое в своей личной форме вступает в связь с подлежащим, согласуется с ним, и именно эти два члена и образуют грамматическую основу предложения. Если основа коммуникативной структуры Двусловного высказывания «держится» на порядке слов и интонации, не будучи однозначно связанной с какой-либо определенной синтаксической (грамматической) формой, а основу ролевой структуры представляет глагол, состав валентностей которого и предопределяет структуру предложения, то основой номинативной структуры оказывается единство, взаимосвязь подлежащего и сказуемого, формально представленная согласованием этих членов — главных членов предложения. Помимо подлежащего и дополнений в синтаксическую систему предложения входят и разного рода уточнители-определения как к именам (собственно определения), так и к глаголам (обстоятельства). Первоначально любое определение относилось к предмету. Самые разнообразные отношения сводились к «прямым отношениям признака к предмету. Вместо Он пришел ночью в ту пору говорили Он пришел ночной, вместо тяжело раненный — тяжелый раненный. Наречие как „признак признака" и тем самым синтаксические отношения при глаголе, прилагательном и нарсчии на этой ступени еще не даны» [Кацнельсон2, 169]. Как видно из приведенных примеров, существительное и его определение формально уподоблялись друг другу, т. е. основной формой связи в подобных словосочетаниях было согласования, которое иногда именовалось паратаксисом [Потебня; Холодович]. При этом согласовывались не только существительные с определениями-несуществительными, но и существительные с существительными, особенно когда подобным образом выражался так называемый партитивный атрибут — конструкция, которая представляет собой «одну из важнейших глав» [Холодович, 194] в I истории развития синтаксических связей. Сущность конструкции с партитивным атрибутом была удачно проинтерпретирована А. А. Потебней. «Раздавлены ногами слонами не бессмысленно: действительно слонами (т. е. их) ногами. Только здесь отношение между двумя вещами никак не выражено, и они изображены, так сказать, на одной плоскости, без перспективы. И насколько отсутствие перспективы в живописи древнее се присутствия, настолько эти паратактические обороты по типу древнее таких, тоже восходящих к глубокой древности, но более согласных с нашей привычкой к объединению, как ногами слонов. Здесь на первом месте — вещь, непосредственно действующая, относительный субъект — ноги, на втором — вещь, коей принадлежат первые — слонов. Удаление этой последней субстанции на задний план может привести к ее устранению посредством замены прилагательным... Гораздо легче и поэтому первоообразнее поставить два одинаковых падежа для выражения одинаковой самостоятельности вещей, чем падеж с родительным или... два падежа с различными предлогами для выражения определенных отношений между этими вещами» [Потебня2, 163]. Конструкции с разнооформленными существительными появляются позднее — «в результате разложения древнего номинативного строя» [Кацнельсон2, 169]. Номинативный строй в целом «тем отличается от дономинативного (эргативного) в области партитивных отношений, что конструкции части и целого здесь уже не выступают на равных основаниях и, паратактические конструкции типа „слоном хоботом крепко схваченный", на этой стадии больше невозможны» [Там же, 168-169]. Определения существительных пополняются за счет форм местных падежей, уточняющих характер, время и место действия. Так, в древневерхненемецком циат botofona Romu «пришел посол из Рима» fona Romu (из Рима) первоначально определяет глагол («пришел»: откуда?), но значение его распространяется и на подлежащее: boto fona Romu («посол из Рима — Римский посол») [Жирмунский, 212]. В конце концов, каждый компонент синтаксической конструкции получает вполне однозначное оформление, четко определяющее его отношения к другим компонентам этой конструкции. Предложение становится цельной замкнутой самодостаточной системой, освобожденной от какого-либо влияния ситуации, поскольку в его составе имеются потенциальные средства, позволяющие соотнести его с любой ситуацией, с любым контекстом. Предложение полностью превращается в самостоятельную языковую единицу, приспособленную для функционирования в речи. Имея общее представление о развитии системы способов построения предложения, перейдем к рассмотрению системы способов связи слов в предложении. 2. Развитие системы синтаксических связей Вопрос о месте связей в синтаксической системе языка предполагает по меньшей мере две части: 1) является ли сочинение исходной, первичной связью, из которой впоследствии развилось и подчинение? 2) следует ли рассматривать такое развитие только применительно к сложному предложению (СП) или же оно уместно и в рамках простого предложения (ПрП)? Первый вопрос непосредственно связан с проблемой паратаксиса и гипотаксиса, второй — с вопросом оформления структуры СП в процессе его развития, а также развития и дифференциации сочинительных и подчинительных союзов. 2.1. Проблема паратаксиса и гипотаксиса Проблема соотношения паратаксиса и гипотаксиса имеет большую Историю, и ей посвящена обширная литература. Утвердилось мнение, Что в настоящее время происхождение и развитие гипотаксиса из более Древнего паратаксиса «может считаться доказанным» [Кнабе, 113]. Однако до сих пор не существует единства в понимании соотношения этих двух понятий. Анализ литературы и ряда лингвистических словарей показывает, что это соотношение может быть интерпретировано следующими способами: 1) простое соположение компонентов — подчинение [Ахманова; Марузо; Quirk, Wrenn]; 2) сочинение — подчинение [Хэмп; Bednarczuk]; 3) соположение + сочинение — подчинение [Dictionaire de linguistique]; 4) бессоюзная связь — союзная связь [Lewandowski]; 5) бессоюзная связь главного и придаточного предложений — союзная связь [Зуене]. Несколько иначе рассматривает гипотаксис В. Брёндаль. Для него это I отношение обоих компонентов сложноподчиненного предложения (СПП) к целому предложению, а не их отношение друг к другу [Brandal]. Таким образом, если гипотаксис в подавляющем большинстве случаев рассматривается как подчинение, то паратаксис — это либо сочинение, либо! бессоюзная связь. Последняя трактовка сложилась, вероятно, под влиянием, французской традиции, где термином сочинение обозначается простое соположение компонентов, т. е. бессоюзная связь [Балли; Antoine]. В данной pa- j боте под паратаксисом понимается бессоюзная связь, которая «гораздо древнее союзной связи» [ПешковскиЙ!, 473]. По поводу второй части вопроса, поставленного в начале раздела, следует отметить, что СП не представляет собой абсолютной категории, это явление историческое: «Первые признаки появления сложного предложения безусловно относятся ко времени, когда простое предложение в нашем понимании только формировалось» [Бауэр, 93]. Действительно, говорить о противопоставлении ПрП—СП можно было бы лишь при наличии достаточно сформировавшейся структурь! ПрП. В противном случае нельзя было говорить о ПрП или СП, посколыя эти понятия являются соотносительными. Они существуют только в противопоставлении. Для элементарного двусоставного ПрП любого строя (для «односоставного» предложения понятие связи между компонентами не имеет смысла) вполне было достаточно простого соположения компонентов без какого бы то ни было специального их оформления [Бенвенист, 174 и след.]. Наличие двусоставного предложения предполагает различение говорящим и слушающим функций подлежащего и сказуемого (скорее - темы и ремы). Каждый из компонентов выполнял соответствующую функцию в составе целого, даже не будучи специально оформленным или имея одинаковый формы — что, в сущности, одно и то же. Было ли такое coединение паратактическим или гипотактическим — зависело от роли порядка слов. Если порядок был безразличен, то можно говорить о паратаксисе. Если же порядок был фиксирован, то налицо уже переход к гипотаксису, ибо «история устранения паратаксиса начинается с фиксированного порядка слов» [Холодович, 202]. Однако все же можно считать, что первоначально порядок слов не был фиксированным, и «классическая форма паратаксиса допускает... по крайней мере две модели» [Холодович, 201]. Правда, в последнем случае речь идет о двух одинаковых формах, одна из которых обозначает целое, другая — часть этого целого, но основной принцип паратаксиса от этого не меняется. Если для простейшего предложения паратактической связи компонентов вполне достаточно, то для распространенного предложения наличие разных, специально оформленных позиций является необходимостью. В противном случае невозможно различение субъекта (деятеля) и объекта, субъекта и инструмента и т. п. Иначе говоря, можно утверждать, что развитие форм гипотаксиса внутри ПрП шло вместе с развитием структуры самого ПрП. Это, собственно, и было развитием структуры ПрП. Оформление структуры ПрП дает возможность проводить противопоставление между ним и СП. Древнейшим же видом СП являются «бессоюзные предложения, состоящие, по существу, из ряда самостоятельных предложений» [Филичеваь 109], т. е. первоначально средством связи двух предложений было их простое соположение [Пауль, 175]. Подчинению предложений «как психологически, так и исторически предшествует бессоюзие» [Карцевский2, 125]. Паратактическое соединение предложений оказывается аналогичным паратактическому соединению компонентов ПрП: при неоформленности (или одинаковой оформленное™) обоих компонентов они оказываются семантически неравноправными. В пределах ПрП — это разные члены предложения, а в пределах СП — это разные по характеру зависимости компоненты: «Последующую фразу следует рассматривать как присоединяемую к предшествующей фразе. Говорящий субъект, далеко не считая их равноценными, рассматривает последнюю как зависимую» [Карцев-ский2, 125]. Специфика паратактической связи предложений заключается в том, что простое соположение компонентов может выразить почти любое логическое отношение между ними. Иными словами, указывается лишь факт зависимости одного предложения от другого без раскрытия смыслового содержания этой зависимости [Адмони4, 67; Ярцева), 6]. Следует отметить, что развитие паратаксиса происходило главным образом в рамках живой разговорной речи. Развитие гипотаксиса связано, вероятно, с появлением письменности. Но даже и в этом случае имело есто своеобразное расслоение письменных памятников. Так, в развитии 'Манской, германской и славянской письменности выделяются произведения бытового, обиходного «народного стиля», с одной стороны, и научно-богословского «ученого стиля» — с другой [Стеблин-КаменскиЙ!]. Развитием системы гипотаксиса характеризуется именно «ученый стиль», испытавший к тому же влияние более развитых языков — латинского и греческого [Бауэр; Ярцеваь Стеблин-КаменскиЙ!]. 2.2. Развитие и специализация союзов Вряд ли следует связывать развитие системы гипотаксиса с развитием подчинительных союзов [Brendal]. Форма зависимого предложения начала складываться еще в рамках бессоюзной связи, первоначально хотя бы в отношении порядка (позиции). Появление союзов — факт более позднего времени: «Придаточные предложения свойственны еще индоевропейскому языку. Правда, в нем не удалось установить подчинительных союзов» [Бах, 26]. То же отмечает и А. Мейе, указывающий, что в индоевропейском нет никаких следов существования какой-либо частицы, служащей для «сочинения» двух предложений, которые в большинстве случаев по-просту ставились рядом [Мейе, 375]. Отсутствие специальных союзов для присоединения придаточных предложений в древнеанглийском языке отмечает А. И. Смирницкий [Смирницкийь 299]. В то же время в системе бессоюзного соположения предложений складываются определенные средства маркирования зависимого предаю жения. Прежде всего, это, как уже отмечалось, позиция зависимого предложения после главного [Quirk, Wrenn, 95]. Вторым важным средством; маркирования зависимого предложения было употребление зависимой формы глагола [Ярцеваь 240; Lockwood, 211]. На четкое противопоставление главного и придаточного предложений в системе древневерхненемецкого языка указывает В. Г. Адмони [Адмонид, 70]. Развитие системы форм зависимых предложений до появления союзов засвидетельствовано и в древнейших языках — египетском, коптском [Еланская], шумерском [Дьяконов]. Таким образом, формы зависимости предложений сложились еще в системе бессоюзного соположения предложений, а союзное соединение появляется гораздо позднее. Происхождение союзов, особенно сочинительных, связывается с эмфатическими частицами, которые выделяли соответствующее слово в предложении, а поскольку это слово стояло в начале предложения, то получалось, что частица отмечает границу двух предложений, указывая на «переход от одного предложения к другому» [Мейе, 375]. Такая же «разграничивающая» роль частиц, выполняющих функции различных союзов, отмечается и в египетском языке [Еланская]. С. Карцевский считал, что но, а, да, и — не что иное, как «включенные внутрь фразы восклицания» [Карцевский2, 125]. На употребление частиц для связи предложений указывают и другие исследователи [Филичеваь 109; Lockwood, 214]. Первые союзы были часто недифференцированными — и сочинительными, и подчинительными — в зависимости от формы соединяемых предложений. Об этом свидетельствуют примеры многих языков — древневерхненемецкого [Адмона, 67], древнеанглийского [Ярцева!, 52; Ярцева2, 241; Nitz, 130], готского [Гухман, 192], среднеанглийского [Traugott, 148], гаэльского [Boyle, 220-228]. В связи с этим вполне естественным оказывается наличие случаев, промежуточных между сочинением и подчинением, т. е. таких, которые могут быть интерпретированы и как сочинительные конструкции, и как подчинительные [Стеблин-Каменский2, 28]. Аналогичные случаи отмечены и в древнейших языках [Дьяконов; Еланская]. Следовательно, переход от паратаксиса к гипотаксису — это не просто переход от сочинения к подчинению, от бессоюзной связи к союзной. Этот процесс может быть представлен как проходящий два основных этапа: первый — развитие бессоюзной связи в союзную и второй — развитие в системе союзной связи двух разновидностей — сочинительной и подчинительной. Если результатом первого этапа была выработка средств отношений между компонентами СП (показателей сложной конструкции, «суперпредикативности»), то результатом второго этапа явилось развитие средств выражения сочинения и подчинения. Иначе говоря, «паратаксис» и «сочинение» — это результаты разных уровней членения понятия связи. Поскольку развитие средств маркировки зависимого предложения осуществлялось еще в рамках бессоюзной связи, последующую дифференциацию появившихся союзов на сочинительные и подчинительные необходимо соотносить с характером вводимого компонента. Сочинительные союзы вводят компоненты, которые не претерпевают никаких формальных преобразований, тогда как подчинительные союзы вводят компоненты, подвергающиеся определенным преобразованиям (усеченность структуры, форма зависимой предикативности). Это различие является основным синтаксическим различием между сочинительными и подчинительными союзами. При этом следует иметь в виду, что союзные типы связи предложений, развившись из бессоюзной, вовсе не заменили ее полностью — обе формы связи успешно сосуществуют, распределившись только по «сферам влияния»: бессоюзная связь является признаком живой устной разговорной речи, союзная — кодифицированной литературной письменной (и устной) речи, внутри которой распределение сочинения и подчинения связаны с различием в характере текстов. Таким образом, путь развития синтаксических связей в СП в несколько огрубленной форме можно представить так:
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |