Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оздоровительно-образовательная среда лагеря




Любой лагерь состоит из трех взаимозависимых элементов, условно называемых:

а) предметной средой лагеря;

б) коллективом лагеря;

в) идеологией лагеря,

г) внешним окружением лагеря.

Что представляет из себя оздоровительно-образовательная среда загородного учреждения отдыха и оздоровления детей (в недавнем прошлом — загородный детский лагерь, или детс­кий оздоровительный лагерь)?

Его предметная среда состоит из помещений (спальных кор­пусов, столовой, клубного помещения и места для занятий де­тей по интересам, административных зданий, санузлов, душе­вых, котельной и иных вспомогательных зданий), сооружений (спортивного ядра, стадиона и спортплощадок, гимнастическо­го городка, оборудованного места для купания), земельного уча­стка, зеленых насаждений, стендов, места для линейки и костра, а также оборудования и инвентаря различного назначения.

В лагере воспитывает любой элемент предметной среды: начиная от таблички-указателя на дороге, ведущей к лагерю, от ворот и ограждения, кончая местом для сбора мусора и сан­узлов. Естественно, все это может быть как со знаком плюс


(и влиять на развитие ребенка и его воспитание положитель­но), так и со знаком минус, бумерангом ударять по воспита­тельным целям и задачам.

Особое внимание обратим на предметную среду профиль­ной смены в загородном лагере. Даже если там отдыхают юные математики или юные шахматисты, которые готовы с утра до вчера сидеть в душных комнатах и писать формулы или щел­кать часами, предметная среда этого лагеря немыслима без до­статочного количества спортивного и туристского инвентаря.

Учитывая специфику постоянного автономного существо­вания детей и взрослых в лагерном микромире, кроме традици­онных элементов предметной среды в предметную среду вклю­чается аудиовизуальный и зрительный фон лагеря. Это то, что сильнее всего в лагере действует на подсознание ребенка и пе­дагога: от надписей и скульптур, которые десятки раз попада­ются на глаза детям, до звуков побудки и постоянного дневно­го музыкального сопровождения. В этот фон попадает и то, что дети видят как зрители: телевизор, видео и кино. Мы при­водим в приложении список видеофильмов, которые удобно использовать в воспитательных и оздоровительных целях в любом лагере, оснащенном видеоустановкой. Особо подчерк­нем, что эта продукция легально распространяется на россий­ском видеорынке.

Коллектив лагеря — это прежде всего дети, педагоги, адми­нистраторы, но это также и все, кто так или иначе причастен к жизнедеятельности лагеря: охранники и медицинский персо­нал, уборщицы, дворники, работники кухни — одним словом, все те, кто коммуникативно и деятельно влияет на жизнедея­тельность детей.

Термин «идеология лагеря» аргументировано и логично вне­сен С. А. Шмаковым (см. журнал Народное образование — 2000. — №4-5). Идеология конкретного лагеря состоит из со­вокупности ведущих идей, которые приняты коллективом. В этом смысле элементной базой идеологии могут выступать:

— традиции лагеря (законы, ритуалы, форма и содержания
отдельных отрядных или общих дел, система праздников,
уклад жизни взрослых и детей). Такие, как «орлятский
круг» и вечерний отрядный костер, особым образом по­
вязанные галстуки, майка или шевроны, линейка, трудо­
вые десанты, интеллектуальные дискотеки и т. п.;

— оздоровительно-образовательная программа деятельно­
сти лагеря (на сезон, смену, подсмену, конкретный день);


— программа деятельности педагогов и медицинских работ­
ников (индивидуальные планы и программы вожатых и
воспитателей, педагогов-организаторов, руководителей
клубов и творческих мастерских, кружков и секций,
врача и медицинской сестры, психолога, тренера-инст­
руктора и музыкального работника, и т. д.);

— сценарии и планы конкретных дел (отрядных и общих,
соревнований и конкурсов, праздников и будничных дел).

Внешнее окружение загородного лагеря — это большей частью природные условия. Естественно, погожие дни и пре­красный водоем (река или море) усиливают эффективность оздоровительной-образовательной среды, но опять-таки при кропотливой и тонкой работе всего педколлектива и медработ­ников лагеря.

Все реже, к сожалению, загородный лагерь становится гос­теприимным хозяином для творческих коллективов, спортив­ных команд из соседних лагерей, деятелей искусства и культу­ры, спорта. Те, кто сохранил традиции творческого гостепри­имства, максимально используют внешнее окружение для воспитательной и оздоровительной работы.

Несколько иные параметры или акценты оздоровительно-образовательной среды лагеря, работающего в приспособлен­ных помещениях (лагеря с дневным пребыванием на базе об­щеобразовательных учреждений либо на базе учреждений до­полнительного образования детей).

К примеру, предметная среда этого лагеря должна быть обя­зательно трансформирована и изменена по сравнению с тем, что видят ученики в течение учебного года.

Лагерь — это не механическое продолжение образователь­ного процесса, это совсем иной кусочек жизни для подростка. И надо с первых же минут лагерной жизни показать, что его ок­ружает и иная предметная среда. В идеале — смена учебного кабинета, замена плакатов и интерьера, прежде окружавшего его в той, «учебной» жизни. Обилие цветов, ярких и сочных кра­сок, даже переставленные иным образом ученические столы.

В идеологию лагеря, которая базируется на ключевом тер­мине «смена образа жизни», можно внести такие изменения:

Необходимо разукрупнить классы на группы (отряды), в которых собираются подростки разных возрастов либо раз­ных классов одной параллели.

В программе деятельности такого лагеря важно сделать акцент на преимущественно игровые формы проведения досу-


га. Игра нужна и младшему подростку, и старшекласснику, но в разных организационно-педагогических формах.

Педагогу надо активнее использовать каждый погожий день для занятий на свежем воздухе. Экскурсии, одно- или двух­дневные походы, прогулки, спортивные соревнования, просто подвижные игры в парке, купание в водоемах или бассейнах — все это быстро может заставить подростка забыть, что он все еще в городе.

Необходимо эффективней использовать связку «школа + учреждение дополнительного образования детей» через созда­ние временных творческих объединений на базе домов и двор­цов творчества, центров туристов и техников, станций натура­листов, которые открываются именно для ребят, оставшихся в городских школьных лагерях.

В результате реализации такой программы педагог должен видеть улучшение физического состояния подростка, расши­рение круга общения со сверстниками или взрослыми; приоб­ретение новых навыков и знаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.