КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оздоровительно-образовательная среда лагеря
Любой лагерь состоит из трех взаимозависимых элементов, условно называемых: а) предметной средой лагеря; б) коллективом лагеря; в) идеологией лагеря, г) внешним окружением лагеря. Что представляет из себя оздоровительно-образовательная среда загородного учреждения отдыха и оздоровления детей (в недавнем прошлом — загородный детский лагерь, или детский оздоровительный лагерь)? Его предметная среда состоит из помещений (спальных корпусов, столовой, клубного помещения и места для занятий детей по интересам, административных зданий, санузлов, душевых, котельной и иных вспомогательных зданий), сооружений (спортивного ядра, стадиона и спортплощадок, гимнастического городка, оборудованного места для купания), земельного участка, зеленых насаждений, стендов, места для линейки и костра, а также оборудования и инвентаря различного назначения. В лагере воспитывает любой элемент предметной среды: начиная от таблички-указателя на дороге, ведущей к лагерю, от ворот и ограждения, кончая местом для сбора мусора и санузлов. Естественно, все это может быть как со знаком плюс (и влиять на развитие ребенка и его воспитание положительно), так и со знаком минус, бумерангом ударять по воспитательным целям и задачам. Особое внимание обратим на предметную среду профильной смены в загородном лагере. Даже если там отдыхают юные математики или юные шахматисты, которые готовы с утра до вчера сидеть в душных комнатах и писать формулы или щелкать часами, предметная среда этого лагеря немыслима без достаточного количества спортивного и туристского инвентаря. Учитывая специфику постоянного автономного существования детей и взрослых в лагерном микромире, кроме традиционных элементов предметной среды в предметную среду включается аудиовизуальный и зрительный фон лагеря. Это то, что сильнее всего в лагере действует на подсознание ребенка и педагога: от надписей и скульптур, которые десятки раз попадаются на глаза детям, до звуков побудки и постоянного дневного музыкального сопровождения. В этот фон попадает и то, что дети видят как зрители: телевизор, видео и кино. Мы приводим в приложении список видеофильмов, которые удобно использовать в воспитательных и оздоровительных целях в любом лагере, оснащенном видеоустановкой. Особо подчеркнем, что эта продукция легально распространяется на российском видеорынке. Коллектив лагеря — это прежде всего дети, педагоги, администраторы, но это также и все, кто так или иначе причастен к жизнедеятельности лагеря: охранники и медицинский персонал, уборщицы, дворники, работники кухни — одним словом, все те, кто коммуникативно и деятельно влияет на жизнедеятельность детей. Термин «идеология лагеря» аргументировано и логично внесен С. А. Шмаковым (см. журнал Народное образование — 2000. — №4-5). Идеология конкретного лагеря состоит из совокупности ведущих идей, которые приняты коллективом. В этом смысле элементной базой идеологии могут выступать: — традиции лагеря (законы, ритуалы, форма и содержания — оздоровительно-образовательная программа деятельно — программа деятельности педагогов и медицинских работ — сценарии и планы конкретных дел (отрядных и общих, Внешнее окружение загородного лагеря — это большей частью природные условия. Естественно, погожие дни и прекрасный водоем (река или море) усиливают эффективность оздоровительной-образовательной среды, но опять-таки при кропотливой и тонкой работе всего педколлектива и медработников лагеря. Все реже, к сожалению, загородный лагерь становится гостеприимным хозяином для творческих коллективов, спортивных команд из соседних лагерей, деятелей искусства и культуры, спорта. Те, кто сохранил традиции творческого гостеприимства, максимально используют внешнее окружение для воспитательной и оздоровительной работы. Несколько иные параметры или акценты оздоровительно-образовательной среды лагеря, работающего в приспособленных помещениях (лагеря с дневным пребыванием на базе общеобразовательных учреждений либо на базе учреждений дополнительного образования детей). К примеру, предметная среда этого лагеря должна быть обязательно трансформирована и изменена по сравнению с тем, что видят ученики в течение учебного года. Лагерь — это не механическое продолжение образовательного процесса, это совсем иной кусочек жизни для подростка. И надо с первых же минут лагерной жизни показать, что его окружает и иная предметная среда. В идеале — смена учебного кабинета, замена плакатов и интерьера, прежде окружавшего его в той, «учебной» жизни. Обилие цветов, ярких и сочных красок, даже переставленные иным образом ученические столы. В идеологию лагеря, которая базируется на ключевом термине «смена образа жизни», можно внести такие изменения: Необходимо разукрупнить классы на группы (отряды), в которых собираются подростки разных возрастов либо разных классов одной параллели. В программе деятельности такого лагеря важно сделать акцент на преимущественно игровые формы проведения досу- га. Игра нужна и младшему подростку, и старшекласснику, но в разных организационно-педагогических формах. Педагогу надо активнее использовать каждый погожий день для занятий на свежем воздухе. Экскурсии, одно- или двухдневные походы, прогулки, спортивные соревнования, просто подвижные игры в парке, купание в водоемах или бассейнах — все это быстро может заставить подростка забыть, что он все еще в городе. Необходимо эффективней использовать связку «школа + учреждение дополнительного образования детей» через создание временных творческих объединений на базе домов и дворцов творчества, центров туристов и техников, станций натуралистов, которые открываются именно для ребят, оставшихся в городских школьных лагерях. В результате реализации такой программы педагог должен видеть улучшение физического состояния подростка, расширение круга общения со сверстниками или взрослыми; приобретение новых навыков и знаний.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |