КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комплексная система оздоровительной работы в детском лагере
Оздоровительная работа в условиях загородного стационарного учреждения отдыха и оздоровления детей (лагеря) предполагает проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, профилактике заболеваний, соблюдению санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, по закаливанию организма, а также занятий физической культурой, спортом и туризмом, по формированию навыков здорового образа жизни, соблюдение режима питания и жизнедеятельности детей в экологически благоприятной среде. В рамках лагеря используются такие формы медицинского обеспечения, как постоянный и строгий контроль за соблюдением распорядка дня, за интенсивностью оздоровительных воздействий; систематический контроль за организацией питания; организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и контроль за их проведением; контроль за организацией мероприятий по профилактике детского травматизма; контроль за организацией физического воспитания, спортивных мероприятий; проведение санитарно-просветительной работы, формирование навыков здорового образа жизни. Главным действующим лицом в вопросах оздоровления выступает медицинский работник лагеря. На него возлагается основная организационная и методическая нагрузка и ответственность за качественное проведение и содержание оздоровительных мероприятий. Медицинские работники направляются в лагерь в соответствии с его штатным расписанием районной (городской) поликлиникой. Медицинские работники во время подготовки смены обеспечивают: повышение квалификации сотрудников лагеря в области профилактической медицины, оздоровительных технологий; правильный отбор и подготовку детей к приему в лагерь, включая своевременную санацию полости рта, носоглотки, желчевыводящих путей, а также лечение глистных и паразитарных заболеваний еще до начала летней оздоровительной кампании; правильное оформление сопроводительных документов, в ко торых целесообразно указывать социальные, психологические, экологические, санитарно-гигиенические и другие факторы, отрицательно влияющие на здоровья ребенка, а также его психологический портрет, характеристики, упрощающие выбор педагогическим и медицинским персоналом тактики налаживания контакта с ребенком в интересах скорейшей адаптации в новом коллективе. Во время смены медицинские работники обеспечивают: контроль соответствия условий оздоровления в лагере санитарно-гигиеническим нормам; выбор форм оздоровления; организацию оздоровления (разработка и соблюдение распорядка дня, режима, рационального питания, проведение закаливания, использование возможностей физической культуры и др.); внедрение современных комплексных технологий оздоровления с учетом состояния здоровья, возраста, социальных условий воспитания детей, функционального состояния организма, соматического здоровья детей и подростков в динамике; оценку их физического и психического развития, своевременное выявление нарушений в нем; контроль соответствия педагогической работы, проводимой в лагере, задачам оздоровления детей. Неотъемлемой частью оздоровительной деятельности в лагере является физическое воспитание, органически сочетаемое со всеми другими формами работы, дополняя их и делая более эффективными. Физическое воспитание в условиях лагеря имеет специфические особенности, обусловленные сравнительно коротким периодом пребывания детей в учреждении, разнообразием контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности. Эти особенности следует учитывать при организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. Основными формами работы по физическому воспитанию детей, доступными и применимыми в любом лагере, являются: — организованная ежедневная утренняя гимнастика, — закаливающие процедуры и занятия плаванием, — спортивные и народные подвижные игры, — туристские походы. В зависимости от конкретных условий и возможностей лагеря эти формы работы могут быть дополнены другими, такими как занятия в спортивных секциях, соревнования по отдельным играм или видам спорта, спартакиады, соревнования в рамках программы «Президентские состязания», специализированные спортивные праздники и т. д. Все эти мероприятия должны отвечать запросам и интересам детей. Очень важно, чтобы в них были вовлечены все дети и чтобы они воспитывали, пробуждали и закрепляли желание ребят сделать занятия физкультурой и спортом своими спутниками на всю жизнь. Поскольку физическое воспитание является неотъемлемой частью организованного отдыха и оздоровления детей, в любом лагере должны быть лица, ответственные за физическое воспитание. Руководитель (директор, начальник) лагеря: — осуществляет общее руководство и несет ответствен — создает в лагере условия для активных занятий физи — осуществляет общий контроль за работой по физичес Педагог по физическому воспитанию (физрук, тренер): — осуществляет планы физкультурно-оздоровительной и — проводит методическую и инструктивную работу с вожа — организует проведение физкультурно-оздоровительных — осуществляет контроль и руководство физкультурно- — обеспечивает готовность спортивной базы лагеря, осна Инструктор по плаванию: — организует и проводит ежедневные занятия по обуче — совместно с медицинскими работниками организует ме — организует мероприятия по ознакомлению детей с пра — готовит инвентарь для обучения плаванию и спасатель — участвует совместно с педагогами по физическому вос Значительно обогащает оздоровительную работу лагеря туристская деятельность. Учреждение имеет все необходимые условия для организации туристских походов, краеведческих наблюдений, экскурсий, т. к. находится на природе, что исключает дорогие транспортные расходы. В лагере работают молодые педагоги, которые часто сами желают вырваться за территорию лагеря, где есть неограниченный выбор объектов экскурсий и походов — лес, река, памятные места сражений и памятники Великой Отечественной войны, другие исторические памятники, памятники природы, сады, фермы, лаборатории, теплицы, предприятия, музеи, которые знакомят с окружающей жизнью. Следует также учесть исключительно оздоровительное и прикладное значение походов, воспитание чувства любви к родной природе, родным местам, удовлетворение интереса ребят к странствиям и познанию, простор для самодеятельности для проявления своих умений и знаний. Поэтому организации и проведению путешествий нужно уделить достаточное внимание. Успех этой работы, ее содержательность и безопасность обеспечат: — специальная подготовка вожатых, воспитателей, инст — разведка нескольких маршрутов походов, знакомство по — плановая подготовка отрядов к походам, освоение элемен — извещение родителей о предполагаемых экскурсиях и по В план работы каждого отряда (группы) целесообразно включить: — для отрядов, состоящих из ребят второго — третьего — для четвертых — пятых классов — то же, но на рассто — для отрядов шестых — восьмых классов — 2-3 одно — для старших ребят — 1 -2 однодневных и 1 -2 двухднев Для походов с ночлегом в группе должно быть не более 17 ребят при двух руководителях. Не следует увлекаться большими расстояниями, надо, чтобы в походе было достаточно времени на экскурсии, на наблюдения в природе, сбор образцов для коллекций, гербариев, на встречу с местными школьниками, на игры, беседы у костра. Важно, чтобы руководители походов точно определили, для чего отряд идет в поход: с чем познакомить, чему научить ребят, какие трудовые навыки прививать, какие растения не рвать, а оберегать, как вести себя на природе. Особое внимание руководителей походов следует обратить на меры безопасности: — в походах могут участвовать все ребята, занимающиеся — проверить наличие необходимой обуви, одежды каждо — в пути для движения выбирать тропы, проселочные до Разработчики реабилитационной тренинговой программы для детей и подростков «Вызов» составили «Правила поведения участников в походе»: Сорвал — съешь: в лесу мы только гости, поэтому нельзя причинять природе никакого вреда. Необходимо беречь все, что растет и движется. Не пить, не курить. Не материться: все нецензурные выражения заменять -на приемлемые. За нецензурное выражение — дополнитель- ная нагрузка (во время движения или на привале, внеочередное дежурство и т п.). Не теряться: нельзя уходить из лагеря, не предупредив взрослого. Без разрешения не купаться. Не обижать слабых. В походе еда общая. Нельзя есть втихомолку. Костер не для баловства. Нельзя вынимать из костра зажженные палочки или угольки. Первое дело дежурного — вымыть с мылом руки. Во время перехода не пьем, пить только кипяченую или родниковую воду и только по приходу в лагерь. Никакого оружия в поход не брать. Сначала и до конца похода каждый отвечает за то снаряжение, которое ему поручено нести. Беречь общественное снаряжение: • рюкзаки не бросать и не пачкать; • не ложиться спать в спальники в грязной одежде; • в палатке комаров не бить, в обуви в палатку не вхо • все чехлы прятать под палатку; • каны кладутся в рюкзак только в полиэтиленовом • топоры и пилу нести в чехлах, а на стоянке класть Перед сном — проверка «на вшивость» Осмотр тела на наличие или отсутствие клещей, болячек, мозолей. Каны брать только в рукавицах. В работе с топором соблюдать технику безопасности. О любых болях сообщать взрослому. Держать дистанцию, предупреждать о препятствиях и ветках. При движении по шоссе не выходить на проезжую часть дороги. Мокрые бревна перешагивать Задержка более чем на 10 секунд прибавляет 5 минут движения к следующему переходу. Разрыв более чем в 30 секунд прибавляет 5 минут движения к следующему переходу. В походе желательно движение строем. В любой транспорт рюкзаки заносим перед собой в руках. При опоздании выхода из лагеря время первого перехода пропорционально увеличивается. Весь мусор — в костер, поддержание чистоты в лагере (по уходу из лагеря он должен остаться в идеальной чистоте). Все участвуют в организации лагеря: дрова — в дровницу, рубятся в одном месте, все участвуют в сборе дров, свою посуду каждый моет за себя (немытую посуду прячут подальше от лагеря, а мытую вешают в пакетиках в одном месте). Все участники похода должны побыть дежурными в: • приготовлении пищи, • поддержании костра, • мытье канов и всей кухонной утвари, • обеспечении чистой водой, • охране лагеря в отсутствии группы • не мешать людям спать, • утром вовремя вставать1. Меры безопасности и оказания первой доврачебной помощи должны быть хорошо известны руководителям. Туристские соревнования, соревнования по ориентированию, топографические игры, краеведческие викторины, различные конкурсы, в том числе походной песни, хорошо вписываются в план оздоровительно-образовательных мероприятий, существенно обогащают жизнь лагеря, а собранные в походах материалы пополнят краеведческий уголок лагеря Сегодня у современного подростка намного больше возможностей в выборе собственного пути развития и самореализации, чем у предшествующего поколения. Реалии сегодняшнего дня требуют от молодого гражданина владения несколькими специальностями, неиссякаемой трудоспособности, коммуникабельности, целеустремленности, а самое главное — крепкого здоровья. Здоровье нации оценивается по состоянию здоровья детей Исследования показывают, что сегодня практически здоровых детей менее 80% от общего количества. Причем отклонения от нормы в состоянии детей ширятся по всему диапазону — от нарушения осанки до инвалидности. ' Ювенальные технологии. Практическое руководство — М • Российский благотворительный фонд «НАН», 2002 — С 199. По результатам исследований, проводимых на протяжении последних трех лет Методическим отделом ВДЦ «Орленок», можно выявить некоторые тенденции, привлекающие серьезное внимание социальных педагогов и психологов — увеличение количества подростков, имеющих вредные — слабая мотивация детей на участие в оздоровительной В массовой педагогической практике процесс оздоровления детей носит формальный характер, используются традиционные средства: мероприятия в режиме дня, спортивные игры, что принципиально не меняет ситуации Для большинства современных педагогов здоровье не является ключевой базовой величиной всего педагогического процесса. Физическая культура редко рассматривается как базовая ценность сознания, отсутствует привычка придерживаться принципов здоровой жизни. Известно, что здоровье человека — это не только отсутствие болезней, но и благополучие в различных аспектах состояния: духовного, социального, психологического и прочего. Приоритетом педагогической деятельности должно являться обеспечение физического, социального, психологического благополучия ребенка, где: • физическое благополучие — сохранение и укрепление • социальное благополучие — социальная адаптация в но • психологическое благополучие — комфортное пребы Выделяя здоровье как базовую смысловую категорию педагогической деятельности, педагогу и ребенку предлагается взаимодействовать в рамках «Формулы Успеха»: МОЙ УСПЕХ = МОИ ДРУЗЬЯ х (ЗДОРОВЬЕ + ТВОРЧЕСТВО) Вышеизложенные идеи легли в основу педагогического проекта «Здоровье + Творчество = Каникулы», реализованного на базе детского лагеря «Комсомольский» Всероссийского детского центра «Орленок» в 1998-2002 годах Основная цель проекта — создать комплексную систему оздоровления ребенка в условиях временного детского объединения. Определяющим содержанием проекта является организация оздоровительной деятельности. Оздоровительная деятельность — совместная деятельность ребенка и педагога, направленная, с одной стороны, на оздоровление ребенка, а с другой — на изменение ценностного отношения к собственному здоровью и усвоение способов его сохранения. Оздоровление — это восстановление, расширение адаптационных возможностей организма, повышение его устойчивости к воздействию многообразных факторов. Диагностика состояния здоровья и определение перспектив деятельности на смену является базовым этапом работы педагога, так как от его результатов зависит успех всех последующих. Совместная работа с ребенком на этом этапе начинается с инициативы педагога, потому что ребенок по эмоционально-психологическим ощущениям считает себя здоровым, перед ним не стоит проблема укрепления и сохранения собственного здоровья. Ребенок зачастую впервые лично оценивает состояние собственного здоровья, и такая работа требует от педагога кропотливых усилий, корректного тона общения, атмосферы открытости и доверия. Поэтому главными результатами этого этапа оздоровительной деятельности будут: пробуждение интереса ребенка к сохранению собственного здоровья, осознанию значимости состояния своего здоровья для успеха в любом виде деятельности и карьере; разработка личностной мини-программы оздоровления. Логика работы на этом этапе включает три взаимосвязанных ступени. Первая ступень — поиск и накопление ребенком разноплановой информации о себе и своем здоровье Для целенаправленной и осознанной работы над своим развитием ребенку необходимо иметь собственные отправные данные: • Представление и понимание состояния собственного здоровья. Его могут составить субъективное мнение самого ребенка, данные медицинской карты, уровень разви тия основных физических качеств (ловкость, гибкость, выносливость, координация), физические параметры (рост, вес, объем груди и т. д.). Для того чтобы помочь ребенку увидеть существующую ситуацию, можно использовать следующие средства: индивидуальные беседы, работу с личной медицинской картой, тематический огонек, подвижные игры, спортивные эстафеты и др. • Представление о существующих условиях для оздоров • Представление об окружающих людях (педагоги, про Таким образом, включение ребенка в разнообразную деятельность со сверстниками и взрослыми позволит подростку получить необходимую информацию о себе и своем здоровье, а ее последующий анализ даст реальный повод задуматься над тем: кто я? каким физическим потенциалом я обладаю? какими способами я могу его развивать? и т. д. Вторая ступень — критическое осмысление подростком полученной информации и вычленение из этого информационного потока той части, которая значима и важна для него. Этот процесс возможен только при активном включении подростка в различные виды деятельности. В ходе совместной деятельности подростка со сверстниками и взрослыми он раскрывает себя, рассматривает свой физический потенциал через призму сравнения себя с другими. Более того, формируется личностное отношение к себе, стимулируются изменения поведения. Подростку требуются достаточные усилия, чтобы признать существующую «картинку собственного здоровья», а главное — захотеть ее изменить. Очевидна необходимость педагогической помощи и поддержки подростку в такой работе. Мотивация здорового образа жизни — побуждение, вызывающее активность, и определение направления этой активности. Основные мотивы здорового образа жизни: — самосохранение; — подчинение этнокультурным требованиям; — возможность самосовершенствования; — получение удовольствия от самосовершенствования; — способность к маневрам; — сексуальная реализация; — получение информации. Третья ступень — определение перспектив деятельности на смену. На этом этапе формулируются ответы на вопросы: что может быть источником для информирования ребенка о нем самом, о состоянии его здоровья, об окружающих его людях, о возможностях детского лагеря в реализации его интересов, потребностей, способностей? Выработка подростком перспектив происходит совместно с педагогом. Задача педагога — помочь ребенку осознать, уточнить поставленную перед собой цель на конкретный временной промежуток (смена в целом или один из этапов в смене) и выработать наиболее эффективные средства ее достижения. Например: обязуюсь каждый день делать зарядку, каждый день буду пробегать 10 километров, откажусь от еды вне столовой и так далее. В рамках летнего лагеря есть все условия для того, чтобы организовать курс «Культура здоровья» с целью проведения профилактико-оздоровительной работы и подготовки к самостоятельной саморегуляции и адаптации. Данный курс позволяет познакомить учащихся с методами саморегуляции, снятия стрессов и усталости, элементами аутогенной тренировки, в результате которых улучшается уровень физического и психического состояния; создать положительный настрой, эмоции, поддержать желание заниматься собой в профилактико-оздоровительных группах. Здоровый образ жизни немыслим без нормальных человеческих отношений. Развитию личности мешают состояния депрессии, агрессии, непонимание действий окружающих людей. Движение — это основа здорового образа жизни. Спортивные упражнения — это осознанная работа в плане укрепления здоровья. Целью марафона в области здорового образа жизни являются не только физические тренировки, но и эстетическое отношение к себе. Это направление в области культуры движения сочетается с элементами музыкально-танцевальных движений. Укрепление физического здоровья, экология эмоций, экология сознания — это основные направления здорового образа жизни человека, которые реализуются в этой программе через элементы аутогенной тренировки, спортивные игры, музыкально-танцевальные движения, а также через психологический диалог. Серьезное отношение к культуре здоровья нужно прививать детям с малых лет, объясняя им, что здоровье — это нечто большее, чем отсутствие болезней. Здоровье — это ощущение в организме бодрости, энергии, радости. Здоровье не ограничивается здоровым телом. Оно неразрывно связано с нашим разумом, эмоциями, личностью в целом. Важно объяснять воспитанникам, что здоровье — это количество энергии любви, протекающее через человеческое существо. Чем более добрым и любящим окружающих его людей является человек, тем крепче его здоровье. Каждый человек пытается понять смысл своей жизни, цель педагога — помочь учащимся усвоить, что истинный смысл жизни можно постичь лишь при условии душевного спокойствия и телесного здоровья. Основу занятий курса «Культура здоровья» составляют психофизическая тренировка и физические упражнения, при помощи которых появляется гибкость, а с ней и успехи в освоении более сложных упражнений. Происходит совершенствование физического тела (тренируется тело, укрепляется дух). Занятия помогают снять усталость, укрепить слабые мышцы, развить гибкость, улучшить осанку, стать спокойнее. Другой важный момент — научиться соблюдать режим, приучить детей к обязательной утренней гимнастике или к систематическим ежедневным занятиям спортом. Известно, что питание и здоровье тесно связаны. Для этого разработаны методики сбалансированного питания, немалое значение придается соблюдению ритма жевательных движений. Главное правило — полноценно питаться: особенно это важно для растущего организма ребенка. Выбрав в летнем лагере тот или иной пищевой режим, надо строго соблюдать его, поскольку резкие перемены в питании, пищевые стрессы отнюдь не безразличны для организма, ухудшается самочувствие и падает работоспособность. Важный этап в оздоровительной работе — профилактика вредных привычек. Профилактика — совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния здорового человека. Привычка — устойчивая нейрофизиологическая связь между мышлением и действиями человека. Вредная привычка — регулярно повторяющиеся действия, наносящие ущерб здоровью индивида. Здоровая привычка — регулярно повторяющиеся действия, способствующие поддержанию организма в здоровом, оптимальном состоянии. То, что происходит с человеком, во многом зависит от его привычек, в первую очередь, в мышлении и действиях. Ведь недаром русская народная пословица гласит: «Посеешь мысль — пожнешь поступок, посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Чаще всего, когда речь заходит о вредных привычках подростков, к ним относят лишь те, которые подросток ярко демонстрирует: курение, употребление алкоголя, наркотиков. К этому списку добавляются широко распространенные в подростковой среде поведенческие действия: беспорядочные половые связи, нездоровое питание, малая подвижность. Таким образом, речь скорее идет не о профилактике вредных привычек подростков, а о борьбе за отказ от них. Возникновение подобной ситуации имеет свои субъективные и объективные причины. Субъективность выражается в несвоевременной помощи подростку, так как начать заниматься профилактикой вредных привычек необходимо в 10-11 лет, когда организм подростка относительно стабилен, разум восприимчив к взрослому авторитету. Велика в этот период роль семьи. Пубертатный же период развития ребенка, с его подвижной физиологией, изменением социального самоощущения, сменой авторитетов и приоритетов, объективно менее эффективен для профилактической работы. «Нарушение гормонального баланса в организме подростков опосредует их склонность к ассоциативному поведению, формированию таких качеств, как агрессивность, злобность, доминирование примитивных инстинктов» (С. Б. Тихвинский). Педагог может помочь ребенку осмыслить причины выработанной привычки и показать способы их устранения. Выделяются три причины слабости человека в борьбе с вредными - привычками: физиологическая и психологическая зависи мость, деморализующее влияние окружающей среды. Физиологическая зависимость обусловлена химическими реакциями, протекающими в мозге на фоне возбуждения. Человек силою желания и воли может усиливать торможение или блокировать процесс возбуждения, как бы защищаясь от закрепления возможной привычки. Роль педагога заключается в том, чтобы помочь усилиться желанию ребенка избавиться от вредной привычки. Желание подростка должно становиться настолько сильным, чтобы тот смог направить свою волю на разрушение физиологической зависимости. Химические реакции в мозге, которые играют, безусловно, важную роль в выработке привычки, тем не менее намного слабее, чем психологическая зависимость, формирующаяся под влиянием повторяющихся ассоциаций с приятными чувствами и связанная с важным символическим значением самого опыта, от которого человек становится зависимым. Избавиться от психологической зависимости можно путем кропотливой работы над собственным сознанием и поведением. Помочь эффективнее провести процесс избавления может группа единомышленников. Здесь могут оказать влияние такие психологические стимулы, как престиж, общественное мнение, реклама, отношение к пагубной привычке авторитетного, любимого человека, в том числе педагога, а также и жесткий запрет. Окружающая среда часто действует, усугубляя вредные привычки, служит оправданием тем или иным действиям человека, выдавая их за положительные мотивы поведения: «У человека, никогда не пробовавшего алкоголь и табак, существует естественное отвращение к этим вещам, проявляющееся как рвота, кашель и тому подобное при первом их употреблении. Но переступить этот здоровый природный инстинкт подростка или уже взрослого человека заставляет мнение уже отравленных друзей, массовое сознание, реклама: ведь очень трудно поверить, что ты находишься под неосознаваемым гипнотическим внушением. Вот так первый раз случается предательство собственного «Я» в угоду ее величеству смерти» (С. Р. Лодкина). Психологи называют это попытками уйти от ответственности. Важно стать правдивым, не бояться брать ответственность за совершенные действия. Этот процесс кропотливый и долгий, требующий помощи и поддержки со стороны специалистов, в первую очередь, психологов и педагогов. Педагогам необходимо работать с личностными ценностями ребенка и над развитием его эмоционально-волевой сферы. Залогом успешной оздоровительной кампании в каникулярный период является принятие самим педагогом ценности личного здоровья, реальная демонстрация принципов здорового образа жизни на практике. Педагог должен быть ярким примером для ребенка как в интеллектуальном плане, так и в физическом. Работая в гуманистической парадигме, педагог не навязывает ребенку собственное понимание здорового образа жизни, а помогает ему в процессе диалога, сотрудничества осознать эту ценность. Важно ничем не стеснять личную инициативу подростков в размышлениях и действиях, предоставлять им возможность проверить у уважаемого, авторитетного, любящего взрослого свои сомнения и недоразумения, поддержать стремление преодолеть препятствия и временные трудности развития собственными силами, как умственными, так и физическими.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |