КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
При организации и проведении лагерной смены
Педагогическое взаимодействие Знакомясь с литературой по педагогике и психологии школьных каникул, с новыми технологиями организации каникул и проведению совместной работы с детьми, необходимо понять, что в любом источнике изложен взгляд, позиция, отношение, профессиональный и человеческий опыт автора. Каждая встреча с ребенком, группой подростков, а тем более с социально активным подростком — всегда событие, которое никогда не повторится, потому что эта встреча уникальна, индивидуальна, непредсказуема. Любой растущий ребенок — лидер развития и освоения окружающего его социального опыта. Даже сопротивляясь давлению внешнего мира, он стремится повзрослеть, стать независимым и самодостаточным, чтобы быть равным среди равных по возрасту, взглядам на жизнь и опыту. Лагерь детской и/или молодежной общественной организации — уникальное явление нашей действительности. Здесь собираются взрослые и дети, которых изначально объединяет эта организация, содержание ее деятельности, а, следовательно, какой-то общий социальный интерес, чаще всего не-равнодушие к тому, что происходит в обществе, интерес к общению и встречам со сверстниками и умными добрыми взрослыми. Дети ждут от встречи добра и понимания, уважения и справедливости, познания себя и других, окружающего мира и себя в этом мире, доброго мудрого совета взрослого, которому можно доверить свои проблемы, с которым можно на равных поспорить о жизни, политике, проблемах общества. Любой человек — уникален, индивидуален, непредсказуем. Поэтому всякий раз, готовясь к встрече с детьми, необходимо вырабатывать такую схему своей будущей работы с ними, которая позволяет гибко реагировать на ситуацию, на эмоциональное состояние группы, отдельного подростка. Основная задача — создать комфортные условия для участников встреч, снять тревожность, напряженность, показать, что в любой ситуации общения, отношений важно понимание и стремление понять другого, несмотря на собственную позицию, собственные взгляды и найти такую стратегию поведения, которая не будет подавлять себя и другого. Педагог как носитель норм взрослого мира показывает ребятам образцы поведения, общения и отношений между людьми, открыто демонстрирует свои взгляды, свое отношение. В этом помогают 4 «невозможности»: • Не вести ребят туда, куда я сам не иду. • Не учить тому, чего я сам не знаю. • Не давать им то, чем я сам не живу. • • Не делиться с ними тем опытом, которого у меня нет. Таким образом, для работы с подростками — творческой, конструктивной, проективной и любой другой — важны позиционное самоопределение взрослого, комплекс его ценностных ориентации (профессиональных, человеческих), которые позволяют ему войти в открытый контакт с ребенком, продемонстрировать культурные образцы отношений и общения людей. Это одно из ведущих условий успешной совместной деятельности взрослых и детей. Последовательность, структура и содержание психолого-педагогического сопровождения временного детского объединения подростков в лагере в первые дни пребывания ребят рассматривается как один из возможных вариантов активизации познавательных процессов подростков, направляемых на стимулирование их социальной активности, самоопределение и самореализацию в социально и личностно значимых видах деятельности и отношений; на приобретение детьми опыта самопознания, самореабилитации и организации коллективной жизни, что в свою очередь стимулирует процессы оздоровления подростков. Любая групповая деятельность (а смена в детском лагере всегда рассматривается как один из видов групповой деятельности) есть факт взаимодействия людей, в нашем случае оно происходит в системах: Взрослый <=> подросток; Взрослый <=> детская группа; Подросток <=> группа; Подросток <=> подросток. Взаимодействие осуществляется ради достижения какого-то социально и личностно значимого результата. В ребячьей среде этот результат чаще всего размыт и не очень ясен подросткам. Поэтому первым шагом взрослых — организаторов групповой деятельности становится информационная работа, которая должна дать ребенку ответ на следующие, значимые для него вопросы: «Зачем я приехал в лагерь? Что и как будем делать? Что приобрету для себя? Буду ли я защищен?» Этим обеспечивается мотивационное самоопределение подростка, формирование его интереса к предстоящему взаимодействию. В то же время возникает ситуация выбора и принятия решения об участии с позиции добровольности и ответственности за принятое решение. Тем самым задается комплекс условий, определяющих субъектность подростка в предстоящей смене в лагере. В этом основная цель подготовительного информационного этапа, который начинается для педагога-вожатого еще до приезда ребят в лагерь. Одним из вариантов подобной информации, которую мальчик или девочка должны получить задолго до приезда в лагерь, может стать памятка участника предстоящей смены. Памятка не только отвечает на возникающие у подростка вопросы, но и дает ему возможность познакомиться с правилами, режимом и смыслом будущей лагерной жизни. К ней можно вернуться несколько раз, уточняя для себя какие-то позиции. Результаты комплексного исследования ожиданий подростков от предстоящей смены в детском лагере показали, что главные ожидания детей. • в получении навыков демократического проживания в • в достижении успеха в различных видах деятельности, • в приобретении опыта общения и отношений на основе • в получении организаторского опыта и опыта самоорга • в расширении интеллектуальных и познавательных ин • в собственном оздоровлении и физической закалке; • в приобретении новых друзей и впечатлений. Эти ожидания становятся ориентиром для организаторов каникул детей и молодежи в лагерях общественных организаций в перспективном планировании, разработке содержания смены и памятки участника смены. На подготовительном этапе у педагогов идет интенсивная деятельность отбору средств работы, логики построения групповой деятельности под те цели смены, которые определены в перспективных планах детского лагеря. Материалом для этого служат: анализ интересов и ожиданий подростков от пребывания в лагере, уровня их социальной активности и потребности в развитии и лидерстве, психологических особенностей. Это позволяет учесть ту специфику групп — отрядов, которая появится в ходе взаимодействия, и помогает построить предварительную модель будущей работы. При этом модель должна учитывать, что основным видом совместной деятельности будет общение, во всех его проявлениях и многообразии. Модель будет складываться из: 1. Научно-методического блока, отражающего поиск и анализ современных путей, способов и приемов вовлечения подростков в сферу общения, где они, с одной стороны, самостоятельны, с другой стороны — заинтересованы в помощи и сотрудничестве взрослого в развитии собственной активности и самостоятельности. Профессионализм вожатого при этом — не только и не столько в сумме имеющихся в его опыте способов и приемов групповой деятельности, сколько в умении гибко варьировать этими способами и приемами в зависимости от складывающейся ситуации. 2. Содержательной части, суть которой в создании атмосферы доверия, способствующей совместной продуктивной деятельности, обеспечивающей подросткам возможности в реализации и актуализации их личности, мобилизации мыследеятельностных процессов и реализации целей групповой деятельности Групповая коммуникативная деятельность должна представлять собой своеобразные клубные пространства, специально организованные взрослыми как культурный образец коллективных отношений и взаимодействия. 3 Личностно-ориентированного блока, обеспечивающего каждому подростку психологическую комфортность в действиях, мотивах участия в работе отряда, связанных с собственным развитием и реализацией 4. Диагностического блока, который позволяет исследовать динамику социального и личностного развития ребенка, осмыслить условия и факты этого роста, обеспечить корректировку и фасилитацию (поддержку) общения и взаимодействия подростков как ведущего средства реализации идей групповой деятельности. Речь идет не об использовании сложного психолого-диагностического инструментария, а о включенной рефлексии самого вожатого, который, наблюдая, анализируя состояния подростков, их действия и отношение к происходящему, может быстро и оперативно через изменение способов своей работы изменить ситуацию, не теряя при этом общей логики групповой деятельности. Для диагностики можно использовать игровые приемы, цветопись, методы группового анализа и т. д. Предложенная модель универсальна и применима в различных детских объединениях, для различных воспитательных целей групповой деятельности Важно содержательное наполнение каждой части модели в зависимости от целей этой деятельности В любом случае групповое взаимодействие решает целый комплекс педагогических задач социального, этического, нравственного и психологического характера. Субъектами реализации этих задач становятся вожатый и другие взрослые — подросток — микрогруппа В таблице 10 представлен возможный вариант решения подобных задач каждым субъектом групповой деятельности Подростками они не формулируются так, как это представлено в таблице, но динамика развития группы, рефлексия каждого этапа движения, позволяет прописать их в подобном виде Создавать условия для их реализации — это ведущая цель деятельности руководителя группового взаимодействия, которым является вожатый временного детского объединения. Таблица 10
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |