КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование социального опыта подростка в детском лагере
Несмотря на существенные негативные изменения, происходящие в государстве и обществе, Всероссийский детский центр «Орленок», трансформируя свой уникальный педагогический опыт применительно к современным условиям, способен существенно влиять на социальное становление подростков. Ежегодно воспитанниками «Орленка» становятся более двадцати тысяч подростков со всех регионов России. На протяжении ряда лет педагоги Центра ведут поиск новых педагогических средств, которые могут существенно повлиять на формирование социального опыта подростков, так как опора на традиционные подходы к формированию социального опыта подростков не всегда дает позитивный результат. Одной из главных причин этого являются изменения, произошедшие в ценностных ориентациях современных подростков. В процессе социализации накопление социального опыта обеспечивается двумя взаимосвязанными процессами. Первый предполагает освоение и приобретение ценностных ориентации в смыслах человеческой деятельности, духовно-нравственных норм и эталонов отношений и взаимодействия с людьми, формирование отношения к себе и окружающему миру, вос- производство этого в своем поведении и отношениях с другими. В ходе реализации второго процесса происходит освоение социально и жизненно значимых способов действий с предметами, эталонов, выделяющих в предметах те или иные свойства, это проявляется в действиях, поступках, взаимодействии и деятельности. Первый процесс — накопление гуманитарного опыта личности, второй — деятельностного опыта. Их сумма представляет собой социальный опыт, который на каждом возрастном этапе развития проявляется через качества и свойства личности, характеризующие индивидуальность и уникальность конкретного человека, то есть социальный опыт — это совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, сложившаяся в результате взаимодействия человека с другими людьми, с окружающим миром в культуросообразных сферах его жизнедеятельности. Подросток, попадая в различные жизненные ситуации, проявляет уже накопленный уровень социального опыта и осваивает новый. Проявление и освоение опыта проходит несколько стадий, позволяющих подростку адекватно обстоятельствам реализовать себя в этой жизненной ситуации: — репродуктивная: воспроизведение комплекса освоенных — адаптивная: рефлексия и самоопределение в возникшей — локально-моделирующая: рефлексия развертывания си — системно-моделирующая: закрепление ценностных Данный процесс носит цикличный характер и детерминирован только индивидуальностью личности подростка и сложившимся у него на данный момент уровнем социального опыта. Культура как носитель социального опыта охватывает все способы духовной регуляции развития. Процесс развития человека протекает в многообразии взаимодействия внутреннего пространства человека с пространствами окружающего мира, когда «Я» через собственную деятельность входит в соответствующее пространство внешнего мира наблюдает за природой, слушает музыку, постигает историю и культуру предков, учится, работает на земле и т. д. Процесс подобного взаимодействия детерминирован культуросообразной средой жизнетворчества личности, рефлексивным характером процесса развития. Культуросообразная воспитывающая среда — это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Содержанием среды как фактора социального развития личности ребенка выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное и информационное окружение — совокупность их разворачивается на фоне природного окружения ребенка (по Н Е. Щурковой). Именно это положение и определяет возможности влияния педагогической системы Всероссийского детского центра «Орленок» на формирование социального опыта подростков. Кризис подросткового возраста отчасти связан с болезненным отказом от детских правил поведения и попыткой выработать новые, частично альтернативные как взрослой, так и детской формам реагирования. Подростковые и молодежные субкультуры выполняют не только социализирующие функции, но и конструктивно-творческие, поскольку явления молодежной субкультуры непосредственно включены в жизнь общества и определяют некоторые формы его развития. Субкультурная среда детского центра не возникает сама собой, она рождается в синтезе культуросообразных форм взаимодействия внутреннего мира ребенка с окружающим, в совместной деятельности и общении взрослых и детей как субъектов культуры. Педагогическая система «Орленка» является воспитывающим социумом, в котором субкультура определяет факторы влияния на процессы социализации подростка в его взаимодействии с собой, со сверстниками, взрослыми, субкультурными элементами Центра. К элементам субкультуры «Орленка» относятся: природно-климатические условия; архитектура; дендропарк, законы, традиции и ритуалы; легенды; базовые педагогические технологии (совместной деятельности); игровая среда; нормы и ценности общения и отношений; единое образовательное пространство; музыкально-песенные тради ции; педагогическая культура; единый педагогический коллектив современного типа; педагогическое взаимодействие как условие организаций совместной деятельности детей и взрослых. Пребывание ребенка в лагере — его своеобразная гуманитарная практика, направленная прежде всего на творческое освоение норм и ценностей общения и отношений между людьми. Выделяется несколько интегративных признаков педагогической системы «Орленка»: — общие целевые установки и функции центра дополни — субкультурные факторы педагогического труда и педа — личностно-ориентированный подход к воспитанию; — технологии совместной деятельности, в центре которой — специально организованная система подготовки и повы — учет особенностей и условий существования временных Переосмысление определенных традиционных подходов к педагогической деятельности детского лагеря в интенсивной, краткосрочной, имитационной модели проживания становится фактором социально-личностного развития подростков, превращает детский центр в гуманитарный центр дополнительного образования, воспитания и самовоспитания, оздоровления (в широком смысле) подростка с учетом его индивидуально личностного опыта и притязаний. Это позволяет соотнести педагогические идеи со стратегией развития и реализации проблем детства в Российской Федерации, определить основные направления реализации идеологии педагогического коллектива, к которым относятся, во-первых, поддержка, защита, развитие и оздоровление ребенка в условиях воспитательного процесса, направленного на формирование его личности и индивидуальности; во-вторых, разработка и внедрение психолого-педагогических программ, способствующих воспитанию, оздоровлению и развитию подростков в целях приобретения лидерского и социального опыта в общении, отношениях и деятельности. Комплекс зависимостей, которые прямо и косвенно влияют на проявления и обогащение социального опыта подростков в субкультурной среде центра, включает зависимости между: — сезонными ожиданиями подростков и выбором содержа — многообразием видов развивающей деятельности и воз — инструментальным обеспечением технологий совмест — информационным обеспечением субкультурных воз Это позволяет определить комплекс средств формирования социального опыта подростков в субкультурной среде центра, независимого от содержания конкретной педагогической программы: технология совместной деятельности детей и взрослых в структуре педагогического взаимодействия; педагогическая поддержка развития социального опыта, обеспечиваемая в логике реализации педагогического содержания лагерной смены. Сущность педагогического взаимодействия — прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. Субъектность человека проявляется через активность поведенческую и деятельност-ную, то есть через гуманитарный и деятельностный опыт. Наложение субкультур участников процесса взаимодействия приводит к успешности или неуспешности педагогического влияния педагога на процессы социализации подростка. Другими словами, педагог как носитель и транслятор социального опыта должен постоянно находиться в эмпатийно-рефлексивной ситуации к субъекту взаимодействия. Если рассмотреть педагогическую деятельность как совокупный процесс управления и организации деятельности человека, группы или сообщества, направленный на развитие, воспитание, обучение и социализацию во взаимодействии с участниками этих процессов на разных уровнях их субъектного отношения, то взаимодействие субъектов педагогической деятельности можно представить в трех системах: «Педагог — Ре бенок», «Педагог — Детская группа», «Педагог — Детское сообщество» на пяти уровнях субъектности. I уровень. Цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации предлагаются педагогом, а дети принимают предложения педагога и соглашаются включиться в деятельность (репродуктивный уровень субъектности). П уровень Цели и задачи взаимодействия выдвигаются педагогом, а содержание взаимодействия и формы его реализации рождаются в совместной деятельности педагога и детей (адаптивный уровень субъектности). Ш уровень. Цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации формируются в совместной творческой деятельности педагога и детей (локально — моделирующий уровень субъектности). IV уровень. Цели, задачи, содержание взаимодействия и V уровень. Цели, задачи, содержание взаимодействия и В этой связи логика педагогического взаимодействия может быть представлена следующим образом: 1) педагогическая задача; 2) система педагогических методов, избранных для ее решения; 3) коммуникативные задачи, решение которых необходимо для реализации методики совместной деятельности; 4) создание педагогически и организационно целесообразных условий для перевода социальной ситуации взаимодействия в педагогическую на уровне субкультур субъектов; 5) чувственное восприятие субъектами ситуации взаимодействия; 6) уровни проявления и освоения социального опыта подростков, 7) поведенческая и деятельностная активность субъектов; 8) педагогическая рефлексия ситуации взаимодействия и кор В этой логике апробированы на практике «Орленка» вариативные программы деятельности, такие как «Делай как мы, делай с нами, делай лучше нас», социально-ролевые игры, организация рефлексии, стимулирующей самопознание ребенка и коррекцию его отношений с окружающими. Разработанная методика совместной деятельности в целях обогащения соци ального опыта подростка позволяет рассматривать механизмы педагогической поддержки этого процесса в ходе реализации любых педагогических программ Центра. Формирование социального опыта ребенка во временном детском объединении осуществляется успешно, если достигается свободный вариативный выбор подростком видов деятельности, через разнообразие программ в системе совместной деятельности, педагогического взаимодействия, направленного на педагогическую поддержку социального опыта подростков. Социализирующее влияние субкультуры оздоровительно-образовательного центра на формирование социального опыта подростков будет более эффективным, если: — в детской среде имеют место ситуации социального вы — обеспечены возможности овладения подростками опы — осуществляется процесс совместной деятельности под — субкультура воспитательной системы центра определя Важнейшим условием развития, становления ребенка в процессе социализации выступает социальный опыт как совокупность духовно-нравственных ценностей, знании, умений, навыков, форм, средств, методов, выработанных личностью подростка в процессе совместной деятельности во временном детском объединении при педагогической поддержке процесса развития и обогащения этого опыта.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |