КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комплекс педагогических задач, реализуемых в ходе группового взаимодействия
Одним из факторов создания доверительной, продуктивной атмосферы при групповом взаимодействии являются правила, применяемые на сознательном уровне участниками группы. Эти правила решают сразу несколько задач, с одной стороны — их применение в реальной жизни группы обеспечивает доверительность, открытость, комфортность и защищенность участников совместной деятельности, с другой — демонстрирует этические, культурные ценности человеческого взаимодействия. Любая коллективная деятельность подростков, независимо от ее направленности, является гуманитарной практикой для развивающейся личности, если эта деятельность построена на общечеловеческих (гуманитарных) принципах взаимодействия и отношений междулюдьми. Правила могут меняться в зависимости от целей предстоящей смены, но должны быть неизменными на весь ее период. Поэтому в «Орленке» в свое время родились и живут до сегодняшнего дня законы и традиции, основанные на добром и уважительном отношении к человеку Они как бы говорят каждому: «Не навреди своим поведением, действиями другому, и ты сам будешь защищен в жизни!» Если правила не задаются, они рождаются в подростковой среде сами и не всегда носят гуманный характер, так как привносятся из стереотипов субкультуры детства, порой жестокой и аффективной Правила взаимосвязаны с задачами групповой деятельности, приведенными в таблице 10, потому что эти правила являются одним из условий успешности реализации целей любого группового взаимодействия. Приступая или готовясь к работе с подростками, надо помнить о том, что любое групповое взаимодействие, будь то детский отряд в лагере, или творческая группа по подготовке и проведению интересного дела, или планирование жизни общественного объединения, вырванное из контекста жизни подростка, может нанести ему вред, если ему не показаны способы применения приобретенного опыта в реальной, обыденной жизни. Решение этой проблемы тоже в руках взрослого, реализация которой возможна через проигрывание различных жизненных ситуаций с использованием приобретенного опыта общения, отношений между людьми Основными принципами педагогического взаимодействия в лагере выступают следующие: Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности (интеллектуально-познавательные, художественно-творческие, организаторско-лидерские). Детям и подросткам предлагается широкий спектр направлений деятельности, учитывая, что вся деятельность должна быть посильна для конкретной личности и одновременно сложна, т. е. требует интеллектуального, физического и эмоционального напряжения. Выступления на концертных площадках, проведение археологических раскопок, разработка досуговых, образовательных, здоровьесберегающих проектов — все это является одновременно и привлекательным для участников, имеет четко выраженный результат, содержит эффект новизны, позволяет проявить творчество и самостоятельность и способствует самоутверждению личности. Принцип свободы творчества предполагает право выбора: — познавательной деятельности, клубного пространства, — форм и способов организации жизни в коллективе, уча — ролевой позиции при подготовке дел (организатор, уча — формы участия в оздоравливающих программах (обли — партнера по общению. Принцип социальной активности осуществляется через включение подростков в реальные социально-значимые отношения при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных, досуговых коллективных творческих дел и реализацию в социальной сфере знаний, умений, навыков, полученных на занятиях. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, реализация которого предполагает формирование временных творческих групп, служб из числа взрослых и детей по организации, пропаганде, освещению жизнедеятельности в лагере: аналитической, информационно-оформительской, хозяйственной, службы здоровья и хорошего настроения. Общими усилиями проводятся межлагерные и внутрилагерные мероприятия, часы здоровья, дискуссионные клубы, олимпиады по науке и искусству; социологическая служ ба анализирует настроение и отношение к происходящим событиям каждого участника; интересные дела подробно освещаются пресс-центром. Таким образом, групповое взаимодействие в период каникул при всех описанных выше условиях становится для подростка тренингом общения, личностного роста, коррекции самооценки и взаимоотношений между людьми, а главное — понимания собственного «Я».
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |