Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплекс педагогических задач, реализуемых в ходе группового взаимодействия




 

Субъект реа- Лизации Характер задач РУКОВОДИ­ТЕЛЬ ПОДРОСТОК МИКРОГРУППА
СОЦИАЛЬНЫЕ Я и Другие Создание условий для приобретения опыта коллектив­ного взаимодейст­вия с позиции са­моопределения и самореализации Формирование чув­ства сопричастности в общей деятельно­сти, присвоение об­разцов коллективно­го взаимодействия Показ образцов кол­лективного взаимо­действия с позиции исполнения соци­альной роли каж­дым участником
ЭТИЧЕСКИЕ Я среди Других Показ культурных ценностей общения и отношений меж­ду людьми с пози­ции доверия, ува­жения и защиты человека, его уни­кальности и инди­видуальности Формирование чув­ства принадлежно­сти к человеческому сообществу на гу­манитарных прин­ципах взаимодейст­вия Создание атмосфе­ры уважения, дове­рия и заботы о каж­дом, построенной на самоопределении и добровольном уча­стии членов группы
НРАВСТВЕННЫЕ Я — Человек Демонстрация норм отношения к человеку с позиции его самоценности, уникальности и индивидуальности Формирование чув­ства самоосознания с позиции норм че­ловеческой морали во взаимодействии, общении и отноше­ниях между людьми на основе осознан­ного стремления изменять себя Создание атмосфе­ры индивидуальной неповторимости каждого, направ­ленной на формиро­вание положитель­ного образа «Я» на основе норм дея­тельности группы
ПСИХОЛОГИЧЕ­СКИЕ Я — Человек успеш­ный Создание условий для фасилитации, реабилитации и коррекции само­оценки подростка, поощрение ус­пешности участия в групповом взаи­модействии, по­вышение его лич­ной компетенции и осознания им ин­дивидуальных це­лей участия Формирование чув­ства личной компе­тентности по отно­шению к себе, к другим участникам на основе показа и демонстрации своих возможностей и способностей Создание атмосфе­ры поощрения и поддержки каждого участника группы на основе его инди­видуальных целей участия, заботы и защиты

Одним из факторов создания доверительной, продуктивной атмосферы при групповом взаимодействии являются правила, применяемые на сознательном уровне участниками группы. Эти правила решают сразу несколько задач, с одной сторо­ны — их применение в реальной жизни группы обеспечивает доверительность, открытость, комфортность и защищенность участников совместной деятельности, с другой — демонстри­рует этические, культурные ценности человеческого взаимо­действия. Любая коллективная деятельность подростков, не­зависимо от ее направленности, является гуманитарной прак­тикой для развивающейся личности, если эта деятельность построена на общечеловеческих (гуманитарных) принципах взаимодействия и отношений междулюдьми.

Правила могут меняться в зависимости от целей предстоя­щей смены, но должны быть неизменными на весь ее период. Поэтому в «Орленке» в свое время родились и живут до сегод­няшнего дня законы и традиции, основанные на добром и ува­жительном отношении к человеку Они как бы говорят каждо­му: «Не навреди своим поведением, действиями другому, и ты сам будешь защищен в жизни!» Если правила не задаются, они рождаются в подростковой среде сами и не всегда носят гуман­ный характер, так как привносятся из стереотипов субкульту­ры детства, порой жестокой и аффективной

Правила взаимосвязаны с задачами групповой деятельнос­ти, приведенными в таблице 10, потому что эти правила явля­ются одним из условий успешности реализации целей любого группового взаимодействия.

Приступая или готовясь к работе с подростками, надо по­мнить о том, что любое групповое взаимодействие, будь то дет­ский отряд в лагере, или творческая группа по подготовке и проведению интересного дела, или планирование жизни обще­ственного объединения, вырванное из контекста жизни подро­стка, может нанести ему вред, если ему не показаны способы применения приобретенного опыта в реальной, обыденной жизни. Решение этой проблемы тоже в руках взрослого, реа­лизация которой возможна через проигрывание различных жизненных ситуаций с использованием приобретенного опы­та общения, отношений между людьми

Основными принципами педагогического взаимодействия в лагере выступают следующие:

Принцип многообразия видов, форм и содержания дея­тельности, рассчитанных на доминирующие способности,


интерес и потребности (интеллектуально-познавательные, ху­дожественно-творческие, организаторско-лидерские). Детям и подросткам предлагается широкий спектр направлений дея­тельности, учитывая, что вся деятельность должна быть по­сильна для конкретной личности и одновременно сложна, т. е. требует интеллектуального, физического и эмоционального напряжения. Выступления на концертных площадках, прове­дение археологических раскопок, разработка досуговых, об­разовательных, здоровьесберегающих проектов — все это яв­ляется одновременно и привлекательным для участников, имеет четко выраженный результат, содержит эффект новизны, по­зволяет проявить творчество и самостоятельность и способ­ствует самоутверждению личности.

Принцип свободы творчества предполагает право вы­бора:

— познавательной деятельности, клубного пространства,
пути, темпа продвижения по маршруту в освоении выб­
ранной деятельности;

— форм и способов организации жизни в коллективе, уча­
стия в досугово-развлекательных мероприятиях;

— ролевой позиции при подготовке дел (организатор, уча­
стник, эксперт, рекламный агент, консультант, костю­
мер, оформитель, социолог и т. д.);

— формы участия в оздоравливающих программах (обли­
вание, зарядка, шейпинг, массаж, спортивные секции,
купание и др.);

— партнера по общению.

Принцип социальной активности осуществляется через включение подростков в реальные социально-значимые отно­шения при проведении разноплановых просветительских, оз­доровительных, спортивных, досуговых коллективных твор­ческих дел и реализацию в социальной сфере знаний, умений, навыков, полученных на занятиях.

Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, реализация которого предполагает форми­рование временных творческих групп, служб из числа взрос­лых и детей по организации, пропаганде, освещению жизнеде­ятельности в лагере: аналитической, информационно-офор­мительской, хозяйственной, службы здоровья и хорошего настроения. Общими усилиями проводятся межлагерные и внут­рилагерные мероприятия, часы здоровья, дискуссионные клу­бы, олимпиады по науке и искусству; социологическая служ­


ба анализирует настроение и отношение к происходящим со­бытиям каждого участника; интересные дела подробно осве­щаются пресс-центром.

Таким образом, групповое взаимодействие в период кани­кул при всех описанных выше условиях становится для подро­стка тренингом общения, личностного роста, коррекции само­оценки и взаимоотношений между людьми, а главное — пони­мания собственного «Я».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.