КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Религиозное воспитание в системе организованного отдыха детей
Российское общество, находясь в состоянии затянувшегося духовно-нравственного кризиса, все глубже осознает необходимость возврата к традиционным ценностям предшествующих поколений, основой которых долгие столетия служило вероисповедание. Религиозные центры играют заметную роль в организации каникулярного времени детей, подростков и молоде-жи. Во многих восстановленных монастырях живут, получа ют образование и трудятся дети из неблагополучных семей, подростки, состоящие на учете в органах внутренних дел. При монастырях и храмах активно создаются подростковые объединения, вовлекающие юных граждан в социокультурную деятельность. Одна из самых крупных православных молодежных организаций, возникшая в начале девяностых годов и зарегистрированная Министерством юстиции РФ, — Братство православных скаутов (следопытов). Тысячи молодых людей в рамках программы церковной детской организации, использующей традиционные скаутские методики, приняли участие в летних лагерях, паломничествах, работах по реставрации монастырей и храмов. Воспитательный потенциал Братства направлен, в первую очередь, на оказание поддержки семье в воспитании детей и подростков. Деятельность некоммерческой неполитической воспитательной организации, открытой для молодых людей независимо от их социального статуса, расовой принадлежности или вероисповедания, организована таким образом, что основная воспитательная работа осуществляется в союзе с семьей и опирается на семейные ценности, с помощью которых возможно оказывать особенно действенное влияние на детей и подростков. Интересен опыт религиозно-просветительского социально-педагогического православного общественного объединения детей, родителей, педагогов и духовенства «Святительский покров», созданного на базе Кировского регионального отделения общероссийской общественной организации ДИМСИ («Детские и молодежные социальные инициативы»). На основе духовного опыта Церкви (работу объединения благословил архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф) и опыта отечественной педагогики «Святительский покров» ставит перед собой задачу воспитания как духовно-нравственного, так и социально активного человека, заботящегося о «преображении социальной среды» при помощи деятельного добра. Успешная социально-педагогическая деятельность кировской организации, направленная на гармонизацию отношений личности и социума, свидетельствует о том, что соединение усилий в области социального воспитания и социальной работы мощных факторов социализации — общественного, государственного и конфессионального секторов социального воспитания (с учетом специфики каждого) — способно вывести деятельность социально-педагогических, служб на более высокий уровень. А это позволит смягчить социальное напряжение в обществе, сгладить социальные, политические и экономические противоречия. Одним из примеров взаимодействия священнослужителей и светских педагогов являет в себе негосударственное образовательное учреждение, созданное в 1998 г. при Свято-Троицкой Сергиевой лавре — Детский центр образования «Пересвет». Занятия с курсантами (из ста пятидесяти ребят в возрасте от 10 до 18 лет, постоянно участвующих в деятельности Центра, больше половины — из неблагополучных семей, принадлежат к группе социального риска) проводятся как священнослужителями и монахами Троице-Сергиевой лавры, так и православными мирянами, офицерами действующей российской армии и запаса. Основные цели организации: — православное воспитание молодежи; — воспитание патриотов России; — воспитание в сознании курсантов убеждения в необходи Первостепенная задача, решаемая в детском Центре образования «Пересвет» (помимо защиты от разрушающего влияния улицы), — подготовка юных людей, как нравственно, так и физически, к достойному прохождению срочной службы в рядах российской армии. Жертвенность, мужество, бесстрашие — качества, во все века отличавшие русских защитников. В Центре успешно реализуется программа культурно-массовых предприятий «Вечерний досуг», осуществляемый как во внеурочное время в рамках учебного года, так и в период школьных каникул. Ее главными задачами являются: — привлечение молодежи через организованный досуг к — укрепление семейных отношений между подростками и В рамках этой программы проводятся интеллектуальные конкурсы и игры, просматриваются видеофильмы, рассказывающие о знаменитых русских монастырях, исторических местах, царях, полководцах, писателях, деятелях искусств, организовываются встречи с интересными православными людьми. «Пересветовцы» регулярно в стенах Центра и на объектах попечения организуют творческие вечера, концерты, посвященные христианским праздникам, Дню Победы в Великой Отечественной войне, Дню Российской Армии и Флота, спортивные турниры, зрителями и участниками которых являются роди тели многих курсантов. Благодаря открытому характеру работы образовательного Центра между педагогами, юными курсантами и их родителями создается атмосфера доброжелательности и понимания, взаимной заботы и поддержки. На средства Троице-Сергиевой Лавры для подростков из православного образовательного Центра «Пересвет» на Волге и Онежском озере арендованы парусно-моторные шхуны, на которых в летний период часть курсантов проходит учебную практику. Вместе со взрослыми наставниками курсанты в период летних каникул несут на шхуне круглосуточную службу: стоят на вахте, ведут наблюдение, отрабатывают действия экипажа при аварийных тревогах, работают на камбузе. Другие взводы «Пересвета» проходят военную летнюю практику в полевых условиях. Летняя практика предполагает освоение курсантом специальностей, относящихся к разным формам деятельности: навыков оказания первой медицинской помощи, умения ориентироваться на местности, поискового дела. Православные педагоги из Троице-Сергиевой Лавры в системе духовно-нравственного воспитания курсантов во время летних каникул практикуют дальние паломнические походы. Возле Сергиева Посада расположено немало знаменитых святых мест, к которым на протяжении столетий в определенное время года совершаются массовые паломничества, — это Хотьковский монастырь, Александровский Свято-Успенский женский монастырь, Черниговский скит. Ежегодно «пересветовцы» организуют летний лагерь возле святого источника «Гремячий водопад», расположенного в тридцати километрах от Сергиева Посада, вода в котором освящена преподобным Сергием Радонежским в 14 веке. Подростки участвуют в различных спортивных соревнованиях, конкурсах, викторинах, концертах авторской и патриотической песни. Любое мероприятие начинается и оканчивается молитвой. Сигналом к подъему и отбою служит добрый благовестник лагеря — походный колокол. В ежедневный рацион питания входит постная, монашеская, непритязательная пища, составленная, как правило, из растительных, молочных и рыбных блюд. Привычка к продолжительным постам, освященным Православной Церковью, помогала нашим соотечественникам переносить в условиях частых войн и оккупации длительные периоды голода. Церковный пост воспитал в русском воине беспримерную выносливость и способность к преодолению внешних затруднительных обстоятельств. Курсанты участвуют в реставрации храмов и исторических памятников, а также в археологических экспедициях. В мае 2000 г. под Петербургом в районе Синявинских высот успешно трудилась поисковая группа из «Пересвета» под руководством офицера авиации Константина Смирнова. Ребята нашли 42 захоронения советских воинов, без вести пропавших во время Великой Отечественной войны. Им удалось установить имена пятерых погибших бойцов. Археологическая экспедиция, возглавляемая инструктором Олегом Карповым — выпускником историко-архивного института, провела совместно с сотрудниками Сергиево-Посадского музея-заповедника раскопки в районе Ратьковского городища, что на границе Московской и Владимирской области. Интересные для ученых находки из бронзы были переданы музею. Воскресные занятия в летнем лагере начинаются с посещения походного храма или близлежащей церкви. Божественная литургия используется православными педагогами как принцип воспитания и метод изучения предмета Закон Божий. Православный храм оказывает и глубокое эстетическое воздействие на юных курсантов: одухотворенные иконы и настенные фрески, драгоценная церковная утварь, запах ладана, мерцание свечей создают атмосферу таинственности и праздника. Большое значение в воспитательном процессе в православном Центре образования «Пересвет» приобретает ношение подростками военной камуфлированной формы. Пятнистая военная форма — символ мужества — делает курсантов отличными от других их сверстников, заставляет осмысленно относится к своим поступкам и поведению. Право ношения формы необходимо заслужить: новички, совершенствуя себя, прилагают немало нравственных и физических усилий для того, чтобы стать обладателями заветной экипировки. Методы поощрения, используемые в социально-педагогической деятельности православными педагогами из детского Центра образования «Пересвет», направлены на воспитание в подростке таких нравственных качеств, необходимых православному воину, как коллективизм (соборность), взаимовыручка, мужество, бесстрашие, терпение, сострадание. Курсант, искупавшийся в святом источнике, пересилив холод и страх, получает право носить на камуфляже возле сердца отличительный знак — нашитого «орла». А тот, кто до конца выстоял в храме Рождественскую и Пасхальную службы, имеет право нашить на грудь знак высшего отличия — имя святого монаха, в честь которого назван Центр. Исповедь, проводимая священнослужителем, также несет в себе элементы поощрения и наказания — епитимий. Человек, осознавший свое духовно-нравственное несовершенство и желающий исправления, допускается священником к принятию церковных таинств. Святая евхаристия — это венец христианского богослужения, знаменующий собой таинственное приобщение Тела и Крови Христа. Лишение подростка этой награды обязывает юного человека глубже заглянуть в себя и начать процесс внутреннего перерождения и исправления. Запрет на участие в евхаристии — одно из воспитательных наказаний в христианской практике. Человеку, отлученному от этого таинства, предлагается путь исправления. Его цель — с помощью духовных упражнений, а также социально-полезной деятельности: жертвенности, благотворения, безвозмездного труда — отучить подростка от вредных привычек и наклонностей. Методы воспитания и перевоспитания, которыми руководствуются православные педагоги из Троице-Сергиевой Лавры в своей социально-педагогической деятельности, нередко направлены на решение тех же задач, что и воспитательные методы, используемые светскими педагогами в работе с детьми и подростками, к примеру, в общественных объединениях, летних лагерях, в образовательных или исправительных учреждениях. Специфика и религиозной, и светской социально-педагогической деятельности обусловлена, прежде всего, ее идейно-мировоззренческими основаниями и ценностными ориентациями. Ключевая базовая идея христианской социально-педагогической деятельности — спасение души и помощь в осознании кратковременности земной жизни, трудности которой необходимо переносить с достоинством; в то время как ключевая идея светской социально-педагогической деятельности — социальная справедливость в общественном потреблении. Вовлекая детей в систему православного воспитания, организаторы каникулярного времени создают особую среду, в которой подросток начинает жить по христианским законам. Подростки учатся быть достойными продолжателями традиций предков, веками созидавших родное Отечество. Отличие православной педагогики, по словам известного богослова, философа и протоиерея Василия Зеньковского, состоит в том, что она готовит ребенка относиться к жизни как к жизни веч ной. Православная педагогика опирается на вечные, вневременные ценности и готовит ребенка не просто к жизни в обществе, она заповедует ему быть «солью земли», нравственным маяком для других людей.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |