КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Млн SDR 1 страница
Га Финансирование буферных запасов Рис. 3.3. Финансовые ресурсы МВФ: источники, механизмы и цели использования 3.2. Международный валютный фонд пересмотр квот состоялся 22 января 1999 г. Капитал Фонда в результате Крупнейшими акционерами МВФ по-прежнему остаются США. Они возглавляют (табл. 3,1) список стран с наибольшими квотами. Их доля составляет 17,5%. Таблица 3.1. Десять стран — членов МВФ с наиболее крупными квотами,
Источник: http://www.imf.org. Annual Report; Хронология МВФ. Япония после 11-го пересмотра переместилась на второе место, потеснив Германию. Ее доля составляет 6,3%; Германии — 6,1%. Это означает, что позиции стран подвижны. До девятого пересмотра квот на десятом месте после России был Китай с квотой в 2390,0 млн SDR. После девятого пересмотра Китай переместился на несколько позиций ниже. Его место заняли Нидерланды с квотой 3444,2 млн SDR. Свое десятое место они сохраняли и в 1999 г. Однако объединение Китая с Гонконгом позволило ему занять в 2003 г. девятое место, потеснить Россию на десятое место и Нидерланды на одиннадцатое место в мире. http://www.imf.org. Глава 3. Международные финансовые организации Квота стран — членов ЕС превышает сегодня 40%, что дает возможность странам Европейского союза оказывать влияние на проводимую МВФ экономическую политику. Кроме квоты, источниками собственных ресурсов МВФ служат полученные за пользование ресурсами Фонда проценты и комиссионные сборы. Финансовые ресурсы Фонда находятся на Счете общих ресурсов (General Pesonrces Account) и используются для проведения финансовых операций, которые делятся на два вида: • сделка (Transaction) — предоставление валютных средств из ресурсов МВФ; • операция (Operation) — оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. Сделка в качестве финансовой помощи МВФ не имеет традиционной формы кредита, хотя этот термин и используется. Она выступает в виде обмена национальной валюты на соответствующую сумму необходимого количества иностранной валюты. То есть когда страна прибегает к финансовой помощи МВФ, она осуществляет покупку (purchase) иностранной валюты за национальную. Когда страна возвращает полученные средства, то осуществляет обратную покупку (repurchase) национальной валюты за иностранную. В результате этой операции Фонд увеличивает запас валюты страны, прибегающей к помощи, а запас валют других стран и SDR на эту же сумму сокращается. И наоборот. Для оказания финансовой помощи странам созданы различные кредитные Фонды (механизмы). За годы существования МВФ их число существенно выросло, расширились как направления оказания финансовой помощи, так и число стран получателей. Сегодня в зависимости от условий кредитования и целей получения финансовых ресурсов существует ряд кредитных Фондов (механизмов): • обычные механизмы кредитования; • специальные компенсационные механизмы; • чрезвычайная помощь; • фонды помощи странам с низким уровнем дохода. В рамках обычного механизма кредитования существуют следующие формы доступа к финансовым ресурсам МВФ: • резервная доля; • кредитная доля; • соглашение о резервных кредитах; • расширенное финансирование; • дополнительное финансирование. 3.2. Международный валютный фонд 123 Для каждого механизма существуют определенные лимиты получения финансовых ресурсов, которые соотносятся с квотой страны-члена. Масштабы допуска в пределах установленных лимитов определяются в соответствии с остротой переживаемых страной трудностей. В случае крайней необходимости МВФ может предоставлять средства сверх зафиксированных лимитов. Резервная доля (Reserve Tranche) — это часть валюты, которую страна может приобрести в случае возникновения проблем платежного баланса в размере 25% квоты автоматически по первому требованию. Данная операция выступает как изъятие страной собственных финансовых ресурсов, внесенных в Фонд, а потому не предполагает процентных выплат, комиссионных платежей и не налагает обязательства вернуть полученные валютные средства. Сверх резервной доли страны-члены могут использовать средства внесенные ими в,общие ресурсы МВФ в размере 100% квоты. Главным каналом использования этих ресурсов является политика кредитных долей (Credit Tranche Policy). Фонд предоставляет валюту для проведения экономических мер, направленных на ликвидацию проблем в области платежных балансов. Валютные ресурсы делятся на четыре кредитные доли в размере 25% квоты. Предельная сумма иностранной, валюты, которую может приобрести страна у МВФ в результате использования кредитной и резервной долей составляет 125% размера ее квоты. .Для расходования кредитных долей требуется разрешение Исполнительного совета Фонда, который устанавливает, будет ли предполагаемая покупка находиться в соответствии с положениями Устава и проводимой в его рамках политикой. МВФ предъявляет стране определенные требования, связанные с выполнением условий по преодолению экономических трудностей. По мере использования каждой новой кредитной доли «уровень требований», предъявляемых МВФ, возрастает. Обязательства страны-заемщика фиксируются в документе, именуемом, «Письмо о намерениях» (Letter of Intensions), которое направляется в МВФ. Практика кредитных долей реализуется в форме прямой покупки иностранной валюты (первая кредитная доля), а также путем заключения с МВФ Соглашения о резервных кредитах (Stand by Arrangements) и Соглашения о расширенных кредитах (Extended Arangements). Соглашение о резервном кредите применяется обычно при выделении средств в счет «верхних кредитных долей» и.сопровож-дается более жесткими условиями. Эти соглашения обеспечивают стране-члену гарантию автоматического получения иностранной валюты от МВФ в обмен на национальную в размере суммы, о которой достигнута договоренность, в любое время в течение срока действия Соглашения, при условии соблюдения страной договоренностей, за- 124 Глава 3. Международные финансовые организаций фиксированных в Соглашении. Практика использования Соглашения о резервных или расширенных кредитах аналогична открытию кредитной линии. Первоначально цель этих кредитов состояла в резервировании валютных средств и экономии на процентах, так как до реального использования кредита страной-заемщицей с нее взималась только комиссия в размере 0,5%'. В современных условиях главным предназначением механизма резервных кредитов является кредитование стабилизационных макроэкономических программ, реализуемых странами — членами МВФ. Иностранная валюта, получаемая страной-участницей в виде резервного или расширенного кредита, выдается порциями (траншами) через определенные Соглашением промежутки времени и контролируется МВФ с помощью специальных целевых критериев, которые охватывают: кредитно-денежную политику государственных финансов, государственного долга, внешнеторговую политику, область торговых и валютных ограничений, а также сферу использования заграничных кредитов. Также отслеживаются изменения уровня внешних валютных резервов. Получение очередного транша страной-членом происходит при выполнении обусловленных целевых критериев и условий, оговоренных в Соглашении. В случае невыполнения согласованных мер Фонд прекращает выдачу кредитов и требует от страны дальнейших шагов, направленных на достижение совместно намеченных целей. Стороны могут договориться о пересмотре осуществляемой программы действий, изменении критериев. Это позволит стране продолжать получение кредита. В 1947 г. в дополнение к механизмам резервных и кредитных долей была образована «Система расширенного финансирования» (Extended Fund Facility — EFF). Основанием, для обращения стран с просьбой о предоставлении валютных ресурсов в рамках данной системы может быть нарушение равновесия платежного баланса, вызванное макроэкономическими проблемами (структурные расстройства в области производства, торговли, ценообразования) или органическим расстройством платежного баланса, которые препятствуют ускорению • экономического роста. Для получения кредита страна должна представить Фонду программу, в которой излагаются цели экономической политики на период действия Соглашения, а также ежегодно представлять перечень мер для достижения поставленных целей, намеченных к реализации в следующем году. МВФ предоставляет валютный кредит из собственных средств на срок до трех лет. Возмещение страной использованных валютных http://www.imf.org. 3.2. Международный валютный фонд 125 средств МВФ осуществляется двенадцатью равными взносами в течение срока от четырех с половиной до десяти лет со дня каждой покупки валют. На начало нового века такие соглашения имели более 15 стран. Используя механизм резервного и расширенного кредита, МВФ оказывает эффективное экономическое давление с целью макроэкономической стабилизации экономик стран-членов. Деятельность МВФ в конце 60-х — начале 70-х гг. протекала в сложных условиях. Произошли существенные экономические и политические изменения в мировом хозяйстве. Сложилась мировая социалистическая система, завершился распад колониальной системы и страны «третьего мира» стали участниками мирового хозяйства. Европейские страны восстановили разрушенное войной хозяйство и, потеснив США, стали новым центром силы. Изменение соотношения сил подорвало структурные принципы мирового хозяйства. Экономическое, финансово-валютное, технологическое превосходство США над конкурентами постепенно ослабло. Западная Европа, а также и Япония, укрепив свой валютно-экономический потенциал, методично теснят американского партнера, и к 1984 г. на страны европейского Общего рынка приходилось уже 36,0% промышленного производства стран ОЭСР (США- 34,3%), 33,7% экспорта (США- 12,7%). Удельный вес США в золотых резервах уменьшился с 75% в 1949 г. до 23% в 1984 г. Одновременно доля стран Европейского экономического сотрудничества (ЕЭС) в золотых резервах возросла до 38%, в валютных — до 53% (США- 10,8%). В 70-е гг. разразились мировые (экономический, энергетический, сырьевой) кризисы, более разрушительные, чем Великая депрессия, которые дестабилизировали не только состояние платежных балансов стран, но и сложившуюся мировую валютную систему. Ее структурные принципы, закрепленные в Уставе МВФ, перестали соответствовать условиям производства, мировой торговли и изменившемуся соотношению сил в мире. Глубинная причина кризиса мировой валютной системы состояла в противоречии между интернациональным характером международных экономических отношений и использованием для их реализации национальных валют, подверженных обесцениванию. Бреттон-Вудская мировая валютная система по своему характеру была системой золотодевизной (золотодолларовой), с фиксированными валютными курсами. В связи с изменением конкурентных позиций стран, ростом инфляции, а также резким обострением противоречия между интернациональной природой мирохозяйственных связей и национальным характером опосредующих эти связи резервных валют (доллара и фунта стерлингов), вызванное тем, что США и Великобритания накопили огромную внешнюю задолженность, произошло ос- Глава 3. Международные финансовые организации лабление резервных валют, особенно доллара. Обострилась проблема международной ликвидности. Темпы роста золотовалютных резервов существенно отставали от темпов роста международной торговли. Названные обстоятельства стимулировали обсуждение в рамках МВФ проблемы введения коллективного наднационального мирового платежного средства в целях укрепления Бреттон-Вудской мировой валютной системы и создания системы дополнительного финансирования. Переговоры стран-членов в рамках МВФ о введении наднационального платежного средства завершились в 1969 г. договоренностью о выпуске специальных прав. Однако это не решило проблемы. В августе 1971 г. США ставят МВФ в известность о прекращении практики свободной купли-продажи золота для расчетов по международным операциям. Право владельцев долларовых авуаров обменивать их на золото пришло в противоречие с возможностью США выполнять эт,о обязательство. Внешняя краткосрочная задолженность США увеличилась за 1949—1971 гг. в 8,5 раза. А официальные золотые резервы сократились в 2,4 раза. МВФ предпринимает попытку сохранить ключевые звенья Бреттон-Вудской валютной системы. В течение четырех месяцев (август — декабрь) 1971 г. ведутся переговоры между странами — членами МВФ. Результатом переговоров стало заключение Смитсонов-ского соглашения, предусматривающего изменение взаимных паритетов валют промышленно развитых стран и повышение цены золота. МВФ временно вводит режим центральных курсов и расширяет пределы колебаний валютных курсов. А в июле ] 972 г. создает Комитет по реформированию мировой валютной системы (Комитет-20, позже преобразован во Временный комитет Совета управляющих МВФ). В его задачу входит разработка принципов новой валютной системы, отвечающей потребностям стран в изменившихся условиях. Комитет-20 завершил свою работу через два года, рекомендовав незамедлительно принять Программу реформирования мировой валютной системы. В январе 1978 г. Временный комитет проводит конференцию.на Ямайке, на которой утверждаются основные принципы новой мировой валютной системы, основанной на принципах свободного плавания валют. Статья 4.Устава МВФ установила и юридически закрепила новое положение о том, что члены МВФ могут использовать как фиксированные, так и плавающие валютные курсы, а также специальный вариант двух первых1. SDR стали эталоном, посредством которого национальная валюта приравнивается ко всем денежным единицам, и таким образом устанавливался режим валютных курсов. Данное Согла- 1 Articles of Agreement of the International Monetary Fund. Washington D.C., 1988. Art. 4; Вернер Ф. Эбке. Международное валютное право: [пер. с нем.]. М.: Международные отношения, 1997. С. 218. 3.2. Международный валютный фонд 127 шение стало гарантом многовалютных финансовых отношений и лега Ямайское соглашение ознаменовало начало нового этапа в деятельности МВФ. Во второй половине 70-х гг. страны-члены сталкиваются с особенно резкими и затяжными неравновесиями платежных балансов. Для их устранения требуется значительное количество валютных ресурсов, а лимиты получения обычных кредитов уже исчерпаны. В этих условиях МВФ в 1977 г. учреждает Систему дополнительного финансирования (Suppeementary Financing Facility — SFF)1. Средства для образования Системы дополнительного финансирования предоставили в виде займов в различных валютах страны — члены МВФ в размере 7,8 млрд SDR, а также Швейцарский национальный банк2. Дополнительное финансирование предназначалось странам, имеющим хронический дефицит платежного баланса и исчерпавшим лимиты получения обычных кредитов. Валютные средства из этого механизма используются для проведения масштабных стабилизационных экономических программ и предусматривают: • согласие страны-заемщицы с условиями Фонда; • предоставление, перед получением очередного транша, доказа Заемные ресурсы для дополнительного финансирования были полностью исчерпаны в марте 1981 г. За это время были открыты кредитные линии для 26 стран. В рамках этого механизма было использовано 7,2 млрд SDRA В связи с тем что были исчерпаны финансовые ресурсы, обеспечивающие предоставление кредитов странам-членам по Системе дополнительного финансирования в мае 1981 г., создается новый механизм — Политика увеличенного доступа к ресурсам Фонда (Policy of Enlarged Access to Fund's Resources — PEAFR). По своим задачам и методам реализации Политика увеличенного доступа к ресурсам МВФ явилась прямым продолжением Системы дополнительного финансирования. Валютные ресурсы получали страны-члены, у которых масштабы неравновесий платежного баланса были непомерно велики по сравнению с размерами их квот. Приобретение валюты проводилось по обычным правилам, относящимся к Соглашениям о резервных и расширенных кредитах. В связи с увеличени- ' У этого механизма есть неофициальное название «Фонд Витеевена» (по имени автора). 2 Смыслов, Д. В. Международный валютный фонд: современные тенденции и 3 http://www.imf.org. 128 Глава 3. Международные финансовые организации ем квот, а следовательно, и ресурсов Фонда в рамках девятого общего пересмотра, МВФ 9 декабря 1992 г. объявил о прекращении использования Политики увеличенного доступа к ресурсам Фонда. В начале 1998 г. Исполнительный совет МВФ одобрил создание дополнительной резервной системы. Она предназначалась для того, чтобы помогать странам «справиться с внезапной потерей рыночного доверия». Первые выделенные средства в объеме 995 млрд SDR получила Корея1. Формирование различных дополнительных фондов в рамках обычного механизма кредитования осуществляется путем заимствования ресурсов у других стран, что означает, с одной стороны, адаптацию международной валютно-финансовой системы к меняющимся условиям мировой экономики. С другой, выявляет новую роль-МВФ в этой системе. Фонд начинает осуществлять посредническую деятельность. Он аккумулирует собственные, а также получает валютные средства от более благополучных стран и кредитует страны, испытывающие в них нужду. Оказывая эффективное воздействие на политику стран-заемщиц, Фонд выступает гарантом возвращения этих средств. Наряду с обычным механизмом кредитования МВФ создает систему постоянных целевых кредитных механизмов, имеющих компенсационное назначение. Она получила название Системы компенсацибн-ного и непредвиденного финансирования (Compensatory and Contingency Financing Facility — CCFF), которое впервые было введено в 1963 г. Первоначально система предназначалась для урегулирования дефицита платежного баланса, вызванного падением доходов от экспорта. Позже (1981 г.) МВФ стал производить компенсационные выплаты в связи с чрезмерным увеличением стоимости импорта зерновых культур, а в 1990 г. из-за резкого повышения цен на сырую нефть, газ и нефтепродукты, а также для реализации программ корректировки экономики стран ввиду непредвиденных событий во внешнеэкономической сфере (стихийные бедствия, неожиданное падение мировых цен, промышленный спад в странах-импортерах и т.п.). В июле 1998 г. фонд одобрил оказание финансовой поддержки России в рамках этой системы на сумму 2,16 млрд SDR с целью компенсации сокращения доходов от экспорта в связи с падением цен на нефть. Средства для применения компенсационных механизмов поступают со счета общих ресурсов МВФ. В июне 1969 г. МВФ создает Систему финансирования буферных (резервных) запасов (Buffer Stock Financing Facility — BSFF), которая просуществовала до 2000 г. http://www.imf.org. Хронология МВФ. 3.2. Международный валютный фонд 129 Не будучи непосредственно связанной с системой компенсационного и непредвиденного финансирования, по своему назначению и характеру она примыкает к ним. Для участия в создании международных «буферных» запасов сырьевых товаров странам — членам МВФ, испытывающим недостаток валютных ресурсов в связи с неблагоприятной конъюнктурой на мировых товарных рынках, предоставлялся кредит из Фонда буферных запасов. Страны-члены могут использовать на эти цели ресурсы Фонда в размере 35% их квоты. Получение кредита предполагает «сотрудничество» страны с МВФ в осуществлении мер, направленных на преодоление дефицита платежного баланса. До кризиса Бреттон-Вудской системы функции МВФ имели четкий, ясно выраженный характер. Объектами его регулирующего воздействия были валютный и золотой паритеты, фиксированный курс валюты платежных балансов, и его ресурсы использовались на нужды поддержания фиксированных границ отклонения рыночных курсов от паритета и выравнивания платежных балансов. Крушение Бреттон-Вудской мировой валютной системы, переход стран к плавающему режиму валютных курсов значительно сузили для МВФ возможности прямого воздействия на объекты и элементы мировой валютной системы. В регулирующих функциях Фонда происходит смещение от валютного к финансовому компоненту. Хотя в 80-е гг. роль МВФ в корректировке и финансировании платежных диспропорций по-прежнему остается значительной, однако уже наметились и происходят существенные изменения в характере и географии оказания помощи. Во-первых, акцент в финансовой помощи начинает смещаться от финансирования дефицита платежного баланса к финансовой поддержке программ макроэкономической и структурной перестройки экономики, способных обеспечить условия для устойчивого экономического роста, упорядочить отношения с кредиторами, устранить ограничения в сфере внешней торговли, платежей и таким образом преодолеть проблему дефицита платежного баланса. Постепенно этот вид кредитования становится преобладающим. Так, в 1999 г. кредиты под программы структурной перестройки получили 15 государств, а'на покрытие дефицита платежного баланса лишь 12 стран. Во-вторых, МВФ создает механизмы средне- и долгосрочного финансирования экономики развивающихся стран, в том числе и наиболее бедных из них. В 1976 г. для предоставления дополнительной финансовой помощи наименее бедным развивающимся странам в целях покрытия дефицитов их платежных балансов был образован Доверительный фонд. Общая сумма, полученная развивающимися странами за годы существования Доверительного фонда (1977—1981 гг.), составила 4 млрд 9 - 6465 130 Глава 3. Международные финансовые организации SDR1. Причем около 3/4 этой суммы пришлось на азиатские и африканские страны. Переход от финансирования дефицита платежного баланса к мерам, исправляющим его состояние путем финансирования программ макроэкономической и структурной перестройки экономик развивающихся стран, привел к созданию Системы структурной перестройки (1986—1992 гг.) (Structural Adjustmen Facility — SAF), пришедшей на смену Доверительному фонду и Расширенной системе структурной перестройки (1987—1993 гг.) (Enhanced Structural Adjiusment Facility — ESAF). Правом пользоваться ресурсами ESAF получили 72 страны. С 1986 по 1993 г. на эти цели было выделено из SAF кредитов на общую сумму 9,9 млрд SDR, а из фонда ESAF — 7,5 млрд SDR2. В 1993 г. было принято решение о создании нового Фонда расширенной структурной перестройки. Объем ресурсов нового Фонда составил 5 млрд SDR для предоставления льготных займов сроком на три года и 2 млрд SDR для субсидирования процентных ставок по этим займам: В программах структурной перестройки, осуществляемых в рамках нового фонда, больше внимания уделяется социальной защите населения и совершенствованию структуры государственных расходов. В рамках МВФ существует Фонд чрезвычайной помощи, предназначенный для финансирования стран, чей платежный баланс пострадал от непредвиденных стихийных бедствий. Однако в 1995 г. МВФ принял решение о выделении средств из Фонда чрезвычайной помощи государствам, переживающим последствия вооруженных конфликтов. В 1997—1998 гг. три государства — Албания, Руанда и Таджикистан — получили на эти цели от МВФ 30 млрд SDR. С сентября 1995 г. функционирует механизм экстренного финансирования. Предусмотренные этим механизмом неотложные меры применяются только в тех случаях, когда кризис платежного баланса требует немедленного вмешательства МВФ. Впервые механизмом экстренного финансирования воспользовались в июле 1997 г. Филиппины; позднее средства МВФ по этой линии получали Таиланд (август 1997 г.), Индонезия (ноябрь 1997 г.), Корея (декабрь 1997 г.) и Россия (июль 1998 г.).. Анализ географии кредитования МВФ показал, что на протяжении 29 лет (с 1947 по 1976 г.) своего существования МВФ предоставлял кредиты преимущественно странам Запада. За указанный период времени общая сумма средств, выданная МВФ странам-членам, составила 41,2 млрд SDR. Из этой суммы надолго промышленно разви- 1 http://www.imf.org. Хронология МВФ. 2 http://www.imf.org. Хронология МВФ; Annual Report 1990—1993. 3.2. Международный валютный фонд 131 тых стран пришлось 60,3% кредитов. Развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки вместе взятые получили всего 39,2% общей суммы кредитов. В конце 70-х гг. картина географического распределения кредитов МВФ существенно меняется в пользу развивающегося мира. За 1977—1991 гг. из общей суммы предоставленных МВФ кредитов на долю развитых стран Запада приходилось лишь 7,9%, а на развивающиеся страны уже 92%, а начиная с 1985 г. индустриальные страны Запада не получили из Фонда практически никаких кредитов (табл. 3.2). Таблица 3.2. Кредиты МВФ по группам стран и регионам в 1980—2000 гг. (в среднем за год), млн SDR
Источник: http://www.imf.org. Annual Report 1998. International Financial Statistic. P. 16—17; International Financial Statistic. P. 20. Данная таблица показывает, что начиная с 1985 г. МВФ кредитует развивающиеся страны. На протяжении 20 лет общая сумма кредитов, предоставленных МВФ развивающимся странам, имела тенденцию к постоянному росту. Если в 1980—1984 гг. МВФ предоставил кредитов на общую сумму 37 582 млн SDR, то в 1990-1995 гг. - 126 715,7 млн SDR, т.е. сумма выданных кредитов выросла в 3,4 раза, а в 1996—2000 гг, составила 190 326,2 млн SDR, т.е. в 5 раз больше по сравнению с 1980-1984 гг. Увеличение кредитной деятельности МВФ в конце 1980—1990-хгг. явилась следствием стремления МВФ оказать поддержку развиваю- 9* 132 Глава 3. Международные финансовые организации щимся странам, приступившим к осуществлению программ макроэкономических и структурных реформ рыночной направленности. В 1980-е гг. на фоне активной помощи МВФ растет внешняя задолженность развивающихся стран: с 634 млрд долл. в 1980 до 1100 млрд долл. в 1986 г., или соответственно с 82% общей суммы экспорта товаров и услуг до 169%'. Рост задолженности стран «третьего мира» был связан с рядом причин. Во-первых, с желанием ускорить темпы экономического развития, чтобы улучшить условия жизни населения страны. Решение этой проблемы побуждало страны к увеличению импорта средств производства и предметов потребления. Во-вторых, с наличием различного рода препятствий на пути экспорта из развивающихся стран, что противодействовало его расширению, делало невозможным увеличение валютных поступлений и отражалось на состоянии платежного баланса. В-третьих, дестабилизирующее воздействие на состояние платежных балансов развивающихся стран оказывали колебания цен на нефть и энергоресурсы. Источником покрытия дефицита платежного баланса могло быть только внешнее финансирование, в том числе и из ресурсов МВФ.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |