Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Млн SDR 1 страница




Га


Финансирование буферных запасов


Рис. 3.3. Финансовые ресурсы МВФ: источники, механизмы и цели использования


3.2. Международный валютный фонд



пересмотр квот состоялся 22 января 1999 г. Капитал Фонда в результате
пересмотра увеличился со 146 млрд до 212,8 млрд SDR1. Последний
12-й пересмотр квот оставил квоты МВФ неизменными. В механизме
финансирования и организационных отношений стран — членов
МВФ квота является ключевым звеном. С ее помощью не только опре­
деляется размер суммы, вносимой по подписке, но и количество голо­
сов, которыми располагает страна.,

Крупнейшими акционерами МВФ по-прежнему остаются США. Они возглавляют (табл. 3,1) список стран с наибольшими квотами. Их доля составляет 17,5%.

Таблица 3.1. Десять стран — членов МВФ с наиболее крупными квотами,

 

Страны-члены 1999 г. (11-й пересмотр) Страны-члены 2003 г. (12-й пересмотр)
США 37 149,3 США 37 149,3
Япония 13 312,8 Япония 13 312,8
Германия 13 008,2 Германия 13 008,2;
Великобритания 10 738,5 Великобритания 10 738,5
Франция 10 738,5 Франция 10 738,5
Италия 7055,5 Италия 7055,5
Саудовская Аравия 6985,5 Саудовская Аравия 6985,5
Канада 6369,2 Канада 6369,2
Россия 5945,4 Китай (с Гонконгом) 6369,2
Нидерланды 5162,4 Россия 5945,4

Источник: http://www.imf.org. Annual Report; Хронология МВФ.

Япония после 11-го пересмотра переместилась на второе место, потеснив Германию. Ее доля составляет 6,3%; Германии — 6,1%. Это означает, что позиции стран подвижны. До девятого пересмотра квот на десятом месте после России был Китай с квотой в 2390,0 млн SDR. После девятого пересмотра Китай переместился на несколько позиций ниже. Его место заняли Нидерланды с квотой 3444,2 млн SDR. Свое десятое место они сохраняли и в 1999 г. Однако объединение Китая с Гонконгом позволило ему занять в 2003 г. девятое место, потеснить Россию на десятое место и Нидерланды на одиннадцатое место в мире.

http://www.imf.org.



Глава 3. Международные финансовые организации


Квота стран — членов ЕС превышает сегодня 40%, что дает возмож­ность странам Европейского союза оказывать влияние на проводимую МВФ экономическую политику.

Кроме квоты, источниками собственных ресурсов МВФ служат полученные за пользование ресурсами Фонда проценты и комиссион­ные сборы.

Финансовые ресурсы Фонда находятся на Счете общих ресурсов (General Pesonrces Account) и используются для проведения финансо­вых операций, которые делятся на два вида:

• сделка (Transaction) — предоставление валютных средств из ре­сурсов МВФ;

• операция (Operation) — оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.

Сделка в качестве финансовой помощи МВФ не имеет традицион­ной формы кредита, хотя этот термин и используется. Она выступает в виде обмена национальной валюты на соответствующую сумму необ­ходимого количества иностранной валюты. То есть когда страна при­бегает к финансовой помощи МВФ, она осуществляет покупку (purchase) иностранной валюты за национальную. Когда страна воз­вращает полученные средства, то осуществляет обратную покупку (repurchase) национальной валюты за иностранную. В результате этой операции Фонд увеличивает запас валюты страны, прибегающей к по­мощи, а запас валют других стран и SDR на эту же сумму сокращается. И наоборот.

Для оказания финансовой помощи странам созданы различные кредитные Фонды (механизмы). За годы существования МВФ их чис­ло существенно выросло, расширились как направления оказания фи­нансовой помощи, так и число стран получателей.

Сегодня в зависимости от условий кредитования и целей получе­ния финансовых ресурсов существует ряд кредитных Фондов (меха­низмов):

• обычные механизмы кредитования;

• специальные компенсационные механизмы;

• чрезвычайная помощь;

• фонды помощи странам с низким уровнем дохода.

В рамках обычного механизма кредитования существуют следую­щие формы доступа к финансовым ресурсам МВФ:

• резервная доля;

• кредитная доля;

• соглашение о резервных кредитах;

• расширенное финансирование;

• дополнительное финансирование.


3.2. Международный валютный фонд 123

Для каждого механизма существуют определенные лимиты полу­чения финансовых ресурсов, которые соотносятся с квотой страны-члена. Масштабы допуска в пределах установленных лимитов опреде­ляются в соответствии с остротой переживаемых страной трудностей. В случае крайней необходимости МВФ может предоставлять средства сверх зафиксированных лимитов.

Резервная доля (Reserve Tranche) — это часть валюты, которую страна может приобрести в случае возникновения проблем платежно­го баланса в размере 25% квоты автоматически по первому требова­нию. Данная операция выступает как изъятие страной собственных финансовых ресурсов, внесенных в Фонд, а потому не предполагает процентных выплат, комиссионных платежей и не налагает обязатель­ства вернуть полученные валютные средства.

Сверх резервной доли страны-члены могут использовать средства внесенные ими в,общие ресурсы МВФ в размере 100% квоты. Главным каналом использования этих ресурсов является политика кредитных до­лей (Credit Tranche Policy). Фонд предоставляет валюту для проведения экономических мер, направленных на ликвидацию проблем в области платежных балансов. Валютные ресурсы делятся на четыре кредитные доли в размере 25% квоты. Предельная сумма иностранной, валюты, ко­торую может приобрести страна у МВФ в результате использования кре­дитной и резервной долей составляет 125% размера ее квоты.

.Для расходования кредитных долей требуется разрешение Испол­нительного совета Фонда, который устанавливает, будет ли предпола­гаемая покупка находиться в соответствии с положениями Устава и проводимой в его рамках политикой. МВФ предъявляет стране опре­деленные требования, связанные с выполнением условий по преодо­лению экономических трудностей. По мере использования каждой но­вой кредитной доли «уровень требований», предъявляемых МВФ, воз­растает. Обязательства страны-заемщика фиксируются в документе, именуемом, «Письмо о намерениях» (Letter of Intensions), которое на­правляется в МВФ. Практика кредитных долей реализуется в форме прямой покупки иностранной валюты (первая кредитная доля), а так­же путем заключения с МВФ Соглашения о резервных кредитах (Stand by Arrangements) и Соглашения о расширенных кредитах (Extended Arangements). Соглашение о резервном кредите применяется обычно при выделении средств в счет «верхних кредитных долей» и.сопровож-дается более жесткими условиями. Эти соглашения обеспечивают стране-члену гарантию автоматического получения иностранной ва­люты от МВФ в обмен на национальную в размере суммы, о которой достигнута договоренность, в любое время в течение срока действия Соглашения, при условии соблюдения страной договоренностей, за-


124 Глава 3. Международные финансовые организаций

фиксированных в Соглашении. Практика использования Соглашения о резервных или расширенных кредитах аналогична открытию кредит­ной линии. Первоначально цель этих кредитов состояла в резервиро­вании валютных средств и экономии на процентах, так как до реально­го использования кредита страной-заемщицей с нее взималась только комиссия в размере 0,5%'. В современных условиях главным предна­значением механизма резервных кредитов является кредитование ста­билизационных макроэкономических программ, реализуемых страна­ми — членами МВФ.

Иностранная валюта, получаемая страной-участницей в виде ре­зервного или расширенного кредита, выдается порциями (траншами) через определенные Соглашением промежутки времени и контроли­руется МВФ с помощью специальных целевых критериев, которые ох­ватывают: кредитно-денежную политику государственных финансов, государственного долга, внешнеторговую политику, область торговых и валютных ограничений, а также сферу использования заграничных кредитов. Также отслеживаются изменения уровня внешних валютных резервов. Получение очередного транша страной-членом происходит при выполнении обусловленных целевых критериев и условий, огово­ренных в Соглашении. В случае невыполнения согласованных мер Фонд прекращает выдачу кредитов и требует от страны дальнейших шагов, направленных на достижение совместно намеченных целей. Стороны могут договориться о пересмотре осуществляемой програм­мы действий, изменении критериев. Это позволит стране продолжать получение кредита.

В 1947 г. в дополнение к механизмам резервных и кредитных долей была образована «Система расширенного финансирования» (Extended Fund Facility — EFF). Основанием, для обращения стран с просьбой о предоставлении валютных ресурсов в рамках данной системы может быть нарушение равновесия платежного баланса, вызванное макро­экономическими проблемами (структурные расстройства в области производства, торговли, ценообразования) или органическим рас­стройством платежного баланса, которые препятствуют ускорению • экономического роста. Для получения кредита страна должна предста­вить Фонду программу, в которой излагаются цели экономической по­литики на период действия Соглашения, а также ежегодно представ­лять перечень мер для достижения поставленных целей, намеченных к реализации в следующем году.

МВФ предоставляет валютный кредит из собственных средств на срок до трех лет. Возмещение страной использованных валютных

http://www.imf.org.


3.2. Международный валютный фонд 125

средств МВФ осуществляется двенадцатью равными взносами в тече­ние срока от четырех с половиной до десяти лет со дня каждой покупки валют. На начало нового века такие соглашения имели более 15 стран.

Используя механизм резервного и расширенного кредита, МВФ оказывает эффективное экономическое давление с целью макроэко­номической стабилизации экономик стран-членов.

Деятельность МВФ в конце 60-х — начале 70-х гг. протекала в сложных условиях. Произошли существенные экономические и поли­тические изменения в мировом хозяйстве. Сложилась мировая социа­листическая система, завершился распад колониальной системы и страны «третьего мира» стали участниками мирового хозяйства. Евро­пейские страны восстановили разрушенное войной хозяйство и, по­теснив США, стали новым центром силы. Изменение соотношения сил подорвало структурные принципы мирового хозяйства. Экономи­ческое, финансово-валютное, технологическое превосходство США над конкурентами постепенно ослабло. Западная Европа, а также и Япония, укрепив свой валютно-экономический потенциал, методич­но теснят американского партнера, и к 1984 г. на страны европейского Общего рынка приходилось уже 36,0% промышленного производства стран ОЭСР (США- 34,3%), 33,7% экспорта (США- 12,7%). Удель­ный вес США в золотых резервах уменьшился с 75% в 1949 г. до 23% в 1984 г. Одновременно доля стран Европейского экономического со­трудничества (ЕЭС) в золотых резервах возросла до 38%, в валютных — до 53% (США- 10,8%).

В 70-е гг. разразились мировые (экономический, энергетический, сырьевой) кризисы, более разрушительные, чем Великая депрессия, которые дестабилизировали не только состояние платежных балансов стран, но и сложившуюся мировую валютную систему. Ее структурные принципы, закрепленные в Уставе МВФ, перестали соответствовать условиям производства, мировой торговли и изменившемуся соотно­шению сил в мире. Глубинная причина кризиса мировой валютной системы состояла в противоречии между интернациональным харак­тером международных экономических отношений и использованием для их реализации национальных валют, подверженных обесценива­нию. Бреттон-Вудская мировая валютная система по своему характеру была системой золотодевизной (золотодолларовой), с фиксированны­ми валютными курсами. В связи с изменением конкурентных позиций стран, ростом инфляции, а также резким обострением противоречия между интернациональной природой мирохозяйственных связей и на­циональным характером опосредующих эти связи резервных валют (доллара и фунта стерлингов), вызванное тем, что США и Великобри­тания накопили огромную внешнюю задолженность, произошло ос-



Глава 3. Международные финансовые организации


лабление резервных валют, особенно доллара. Обострилась проблема международной ликвидности. Темпы роста золотовалютных резервов существенно отставали от темпов роста международной торговли. На­званные обстоятельства стимулировали обсуждение в рамках МВФ проблемы введения коллективного наднационального мирового пла­тежного средства в целях укрепления Бреттон-Вудской мировой ва­лютной системы и создания системы дополнительного финансирова­ния. Переговоры стран-членов в рамках МВФ о введении наднацио­нального платежного средства завершились в 1969 г. договоренностью о выпуске специальных прав. Однако это не решило проблемы.

В августе 1971 г. США ставят МВФ в известность о прекращении практики свободной купли-продажи золота для расчетов по междуна­родным операциям. Право владельцев долларовых авуаров обменивать их на золото пришло в противоречие с возможностью США выполнять эт,о обязательство. Внешняя краткосрочная задолженность США увели­чилась за 1949—1971 гг. в 8,5 раза. А официальные золотые резервы со­кратились в 2,4 раза. МВФ предпринимает попытку сохранить ключе­вые звенья Бреттон-Вудской валютной системы. В течение четырех ме­сяцев (август — декабрь) 1971 г. ведутся переговоры между странами — членами МВФ. Результатом переговоров стало заключение Смитсонов-ского соглашения, предусматривающего изменение взаимных парите­тов валют промышленно развитых стран и повышение цены золота. МВФ временно вводит режим центральных курсов и расширяет преде­лы колебаний валютных курсов. А в июле ] 972 г. создает Комитет по ре­формированию мировой валютной системы (Комитет-20, позже преоб­разован во Временный комитет Совета управляющих МВФ). В его зада­чу входит разработка принципов новой валютной системы, отвечающей потребностям стран в изменившихся условиях. Комитет-20 завершил свою работу через два года, рекомендовав незамедлительно принять Программу реформирования мировой валютной системы.

В январе 1978 г. Временный комитет проводит конференцию.на Ямайке, на которой утверждаются основные принципы новой миро­вой валютной системы, основанной на принципах свободного плава­ния валют. Статья 4.Устава МВФ установила и юридически закрепила новое положение о том, что члены МВФ могут использовать как фик­сированные, так и плавающие валютные курсы, а также специальный вариант двух первых1. SDR стали эталоном, посредством которого на­циональная валюта приравнивается ко всем денежным единицам, и та­ким образом устанавливался режим валютных курсов. Данное Согла-

1 Articles of Agreement of the International Monetary Fund. Washington D.C., 1988. Art. 4; Вернер Ф. Эбке. Международное валютное право: [пер. с нем.]. М.: Международ­ные отношения, 1997. С. 218.


3.2. Международный валютный фонд 127

шение стало гарантом многовалютных финансовых отношений и лега­
лизовало их.,

Ямайское соглашение ознаменовало начало нового этапа в дея­тельности МВФ. Во второй половине 70-х гг. страны-члены сталкива­ются с особенно резкими и затяжными неравновесиями платежных ба­лансов. Для их устранения требуется значительное количество валют­ных ресурсов, а лимиты получения обычных кредитов уже исчерпаны. В этих условиях МВФ в 1977 г. учреждает Систему дополнительного финансирования (Suppeementary Financing Facility — SFF)1. Средства для образования Системы дополнительного финансирования предо­ставили в виде займов в различных валютах страны — члены МВФ в размере 7,8 млрд SDR, а также Швейцарский национальный банк2.

Дополнительное финансирование предназначалось странам, имеющим хронический дефицит платежного баланса и исчерпавшим лимиты получения обычных кредитов. Валютные средства из этого ме­ханизма используются для проведения масштабных стабилизацион­ных экономических программ и предусматривают:

• согласие страны-заемщицы с условиями Фонда;
•: предоставление кредитов отдельными траншами;

• предоставление, перед получением очередного транша, доказа­
тельства выполнения предписанной МВФ программы.

Заемные ресурсы для дополнительного финансирования были полностью исчерпаны в марте 1981 г. За это время были открыты кре­дитные линии для 26 стран. В рамках этого механизма было использо­вано 7,2 млрд SDRA

В связи с тем что были исчерпаны финансовые ресурсы, обеспечи­вающие предоставление кредитов странам-членам по Системе допол­нительного финансирования в мае 1981 г., создается новый меха­низм — Политика увеличенного доступа к ресурсам Фонда (Policy of Enlarged Access to Fund's Resources — PEAFR).

По своим задачам и методам реализации Политика увеличенного доступа к ресурсам МВФ явилась прямым продолжением Системы до­полнительного финансирования. Валютные ресурсы получали стра­ны-члены, у которых масштабы неравновесий платежного баланса были непомерно велики по сравнению с размерами их квот. Приобре­тение валюты проводилось по обычным правилам, относящимся к Со­глашениям о резервных и расширенных кредитах. В связи с увеличени-

' У этого механизма есть неофициальное название «Фонд Витеевена» (по имени автора).

2 Смыслов, Д. В. Международный валютный фонд: современные тенденции и
наши интересы. М., 1993. С. 47.

3 http://www.imf.org.


128 Глава 3. Международные финансовые организации

ем квот, а следовательно, и ресурсов Фонда в рамках девятого общего пересмотра, МВФ 9 декабря 1992 г. объявил о прекращении использо­вания Политики увеличенного доступа к ресурсам Фонда. В начале 1998 г. Исполнительный совет МВФ одобрил создание дополнитель­ной резервной системы. Она предназначалась для того, чтобы помо­гать странам «справиться с внезапной потерей рыночного доверия». Первые выделенные средства в объеме 995 млрд SDR получила Корея1.

Формирование различных дополнительных фондов в рамках обычного механизма кредитования осуществляется путем заимствова­ния ресурсов у других стран, что означает, с одной стороны, адаптацию международной валютно-финансовой системы к меняющимся усло­виям мировой экономики. С другой, выявляет новую роль-МВФ в этой системе. Фонд начинает осуществлять посредническую деятельность. Он аккумулирует собственные, а также получает валютные средства от более благополучных стран и кредитует страны, испытывающие в них нужду. Оказывая эффективное воздействие на политику стран-заем­щиц, Фонд выступает гарантом возвращения этих средств.

Наряду с обычным механизмом кредитования МВФ создает систе­му постоянных целевых кредитных механизмов, имеющих компенса­ционное назначение. Она получила название Системы компенсацибн-ного и непредвиденного финансирования (Compensatory and Contingency Financing Facility — CCFF), которое впервые было введено в 1963 г. Первоначально система предназначалась для урегулирования дефицита платежного баланса, вызванного падением доходов от экс­порта. Позже (1981 г.) МВФ стал производить компенсационные вы­платы в связи с чрезмерным увеличением стоимости импорта зерно­вых культур, а в 1990 г. из-за резкого повышения цен на сырую нефть, газ и нефтепродукты, а также для реализации программ корректировки экономики стран ввиду непредвиденных событий во внешнеэкономи­ческой сфере (стихийные бедствия, неожиданное падение мировых цен, промышленный спад в странах-импортерах и т.п.). В июле 1998 г. фонд одобрил оказание финансовой поддержки России в рамках этой системы на сумму 2,16 млрд SDR с целью компенсации сокращения доходов от экспорта в связи с падением цен на нефть. Средства для применения компенсационных механизмов поступают со счета общих ресурсов МВФ.

В июне 1969 г. МВФ создает Систему финансирования буферных (резервных) запасов (Buffer Stock Financing Facility — BSFF), которая просуществовала до 2000 г.

http://www.imf.org. Хронология МВФ.


3.2. Международный валютный фонд 129

Не будучи непосредственно связанной с системой компенсацион­ного и непредвиденного финансирования, по своему назначению и ха­рактеру она примыкает к ним. Для участия в создании международных «буферных» запасов сырьевых товаров странам — членам МВФ, испы­тывающим недостаток валютных ресурсов в связи с неблагоприятной конъюнктурой на мировых товарных рынках, предоставлялся кредит из Фонда буферных запасов. Страны-члены могут использовать на эти цели ресурсы Фонда в размере 35% их квоты. Получение кредита пред­полагает «сотрудничество» страны с МВФ в осуществлении мер, на­правленных на преодоление дефицита платежного баланса.

До кризиса Бреттон-Вудской системы функции МВФ имели чет­кий, ясно выраженный характер. Объектами его регулирующего воз­действия были валютный и золотой паритеты, фиксированный курс валюты платежных балансов, и его ресурсы использовались на нужды поддержания фиксированных границ отклонения рыночных курсов от паритета и выравнивания платежных балансов. Крушение Бреттон-Вудской мировой валютной системы, переход стран к плавающему ре­жиму валютных курсов значительно сузили для МВФ возможности прямого воздействия на объекты и элементы мировой валютной систе­мы. В регулирующих функциях Фонда происходит смещение от валют­ного к финансовому компоненту. Хотя в 80-е гг. роль МВФ в корректи­ровке и финансировании платежных диспропорций по-прежнему ос­тается значительной, однако уже наметились и происходят существенные изменения в характере и географии оказания помощи. Во-первых, акцент в финансовой помощи начинает смещаться от фи­нансирования дефицита платежного баланса к финансовой поддержке программ макроэкономической и структурной перестройки экономи­ки, способных обеспечить условия для устойчивого экономического роста, упорядочить отношения с кредиторами, устранить ограничения в сфере внешней торговли, платежей и таким образом преодолеть про­блему дефицита платежного баланса. Постепенно этот вид кредитова­ния становится преобладающим. Так, в 1999 г. кредиты под программы структурной перестройки получили 15 государств, а'на покрытие де­фицита платежного баланса лишь 12 стран. Во-вторых, МВФ создает механизмы средне- и долгосрочного финансирования экономики раз­вивающихся стран, в том числе и наиболее бедных из них.

В 1976 г. для предоставления дополнительной финансовой помо­щи наименее бедным развивающимся странам в целях покрытия де­фицитов их платежных балансов был образован Доверительный фонд. Общая сумма, полученная развивающимися странами за годы сущест­вования Доверительного фонда (1977—1981 гг.), составила 4 млрд

9 - 6465


130 Глава 3. Международные финансовые организации

SDR1. Причем около 3/4 этой суммы пришлось на азиатские и африкан­ские страны.

Переход от финансирования дефицита платежного баланса к ме­рам, исправляющим его состояние путем финансирования программ макроэкономической и структурной перестройки экономик разви­вающихся стран, привел к созданию Системы структурной перестрой­ки (1986—1992 гг.) (Structural Adjustmen Facility — SAF), пришедшей на смену Доверительному фонду и Расширенной системе структурной перестройки (1987—1993 гг.) (Enhanced Structural Adjiusment Facility — ESAF). Правом пользоваться ресурсами ESAF получили 72 страны. С 1986 по 1993 г. на эти цели было выделено из SAF кредитов на общую сумму 9,9 млрд SDR, а из фонда ESAF — 7,5 млрд SDR2. В 1993 г. было принято решение о создании нового Фонда расширенной структурной перестройки. Объем ресурсов нового Фонда составил 5 млрд SDR для предоставления льготных займов сроком на три года и 2 млрд SDR для субсидирования процентных ставок по этим займам: В программах структурной перестройки, осуществляемых в рамках нового фонда, больше внимания уделяется социальной защите населения и совер­шенствованию структуры государственных расходов.

В рамках МВФ существует Фонд чрезвычайной помощи, предна­значенный для финансирования стран, чей платежный баланс постра­дал от непредвиденных стихийных бедствий. Однако в 1995 г. МВФ принял решение о выделении средств из Фонда чрезвычайной помощи государствам, переживающим последствия вооруженных конфликтов. В 1997—1998 гг. три государства — Албания, Руанда и Таджикистан — получили на эти цели от МВФ 30 млрд SDR.

С сентября 1995 г. функционирует механизм экстренного финан­сирования. Предусмотренные этим механизмом неотложные меры применяются только в тех случаях, когда кризис платежного баланса требует немедленного вмешательства МВФ. Впервые механизмом экс­тренного финансирования воспользовались в июле 1997 г. Филиппи­ны; позднее средства МВФ по этой линии получали Таиланд (август 1997 г.), Индонезия (ноябрь 1997 г.), Корея (декабрь 1997 г.) и Россия (июль 1998 г.)..

Анализ географии кредитования МВФ показал, что на протяже­нии 29 лет (с 1947 по 1976 г.) своего существования МВФ предостав­лял кредиты преимущественно странам Запада. За указанный период времени общая сумма средств, выданная МВФ странам-членам, со­ставила 41,2 млрд SDR. Из этой суммы надолго промышленно разви-

1 http://www.imf.org. Хронология МВФ.

2 http://www.imf.org. Хронология МВФ; Annual Report 1990—1993.


3.2. Международный валютный фонд 131

тых стран пришлось 60,3% кредитов. Развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки вместе взятые получили всего 39,2% общей суммы кредитов. В конце 70-х гг. картина географического распределения кредитов МВФ существенно меняется в пользу разви­вающегося мира. За 1977—1991 гг. из общей суммы предоставленных МВФ кредитов на долю развитых стран Запада приходилось лишь 7,9%, а на развивающиеся страны уже 92%, а начиная с 1985 г. индуст­риальные страны Запада не получили из Фонда практически никаких кредитов (табл. 3.2).

Таблица 3.2. Кредиты МВФ по группам стран и регионам в 1980—2000 гг. (в среднем за год), млн SDR

 

Группа стран/ регион 1980-1984 гг. 1985-1989 гг. 1990-1995 гг. 1996-2000 гг.
Общая сумма 37 522,8 17 278,8 117 504,7 171 643,2
Промышленно развитые страны 626,0 - - - '
Развивающиеся страны 36 897,3 17 278,8 117 504,7 171 643,2
Азия 11 343,6 3463,0 20 980,5 46 889,5
Африка 7690,3 3502,9 20 243,0 21 642,8
Ближний и Средний Восток 25,2 239,6 1493,07 1519,7
Европа (постсоциа­льные страны) 6076,0 727,0 30 537,3 47 496,9
Западное полушарие 11 762,2 9345,4 44 250,4 54 094,3

Источник: http://www.imf.org. Annual Report 1998. International Financial Statistic. P. 16—17; International Financial Statistic. P. 20.

Данная таблица показывает, что начиная с 1985 г. МВФ кредитует развивающиеся страны. На протяжении 20 лет общая сумма кредитов, предоставленных МВФ развивающимся странам, имела тенденцию к постоянному росту. Если в 1980—1984 гг. МВФ предоставил кредитов на общую сумму 37 582 млн SDR, то в 1990-1995 гг. - 126 715,7 млн SDR, т.е. сумма выданных кредитов выросла в 3,4 раза, а в 1996—2000 гг, со­ставила 190 326,2 млн SDR, т.е. в 5 раз больше по сравнению с 1980-1984 гг.

Увеличение кредитной деятельности МВФ в конце 1980—1990-хгг. явилась следствием стремления МВФ оказать поддержку развиваю-

9*


132 Глава 3. Международные финансовые организации

щимся странам, приступившим к осуществлению программ макроэко­номических и структурных реформ рыночной направленности.

В 1980-е гг. на фоне активной помощи МВФ растет внешняя задол­женность развивающихся стран: с 634 млрд долл. в 1980 до 1100 млрд долл. в 1986 г., или соответственно с 82% общей суммы экспорта това­ров и услуг до 169%'.

Рост задолженности стран «третьего мира» был связан с рядом при­чин. Во-первых, с желанием ускорить темпы экономического развития, чтобы улучшить условия жизни населения страны. Решение этой пробле­мы побуждало страны к увеличению импорта средств производства и предметов потребления. Во-вторых, с наличием различного рода препят­ствий на пути экспорта из развивающихся стран, что противодействовало его расширению, делало невозможным увеличение валютных поступле­ний и отражалось на состоянии платежного баланса.

В-третьих, дестабилизирующее воздействие на состояние платеж­ных балансов развивающихся стран оказывали колебания цен на нефть и энергоресурсы. Источником покрытия дефицита платежного баланса могло быть только внешнее финансирование, в том числе и из ресурсов МВФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.