Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведите групповой конкурс на оригинальное описание (устное или письменное) конфликта на уроке, иницииро­ванного учителем




Выстройте иерархию (начиная с главных) личностных про­явлений учителя, толкающих школьников на конфронта­цию с ним.

Продолжите перечень профессионально неприемлемых для учителя личностных качеств.

Как Вы думаете, совпадают ли оценки школьников стран Запада и наших учащихся в отношении учителей, которым не свойствен профессионализм личности?

Информация к размышлению. «Что мешает многим учите­лям «соответствовать» своей профессии и делает их своеоб­разными «персонами нон-грата» в глазах учеников? Проведен­ные на Западе конкретные исследования дают характероло­гическую оценку данной категории учителей. Их несправед­ливость, черствость, проявляемые во взаимоотношениях с учениками, неразумные, порой даже вздорные требования к ним, негуманность и агрессивность, но наряду с этим бесха­рактерность, непоследовательность, безразличие к личности ребенка, подростка, не говоря уже о недобросовестном пре­подавании — вот, пожалуй, основные отрицательные факто­ры, толкающие учащихся на конфронтацию — часто непри­миримую со школой».

Учитель глазами учеников

Митина Л.М. Взаимосвязь личностных качеств учителя и способов пре­одоления им трудностей в педагогическом общении //Вопросы пси­хологии. — 1987. — № 6.

Какие продуктивные стратегии преодоления трудностей в педагогическом общении Вам известны? Опишите их на примере конкретной педагогической ситуации.

В чем разница между продуктивным и непродуктивным спо­собом разрешения конфликтной педагогической ситуации?

Информация к размышлению: «Продуктивный способ преодо­ления учителем затруднений во взаимодействии с учеником, по существу, является творческим, поскольку характеризуется восприятием ситуации как творческой задачи, решение кото­рой выявляет логику процесса взаимодействия, внутреннюю структуру ситуации. Выбор способа преодоления трудностей предполагает выяснение действительных мотивов поведения ученика, принятие решения об изменении отношения к уче­нику, направленное формирование и развитие своих профес­сионально значимых личностных качеств».

Продуктивный способ преодоления трудностей в педагогическом общении

Соколова Л. Е. Формирование эмоциональной культуры у учителя лицея средствами методической работы // Научно-исследовательская и методическая работа в средних и высших учебных заведениях: про­блемы, поиски, решения: Сб. науч. ст. / Под ред. А. П. Сманцера. Минск, 1997.

Вопросы для обсуждения:

Вопросы для обсуждения:

Задания по анализу ситуации:

 

Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высоко­технологического общества // Педагогика. — 1997. — № 5.

Профессионализм личности учителя

Задание А. Выберите 10 из 30 личностных качеств учителя, наиболее затрудняющих, на Ваш взгляд, педагогическое взаи­модействие.

Упражнение выполняется индивидуально, а затем в груп­пах по 4—5 человек. В группе вырабатывается единство мнений по данному вопросу. Высказаться должен каждый, выдвигая аргументы в пользу выбора того или иного качества. После завершения обсуждения представитель каждой группы зачи­тывает групповой список выбранных качеств, аргументируя его.

Список личностных качеств учителя

1. Вспыльчивость. 16. Придирчивость.

2. Прямолинейность. 17. Бестактность.

3. Торопливость. 18. Лживость.

4. Резкость. 19. Беспринципность.

5. Себялюбие. 20. Двуличие.

6. Упрямство. 21. Неискренность.

7. Обидчивость. 22. Раздражительность.

8. Мстительность. 23. Благодушие.

9. Сухость. 24. Амбициозность.

 

10. Педантичность. 25. Злобность.

11. Медлительность. 26. Агрессивность.

12. Необязательность. 27. Подозрительность.

13. Забывчивость. 28. Злопамятство.

14. Нерешительность. 29. Притворство.

15. Пристрастность. 30. Равнодушие.

Задание Б. Отберите 10 из 30 личностных качеств учителя, которые имеют решающее значение в преодолении педагоги­ческих конфликтов. Работа ведется таким же образом, как в за­Дании

Список личностных качеств учителя

1 Справедливость. 16. Уверенность в себе.

2. Терпимость. 17. Инициативность.

3 Тактичность. 18. Импровизационность.

4. Ответственность. 19. Решительность.

5. Оптимизм. 20. Доброжелательность.
б/Принципиальность. 21. Терпеливость.

 

7. Требовательность к себе. 22. Артистизм.

8. Требовательность к ребенку. 23. Эмпатийность.

9. Самоуважение. 24. Целеустремленность.

 

10. Уважение личности ребенка. 25. Любовь к детям.

11. Доброжелательность. 26. Аккуратность.

12. Эмоциональность. 27. Энергичность.

13. Самообладание. 28. Деловитость.

14. Уравновешенность. 29. Альтруизм.

15. Демократичность. 30. Великодушие.

Рыданова И. И. Педагогические конфликты: пути преодоления: Учеб, пособие для студ. пед. спеи,-тей вузов. Минск, 1998.

Чувство юмора

Информация к размышлению. «Чувство юмора обычно про­является в умении отыскать смешную черточку там, где, каза­лось бы, нет ничего смешного. Это умение не у всех одинаково развито, хотя в жизни смешное и серьезное не только сосед­ствуют, но иногда неразделимы.

...Нетрудно отыскать смешное даже в самой неприятной си­туации, приключившейся с кем-нибудь другим. Увидеть смеш­ную сторону неприятного события, затронувшего тебя самого, куда труднее, тем более это трудно в ситуации угрозы, перед лицом опасности.

Чтобы подняться над неприятной ситуацией и уловить в ней комизм, нужна большая сила духа».

Задания по анализу информации:

• Используя свои наблюдения, опишите проблемную ситуа­цию, в которой юмор помог учителю «потушить» педагоги­ческий конфликт.

 

 

• Опишите конфликтную ситуацию, в которой юмор учителя вызвал коммуникативные осложнения.

Лук А.Н. Эмоции и личность.— М., 1982.

Рыданова И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления: Учеб. пособие для студ. пед. спец-тей вузов. Минск, 1998.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.