Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Будущих педагогов




Я-концепция учителя

и его педагогические установки

Информация к размышлению: «Проблема Я-концепции учи­теля... служит реальным психологическим обеспечением успе­ха его деятельности либо приводит к неизбежным затруднени­ям и явным или скрытым неудачам.

В исследованиях Р. Каммингса у учителей, обладающих по­ниженной самооценкой, были выявлены установки, заключа­ющие в себе очевидный негативный потенциал, способный оказывать на личность школьника пагубное влияние. Для ха­рактеристики собственного стиля они выбирали следующие утверждения:

1. Отрицательно реагировать на тех учащихся, которые тебя
не любят.

2. Используя любую возможность, создавать учащимся труд­
ности, так как это не дает расслабляться.

3. Стимулировать учащихся к учебе, вызывая у них чувство
вины за свои промахи.

4. По возможности строить учебную деятельность на основе
конкурентной борьбы.

 

5. Исходить из вероятности нечестного поведения учащихся
на экзаменах.

6. Сталкивать учащихся лицом к лицу с суровой реальностью
взрослой жизни.

7. Стремиться к установлению жесткой дисциплины;

8. Увеличивать степень наказания учащегося пропорциональ­
но его вине.

%

Вопросы для обсуждения:

• Насколько были присущи учителям школы, которую Вы
окончили, приведенные педагогические установки?

• Какие из них разделяете Вы?

• Какая Я-концепция характерна для Вас: высокая или зани­
женная?

Задания по анализу информации:

• Обсудите в группе каждую из процитированных учитель­
ских установок с точки зрения конфликтогенности обще­
ния со школьниками.

• Отталкиваясь от приведенных Р. Каммингсом педагогичес­
ких ориентации, сформулируйте их на принципиально иной
основе, соответствующей учителям с положительной Я-кон-
цепцией.

Рыданова И. И. Педагогические конфликты: пути преодоления: Учеб. пособие для студ. пед. спец-тей вузов. Минск, 1998.

Психологически здоровый человек

Информация к размышлению: «Психологически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно и раско­ванно... Жизнь их всегда полна смысла, имеет цель — будь то забота о благе народа или о благе конкретных людей... Они уме­ют отдаваться своей цели полностью. В любой работе такие люди заметны: их мышление отличается большой самостоятель­ностью, независимостью от предрассудков времени, авторите-• тов. Психологически здоровые люди большие жизнелюбы: они умеют получать удовольствие от жизни в большом и малом — и

 

аромата цветка, и от красоты математической формулы.... Такая личность исключительно оптимистична. Даже в самой катастрофической ситуации она не теряет надежды, и это не­редко дает силы найти выход. Эта личность необычайно актив-ная _ никогда не ждет, пока кто-то начнет работу, стремится взяться за дело сама, выложиться в любом деле до конца. Такие люди не боятся идти на риск — не ради самого риска, а ради дела. Не боятся неудач — умеют достойно пережить их, не сло­маться.

И самое главное... такие люди отличаются очень высокой степенью самооценки. Нет, они не преувеличивают собствен­ных достоинств и стремятся каждую минуту стать лучше, пре­одолеть свои недостатки, но и уважают себя. Уважают в себе личность, человеческое достоинство. Именно такие люди... глубже и полнее способны любить... Именно они вызывают ответную любовь — сила их чувств теснейшим образом связана с высоким развитием их личности».

Вопросы для обсуждения:

Как часто Вам приходилось встречать школьных учителей,
обладающих психологическим здоровьем?

Задание по анализу информации:

• Проанализируйте состояние своего психологического здо­
ровья и составьте программу самосовершенствования.

Гозман Л.Я., Ажигихина Н.И. Психология симпатий. М., 1988. Рыданова И. И. Педагогические конфликты: пути преодоления: Учеб. пособие для студ. пед. спец-тей вузов. Минск, 1998.

Позитивность Я-концепции педагога

Информация к размышлению: «...чем меньше учитель уверен в себе, тем больше он склонен к стереотипному, формальному мышлению и, соответственно, к догматическому стилю препо­давания, основанному на постановке вопросов, требующих од­нозначного ответа, на изложении фактов с целью одного толь­ко запоминания. В результате преподавание явно тяготеет к

 

примитивным формам, чему способствует стремление учителя не допустить возникновения дискуссий, вариативных выборов и альтернатив в процессе обучения... Как видим, вновь во весь рост встает проблема Я-концепции учителя, которая служит реальным психологическим обеспечением успеха его деятель­ности либо приводит к неизбежным затруднениям и явным или скрытым неудачам.

Результаты большого числа исследований говорят о том, что «эффективные» учителя по сравнению с «неэффективными» отличаются высокой самооценкой, позитивным отношением к себе, свободой от чрезмерной тревожности и самокритики. Они обладают способностью оказывать позитивное воздействие на Я-концепцию и успеваемость учащихся. Учителя, которые внутренне себя принимают с большей легкостью принимают и других. В то время как учителя, склонные к отрицанию, чаще отталкивают других... Учителя, обладающие позитивным само­восприятием, уверенностью в себе, в своих педагогических спо­собностях, вступают в общение с другими с большей легкос­тью и поэтому более эффективно решают задачи, стоящие пе­ред ними на уроке».

Вопросы для обсуждения:

• Как складывается Я-образ педагога? Какие факторы влия­
ют на его формирование?

• Каким образом позитивность Я-концепции связана с само­
актуализацией личности, мотивацией на профессиональную
деятельность?

• Влияет л и позитивность самовосприятия учителя на уровень
его эмоциональной устойчивости? В чем это может прояв­
ляться?

• Предложите способы гармонизации личности учителя, по­
вышения уровня его профессионального самосознания.

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М., 1986. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998. Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотех­нологического общества // Педагогика. 1997. № 5.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.