КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Будущих педагогов
Я-концепция учителя и его педагогические установки Информация к размышлению: «Проблема Я-концепции учителя... служит реальным психологическим обеспечением успеха его деятельности либо приводит к неизбежным затруднениям и явным или скрытым неудачам. В исследованиях Р. Каммингса у учителей, обладающих пониженной самооценкой, были выявлены установки, заключающие в себе очевидный негативный потенциал, способный оказывать на личность школьника пагубное влияние. Для характеристики собственного стиля они выбирали следующие утверждения: 1. Отрицательно реагировать на тех учащихся, которые тебя 2. Используя любую возможность, создавать учащимся труд 3. Стимулировать учащихся к учебе, вызывая у них чувство 4. По возможности строить учебную деятельность на основе
5. Исходить из вероятности нечестного поведения учащихся 6. Сталкивать учащихся лицом к лицу с суровой реальностью 7. Стремиться к установлению жесткой дисциплины; 8. Увеличивать степень наказания учащегося пропорциональ % Вопросы для обсуждения: • Насколько были присущи учителям школы, которую Вы • Какие из них разделяете Вы? • Какая Я-концепция характерна для Вас: высокая или зани Задания по анализу информации: • Обсудите в группе каждую из процитированных учитель • Отталкиваясь от приведенных Р. Каммингсом педагогичес Рыданова И. И. Педагогические конфликты: пути преодоления: Учеб. пособие для студ. пед. спец-тей вузов. Минск, 1998. Психологически здоровый человек Информация к размышлению: «Психологически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно и раскованно... Жизнь их всегда полна смысла, имеет цель — будь то забота о благе народа или о благе конкретных людей... Они умеют отдаваться своей цели полностью. В любой работе такие люди заметны: их мышление отличается большой самостоятельностью, независимостью от предрассудков времени, авторите-• тов. Психологически здоровые люди большие жизнелюбы: они умеют получать удовольствие от жизни в большом и малом — и
аромата цветка, и от красоты математической формулы.... Такая личность исключительно оптимистична. Даже в самой катастрофической ситуации она не теряет надежды, и это нередко дает силы найти выход. Эта личность необычайно актив-ная _ никогда не ждет, пока кто-то начнет работу, стремится взяться за дело сама, выложиться в любом деле до конца. Такие люди не боятся идти на риск — не ради самого риска, а ради дела. Не боятся неудач — умеют достойно пережить их, не сломаться. И самое главное... такие люди отличаются очень высокой степенью самооценки. Нет, они не преувеличивают собственных достоинств и стремятся каждую минуту стать лучше, преодолеть свои недостатки, но и уважают себя. Уважают в себе личность, человеческое достоинство. Именно такие люди... глубже и полнее способны любить... Именно они вызывают ответную любовь — сила их чувств теснейшим образом связана с высоким развитием их личности». Вопросы для обсуждения: • Как часто Вам приходилось встречать школьных учителей, Задание по анализу информации: • Проанализируйте состояние своего психологического здо Гозман Л.Я., Ажигихина Н.И. Психология симпатий. М., 1988. Рыданова И. И. Педагогические конфликты: пути преодоления: Учеб. пособие для студ. пед. спец-тей вузов. Минск, 1998. Позитивность Я-концепции педагога Информация к размышлению: «...чем меньше учитель уверен в себе, тем больше он склонен к стереотипному, формальному мышлению и, соответственно, к догматическому стилю преподавания, основанному на постановке вопросов, требующих однозначного ответа, на изложении фактов с целью одного только запоминания. В результате преподавание явно тяготеет к
примитивным формам, чему способствует стремление учителя не допустить возникновения дискуссий, вариативных выборов и альтернатив в процессе обучения... Как видим, вновь во весь рост встает проблема Я-концепции учителя, которая служит реальным психологическим обеспечением успеха его деятельности либо приводит к неизбежным затруднениям и явным или скрытым неудачам. Результаты большого числа исследований говорят о том, что «эффективные» учителя по сравнению с «неэффективными» отличаются высокой самооценкой, позитивным отношением к себе, свободой от чрезмерной тревожности и самокритики. Они обладают способностью оказывать позитивное воздействие на Я-концепцию и успеваемость учащихся. Учителя, которые внутренне себя принимают с большей легкостью принимают и других. В то время как учителя, склонные к отрицанию, чаще отталкивают других... Учителя, обладающие позитивным самовосприятием, уверенностью в себе, в своих педагогических способностях, вступают в общение с другими с большей легкостью и поэтому более эффективно решают задачи, стоящие перед ними на уроке». Вопросы для обсуждения: • Как складывается Я-образ педагога? Какие факторы влия • Каким образом позитивность Я-концепции связана с само • Влияет л и позитивность самовосприятия учителя на уровень • Предложите способы гармонизации личности учителя, по Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М., 1986. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998. Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества // Педагогика. 1997. № 5.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |