КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примеры игровых ситуаций для развития эмпатии
Упражнения на развитие эмпатии Упражнение «Пойми другого» Каждый участник должен в течение 2—3 минут описать настроение кого-либо в группе. Представить себе, прочувствовать человека, его состояние, эмоции, переживания и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачитываются вслух и подтверждается их достоверность. Упражнение «Любящий взгляд» Один участник выходит за дверь. Его задача — определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Ведущий назначает в его отсутствие 2-3 человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих любящим взглядом увеличивается. Упражнение «Эпитеты» Материал: набор фотографий с изображением людей, испытывающих различные эмоциональные состояния. Каждому участнику раздается фото эмоционального состояния. Задание: рассмотрите внимательно фотографии и охарактеризуйте их. Требуется характеристика не каких-то отдельных частей лица, а личности в целом. Подберите не менее 7 эпитетов, раскрывающих характер человека и его эмоциональное состояние. Например: этот человек: спокойный, уживчивый, слабый, бесхитростный, дружелюбный, покладистый, простой, веселый, радостный, беззаботный. Упражнение «Отражение чувств» Все участники разбиваются на пары. Первый партнер произносит эмоционально окрашенную фразу. Второй участник сна-
чала повторяет своими словами содержание того, что услышал, а затем пытается определить чувство, которое испытывает партнер в момент произнесения фразы. Партнер оценивает точность обоих отражений. Затем участники меняются ролями. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998. Масленникова В.Ш., Юдин В.П. Педагог и культура: Пособие в помощь учителям школ, соц. педагогам, соц. работникам и студентам. Казань, 1994. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991. Инструкция к проведению: Ролевая игра, имитирующая психолого-педагогическую ситуацию, требующую проявления педагогической эмпатии, может служить действенным средством ее развития при следующих условиях: а) если ролевая игра своим содержанием и организацион б) если ведущий владеет умениями педагога-режиссера (ввод в) если ведущий осуществляет контроль этих чувств путем г)......................................................................................... если ведущий в процессе коллективного обсуждения и са Экспертная оценка (по пятибалльной системе) успешности выполнения педагогической задачи в ролевой игре отражает степень адекватности понимания ситуации неблагополучия, наличие эмоциональной реакции, анализ гуманистического содержания действий, учет общего стиля поведения, фиксирование времени, затраченного на принятие решения и достижение цели. Ситуация «Цветы» Как обычно, вхожу в класс, здороваюсь, спрашиваю: — Кто сегодня отсутствует? Впрочем, и так вижу, что двоих нет - самых озорных. Но тут дверь распахнулась и в класс ворвались запыхавшиеся мальчишки, в руках — ветки сирени. — Это Вам! — сказали они, протягивая мне цветы. — Спасибо, но по какому поводу? — Это Вам в день рожденья. — А как вы узнали? — Ээ... это секрет фирмы. Но оказалось, что у фирмы есть еще один секрет. Сирень была как-то странно обломана... — Ребята, а где вы ее взяли? — Нарвали. За нами дворник до самой школы гнался. Ситуация «День рождения» ...Однажды на перемене дежурный педагог подвел к классному руководителю Толю: — Ваш мальчик, Александра Федоровна? — Мой. А что случилось? — Полюбуйтесь, все цветы в соседнем дворе оборвал, — и Мальчик стоял, опустив голову и часто взмахивал ресницами. — Зачем ты рвал цветы, Толя? — мягко спросила учительница. поднял полные слез глаза. После уроков Александра Федоровна попросила Толю подождать ее, чтобы вместе идти домой. Мальчик ждал учительницу. Он думал о том, какой «подарок» сейчас получит мама, узнав, что он залез в чужой сад. Ситуация «Исчезнувшая двойка» ...В тот день на уроке литературы в 5-м классе учительница вызвала Славу к доске. Задав вопрос, она открыла дневник мальчика и вдруг спросила: —А где у тебя двойки по русскому языку? —Какие двойки? — с удивлением спросил Слава. — Ведь Вы —Ах, ты еще споришь с учителем! Садись, ставлю тебе еди Ситуация «Не слушал» На уроке в 6-м классе учитель спрашивал учащихся по предыдущему материалу. Одному из учеников стало скучно, и он начал переговариваться с соседом по парте. Учитель это заметил. Обращаясь к нему, он попросил повторить заданный вопрос. Ученик вопроса не слышал. —Садись! Двойка. —За что? — спросил ученик. —За то, что не слушал, — ответил учитель. - Но ведь я все знаю, - попытался уверить преподавателя шестиклассник. Ситуация «Укол» Вы ведете ребенка в больницу на укол. Ребенок боится и плачет. Продумайте Ваши действия, слова, постройте Ваше обращение к ребенку. Ситуация «Подготовка к уроку» Ученица на уроке отвечает невпопад. На предыдущем уроке, когда ее спрашивали, молчала. Сегодня она сказала учителю, что готова к занятию, но отвечает слабо, неуверенно. Учитель кричит на нее, обвиняет в лене, безделии. Что чувствует девочка? Ваша версия? Постройте монолог, передающий ее состояние. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998. Михальченко Г.Ф. Диагностика и развитие эмпатии // Практическая психология: Метод, рекомендации школьн. психологам и студентам / Под ред. С. В. Кондратьевой. Гродно, 1992.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |