Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры игровых ситуаций для развития эмпатии




Упражнения на развитие эмпатии

Упражнение «Пойми другого»

Каждый участник должен в течение 2—3 минут описать на­строение кого-либо в группе. Представить себе, прочувство­вать человека, его состояние, эмоции, переживания и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачитываются вслух и подтверждается их достоверность.

Упражнение «Любящий взгляд»

Один участник выходит за дверь. Его задача — определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Ведущий назначает в его отсутствие 2-3 человек. Затем выби­рается другой отгадывающий. Количество смотрящих любящим взглядом увеличивается.

Упражнение «Эпитеты»

Материал: набор фотографий с изображением людей, ис­пытывающих различные эмоциональные состояния.

Каждому участнику раздается фото эмоционального состо­яния.

Задание: рассмотрите внимательно фотографии и охаракте­ризуйте их. Требуется характеристика не каких-то отдельных частей лица, а личности в целом. Подберите не менее 7 эпите­тов, раскрывающих характер человека и его эмоциональное состояние. Например: этот человек: спокойный, уживчивый, слабый, бесхитростный, дружелюбный, покладистый, простой, веселый, радостный, беззаботный.

Упражнение «Отражение чувств»

Все участники разбиваются на пары. Первый партнер произ­носит эмоционально окрашенную фразу. Второй участник сна-

 

чала повторяет своими словами содержание того, что услышал, а затем пытается определить чувство, которое испытывает парт­нер в момент произнесения фразы. Партнер оценивает точность обоих отражений. Затем участники меняются ролями.

Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовер­шенствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998.

Масленникова В.Ш., Юдин В.П. Педагог и культура: Пособие в помощь учителям школ, соц. педагогам, соц. работникам и студентам. Ка­зань, 1994.

Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностно­го общения. М., 1991.

Инструкция к проведению:

Ролевая игра, имитирующая психолого-педагогическую ситуацию, требующую проявления педагогической эмпатии, может служить действенным средством ее развития при следу­ющих условиях:

а) если ролевая игра своим содержанием и организацион­
но-методическим обеспечением создает предпосылки эмпатий-
ного поведения;

б) если ведущий владеет умениями педагога-режиссера (ввод
дополнительных переменных, применение метода «провоци­
рующих реплик», использование элементарного реквизита,
«простых физических действий», личное включение ведущего
в игру, введение подставных лиц и т. п.), вызывает пережива­
ние чувств играемой роли, реализующихся в эмпатийном по­
ведении;

в) если ведущий осуществляет контроль этих чувств путем
наблюдения за поведением участников игры, экспертной оцен­
ки, которую дают все играющие, самоотчетов, коллективного
обсуждения поведения каждого участника игры;

г)......................................................................................... если ведущий в процессе коллективного обсуждения и са­
моотчетов побуждает исполнителей роли к рефлексии, которая
повышает уровень волевой регуляции эмпатийного поведения

Экспертная оценка (по пятибалльной системе) успешности выполнения педагогической задачи в ролевой игре отражает сте­пень адекватности понимания ситуации неблагополучия, на­личие эмоциональной реакции, анализ гуманистического со­держания действий, учет общего стиля поведения, фиксирова­ние времени, затраченного на принятие решения и достиже­ние цели.

Ситуация «Цветы»

Как обычно, вхожу в класс, здороваюсь, спрашиваю:

— Кто сегодня отсутствует?

Впрочем, и так вижу, что двоих нет - самых озорных. Но тут дверь распахнулась и в класс ворвались запыхавшиеся маль­чишки, в руках — ветки сирени.

— Это Вам! — сказали они, протягивая мне цветы.

— Спасибо, но по какому поводу?

— Это Вам в день рожденья.

— А как вы узнали?

— Ээ... это секрет фирмы.

Но оказалось, что у фирмы есть еще один секрет. Сирень была как-то странно обломана...

— Ребята, а где вы ее взяли?

— Нарвали. За нами дворник до самой школы гнался.

Ситуация «День рождения»

...Однажды на перемене дежурный педагог подвел к класс­ному руководителю Толю:

— Ваш мальчик, Александра Федоровна?

— Мой. А что случилось?

— Полюбуйтесь, все цветы в соседнем дворе оборвал, — и
как вещественное доказательство протянул большой букет астр.

Мальчик стоял, опустив голову и часто взмахивал ресницами.

— Зачем ты рвал цветы, Толя? — мягко спросила учительница.
- Я хотел подарить маме. У нее сегодня день рождения.-Он

поднял полные слез глаза.

После уроков Александра Федоровна попросила Толю подож­дать ее, чтобы вместе идти домой. Мальчик ждал учительницу.

Он думал о том, какой «подарок» сейчас получит мама, уз­нав, что он залез в чужой сад.

Ситуация «Исчезнувшая двойка»

...В тот день на уроке литературы в 5-м классе учительница вызвала Славу к доске. Задав вопрос, она открыла дневник маль­чика и вдруг спросила:

—А где у тебя двойки по русскому языку?

—Какие двойки? — с удивлением спросил Слава. — Ведь Вы
меня не спрашивали.

—Ах, ты еще споришь с учителем! Садись, ставлю тебе еди­
ницу.

Ситуация «Не слушал»

На уроке в 6-м классе учитель спрашивал учащихся по пре­дыдущему материалу. Одному из учеников стало скучно, и он начал переговариваться с соседом по парте. Учитель это заме­тил. Обращаясь к нему, он попросил повторить заданный воп­рос. Ученик вопроса не слышал.

—Садись! Двойка.

—За что? — спросил ученик.

—За то, что не слушал, — ответил учитель.

- Но ведь я все знаю, - попытался уверить преподавателя шестиклассник.

Ситуация «Укол»

Вы ведете ребенка в больницу на укол. Ребенок боится и плачет. Продумайте Ваши действия, слова, постройте Ваше об­ращение к ребенку.

Ситуация «Подготовка к уроку»

Ученица на уроке отвечает невпопад. На предыдущем уроке, когда ее спрашивали, молчала. Сегодня она сказала учителю, что готова к занятию, но отвечает слабо, неуверенно. Учитель кричит на нее, обвиняет в лене, безделии. Что чувствует девочка? Ваша версия? Постройте монолог, передающий ее состояние.

Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовер­шенствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998.

Михальченко Г.Ф. Диагностика и развитие эмпатии // Практическая психология: Метод, рекомендации школьн. психологам и студентам / Под ред. С. В. Кондратьевой. Гродно, 1992.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.