Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации




Первый этап условно называется «стоп!» и направлен на оценку учителем ситуации и осознаьшё~сПбственных эмоций. Этот этап необходим для того, чтобы не навредить ребенку по­спешными действиями и не осложнить отношения с ним. Толь­ко в тех случаях, когда ситуация представляет опасность для жизни и здоровья ребенка, нужно действовать быстро и реши­тельно. Но такие ситуации встречаются не так часто, поэтому во всех остальных случаях рекомендуется, воспользовавшись паузой, спросить себя: «Что я сейчас чувствую?», «Что я сейчас хочу сделать?», «Что я делаю?», после чего необходимо перейти ко второму этапу.

Второй этап начинается с вопро^а_«прлему?», задаваемого педагогом самому себе. Суть данного этапа заключается в ана­лизе мотивов и причин поступка ребенка. Это очень важный этап, так как именно причины определяют средства педагоги­ческого воздействия. Чтобы правильно определить мотивы по­ведения ребенка, педагогу необходимо уметь понимать язык невербального общения (демонстративный, вызывающий взгляд; скучающий или сосредоточенный на чем-то вид и т. д.).

Тр_етий этап заключается в постановке педагогической цели, формулируется в виде ипрргу^ //что9* — *Чт" ядочу полу­чить в результате своего педагогического воздействия?» (чув­ство страха у ребенка или осознанное чувство вины).

Педагогическое воздействие должно быть направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок дол­жен четко осознавать, что именно в этот раз он поступил пло­хо. Важно показывать ребенку в каждом конкретном случае, что

Вы принимаете его таким, какой он есть, понимаете его, но в то же время не одобряете его действий. Такой подход, не уни­жая и не принижая ребенка, способен вызвать в нем положи­тельное поведение.

Четвертый этап заключается в выборе оптимальных средств для достижения поставленной педагогической цели и отвечает на вошюс «как?» — «Каким образом достичь желаемого резуль- * тата?». Продумывая способы и средства достижения педагоги­ческого воздействия, учитель должен оставлять свободу выбо­ра за ребенком. Мастерство педагога проявляется в умении со­здать такие условия, чтобьгребенок_мог сделать выбор, а не за-ставлять ребенка поступать как нужно. Исходя из этого, он предложит несколько вариантов ребенку, но самым привлека­тельным для него сделает оптимальный вариант и тем самым поможет сделать правильный выбор.

Педагог-мастер использует широкий арсенал педагогичес-ких средстВдЛе-ПримРняя угрпчы; нярмршии, записи вдневнн-ке, жалобы родителям. Перечисленные способы малоэффектив-ны и свидетельствуют о низком уровне профессионализма. Отказ от подобных средств с самого начала педагогической де­ятельности дает огромные возможности для творчества педа­гога, позволяет сделать процесс общения с ребенком радост­ным и плодотворным.

Пятый этап — это практическое действие педагога. Данный этап является логическим завершением всей предыдущей ра­боты разрешения педагогической ситуации. Именно на этом этапе реализуются педагогические цели через определенные средства и способы в соответствии с мотивами ребенка. Успех практического действия учителя будет зависеть оттого, насколь­ко точно он смог сформулировать педагогическую цель, на­сколько правильно выбрал оптимальные способы достижения поставленной цели и насколько умело воплотил их в реальном педагогическом процессе.

Профессиональный педагог знает, что результаты педагоги­
ческих воздействий, как правило, отдалены во времени, поэто­
му он действует как бы «на вырост», опираясь на лучшее в ре­
бенке

Шестой этап — заключительный в алгоритме решения пе­дагогической ситуации. Он представляет собой анализ педа­гогического воздействия и позволяет оценить эффективность общения педагога с детьми, сравнить поставленную цель с до­стигнутыми результатами и сформулировать новые перспек­тивы.

Шелихова Н.И. Техника педагогического общения/Под общ. ред. Н.Р. Гин­збурга. М.,1998.

Варианты конфликтных




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.