Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Напряженные ситуации педагогической деятельности




Педагогическая деятельность насыщена разного рода напря­женными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. По степени напряженности нагрузка учителя в среднем боль­ше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т. е. профессионалов, непосредствен­но работающих с людьми. Условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, по­нимаются, оцениваются людьми как трудные, сложные, опас­ные.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что при­чины напряженности педагогической деятельности обуслов­лены объективными и субъективными факторами. Под объек­тивными факторами понимают внешние условия ситуации, ее сложность, т. е. сложные, напряженные условия деятельнос­ти (загруженность рабочего дня, столкновение с новыми, труд­ными ситуациями, повышенные интеллектуальные нагрузки и т. д.). Субъективные факторы - особенности личности, ко­торые провоцируют чрезмерную чувствительность человека к определенным профессиональным трудностям, т. е. личност­ные (мотивационные, эмоциональные, социальные и др.) ха­рактеристики.

При анализе напряженности педагогической деятельности необходимо помнить о диалектике «внешних» «внутренних» фак­торов, единстве объективных и субъективных причин. Влияние напряженной ситуации на деятельность человека зависит не только от характера задачи, внешней обстановки, но и от инди­видуальных особенностей человека, мотивов его поведения, опы­та, знаний, навыков, основных свойств нервной системы.


К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова, ]/5 и. Рыданова и др.) относят:

. ситуации взаимодействия учителя с учащимися на уроке (на­рушение дисциплины и правил поведения на уроке, непред­виденные конфликтные ситуации, непослушание, игнори­рование требований учителя, глупые вопросы и т. д.);. ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллега­ми и администрацией школы (резкие расхождения во мне­ниях, перегруженность поручениями, конфликты при рас­пределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-вос­питательной работой, непродуманность нововведений в школе и т. д.);

• ситуации взаимодействия учителя с родителями учащихся (расхождения в оценке ученика учителем и родителями, не­внимание со стороны родителей к воспитанию детей и т. д.). Неблагоприятные воздействия напряженных факторов вы­зывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходи­мостью быстрого принятия решения при высокой степени от­ветственности за последствия) и эмоциональный стресс (харак­теризуется возникновением эмоциональных сдвигов, измене­ниями в характере деятельности, нарушениями поведения).

Поведение современных учителей характеризуется повышен­ной напряженностью, следствием которой являются: грубость, несдержанность, окрики, оскорбления учеников и т. д. Агрес­сивная реакция учителя противоречит педагогической целесо­образности воздействия на ученика и является причиной про­грессирующей невротизации школьников. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья учителя, отравляя его организм «стрессовыми токсинами». Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, пре­одолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тре­вожности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, ког­да внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не при­водит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное на­пряжение и негативно сказывается на здоровье.

 

Формированию готовности к напряженным ситуациям пе­дагогической деятельности может способствовать развитие на­выков анализа и решения проблемных педагогических задач и ситуаций. Анализ конфликтных педагогических ситуаций по­вышает информированность студентов о возможных напряжен­ных ситуациях будущей деятельности, способствует модели­рованию соответствующих форм поведения.

Важно научить студентов способам конструктивного разре­шения конфликтов, которые направлены на личностный рост ребенка, ориентированы на гуманистическую систему воспи­тания, демократизацию взаимоотношений с детьми. Продук­тивное разрешение конфликтной ситуации предполагает вос­приятие ее как творческой задачи, переосмысление собствен­ной позиции и внутренней перестройки, гармонизацию обще­ния на основе позиционного сближения сторон.

Деструктивные конфликты характеризуются использова­нием механизмов психологической защиты. При таком спо­собе решения конфликта все усилия направляются не на ус­транение причин конфликта, а на сохранение целостности своего «Я», сиюминутное неконструктивное снятие эмоци­онального напряжения (обвинение другого, «уход от конф­ликта», вытеснение неприятной информации из сознания и т. д.). Деструктивные акции создают лишь иллюзию прими­рения и сводятся только к внешнему дисциплинированию учащихся. Они приводят к отчуждению учащихся, потере личного авторитета учителя. В педагогической деятельности среди наиболее встречающихся форм психологической защи­ты применяются «репрессивные меры» по отношению к уче­никам — злоупотребление двойками, запись в дневник, вы­говоры, нотации, наложение различных санкций через ро­дителей, администрацию.

Установлено, что деструктивный конфликт связан с таки­ми личностными особенностями педагогов, как низкая эмоци­ональная устойчивость, доминирование эгоцентрической на­правленности, несогласованность самооценки, ориентация на негативные стороны других людей. Причиной многих конф­ликтов является неуважительное отношение учителей к своим


ученикам, нежелание увидеть в ученике союзника по совмест­ной деятельности, неспособность к равнопартнерскому диало­гу с учащимися.

Преобладание у педагогов психозащитных техник в реше­нии сложных педагогических ситуаций, а вследствие этого рост эмоционального напряжения и дискомфорта вызывает необ­ходимость в профилактике и предупреждении действия некон­структивных механизмов в педагогическом общении. Это мо­жет быть сделано еще в годы обучения будущих учителей в вузе с помощью специального обучения продуктивным способам разрешения педагогических конфликтных ситуаций.

Задания на осознание напряженности педагогической деятельности

Напряженность учителя

Информация к размышлению. «Более 80% учителей имели вы­сокий уровень ситуативной напряженности (по методике Спил-бергера), а 60% - постоянной напряженности. Это очень тревож­ные факты: они говорят прежде всего о профессиональной не­пригодности. Тем более что такие результаты обнаружились от­нюдь не у пожилых педагогов, а у тех, кто проработал 10—15 лет».

Вопросы для обсуждения:

• В чем проявляется разница между напряжением и напря­
женностью учителя в общении с детьми? Проиллюстрируйте
свои суждения школьными примерами.'

• Как соотносятся напряженность и конфликтность в педа­
гогическом общении?

Казанская В.Г. Психологические механизмы формирования взаимоотно­шений педагогов с обучаемыми //Адукацыя I выхаванне. 1995. № 2.

Профессиональное здоровье учителя

Информация к размышлению: Ни для кого не секрет, что про­фессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции...

Неудивительно, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физическо­го и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.

«... Лишь 34% обследованных педагогов находятся в зоне психологического благополучия. Они способны справиться с отрицательными воздействиями жизни на психологическом уровне. Около 40% — имеют умеренные нервные расстройства, им необходима специальная психологическая помощь. Психо­физическая усталость способствует развитию патологии души и тела, психосоматических заболеваний, она постепенно и неук­лонно переходит в психологическую и телесную депрессию -страшную болезнь нашего века».

Вопросы для обсуждения:

• Каковы причины снижения уровня психического и физи­
ческого здоровья педагогов?

• Каким образом можно сохранить «психофизиологический
потенциал» педагога?

Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.

Психологический потенциал и реальный уровень здоровья педагогов/ С.М. Косенок, В.М. Карлышев, А. П. Исаев, С.А. Кабанов //Педаго­гика. № 4.

Эмоциональная напряженность школьников Информация к размышлению. «Жизнь каждого ребенка от­личается эмоциональной напряженностью, которая в небла­гоприятных стрессогенных обстоятельствах может оборачивать­ся психологическими срывами...

К 10-му классу 45—50% школьников имеют различные фор­мы неврозов, отклонения в развитии нервной системы.

В последние годы наблюдается значительное ухудшение нравственно-психологического климата в школах. У подрост­ков преобладают высокий уровень тревожности, снижение оп­тимистического восприятия будущего, переживания душевно-

 

дискомфорта, агрессивность, конфликтность поведения. У большей части (около 65 %) доминирует низкий уровень настро­ения, У трети — средний, высокий — у менее чем 10%. В стар­ших классах значительно увеличивается число учащихся с низ­ким уровнем настроения (70%). Средний уровень констатиру­ется лишь у 20%, высокий — у 5%. Многие семиклассники и девятиклассники переживают разочарование и жизненный пес­симизм».

Задания по анализу информации:

• Проанализируйте приведенные данные исследований и дай­
те им психологическую оценку.

• Предложите способы улучшения эмоционально-психоло­
гического климата в школах.

Рыданова И. И. Основы педагогики общения. Минск, 1998.

Конфликты учителей с учениками: кто виноват?

Информация к размышлению. Анализ результатов опроса старшеклассников показал, что каждый второй лицеист в от­ношениях с учителями переживает конфликтные ситуации... Причину эмоциональной напряженности в школьной обста­новке они часто видят в позиции учителя, его отношении к ним. Многие из опрошенных лицеистов объяснили неблагополуч­ное эмоциональное состояние в школе личностными качества­ми учителей; три четверти опрошенных лицеистов назвали пе­дагогов, которые не любят детей, почти половина, по их оцен­кам, равнодушна к своим воспитанникам; меньше трети име­ют нелюбимого учителя; только одна пятая надеется на помощь учителя в трудную минуту. Такое положение лицеисты объяс­няют несправедливостью учителей — 36%; «грубостью и бес­тактностью» — 45%; «равнодушием к ним» — 43%; «нежелани­ем понять ученика» — 40%.

Педагоги тоже отметили, что переживают конфликтные от­ношения с учащимися (65%). Шестнадцать процентов учите­лей признались, что учащиеся нередко вызывают у них раздра­жение, злость. Собранные факты свидетельствуют о том, что в

настроении педагогов нередко преобладают отрицательные эмо­ции и отрицательные реакции на поступки и действия учащих­ся; равнодушие к интересам и настроению школьников, их эмо­циональному состоянию: переживаниям, радостям, успехам или неуспехам. Анализ полученных данных позволяет говорить о дискомфортных отношениях в системе «учитель — ученик», что определяет повышенную эмоциональную напряженность отрицательной направленности.

Задания по анализу информации:

Дайте психолого-педагогический комментарий приведен­
ным статистическим данным.

Предложите собственный проект гуманизации школы.

Проведите конкурс индивидуальных или групповых проектов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.