Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативные методы




Классификация методов практического извлечения знаний

Технологии инженерии знаний

Анализ страт

 

Последовательность шагов горизонтального анализа зависит от номера страты, но фактически сводится к реализации дуальной концепции структурирования для решения конкретной подзадачи.

Ниже предлагается алгоритм ОСА для одной из обязательных страт s3 (ЧТО-анализ), результатом, которого является формирование концептуальной структуры предметной области Sk.

• А_2_3_1. Из группы информации, соответствующей ЧТО-страте, выбрать все значимые понятия и сформулировать соответствующие концепты.

• А_2_3_2. Выявить имеющиеся иерархии и зафиксировать их графически в виде структуры.

• А_2_3_3. Детализировать концепты, пользуясь нисходящей концепцией (top-down).

• А_2_3_4. Образовать метапонятия по концепции (bottom-up).

• А_2_3_5. Исключить повторы, избыточность и синонимию.

• А_2_3_6. Обсудить понятия, не вошедшие в структуру Sf, с экспертом и пере­нести их в другие страты или исключить.

• А_2_3_7. Полученный граф или набор графов разделить на уровни и обозна­чить - согласно матрице ОСА (1).

Аналогичные алгоритмы разработаны для всех страт и апробированы при разра­ботке экспертных систем ПРОГОР и АВЭКС.

 

 

□ Классификация методов практического извлечения знаний

□ Коммуникативные методы

□ Текстологические методы

□ Простейшие методы структурирования

□ Состояние и перспективы автоматизированного приобретения знаний

□ Примеры методов и систем приобретения знаний

 

 

Подробно рассмотрев в главе 3 теоретические аспекты инженерии знаний, мы, однако, в явном виде не определили, каким практическим методом эти знания будут получены. В неявном виде предполагалось, что это некоторое взаимодей­ствие инженера по знаниям и эксперта в форме непосредственного живого обще­ния. Однако это не единственная форма извлечения знаний, хотя и довольно рас­пространенная. В работах [Волков, Ломнев, 1989; Осипов, 1998; Boose, 1989; Cullen, Bryman, 1988; Gammack, Young, 1985; Hart 1986] упоминается около 15 ручных (неавтоматизированных) методов извлечения иболее 20 автоматизиро­ванных методов приобретения и формирования знаний.

Рисунок 4.1 иллюстрирует предлагаемую классификацию методов извлечения знаний, в которой используются наиболее употребительные термины, что позво­лит инженерам по знаниям в зависимости от конкретной задачи и ситуации выб­рать подходящий метод.

Из предложенной схемы классификации видно, что основной принцип деления связан с источником знаний.

 

 

Рис. 4.1. Классификация методов извлечения знаний

 

Коммуникативные методы извлечения знаний охватывают методы и процедуры контак­тов инженера по знаниям с непосредственным источником знаний - экспертом, а тек­стологические включают методы извлечения знаний из документов (методик, пособий, руководств) и специальной литературы (статей, монографий, учебников).

 

Разделение этих групп методов на верхнем уровне классификации не означает их антагонистичности, обычно инженер по знаниям комбинирует различные мето­ды, например, сначала изучает литературу, затем беседует с экспертами, или на­оборот.

В свою очередь, коммуникативные методы можно также разделить на две груп­пы: активные и пассивные. Пассивные методы подразумевают, что ведущая роль в процедуре извлечения как бы передается эксперту, а инженер по знаниям толь­ко протоколирует рассуждения эксперта во время его реальной работы по приня­тию решений или записывает то, что эксперт считает нужным самостоятельно рассказать в форме лекции. В активных методах, напротив, инициатива полнос­тью в руках инженера по знаниям, который активно контактирует с экспертом различными способами - в играх, диалогах, беседах за круглым столом и т. д.

Следует еще раз подчеркнуть, что и активные и пассивные методы могут чередо­ваться даже в рамках одного сеанса извлечения знаний. Например, если инженер по знаниям застенчив и не имеет большого опыта, то вначале он может использо­вать пассивные методы, а постепенно, ближе знакомясь с экспертом, захватывать инициативу и переходить «в наступление».

Пассивные методы на первый взгляд достаточно проста, но на самом деле требу­ют от инженера по знаниям умения четко анализировать поток сознания эксперта и выявлять в нем значимые фрагменты знаний. Отсутствие обратной связи (пас­сивность инженера по знаниям) значительно ослабляет эффективность этих ме­тодов, чем и объясняется их обычно вспомогательная роль при активных методах.

Активные методы можно разделить на две группы в зависимости от числа экс­пертов, отдающих свои знания. Если их число больше одного, то целесообразно помимо серии индивидуальных контактов с каждым применять и методы груп­повых обсуждений предметной области. Такие групповые методы обычно акти­визируют мышление участников дискуссий и позволяют выявлять весьма не­тривиальные аспекты их знаний. В свою очередь, индивидуальные методы на сегодняшний день остаются ведущими, поскольку столь деликатная процедура, как «отъем знаний», не терпит лишних свидетелей.

Отдельно следует сказать об играх. Игровые методы сейчас широко используются в социологии, экономике, менеджменте, педагогике для подготовки руководите­лей, учителей, врачей и других специалистов. Игра - это особая форма деятель­ности и творчества, где человек раскрепощается и чувствует себя намного свобод­нее, чем в обычной трудовой деятельности.

На выбор метода влияют три фактора: личностные особенности инженера по зна­ниям, личностные особенности эксперта и характеристика предметной области.

Одна из возможных классификаций людей по психологическим характеристи­кам [Обозов, 1986] делит всех на три типа:

 

• мыслитель (познавательный тип);

• собеседник (эмоционально-коммуникативный тип);

• практик (практический тип).

 

Мыслители ориентированы на интеллектуальную работу, учебу, теоретические обобщения и обладают такими характеристиками когнитивного стиля, как поленезависимость и рефлексивность (см. параграф 3.3). Собеседники - это общи­тельные, открытые люди, готовые к сотрудничеству. Практики предпочитают действие разговорам, хорошо реализуют замыслы других, направлены на 'ре­зультативность работы.

Для характеристики предметных областей можно предложить следующую классификацию:

 

• хорошо документированные;

• средне документированные;

• слабо документированные.

 

Эта классификация связана с соотношением двух видов знаний Z1и Z2, введен­ных в п. 1.3, где Z1 - это экспертное «личное» знание, a Z2 - материализованное в книгах «общее» знание в данной конкретной области. Если представить знания Zпо предметной области как объединение Z1 и Z2, to есть Zпо = Z1EZ2, то рис. 4.2 на­глядно иллюстрирует предложенную классификацию.

 

 

Рис. 4.2. Классификация предметных областей

 

 

Кроме этого, предметные области можно разделить по критерию структуриро­ванности знаний. Под структурированностью будем понимать степень теорети­ческого осмысления и выявленности основных закономерностей и принципов, действующих в данной предметной области. И хотя ЭС традиционно применя­ются в слабо структурированных предметных областях, сейчас наблюдается тен­денция расширения сферы внедрения экспертных систем.

По степени структурированности знаний предметные области могут быть:

 

хорошо структурированными - с четкой аксиоматизацией, широким приме­нением математического аппарата, устоявшейся терминологией;

средне структурированными - с определившейся терминологией, развиваю­щейся теорией, явными взаимосвязями между явлениями;

слабо структурированными - с размытыми определениями, богатой эмпири­кой, скрытыми взаимосвязями, с большим количеством «белых пятен».

 

Введенные в данном параграфе классификации методов и предметных областей помогут инженеру по знаниям, четко определив свою предметную область, соот­нести ее с предложенными типами и наметить подходящий метод или группу ме­тодов извлечения знаний. Однако, скорее всего, реальная работа полностью зачеркнет его выбор, и окажется, что его хорошо документированная область яв­ляется слабо документированной, а метод наблюдений надо срочно заменять иг­рами!

Такова реальная сложность процедуры извлечения знаний.

 

 

В соответствии с классификацией, представленной на рис. 4.1, рассмотрим под­робнее обе разновидности коммуникативных методов: пассивные и активные.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.