Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Методы формирования сознания




I. Методы и приемы воспитания.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Лекция 15.

I. Методы и приемы воспитания.

II. Методы формирования сознания.

III. Методами формирования поведения и организации деятельности.

IV. Методы стимулирования деятельности.

 

Методами воспитания называются способы взаимосвязной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

В науке кроме методов воспитания выделяют прием воспитания, средство, форму и технологию воспитания.

Прием воспитания – это составная часть метода, подчиненная ему, входящая в его структуру и употребляемая в конкретной ситуации. Например, метод поощрения реализуется в приемах: похвала, благодарность перед классом, награждение на общем собрании.

К средствам воспитания относят сравнительно независимые источники формирования личности: виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, вещи, устройства (игрушки, технические средства, ЭВМ), процессы, произведения и явления духовной и материальной культуры, природа. К средствам также относят конкретные мероприятия и формы воспитательной работы.

 

Многообразие методов воспитания, неопределенность их признаков затрудняет их классификацию. Анализ показывает, что в основу классификации часто кладут направленность способа воздействия на ту или иную сферу личности: на сознание, на поведение, на эмоционально-волевую сферу.

К методам формирования сознания относят методы, направленные на формирование знаний, взглядов, оценок, направленности, убеждений личности. Они главным образом обращены к сознанию личности, к интеллектуальной, эмоционально-волевой сферам личности. Основной инструмент, источник убеждения – слово, сообщение, информация и обсуждения информации. К этой группе методов обычно относят:

Лекция, рассказ, объяснение – это словесные методы, сообщение и анализ информации, имеющей воспитательное содержание и значение. Материалы для работы с учениками преподавателям следует брать из средств массовой информации, где отражены актуальные вопросы жизни подростков. Главное при этих методах – избегать формализма, пустоты и голословия.

Беседа как обсуждение, дискуссия, диспут – это такие методы, где имеет интеллектуальная и эмоциональная активность самих детей.

Воспитательная беседа, дискуссия состоят из краткого вступления воспитателя и постановки вопросов для обсуждения и преимущественно проблемного характера. Диспут – довольно специальный метод воспитания, предполагает обязательное столкновение противоположных мнений. Для проведения диспута требуется постановка темы и цели, формулировка основных вопросов.

Пример – рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного или жизненного факта, личности. Значение метода-примера двояко, с одной стороны обсуждение эталона, а с другой демонстрация образца поведения преподавателем, родителями. Подражание образцу свойственно всем возрастам. Тут действует закон социальной психологии: люди в поведении ориентируются на лицо, чье мнение имеет для них вес, определяет оценки и поведение.

Внушение – это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему. В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии, психологических тренингов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.