Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Методы стимулирования деятельности




III. Методами формирования поведения и организации деятельности.

Методы, направленные преимущественно на формирование привычек, стереотипов поведения, типичных поведенческих реакций называют методами формирования поведения и организации деятельности. Общепризнанными методами являются упражнение, приучение, педагогическое требование, создание воспитывающих ситуаций.

Педагогическое требование понимается как предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, традиций, законов, принятых в обществе. По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, интересам школьников.

Приучение – это организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью их превращения в привычные формы поведения.

Упражнения – многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения.

Поручение – это исполнение учеником какого-либо дела. Участие в делах коллектива развивает способности и формирует качества личности.

Воспитывающие ситуации – это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы воспитателем. Их функция – создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности.

 

Методы, называемые порой вспомогательными, направлены на стимулирование поведения. Сущность действия этих методов состоит в побуждении к социально одобряемому поведению и к сдерживанию нежелательного поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка воспитанника, оценка окружающих. К данной группе методов относят:

Поощрение – это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения воспитанника или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует воспитанника к улучшению его поведения. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности.

Наказание – это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Наказание, вызывая чувство стыда, неудовлетворенность, корректирует поведение ученика, дает ему возможность понять свою ошибку. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин поступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинства личности.

Соревнование – это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Основа эффективности данного метода заключается в правильной организации: определение целей и задач, составление программы, разработка критерий оценок, создание условий поведения и подведения итогов.

Субъективно-прагматический метод основывается на создании условий, когда быть невоспитанным и необразованным становится экономически невыгодно. Конкретные модификации метода: 1) контракты, которые заключают воспитанники с воспитателями, где четко определяются обязанности сторон; 2) личные карточки самосовершенствования; 3) тесты воспитанности, социальной зрелости и т.д. 4) штрафы, влекущие за собой вполне реальные наказания – денежные компенсации неправильного поведения.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите существующие подходы к классификации методов воспитания и дайте их характеристику.
  2. Какие правила лежат в основе выбора педагогически целесообразных методов воспитания?
  3. Охарактеризуйте группу методов организации жизнедеятельности и поведения воспитанников, группу методов формирования сознания.
  4. Охарактеризуйте группу методов стимулирования деятельности и поведения воспитанников.
  5. Какие информационные технологии вам знакомы? Как и с какой целью их можно использовать в воспитательном процессе?



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.