КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы семейного воспитанияЛекция 18. IV. Конфликтные ситуации в коллективе. С психологической точки зрения конфликт означает столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, интересов, мыслей, чувств, актов поведения. Часто внутри коллектива возникают конфликтные ситуации. Компетентное разрешение внутриличностных и межличностных противоречий предполагает учет своеобразия индивидуального роста ребенка, постоянную заботу о гармонизации его внутреннего мира и взаимоотношений с окружающими. Управление педагогическими конфликтами проявляется в предвидении возможных коммуникативных осложнений, своевременном принятии профилактических мер, целенаправленном устранении объективных и субъективных причин обострения межличностных противоречий, конструктивном их разрешении. Педагогические стратегии управления межличностными конфликтами: приспособление, уклонение, отступление, компромисс, сотрудничество. При уклонении конфликтующие стороны на время отталкивают от себя проблему, при приспособлении- оппонент решает проблему в интересах другого человека, компромисс – это обмен уступками с каждой стороны, сотрудничество – это отношение к оппоненту не как к противнику, а как к партнеру. При разрешении конфликтов главной задачей педагога является выяснение причин столкновения, объективное оценивание конфликтной ситуации и справедливое отношение к участникам. Вопросы для самоконтроля:
I. Семья. Её сущность, функции. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального воздействия. Качества семей, их типология, определяется следующими параметрами:
Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Семья выполняет важные функции в процессе формирования личности ребенка: обеспечение физического и эмоционального развития; формирование психологического пола ребенка; обеспечение умственного развития; способствование овладению социальными нормами; формирование ценностных ориентаций; оказание помощи в процессе социального развития ребенка. Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок. Семью можно рассматривать как модель базового жизненного тренинга личности. Социализация семьи происходит по двум направлениям: в результате целенаправленного процесса воспитания; по механизму социального научения, которое осуществляется в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родными и за счет наблюдения особенностей взаимодействия других членов семьи между собой. Стиль родительского поведения в значительной мере влияет на развитие личности ребенка. Выделяют 4 параметра поведения родителей по отношению к ребенку: 1) контроль – это попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определяется степень подчиненности ребенка требованиям ребенка; 2) требование зрелости – это давление, которое родители оказывают на ребенка, чтобы заставить его действовать на пределе умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне; 3) общение – это использование родителями убеждения, чтобы добиться от ребенка уступки; выяснение его мнения или отношения к чему-либо; 4) доброжелательность – то, насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу по отношению к нему. Авторитетный родительский контроль является наиболее эффективным стилем. Родители относятся к детям с теплотой, доброжелательно, много с ними общаются, уважают их независимость, но в то же время контролируют их и требуют осознанного поведения. Дети из таких семей являются независимыми, уверенными в себе, дружелюбными и любознательными. При властном стиле, когда родители жестко контролируют своих детей, подавляют их личность, дети вырастают замкнутыми, недоверчивыми, недостаточно уверенными в себе. Попустительский стиль. Снисходительность, нетребовательность, отсутствие внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности приводит к формированию нелюбознательной, несдержанной личности. В реальности представленные стили в чистом виде встречаются редко. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к тому или иному полюсу. Кроме того, родители могут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец – более авторитарен, мать – демократична).
II. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьёй школьника Существует ряд психолого-педагогических правил установления контакта с семьёй школьника:
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |