КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 17
II. Технология работы классного руководителя. I. Методика, технология, мастерство. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Лекция 16.
Технология воспитания – направление педагогики, занимающееся проектированием воспитательных процессов. По существу – это методическая работа какого-либо педагога, т.е. методы и формы организации воспитания. Ещё одно значение слова «технология воспитания» - это совокупность научно обоснованных приемов воздействия на детей, искусство «прикосновения к личности», которым владеет педагог. В данном случае речь идет скорее о педагогической технике, составной части педагогического мастерства. Методика воспитательной работы – прикладная отрасль теории воспитания, которая изучает направления и принципы, формы и методы организации воспитательной работы. Между понятиями технология и методика существует большое сходство. Но их различие состоит в том, что методика учит, рекомендует, как использовать те или иные приемы, правила в процессе воспитания, тогда как технология – это такой проект педагогического процесса, который описывает его от воспитательных задач до проверки результатов, и так, что им может воспользоваться любой педагог. Личность воспитателя, как и ученика, является составной частью педагогического процесса, и мастерство воспитателя имеет решающее значение. Мастерство педагога – сплав знаний, профессиональных умений, личностных качеств и опыта. Опыт, педагогическая и методическая работа обеспечивают рост знаний, умений, развивают, личностные свойства учителя в процессе практической деятельности. Для практической работы имеет большое значение формирование комплекса умений. Выделяют следующие группы педагогических умений: гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные, прикладные. Особой составной частью педагогического мастерства является педагогическая техника, которая составляет комплекс умений учителя владеть, управлять собой и воздействовать на учащихся психофизическими средствами: голосом, жестом, взглядом и душой, своим непосредственным состоянием, чувствами. К психотехническим средствам учителя относятся техника и культура речи, мимика и пантомимика, владение своим психическим состоянием. Конечно, самое главное для воспитателя – иметь ясное представление о своих ценностях, отношении к миру, себе, людям. Это то, что называют мировоззрением, духовно-нравственной культурой. Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. Классный руководитель имеет следующие функции: воспитательная – педагогическое руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом; организационно-административная - руководство классом как организационной единицей в составе школы в составе школы, ведение личных дел учащихся и других документов; координирующая – установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса. К функциональным обязанностям классного руководителя относятся: всестороннее изучение и воспитание учащихся, оказание помощи в учении и развитии, решении проблем их учебного и профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений учащихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей, взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся. Важно, чтобы работа воспитателя не была ситуативной, когда классный руководитель реагирует только на текущие события, происходящие в классе, тогда как он должен организовывать систему работы. Поэтому был предложен технологический цикл воспитательной работы, который сводится к 4 этапам: а) диагностика; б) планирование; в) реализация плана; г) анализ результатов. Диагностика в работе классного руководителя – это комплексное изучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом. Основное назначение диагностики состоит в выявлении проблем в развитии, обучении, воспитании детей, в формулировке задач и планировании работы с классом. Педагог может использовать следующие методы диагностики: наблюдение, опросные методы (анкеты, беседы, интервью), тесты, анализ документов и работ учащихся. План воспитательной работы – это перечень задач и дел с группой или отдельными учениками, а также с учителями класса и родителями на определенный промежуток времени. Планирование – процесс определения воспитательных задач классного руководителя и средств их решения. К составлению плана могут привлекаться родители и ученики. Учитель должен идти навстречу желаниям учеников и помнить вместе с тем о своих задачах – обеспечивать развитие и воспитание детей. Реализация плана воспитательной работы происходит в использовании различных форм деятельности. Наиболее распространенными являются: а) методика коллективной творческой деятельности. При организации и проведении коллективного дела дети вовлечены в разнообразную деятельность и отношения, что не только обогащает их опыт, но и создает благоприятную психологическую атмосферу дружбы, доверия, взаимной поддержки. б) технология классного собрания. Результатом проведения классных собраний с социально-нравственной проблематикой будет: осознание и определение, выбор ценностей, формирование взглядов, развитие навыков публичного выступления, общения, социального взаимодействия. в) технология индивидуальной работы с трудными подростками. Каждый ребенок индивидуален, но в работе с трудными детьми есть нечто общее, что и можно назвать технологией. В настоящее время такая работа описывается как стратегия «развивающей помощи». Педагог оказывает ребенку поддержку, которая выражается в том, что педагог оценивает поступок, а не человека. Результатом такого взаимодействия является положительное отношение ученика к себе, уверенность в себе, желание быть лучше, контролировать свое поведение. Тактика индивидуальной беседы с учеником может быть рекомендована классному руководителю в его ежедневной практике. г) технология воспитательного психологического занятия. Данные занятия могут проводиться с целью решения педагогических проблем: коррекция поведения, межличностные отношения, общение, этические ценности, обучение самовоспитанию, решение личных проблем. Анализ результатов работы - оценивание результатов воспитательной работы, чтобы видеть, насколько поставленные задачи достигнуты. Индивидуальный и коллективный анализ воспитательных дел поможет педагогу осознать достоинства и недостатки в своей работе. Вопросы для самоконтроля:
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |