Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Формы проявления девиантного поведения




Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Алкоголизм – форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей деградацией личности. Причин алкоголизма довольно много: стремление избавиться от чувства тревожности, самоконтроля, застенчивости и зависимости от взрослых. Важную роль играют стремление к экспериментированию, желание казаться взрослым и, естественно, отрицательный пример родителей. Алкоголизм в первую очередь отрицательно влияет на физическое здоровье ребенка, способствует нарушению связей ребенка с положительной микросредой, благоприятствует вовлечению его в среду с высоким уровнем алкоголизации и появлению зависимости от жестких групповых норм данной среды.

Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. Вместе с тем это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. Помимо вреда для здоровья наркотизм почти неизбежно означает вовлечение детей в криминальную субкультуру, где приобретаются наркотики, а затем он и сам начинает совершать все боле серьезные правонарушения.

Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения детей. Детская агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей. Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имеющие возможность свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жесткость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки. Обычно акты жестокости совершаются в группе, когда роль каждого при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется.

Суицидальный синдром, психические расстройства особенно часто и активно начинают проявляться в подростковый период, когда ребенок сталкивается со множеством проблем, которые он не в силах решить. Период полового развития провоцирует выявлению ранее скрытой патологии, подросток становится более восприимчивым, эмоциональным, да и сам пуберат может стать причиной патогенных изменений в психическом состоянии ребенка.

 

  1. Причины девиантного поведения.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии.

Можно выделить основные факторы, обуславливающие девиантное поведение несовершеннолетних:

1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию.

2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера.

3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в социализации ребенка с накоплением негативного опыта.

4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство.

5. Морально-этические факторы проявляются в низком морально-нравственном уровне современного общества.

Итак, девиантное поведение – нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался и в то же время язык общения с социумом, когда другие способы общения исчерпали себя или недоступны.

Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Совпадают и способствующие девиантному поведению факторы (школьные трудности, травматические жизненные ситуации, влияние девиантной личности или группы). Что же касается индивидуально-личностных факторов, то самыми важными являются локус контроля и уровень самоуважения. Связь девиантного поведения и пониженного самоуважения самая прямая. Люди, страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние. Связь всех форм девиантного поведения и пониженного самоуважения объясняется:

­ девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлеченный в него индивид невольно разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам;

­ участвуя в антисоциальных группах подросток пытается повысить свой статус среди свестников, найти уважение;

­ при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует его повышению;

­ на самоуважение оказывают влияние и другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется.

У большинства подростков положительные самооценки превалируют над отрицательными и с возрастом самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение. Однако у некоторых детей этого не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками. Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения.

Девиантное поведение всегда вначале бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам он не может этого сделать. Это отражается на его самосознании и толкает на поиск в других направлениях. Важнейший фактор такого развития – девиантные сверстники. Наличие девиантной группы: 1) облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова; 2) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях; 3) уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.

Роль родителей и педагогов в жизни ребенка велика. Их главной задачей является предотвращение девиантного поведения ребенка. С этой целью практике распространены две технологии работы с детьми: профилактическая и реабилитационная.

IV. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения.

Под профилактикой в педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

­ предотвращение физических, психологических и социокультурных обстоятельств;

­ сохранение, поддержание нормального уровня жизни и здоровья ребенка;

­ содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

­ В профилактических технологиях можно выделить:

­ информационный подход – информирование несовершеннолетних о их правах и обязанностях, предъявляемых государством и обществом, через средства СМИ.

­ социально-профилактический подход – выявление, устранение и нейтрализация причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления.

­ медико-биологический подход – предупреждение возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями.

­ социально-педагогический подход - восстановление или коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

Реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду.

Следует различать следующие виды реабилитации:

­ медицинская, направленная на восстановление утраченной функции организма;

­ психологическая, которая имеет своей целью преодоление в сознании ребенка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности;

­ профессиональная предусматривает обучение подростка доступным для него формам труда;

­ бытовая имеет в виду предоставление нормальных условий жизни ребенку;

­ социальная – это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде;

­ социально-экономическая – комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его прав.

­ социально-педагогическая – система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка.

Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется в специализированных учреждениях, называемых реабилитационными центрами.

Вопросы для самоконтроля и задания:

  1. Дайте определение понятию «девиация».
  2. Раскройте сущность видов девиантного поведения.
  3. Какие формы проявления девиантного поведения современных детей вы знаете?
  4. В чем кроются причины появления у детей отклонений от нормы поведения?
  5. В какой степени общество оказывает влияние на развитие девиации в современную эпоху?
  6. Какие виды социально-педагогической работы вы можете назвать? В чем их сущность?
  7. Используя 2-3 теста, проведите диагностику склонности к девиантному поведению в группе одновзрастных детей (см. приложение 3).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.