Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Педагогическое общение




Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Процесс общения представлен как система коммуникативных задач – система педагогических задач, переведенных на язык коммуникации. Коммуникативные задачи делятся на общие и текущие. Общие коммуникативные задачи – это повествование и побуждение. Повествование представлено следующими разновидностями: собственно повествование, сообщение, объявление, реплика, ответ и др. Побуждение имеет такие виды как приказ, команда, требование, предупреждение, совет, задание, просьба. Общие задачи планируются заранее. Текущие коммуникативные задачи возникают в ходе педагогического взаимодействия. С помощью таких задач, например, реализуется запрет: взгляд в упор, жест, знак, звук. Текущие задачи возникают спонтанно в процессе общения. Целью преподавателя является решение поставленных педагогических и коммуникативных задач в ходе урока.

Особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога, особенности учащихся находят выражение в стиле общения. Стиль общения отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм. Выделяют три стиля: авторитарный, попустительский и демократический.

Авторитарный – педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как коллектива, так и каждого ученика. Исходя из собственных установок, он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности.

Попустительский – характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за результаты.

Демократический – педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.

На установление эффективных педагогических отношений оказывают влияние ряд немаловажных факторов:

  1. Личность учителя, его ценностные ориентации, его отношение к личности учащегося, отношение к профессии, науке.
  2. Взаимопонимание педагогов и воспитанников, т.е. умение решать такие психологические задачи, как определение самочувствия собеседника, степень его искренности и уровня знаний, мотивов поступков и т.д.
  3. Эмпатия и идеализация. Эмпатия (сопереживание) является условием более успешного установления взаимоотношений. Именно чувства, которые возникают у учителя в процессе познания учащихся, начинают затем оказывать влияние на последующую оценку их личностно-деловых качеств. На основе эмпатии может развиться идеализация, т.е. преувеличенная оценка личностных качеств ученика.
  4. Педагогический такт и авторитет учителя. Педагогический такт можно определить как соблюдение педагогического принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, как умение выбрать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними.
  5. Адекватность оценок поведения и деятельности учащихся. Знание педагогом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся позволит правильно оценить действия и поступки последних и соответственно выстроить отношения с ними.
  6. Опора на общественное мнение коллектива. Опора на малые группы коллектива, на их мнения – одно из главных условий установления взаимоотношений с отдельными учащимися и классом в целом.
  7. Педагогическое требование в регулировании отношений педагогов и воспитанников. Требовательность, основанная на уважении личности воспитанника – условие установления педагогических отношений.

Вопросы для самоконтроля и задания:

  1. Раскройте сущность педагогической деятельности.
  2. Назовите педагогические способности и дайте их характеристики.
  3. Какие виды индивидуального стиля деятельности учителя вы знаете? Дайте их характеристики.
  4. Чем отличается педагогическое общение от других видов коммуникативного взаимодействия?
  5. Подберите 2-3 теста по выявлению профессионально значимых личностных качеств учителя и его профпригодности. Продиагностируйте 2-3 учителей, сделайте вывод (см. приложение 4).



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.