Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмо­ции




Во­ля

В до­пол­не­ние к об­лас­ти соз­на­тель­но­го ра­зу­ма, об­лас­ти подсознательно­го ра­зу­ма и серд­цу, лю­ди также име­ют спо­соб­ность из­би­рать то, как они бу­дут вес­ти се­бя. Вся­кая кон­цеп­ция функ­цио­ни­ро­ва­ния лич­но­сти, ис­клю­чающая во­лю, бу­дет непол­ной. В Но­вом За­ве­те имеется, по край­ней мере, два ключевых сло­ва (“бу­ле” и “те­ле­ма”), ко­то­рые под­ра­зу­ме­ва­ют склон­ность к вы­бо­ру. Лю­ди обыч­но из­би­ра­ют де­лать то, что име­ет для них ка­кой-то смысл. Дру­ги­ми сло­ва­ми, то, как че­ло­век вос­при­ни­ма­ет и оце­ни­ва­ет жизнь (то, что че­ло­век го­во­рит сам се­бе в сво­ем соз­на­тель­ном ра­зу­ме) оп­ре­де­ля­ет диа­па­зон по­ве­де­ния, в рам­ках ко­то­ро­го лю­ди из­би­ра­ют дей­ст­во­вать. Сво­бо­да вы­бо­ра че­ло­ве­ка ог­ра­ни­че­на пре­де­ла­ми его ра­цио­наль­но­го по­ни­ма­ния. Труд­ный во­прос сво­бод­ной во­ли дол­жен об­су­ж­дать­ся с осоз­на­ни­ем то­го фак­та, что лю­ди из­би­ра­ют де­лать толь­ко то, что, по их по­ни­ма­нию, име­ет смысл. На­при­мер, про­бле­ма не­спа­сен­ного че­ло­ве­ка за­клю­ча­ет­ся не в его не­спо­соб­но­сти вы­брать Бо­га. Его во­ля пол­но­стью спо­соб­на из­брать упо­вать на Хри­ста, но его за­тем­нен­ное по­ни­ма­ние не по­зво­лит его во­ле сде­лать этот вы­бор. Он ну­ж­да­ет­ся не в до­пол­ни­тель­ном ук­ре­п­ле­нии во­ли, он ну­ж­да­ет­ся в про­све­щен­ном ра­зу­ме, а это и яв­ля­ет­ся ра­бо­той Свя­то­го Ду­ха.

Про­по­вед­ни­ки и душепопечители мо­гут тра­тить свои си­лы, при­зы­вая лю­дей из­ме­нить свое по­ве­де­ние. Но че­ло­ве­че­ская во­ля не яв­ля­ет­ся от­дель­ным су­ще­ст­вом, она не­раз­рыв­но свя­за­на с по­ни­ма­ни­ем че­ло­ве­ка. Лю­ди бу­дут де­лать то, в чем они убе­ж­де­ны, во что они ве­рят. Вме­сто то­го, что­бы со­вме­ст­ны­ми уси­лия­ми ­вли­ять на вы­бо­р человека, про­по­вед­ни­ки пре­ж­де все­го долж­ны вли­ять на его ум. Ко­гда че­ло­век по­ни­ма­ет, кто та­кой Хри­стос, ка­ко­во ос­но­ва­ние дос­то­ин­ст­ва че­ло­ве­ка и во­об­ще, в чем за­клю­ча­ет­ся жизнь, то­гда он по­лу­ча­ет все не­об­хо­ди­мое для про­дол­жи­тель­ных из­ме­не­ний в сво­ем сти­ле жиз­ни. Хри­стиа­не, ко­то­рые пы­та­ют­ся “жить пра­виль­но”, не ис­пра­вив не­вер­ное по­ни­ма­ние то­го, как удовлетворить лич­ные потребности, все­гда бу­дут сра­жать­ся с хри­сти­ан­ст­вом, без­ра­до­ст­но и на­пря­жен­но ис­пол­няя свою обя­зан­ность. Хри­стос учил, что ко­гда мы по­зна­ем ис­ти­ну, то­гда мы смо­жем быть сво­бод­ны­ми. Сей­час мы сво­бод­ны, мы воль­ны из­брать жизнь по­слу­ша­ния, по­то­му что мы по­ни­ма­ем, что во Хри­сте мы яв­ля­ем­ся стоя­щи­ми людь­ми. Мы воль­ны вы­ра­жать на­шу бла­го­дар­ность в по­кло­не­нии и в слу­же­нии То­му, Кто обес­пе­чи­вал на­ши ну­ж­ды.

Нуж­но от­ме­тить, что по­слу­ша­ние не яв­ля­ет­ся ав­то­ма­ти­че­ски ре­зуль­та­том пра­виль­но­го по­ни­ма­ния. Пом­ни­те, я ска­зал, что на­ше вос­при­ятие оп­ре­де­ля­ет тот диа­па­зон ва­ри­ан­тов, из ко­то­ро­го мы мо­жем вы­би­рать. Во­ля яв­ля­ет­ся ре­аль­ной ча­стью че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, ко­то­рая ис­пол­ня­ет функ­цию от­вет­ст­вен­но­го вы­бо­ра по­ве­де­ния, сов­па­да­ющего с тем, как Биб­лия учит нас оце­ни­вать наш мир. Вы­бор та­ко­го ро­да не все­гда лег­ко сде­лать. Час­то он за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы “скри­пя зу­ба­ми”, из­брать вес­ти се­бя та­ким об­ра­зом, как ты долж­ен, а не так, как хочешь. Важ­но ка­ж­дое мгно­ве­ние, ка­ж­дый мо­мент из­би­рать де­лать то, что яв­ля­ет­ся пра­виль­ным. Без чет­ко­го при­ме­не­ния во­ли не бы­ва­ет по­сле­до­ва­тель­но­го по­слу­ша­ния. По ме­ре то­го, как хри­стиа­нин про­дол­жа­ет из­би­рать путь пра­вед­но­сти, его спо­соб­ность делать пра­виль­ный вы­бор пе­ред ли­цом ис­ку­ше­ний уве­ли­чи­ва­ет­ся. Он ста­но­вит­ся бо­лее силь­ным хри­стиа­ни­ном, он ста­но­вит­ся человеком, которому Бог мо­жет до­ве­рять боль­шую от­вет­ст­вен­ность.

Наш на­бро­сок пси­хоана­то­мии дол­жен вклю­чать этот важ­ный эле­мент.

 

 


Еще од­на часть че­ло­ве­че­ской лич­но­сти за­вер­шит наш ри­су­нок – это на­ша спо­соб­ность чув­ст­во­вать, на­ши эмо­ции. Го­во­ря об эмо­ци­ях в по­след­нюю оче­редь, я не под­ра­зу­ме­ваю, что эмоциональное состояние че­ло­века не ­яв­ля­ет­ся важ­ным. Силь­ный ак­цент на мыш­ле­ние в моей концепции мо­жет соз­дать впе­чат­ле­ние, что ес­ли че­ло­век ду­ма­ет пра­виль­ным об­ра­зом, то­гда че­ло­век дол­жен быть удов­ле­тво­рен. Я ве­рю, что пра­виль­ное мыш­ле­ние яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мым ос­но­ва­ни­ем для пра­виль­ных чувств. В мо­ей пер­вой кни­ге я го­во­рил о том, что душепопечение мож­но рас­смот­реть как уси­лие, на­прав­лен­ное на то, что­бы нау­чить­ся “пра­виль­но­му мыш­ле­нию”, из­би­рать “пра­виль­ное по­ве­де­ние” и за­тем ис­пы­ты­вать “пра­виль­ные чув­ст­ва”.

В Пи­са­нии до­воль­но мно­го го­во­рит­ся о чув­ст­вах. Мы чи­та­ем, что Гос­пода час­то тро­гали печали людей и Он ис­пы­ты­вал со­стра­да­ние, ко­гда видел проблемы лю­дей. Он пе­ре­жи­вал, Он про­яв­лял глу­бо­кую за­бо­ту. Хри­стиа­не час­то на­хо­дят­ся в за­ме­ша­тель­ст­ве и не мо­гут прий­ти к од­но­му мне­нию от­но­си­тель­но во­про­са чувств. Не­ко­то­рые считают, что ес­ли ты хо­дишь с Гос­по­дом и ис­по­ве­ду­ешь вся­кий известный тебе грех, то­гда ты все­гда бу­дешь чув­ст­во­вать се­бя хо­ро­шо. Дру­гие учат, что хри­стиа­нин мо­жет иметь не­га­тив­ные эмо­ции, но они долж­ны быть под зам­ком и ни­ко­гда не долж­ны про­яв­лять­ся от­кры­то. С точ­ки зре­ния та­ких лю­дей от­ри­ца­тель­ные эмо­ции яв­ля­ют­ся по­зор­ным бель­мом на хри­сти­ан­ском сви­де­тель­ст­ве и, сле­до­ва­тель­но, ни­ко­гда не долж­ны быть по­ка­за­ны. Результатом такого учения является ду­тая ду­хов­ность. Вре­мя от вре­ме­ни ка­ж­дый из нас чув­ст­ву­ет се­бя пло­хо и все “пло­хие” чув­ст­ва не яв­ля­ют­ся пло­хи­ми мо­раль­но. Не­ко­то­рые не­га­тив­ные чув­ст­ва, хо­тя они мо­гут быть му­чи­тель­ны­ми, тем не менее, яв­ля­ют­ся со­вер­шен­но при­ем­ле­мым и нор­маль­ным пе­ре­жи­ва­ни­ем в жиз­ни хри­стиа­ни­на, и мо­гут со­су­ще­ст­во­вать с глу­бо­ким чув­ст­вом по­коя, ми­ра и ра­до­сти. Дру­гие не­га­тив­ные эмо­ции яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том гре­хов­но­го мыш­ле­ния и гре­хов­ной жиз­ни. Но да­же та­кие эмо­ции не нуж­но у­мал­чи­вать, не нуж­но пря­тать, но ско­рее с ни­ми нуж­но бороться ис­сле­до­ва­в их при­чины, и за­тем пред­при­няв что-ли­бо кон­ст­рук­тив­ное, что­бы ис­пра­вить положение.

Ес­ли не­ко­то­рые не­га­тив­ные чув­ст­ва яв­ля­ют­ся до­пус­ти­мы­ми, а не­ко­то­рые про­ис­хо­дят от гре­ха, то то­гда как мы мо­жем оп­ре­де­лить раз­ни­цу ме­ж­ду ни­ми? Я хо­чу пред­ло­жить сле­дую­щий кри­те­рий для раз­ли­че­ния не­га­тив­ны­х эмо­ций, не от­но­ся­щихся к гре­ху, и тех, ко­то­рые являются плодом греха: вся­кое чув­ст­во, ко­то­рое вза­им­но ис­клю­ча­ет со­стра­­да­ние, свя­за­но с гре­хом. Глав­ное чув­ст­во в ду­хов­ной, со­сре­до­то­чен­ной на Хри­сте, жиз­ни – это чув­ст­во глу­бо­ко­го внут­рен­не­го со­стра­да­ния к дру­гим лю­дям. Па­вел на­пом­нил га­ла­там о том, что по­сле их встре­чи с Гос­по­дом они так за­бо­ти­лись и вол­но­ва­лись о Пав­ле, что с ра­до­стью бы ис­торг­ли очи свои и от­да­ли бы ему. Оче­вид­но, Па­вел стра­дал от бо­лез­ни глаз, ко­то­рая по­бу­ди­ла га­лат к жерт­вен­но­му со­стра­да­нию. Они дей­ст­ви­тель­но за­бо­ти­лись, их дей­ст­ви­тель­но вол­но­ва­ли про­бле­мы их бра­та. Я, мо­жет быть, со­гла­сил­ся бы оп­ла­тить счет за по­се­ще­ние оку­ли­ста, но взять и ис­торг­нуть мои гла­за? Вы слиш­ком мно­го­го про­си­те. Тем не менее, имен­но та­кой уро­вень за­бо­ты ха­рак­те­ри­зо­вал тех ран­них хри­сти­ан, ко­то­рые бы­ли ис­пол­не­ны лю­бо­вью Хри­сто­вой. Мысль за­клю­ча­ет­ся в сле­дую­щем: вся­кая эмо­ция, ко­то­рая бло­ки­ру­ет раз­ви­тие или пре­пят­ст­ву­ет та­ко­го ро­да со­стра­да­нию, является плодом гре­ха. Не­га­тив­ные эмо­ции, ко­то­рые ни­ко­им об­ра­зом не пе­ре­се­ка­ют­ся с чув­ст­вом со­стра­да­ния, яв­ля­ют­ся при­ем­ле­мы­ми. Кста­ти, ваш уро­вень со­стра­да­ния к по­те­рян­но­му, по­гиб­ше­му ми­ру и стра­даю­щей церк­ви яв­ля­ет­ся хо­ро­шим ба­ро­мет­ром ва­ше­го об­ще­ния с Гос­по­дом.

Хри­сти­ан­ст­во ни­ко­гда не под­ра­зу­ме­ва­ло сплош­ное ве­се­лье. Та жизнь с из­быт­ком, в по­ис­ках ко­то­рой хри­стиа­не бес­числен­ное ко­ли­че­ст­во раз идут по про­хо­дам церк­ви к ал­та­рю, не за­клю­ча­ет­ся в ком­фор­та­бель­ном и бес­про­блем­ном су­ще­ст­во­ва­нии, ко­то­рое боль­шин­ст­во лю­дей на­де­ют­ся по­лу­чить. Это жизнь в по­сто­ян­ной бит­ве, в вой­не, в сра­же­нии вместе с Бо­гом про­тив са­та­ны, это жизнь, пол­ная рас­стройств, раз­оча­ро­ва­ний, бо­лей и стра­да­ний. Где же из­бы­ток в этой жиз­ни? Из­бы­ток вот в чем: в зна­нии, что мы при­над­ле­жим Бо­гу ре­аль­но­сти, что мы жи­вем жиз­нью, ко­то­рая име­ет смысл, и мы на­хо­дим­ся под ве­де­ни­ем и кон­тро­лем на­ше­го за­бот­ли­во­го Спа­си­те­ля, Ко­то­рый однажды при­ве­дет нас в веч­ный по­кой. Хри­стиа­не, ко­то­рые не по­ни­ма­ют этого, ино­гда чув­ст­ву­ют се­бя ви­нов­ны­ми и ста­вят под во­прос свои хри­сти­ан­ские убе­ж­де­ния, ес­ли они осоз­на­нно не чув­ст­ву­ют се­бя все вре­мя сча­ст­ли­вы­ми. За про­шед­шие го­ды мне ра­зо­нра­ви­лись лег­ко­вес­ные фри­воль­ные пес­ни, ко­то­рые обе­ща­ют “сча­стье все вре­мя” и я пред­по­чи­таю ос­но­ва­тель­ные гим­ны, ко­то­рые гово­рят о ка­че­ст­вах Бо­га, о Его веч­ных пла­нах и о Его лю­бя­щей заботе о Сво­их де­тях. Оп­ре­делен­но, Па­вел не был все вре­мя ве­сель­ча­ком. Сам Хри­стос знал, что зна­чит чув­ст­во­вать гнев, оди­но­че­ст­во и тер­за­ние. Ес­ли наш Гос­подь ис­пы­ты­вал бо­лез­нен­ные эмо­ции и ес­ли та­кой ду­хов­ный ги­гант, как апо­стол Па­вел, также ис­пы­ты­вал их, то­гда мы не долж­ны удив­лять­ся, ес­ли мы про­хо­дим че­рез до­воль­но бо­лез­не­нные периоды в на­шей жиз­ни.

Воз­мож­но, вам по­мо­гут не­сколь­ко при­ме­ров. В ко­лон­ке “А” я пе­ре­чис­лил не­сколь­ко не­га­тив­ных эмо­ций, ко­то­рые бло­ки­ру­ют со­стра­да­ние и, сле­до­ва­тель­но, гре­ховны. В ко­лон­ке “Б” при­ве­де­ны не свя­зан­ные с гре­хом эмо­ции, ко­то­рые со­став­ля­ют па­ру с эмо­ция­ми из ко­лон­ки “А”, а так­же при­ве­де­ны ссыл­ки из Пи­са­ния, ко­то­рые ил­лю­ст­ри­ру­ют ка­ж­дую из эмо­ций.

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.