КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Область сознательного разума
Первый элемент функционирования личности – это область сознательного разума. Люди имеют самосознание. Мы можем говорить сами с собой целыми предложениями. Используя эту способность рассуждать сами с собой в форме утверждений (т.е. облекая наше впечатление в слова), мы оцениваем наш мир. Когда происходит какое-то внешнее событие и это событие захватывает мое внимание, то я отвечаю на него первым делом тем, что сам с собой говорю об этом. Возможно, я не всегда замечаю те предложения, которые я сам себе говорю, но, тем не менее, я отвечаю в словесной форме, и если бы я уделил внимание моему разуму, я мог бы наблюдать те предложения, которые я использую для оценки этого события. Например, если я просыпаюсь и вижу, что на улице бушует ливень, а на это утро была запланирована игра в гольф, то я могу мысленно оценить это событие следующими предложениями: “Мой партнер по гольфу – потенциальный клиент, он завтра уезжает из города, и, возможно, я теряю шанс заработать большие деньги. Ливень – это просто ужасно!”. Моя эмоциональная реакция в таком случае будет очень негативной. Если бы моя жена спросила, почему я чувствую себя расстроенным, я, возможно, сказал бы: “Потому что на улице ливень”. Но это было бы неточно. Ливень не имеет никакой власти испортить мое настроение, но негативная умственная оценка этого ливня действительно имеет такую власть. Другими словами, события не контролируют мои чувства, но моя умственная оценка этих событий (т.е. те предложения, которые я сам себе говорю) оказывает влияние на то, как я себя чувствую. Предположим, что я изменил мою оценку с “Ливень – это просто ужасно!” на следующую: “Деньги – это, конечно, важная вещь, но я верю, что Бог обеспечит мои нужды. Следовательно, хотя мне и хотелось бы поиграть сегодня в гольф, не трагедия, если я не смогу этого сделать”. С таким предложением в моем разуме моя эмоциональная реакция включала бы в себя реальное расстройство, но так же и чувство покоя. Для тех, кто изучал теорию личности, будет очевидным, что здесь я описываю скорее субъективную, феноменологическую точку зрения, чем объективную позитивистскую 1. Фрейд и Скиннер учили, что причиной проблем человека является происходящее с ним. Наряду с Адлером, Эллисом, Роджерсом и другими я предполагаю, что то, как человек воспринимает происходящее с ним, очень сильно связано с его эмоциональной и поведенческой реакцией. Если он воспринимает происходящее с ним как угрозу его личным нуждам, то у него возникнут сильные негативные чувства, и он будет настроен оборонительно по отношению к этому событию. Возможно, он начнет эмоциональную атаку на это событие, пытаясь изменить его (мужья и жены достигли профессионализма, пытаясь изменить друг друга для того, чтобы лучше удовлетворять свои собственные потребности). Человек может также уйти от этого события, чтобы избежать дальнейшего ущерба и повреждений. Однако, если событие воспринимается как несущее личностное наполнение (“для того, чтобы быть значимым, я нуждаюсь в признании; мой начальник только что сделал мне комплимент относительно моих способностей в менеджменте”), тогда человек будет чувствовать себя хорошо. Если он воспринимает то, что происходит с ним, как не имеющее отношения к его личным нуждам (“в Великобритании бастуют шахтеры”), тогда, скорее всего, он не будет испытывать глубокой эмоциональной реакции. Умственная оценка события определяет то, как человек будет чувствовать себя в связи с этим событием и то, как он отреагирует на это событие. Все это можно изобразить с помощью следующей схемы:
Сознательный Событие Оценка разум
Греческое слово, переведенное как “ум”, которое наиболее близко соотносится с тем, что я назвал “область сознательного разума” – это слово “ноос”. Вайн определяет “ноос” как “...место размышляющего сознания, которое включает в себя свойства восприятия и понимания, а также чувства, оценки и определения” 2. Я позволю себе определить это как ту часть личности, которая занята производством сознательных оценок, включая моральные оценки. Апостол Павел часто использует это слово, и, наверное, самое знакомое место – это послание к Римлянам 12:2, где он говорит нам, что преображение в подобие Христу зависит от обновления нашего ума. Я понимаю это следующим образом: мой духовный рост непосредственным образом зависит от того, как я воспринимаю и оцениваю мой мир, другими словами, какими предложениями я заполняю свой разум в ответ на данное событие. Если это правда, то важно знать то, что определяет те предложения, которые я сознательно говорю себе в своем “ноос”. Для того чтобы понять, почему я оцениваю события именно так, как это происходит, я должен добавить еще один элемент к моему наброску психоанатомии.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |