КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Достоинство
Личное
По своему опыту скажу, что хотя и мужчины, и женщины нуждаются и в уверенности, и в значимости, но, тем не менее, для мужчин главный путь к обретению личного достоинства заключается в значимости, а для женщины основным является чувство уверенности. Посмотрите на примеры в начале этой главы. Мистер А. хотел иметь деньги и признание, которое приходит вместе с деньгами. Для того, чтобы правильно понять его, необходимо осознать, что ни деньги, ни признание не являлись его окончательной целью. Они были всего лишь средством для достижения цели. На самом деле его целью была значимость как основание для того, чтобы чувствовать себя достойным. Он нуждался в ощущении собственной значимости. Позвольте мне настоять на том, что здесь не нужно путать грех гордости (“Я хочу, чтобы все было по-моему”) с потребностью в значительности. Значимость – это нормальная потребность, это неотъемлемая часть человека, как личности. Это потребность, которую может восполнить только Сам Бог, и Он хочет ее восполнить. Проблема мистера А. заключалась не в том, что ему нужно было быть значимым. Нам всем это нужно. Его настоящая проблема заключалась в неправильном представлении относительно того, что может сделать его значимым. Он стал жертвой дьявольского американского мифа о том, что деньги и престиж сделают тебя кем-то, и полностью отверг учение Господа о том, что для того, чтобы найти себя (для того, чтобы быть воистину значимым и, следовательно, достойным уважения существом), ты должен потерять себя в полном подчинении Божьей цели для твоей жизни. Проблема миссис Б. частично была вызвана угрозой ее значимости, но более конкретно относилась к глубоко скрытому страху быть отвергнутой. Здесь мы имеем дело с ее потребностью в защищенности. Взаимоотношения, включающие в себя взаимные обязательства, потребовали зрелости, которой она так и не достигла в своей жизни. Будучи еще молодой, она привыкла, что за ней всегда ухаживали, и, в конце концов, она сама поверила, что любовь подобна улице с односторонним движением. Все, что нужно – это ласково заявлять о своих потребностях. Если это не находило ответа, то тогда можно было поплакать, обидеться или чарующе улыбнуться – и любящий благодетель удовлетворил бы ее нужды, дав ей ответ на любое ее требование. Результатом такого воспитания стал (в понятиях Адлера) неразвитый социальный интерес, ощутимая неспособность отдавать. Первый год ее брака прошел весьма хорошо, просто прекрасно. Муж и жена были увлечены друг другом, они оба были красивы, здоровы, сексуально активны, у них было много денег, никаких проблем с родителями и родителями супруга. Но реальность двух отдельных человеческих существ, которые живут вместе, скоро стала реальностью и для них. Стало очевидно, что брак, который должен продлиться всю жизнь, требует зрелого обязательства, которое выходит за пределы обязательства медового месяца. Миссис Б. чувствовала угрозу: “А могу ли я это сделать? Мне никогда не приходилось отдавать. Может быть, я не смогу угодить ему? Я привыкла, что меня любят, не требуя от меня взаимных обязательств. Но супружеская любовь – это нечто двустороннее, мне придется отдавать и себя”. По мере нашего разговора стало ясно, что несколько раз в детстве она подвергалась отвержению. Это были случаи, когда она терпела неудачу в попытках удовлетворить стандартам исполнения, установленным другими людьми. Хотя, будучи ребенком, она постоянно, по первому требованию, пользовалась всепрощающей любовью, но, тем не менее, она уже смутно сознавала возможность отказа, отвержения в том случае, если она не будет соответствовать предъявляемым к ней требованиям. Теперь она думает о том, какой бы была реакция мужа, если бы он увидел ее такой, какой она есть на самом деле, если бы он посмотрел на то, что скрывается под милым личиком и веселой личностью. Она волновалась о том, что даже если она возьмет на себя обязательства, посвятит себя браку и будет ответственно пытаться быть хорошей женой, тем не менее, она может оказаться несоответствующей этим требованиям (поставленная под угрозу потребность в значимости), и, следовательно, будет отвергнута (поставленная под угрозу потребность в уверенности). Типичный человеческий образец поведения – это тенденция убегать в безопасное место в тот момент, когда потребности подвергаются угрозе. Она знала, что может завоевать принятие в незрелых взаимоотношениях, которые не требовали от нее ничего, кроме того, чтобы быть привлекательной и веселой. Во взаимоотношениях, которые включают в себя обязательство, ей пришлось бы отдать себя как личность и стараться удовлетворить другого человека, что означало для нее риск быть отвергнутой. Риск взятия на себя этих обязательств был ошеломляющим. Она сказала мне, что даже ее мечты о прелюбодеянии никогда не включали в себя ничего серьезного по отношению к другому мужчине. Для нее было безопасно менять одни, не содержащие обязательств, взаимоотношения на другие и никогда не сталкиваться с ужасной возможностью того, что она на самом деле когда-либо кем-либо может быть отвергнута. Заметьте, что дилемма миссис Б. становится понятной, когда мы обсуждаем ее потребность в уверенности, которая была поставлена под угрозу. Мистер В., постоянный лжец. Он имел проблему, похожую на проблему мистера А. Он верил, что его значимость зависела от его способности жить, соответствуя определенному имиджу. Он был этаким добряком, всеобщим любимцем. Мистер В. нравился всем, кроме своей жены. Она знала, что все это было дутым. Что привело его к такой жизни? Почему он так много врал? В разговоре со мной мистер В. вспомнил тот день, когда, будучи еще мальчиком, он хотел отправиться вместе со своими друзьями на карнавал, который проходил в их городке. Но для этого ему нужно было два доллара и пятьдесят центов, которых он не имел. Он вспомнил, как ходил от одного члена семьи к другому и улыбался, выпрашивая деньги, затем пошел по соседям, надеясь на то, что кто-то даст ему эти деньги. Но денег никто не дал. Когда он находился у меня в офисе, он живо вспомнил (и на самом деле еще раз пережил) чувство отчаяния. Для него было бы просто ужасно признаться своим приятелям, что у него не хватало денег, чтобы отправиться на карнавал. Хотя он был воспитан в доме со строгой моралью, его совесть уступила под тяжестью его потребности. Он хотел выглядеть кем-то значимым в глазах своих приятелей. Он украл деньги из местного бакалейного магазина. Другие фоновые факторы включали в себя отца, который никогда не зарабатывал достаточно денег, и мать, которая постоянно жаловалась по этому поводу. Все это выработало в нем определенный подход к тому, как покрывать значительные потребности, который, в свою очередь, произвел множество проблем. В понимании мистера В., его глубокая потребность в значимости могла быть восполнена только в том случае, если бы ему никогда не приходилось признать финансовый крах перед своими друзьями или своей семьей. Столкнуться с отвержением, с насмешками и критицизмом было для него тяжелым испытанием, которого всеми силами, любой ценой нужно было избежать. Большинство личных проблем вращались вокруг его неправильного предположения о том, чего ему нужно было избегать для того, чтобы стать и быть кем-то. В своей взрослой жизни ему всегда нужно было везде быть первым, быть на высшем уровне, каким бы делом он ни занимался и какой бы бизнес он ни начинал. Ему нужно было доказывать свой успех. Доступный капитал никогда не был достаточным для того, чтобы покрыть все его невероятные издержки, которые возникали из-за его гонки за значимостью. В результате, его деловые начинания, каждое из которых могло бы быть прибыльным, одно за другим обанкротились. Один психиатр назвал такой образ поведения “боязнью успеха”. Я думаю, здесь скорее имеет место боязнь оказаться в ситуации, где от тебя ожидается успех. Большинство случаев непрактичного поведения являются попытками обеспечить себе оправдания недостатка успеха. Мистер В. отчаянно нуждался в финансовом успехе для того, чтобы поддержать свою самооценку, но он был просто в ужасе оттого, что находится в положении, которое обязывало его зарабатывать деньги. В такой ситуации он мог потерпеть неудачу, а неудача полностью бы разрушила его чувство личного достоинства. Следовательно, он бессознательно производил проблемы в своих делах, которые затем сваливал на свой недостаток успеха. Если он зарабатывал хорошие деньги, то тогда он мог заявить об успехе, несмотря на противостояние. Если он терпел неудачу, то тогда он мог свалить всю вину за эту неудачу на проблемы, отодвинув ее подальше от самого себя. Следовательно, таким образом он защищал свою самооценку. Вполне предсказуемо, что его проблемы, созданные им самим, привели к повторяющимся неудачам в бизнесе. И хотя то, что он сваливал ответственность за свои неудачи в бизнесе на свои обстоятельства, помогало уберечь и сохранить его хрупкое чувство собственного достоинства, каждая из этих ситуаций оставляла его в невыносимом положении, когда у него не хватало денег, чтобы оставаться на равных со своими друзьями и обеспечивать нужды своей семьи. Всякий вопрос со стороны его жены, касающийся финансов, – не имеет значения на сколько он был невинен (“Мы не могли бы позволить себе купить для Джонни новую пару туфель?”),- рассматривался как критицизм и вызывал сильную боль, а иногда и вспышки гнева. Так как мистер В. не имел достаточно денег, чтобы произвести впечатление на своих друзей и семью, вранье стало для него единственным доступным способом поддержания хоть какого-то чувства самодостоинства и самооценки. Всякий раз, когда люди пробовали на прочность его ложь, “раскалывали” его и затем вынуждали его признать истину, он просто отходил на заранее подготовленные позиции и начинал обвинять внешние проблемы в его финансовых неудачах. Признать, что у него нет денег, и это полностью его вина, было для него равносильно признанию в том, что он был никем, что он был полностью лишен всякого личного достоинства или важности. Типичное отношение, которое встречается у незрелой личности, заключается в следующем: “Это не моя проблема. Я не собираюсь признавать неудачу”. Признание неудачи разрушает всю цель, которой эта незрелая личность так страстно посвящена: защитить чувство собственного достоинства. Это очень хрупкая вещь. Его обязательство заключается в том, чтобы избегать всяких обязательств, чтобы никогда не принимать ответственность на себя, всегда оставлять для себя запасной выход: “Я сделаю это, если... Но если то-то и то-то произойдет, то я больше за это не отвечаю”. Пока такой человек может избежать ответственности, он может избежать личной неудачи. Принятие самого себя для столь многих людей зависит от их успеха. Какая это трагедия в свете того факта, что смерть Христа дала Богу основание для того, чтобы принять нас независимо и даже вопреки нашим неудачам, нашей несостоятельности! Вся паутина лжи и обмана мистера В. была основана на неправильном предположении: “Для того, чтобы быть значимым, я должен избегать неуважения и насмешек, пытаясь на финансовом уровне соответствовать ожиданиям моих приятелей и моей семьи”. Это давление и принуждение к успеху, исходящее из такого образа мышления, лежит в основе множества проблем. Подумайте о миссис Г. Она впала в серьезную депрессию после того, как в ее жизни произошли следующие вещи: дети покинули дом, муж устроился на работу, которая требовавшую частых разъездов. Важное решение, которое ей пришлось принять самой в то время, когда мужа не было дома, оказалось неправильным и неудачным. Последнее событие, казалось, было последней каплей, которая привела к депрессии. Миссис Г. всегда была компетентной, способной женщиной, выросшей в любящей семье, где ее способности всегда отмечали и ценили. Так же, как и многие другие дети, она подсознательно предполагала, что компетенция, способности и любовь каким-то образом взаимосвязаны. Она вышла замуж за необычайно сильного, слегка авторитарного человека и после многих лет, проведенных в браке, она постепенно стала зависеть от его лидерства до такой степени, что, даже не осознавая этого, она потеряла уверенность в своей собственной способности правильно действовать в различных ситуациях. Эти чувства никогда не всплывали на поверхность, но она чувствовала себя достаточно способной справиться с чем-либо до тех пор, пока ее муж находился рядом, чтобы поддержать ее, помочь ей советом и справиться с любыми проблемами, с которыми ей пришлось бы столкнуться. Роль матери приносила ей настоящее удовлетворение. Хотя она и совершала ошибки так же, как их совершают все родители, ее дети принимали ее как часть успешной родительской команды. Она позволила силе ее мужа медленно подорвать ее уверенность в самой себе по мере того, как она все больше и больше опиралась на него. Когда дети покинули дом, она потеряла источник принятия. Затем ее муж устроился на новую работу, которая вынуждала его порой целыми неделями находиться в разъездах. Однажды утром, когда его не было дома, она проснулась с чувством напряженности. Эта напряженность увеличивалась, пока не превратилась в видимое раздражение. Она пыталась проигнорировать это, но эти чувства продолжались несколько дней. Люди начали замечать ее нервозность и спрашивали, что с ней такое. Очевидно, эта проблема была вызвана решением, которое требовалось от нее в день, когда она впервые почувствовала эту нервозность и напряженность. Выглядеть компетентной и способной было основанием ее уверенности. Так как ей никогда не приходилось в своем браке быть независимо компетентной, ее уверенность в своих собственных способностях медленно рассеивалась. Сейчас же обстоятельства требовали решения, и она не была уверена, что сможет принять его мудро. Ее уверенность, которая зависела от ее компетенции и успеха, находилась под угрозой. Она резко приняла это решение и столкнулась с тянущимся за нею чувством неуверенности. Она боялась, что в любой момент ее некомпетентность может открыться, и люди, увидев это в ней, будут разочарованы. Когда же этот неизбежный момент настал и она потерпела неудачу, ей пришлось столкнуться лицом к лицу со своими наихудшими страхами, потому что она всегда верила, что условием принятия был ее успех. Она была уверена, что никто не примет ее, особенно ее семья. Когда ее муж вернулся, его мягкий критицизм полностью разрушил ее, она просто развалилась – не потому, что он покритиковал ее, но потому, что она чувствовала себя полностью недостойной и нелюбимой: “Меня принимают, если я хорошо что-то делаю. Я не сделала то, что должна была сделать, хорошо. Поэтому меня невозможно принимать и любить. Следовательно, я недостойный человек”. В попытке защитить себя от дальнейших ударов по ее уверенности, она ушла в глубокую депрессию, в которой она упрямо отказывалась что-либо делать. Ее мышление, казалось, действовало по принципу: никаких решений – никакой неудачи, никакой неудачи – никакого отвержения, никакого отвержения – никакого большего ущерба и боли. Депрессия была зоной ее безопасности. Постоянное чувство вины (“Я плохая, я причинила людям моим неправильным решением боль”) не только усугубляло ее замкнутость, отстраненность от дальнейших возможных неудач, но также служило скрытым средством выражения противостояния по отношению к миру, который причинил ей такую боль. Ее самообвинение и самоосуждение стало настоящим бременем для ее семьи, особенно для ее мужа, который был просто неспособен уверить, утешить и укрепить ее. Адлер, говоря об “оппоненте” невроза, предполагает, что невротические симптомы часто направляются на кого-то, может быть, для того, чтобы привлечь внимание или выразить обиду. Депрессия миссис Г. включала в себя два элемента: 1) оправдание для того, чтобы избегать дальнейших ошибок и дальнейшей критики, которые, будучи совмещены, еще больше повреждали ее самооценку; 2) выражение враждебности по отношению к мужу, который неосознанно подорвал ее уверенность в собственных силах своим сильным образом жизни. Заметьте, что ее чувство достоинства основывалось на уверенности, проявляющейся в том, что ее принимают другие люди. В ее понимании принятие было чем-то, что можно было заработать компетентным поведением. Так как ее цель “жить выше критики, не делая никаких ошибок” не была достижима, она избрала не жить вообще. Она полностью замкнулась в себе. Депрессия была естественным результатом пресечения всех контактов с жизнью, а также, что более важно, являлась оправданием ее бездеятельности: “Как я могу принимать какие-то решения, когда я нахожусь в такой депрессии. Я вообще ничего не могу делать. Если бы только я могла освободиться от этой депрессии, я бы смогла снова жить”.
* * * Цель этой главы – проиллюстрировать и описать две основных потребности людей. Если мы хотим быть счастливы, то мы все нуждаемся в осознании значимости и в уверенности. Если мы можем считать себя значимыми и уверенными, тогда мы чувствуем себя достойными людьми. Притчи 18:14 задают вопрос: “Пораженный дух – кто может подкрепить его?”. Кто может подкрепить пораженный дух? Когда человек чувствует себя недостойным, он делает своим главным приоритетом защиту себя от увеличения и усиления этих невыносимых чувств и смягчение тех чувств, которые уже присутствуют. Фрейд первоначально учил, что либидные потребности в проявлении силы или в удовольствии являются первичными, и если эти чувства не получают удовлетворения, то развиваются невротические симптомы. Многие психологи сегодня действуют, опираясь на предположение, что когда эгоистичные нужды человека в проявлении силы или в испытании удовольствия не находят ответа, то он должен найти какой-то путь, чтобы удовлетворить эти потребности. Консультация психолога часто ставит себе цель лишь помочь людям найти свой собственный путь и сделать все, что угодно, лишь бы чувствовать себя хорошо: “Будь самим собой. Принимай себя таким, какой ты на самом деле и вырази себя во всем”. Вот это и есть типичные наставления психологов: “Восполни свою потребность в силе и удовольствии таким способом, который не вызовет гнева общества. Будь социализированным эгоистом”. Другие психологи ищут скрытые конфликты, которые мешают удовлетворению потребностей: “Какая травма, находящаяся в подсознании, мешает развитию генитальной личности?” (термин Фрейда для зрелости, которая характеризуется удовлетворением потребности). Затем терапия становится разведкой, поиском скрытых проблем, которые, будучи открыты, освобождают человека от его проблем. Психическое расстройство, таким образом, определяется как комплекс нерешенных подсознательных конфликтов. Директивные психологи склонны считать, что если человек просто будет вести себя ответственно, то тогда все будет отлично. Душепопечение становится чем-то большим, чем простой идентификацией безответственных образцов поведения и призыва к ответственному поведению. Мой тезис заключается в следующем: проблемы возникают тогда, когда основные потребности в значимости и уверенности находятся под угрозой. Люди стремятся к безответственному образу жизни как к средству защиты против чувств незначительности и неуверенности. В большинстве случаев эти люди неправильно понимают, в чем же заключается значимость и уверенность, и эти неправильные представления находятся в самом центре их проблем. Неправильный образ жизни возникает от неправильной философии жизни. “Каковы мысли в душе его, таков и он” (Притчи 23:7). Когда планы человека по достижению личного достоинства рушатся, он изобретает симптомы как защиту от плохих чувств по отношению к самому себе. Он находит какой-то путь, чтобы спрятаться или убежать. Его невротические образы производят настоящую эмоциональную боль, но он верит, что это менее больно, чем то страдание, которое ему пришлось бы перенести, если бы его защитные симптомы не присутствовали там, где они есть, и ему пришлось бы полностью признать свою никчемность. Лучше страдать от боли и терпеть ущерб по другим причинам, но поддерживать хоть какое-то чувство достоинства (имея неправильное основание), чем быть свободным от страданий, которые приносит невроз и при этом чувствовать себя полностью недостойным. Выбор ни в одном, ни в другом случае не представляется привлекательным. Чтобы правильно решить проблему, необходимо исправить понимание человека об основании его значимости и уверенности, а также помочь ему увидеть настоящий путь к обретению собственного достоинства. Пока человек верит, что для того, чтобы жить ответственно, ему придется пожертвовать или, по крайней мере, рискнуть своим чувством достоинства, он будет жить безответственно. Вы не сможете решить эту проблему, если будете лишь увещевать и призывать к ответственному поведению. Здесь требуется изменение мышления. Со многих евангельских кафедр эта проблема излагается следующим образом: рассмотрение проблемы сводится к выполнению христианского долга – что нужно делать и чего не нужно делать. Люди, которые боятся жить ответственно из-за вероятности потерпеть неудачу, слышат, что они должны чувствовать себя виновными за свое безответственное поведение. Библейское учение должно настаивать не только на ответственном, послушном и угодном Христу поведении, но также должно включать в себя четкое и ясное объяснение христианского основания значимости и уверенности. В моей первой книге я развил мысль о том, на основании чего христианин может по праву считать себя достойным. Позвольте мне вкратце обобщить это. Значимость зависит от понимания того, кем я являюсь во Христе. По мере того, как я своей жизнью начну влиять на жизни людей, служа им, я начну чувствовать себя значимым. Если я потерплю неудачу в бизнесе, если моя жена уйдет от меня, если в моей церкви возникнут какие-то проблемы, если я занимаюсь ручным, грязным трудом, если я могу позволить себе только лишь маленький дом и подержанную машину, я, тем не менее, могу наслаждаться восхитительной значимостью оттого, что я принадлежу Правителю вселенной, у Которого есть для меня работа. Он подготовил меня для этой работы. По мере того, как я становлюсь зрелым, развивая в себе подобные Христу черты характера, я все больше и больше буду ощущать значимость принадлежности и служения Господу. Моя потребность в уверенности требует безусловной любви, принятия, заботы сейчас и всегда. Бог нашел меня в моем наихудшем состоянии, но, тем не менее полюбил меня так, что отдал Свою жизнь за меня. Такую любовь я никогда не смогу потерять. Я полностью принят Им независимо от моего поведения. Я не нахожусь ни под каким давлением заработать или удержать Его любовь. Моя приемлемость по отношению к Богу зависит только от приемлемости Иисуса по отношению к Богу и от того факта, что смерть Иисуса была засчитана, как полная плата за мои грехи. Теперь, когда я знаю, что любим, я могу расслабиться, могу чувствовать себя уверенно, зная то, что вечный Бог творения обещал использовать Свою бесконечную силу и мудрость для того, чтобы обеспечить мое благосостояние. Вот это и есть уверенность. Со мной ничего не может произойти, если этого не допустит мой любящий Бог. Я не подвергнусь испытаниям, если Он не позволит мне пройти через них и преодолеть их. Когда проблемы нарастают и я чувствую себя одиноко, неуверенно, чувствую страх, я должен наполнить мой разум истиной, которая укрепит во мне чувство уверенности. А истина заключается в том, что в этот момент верховный, любящий, личный, бесконечный Бог держит под контролем абсолютно все. Зная это, я имею уверенность. Я также позволю себе заметить, что моя принятость во Христе не является разрешением вести безответственную, бездумную жизнь. Писание также учит меня, что я отвечаю перед Богом за то, как я живу. Если я понимаю свою подотчетность, но не понимаю приемлемость, то тогда я буду жить под давлением, стремясь вести себя хорошо, чтобы быть принятым. Если я понимаю приемлемость, но я не понимаю подотчетность, тогда я могу скатиться до греховного образа жизни. Когда же сначала я осознаю мою приемлемость, а затем мою подотчетность, то тогда я буду побуждаем к тому, чтобы угождать Тому, Кто умер за меня, я буду бояться обидеть Его, так как не хочу этого, потому что я люблю Его. Истинная значимость и уверенность доступны только христианину, тому, кто уповает на Христову совершенную жизнь и Его заместительную смерть как единственное основание своей приемлемости перед святым Богом. Когда Божьи ресурсы недоступны из-за неверия, тогда человек остается безо всякой надежды на настоящую значимость и уверенность. Без Господа в жизни не существует ни смысла, ни цели, ни безусловной любви. Люди развивают альтернативные стратегии для того, чтобы научиться чувствовать себя настолько достойными, насколько они могут. Так как эти стратегии никогда на самом деле не доходят до конца, и так как они часто сталкиваются с препятствиями, люди не могут наслаждаться значимостью или уверенностью – теми двумя элементами, в которых все мы отчаянно нуждаемся, если мы желаем жить счастливо, продуктивно, богато и творчески, если мы желаем жить полной жизнью. Мне интересны выводы Фрейда о том, что два основных движущих мотива, стоящих за человеческим поведением – это сила и удовольствие, или, пользуясь его терминами, танатос и эрос. Фрейд использовал слово танатос, которое означает “смерть”, для того, чтобы указать на желание смерти, как окончательное выражение власти над природой. Эрос подразумевает просто гедонические удовольствия. Я думаю о том, не являются ли эти две движущие силы на самом деле дегенерированными, выродившимися формами созданных Богом потребностей в значимости и в уверенности? В жизни без Бога сила и удовольствие являются, наверное, всем, на что человек может реально рассчитывать. Для нашего мира, и в особенности нашей страны, характерны две основные проблемы: насилие и разврат. Не случится ли так, что неизбежным результатом желания силы является насилие? Разрушение является окончательным проявлением силы. Когда удовольствие становится самой высшей целью, очевидно, что конечным продуктом будет распространение разврата и извращений? Божий суд был совершен над Содомом и Гоморрой, когда насилие и разврат там достигли своего апогея. Израильтяне были посланы для того, чтобы уничтожить хананеев только тогда, когда “мера беззакония аморреев наполнилась”. Бог конкретно сказал евреям, что они должны захватить Ханаан не потому, что они были праведными, но потому что хананеи были развращенным народом (Второзаконие 9:4-5). Эта земля отличалась насилием и развратом. Не это ли означает выражение “наполнившаяся мера беззаконий”? В Римлянам 1:21 Павел утверждает, что, когда люди знали Бога, они отказались прославить Его как Бога. Не преклонив колени перед Божьей целью и Божьим господством, они потеряли всякую надежду на истинную значимость. Затем Павел добавляет: “также они не были благодарны”. Вместо того, чтобы покоиться в любви спасающего Бога и жить в благодарности за Его заботу и защиту, они ушли от Него, опираясь на свои собственные силы, следовательно, лишившись всякой надежды на настоящую уверенность. Вся последующая часть этой главы говорит о падении людей, которые пытаются чего-то добиться без Бога. Конечным результатом является насилие (ссоры и раздоры, убийства и т.д.) и разврат (гомосексуализм, внебрачный и добрачный секс). Это печально, но, тем не менее, интересно отметить увеличивающееся желание извращенного секса в нашем современном обществе. Садомазохизм, кажется, является окончательным результатом дегенерированного чувства значимости и уверенности: полную насильственную силу над другим человеком (садизм) и абсолютное, рабское подчинение другому (мазохизм). Возможно, мой тезис, мои размышления могут стать более ясными с помощью следующей диаграммы (см. след. стр.):
У христианина есть все необходимое для жизни на стадии А. Когда он отвергает Бога, принимая мирскую систему ценностей (жизнь ради денег, ради признания, ради забавы и веселья), тогда он передвигается в стадию Б, где самое лучшее, чего он может добиться – это обрести силу или удовольствие. Но сила и удовольствие не удовлетворяют основную человеческую потребность в чувстве собственного достоинства. Христианин может покаяться и вернуться к истинной значимости и уверенности, но, не имея личных взаимоотношений с Богом через спасение во Христе, никто не может перейти от стадии Б к стадии А. Неизбежный процесс, который иногда действует через поколения, но часто происходит в течение жизни одного и того же человека, направляет его к стадии В. Когда стадия В достигнута, тогда зловоние греха достигает Бога и вынуждает Его начать суд. Вся надежда потеряна и Бог “предает их” (Римлянам 1:28) их собственным похотям и желанием, используя это как форму суда. Ад будет тем местом, где потребность в значимости и уверенности будут чувствоваться самым острейшим образом, но никогда не будут восполнены. Как это все ужасно! И, тем не менее, все это – естественные последствия выбора жить без Бога, потому что только в Боге наши потребности могут быть восполнены. Небеса будут постоянной стадией А., где потребность в том, чтобы быть достойным, будет реальной, но затем в каждый момент времени будет совершенным образом и навсегда восполнена за счет чувства значимости и уверенности, которые доступны во взаимоотношениях с Христом. Мы будем наслаждаться тем, что испытывал Адам до грехопадения, но с существенной разницей – мы не сможем потерять это общение. Основой наших совершенных взаимоотношений с Богом будет не наша невинность, но вечно достаточное Христово искупление. Какая перспектива! Вечная радость! Вечное достоинство в совершенном общении с Тем, Кто лишь Один может восполнить наши потребности. ГЛАВА 4
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |