КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обобрать египтян
Существует четвертый подход к интеграции, который, на мой взгляд, достигает необходимого баланса между беспечностью подхода “Салат ассорти” и категоричностью подхода “Ничего, кроме...”. Подход “Салат ассорти” верно предполагает, что светская психология имеет что предложить, но этот подход не всегда достаточно критично относится к смешениям противоречивых предпосылок. Сторонники подхода “Ничего, кроме...”, в свою очередь, требуют, чтобы процесс душепопечения от начала до конца полностью согласовывался с библейским откровением, но напрочь отбрасывают психологию, включая лишь те элементы, которые (возможно, случайно) совпадают с Писанием. Модель, которую я предлагаю, может быть названа “Обобрать египтян”. Когда Моисей вывел израильский народ из египетского рабства, он беспрепятственно взял все добро египтян для того, чтобы поддержать Божий народ на их пути в обетованную землю. Бог не только одобрил это “ограбление”, Он запланировал это и вмешался Сам для того, чтобы это произошло. Нужно заметить, что израильтяне взяли с собой некоторые вещи, которые им следовало бы оставить. В книге Исход 12:38 говорится о великом “множестве разноплеменных людей”, которые пошли вместе с израильтянами. Эта группа людей, очевидно, придерживалась другой системы ценностей, нежели израильтяне (они отвергали христианскую догму о Едином Истинном Боге, все еще служа ложным богам Египта), но, тем не менее, желали получить и разделить ожидаемое благословение. Их подход сходен с современной версией христианства, которое не требует никаких обязательств по отношению к Христу как к Господу, но поощряет отношение типа “возьми от Иисуса все, что только можешь - Он сделает так, что тебе будет хорошо”. Один писатель назвал это теологией Деда Мороза: “Меня ваш Дед Мороз особо не интересует, но мне очень нравится все то, что он может мне подарить”. Писания показывает нам, что именно это не взявшее на себя никаких обязательств множество разноплеменных людей первым начало жаловаться на недостаток обеспечения в пустыне и спровоцировало израильтян к бунту и ропоту. Непослушание настолько укоренилось как образец поведения, что буквально все израильтяне, кроме двоих (Иисуса Навина и Халева), повели себя как неверующие язычники и умерли в пустыне. “Обобрать египтян”, следовательно, является деликатной и рискованным задачей, подходящей для христиан и санкционированной Богом, но, тем не менее, не лишенной реальной опасности. Как было сказано ранее, когда речь шла о подходе “Салат ассорти”: когда мы смешиваем концепции, основанные на антагонистических, противоположных догматах, одна система будет поглощать другую до тех пор, пока в ней не останется никакого христианского содержания и христианская психология умрет в пустыне, так и не достигнув обетованной земли. Но мы можем получить пользу от мирской психологии, если мы внимательным образом будем отсеивать наши концепции для того, чтобы определить их совместимость с христианскими предпосылками. Внимательный и осторожный анализ является нелёгкой задачей. Несмотря на самые лучшие намерения оставаться верными библейскому учению, признать и принять в нашу систему взглядов концепцию, которая ведёт к компромиссу с библейским содержанием. Так как психологи провели около девяти лет, изучая психологию в школе и в вузе и теперь для того, чтобы оставаться в курсе событий, им приходится читать большое количество литературы по своему предмету, то у нас неизбежно формируется определенный образ мышления. Широко распространенным и разрушительным результатом этого является наша склонность смотреть на Писание через очки психологии, в то время, как необходимо как раз обратное, т.е. смотреть на психологию через очки Писания. В последние годы некоторые психологи, являющиеся членами христианских психологических организаций, открыто предложили, толковать Писание в свете психологии. Один человек зашел настолько далеко, что предлагает по-новому истолковать Евангельские описания демонической активности в психологических терминах, настаивая на том, что психологи должны скорее придерживаться современных эмпирических исследований, чем предположений, основанных на культурных предпосылках, которые отображены в Библии. В противовес этому Мак Куилкин хорошо сказал, что “...если герменевтика Писания, основание истолкования Писания, исходит с позиции культурной антропологии или натуралистической психологии, то Писание больше не является последним авторитетом. Культурный релятивизм, детерминизм окружающей среды, другие антибиблейские концепции будут проникать все глубже и глубже, и, в конце концов, одержат верх”. 3 Я осознаю, что усилия, применяемые в подходе “Обобрать египтян” могут легко дегенерировать в еще один по-библейски звучащий подход “Салат ассорти”, в котором неосознанно произошел компромисс с основным содержанием Писания. Для того, чтобы свести эту возможность до минимума, я хотел бы предложить, что человек, желающий трудиться для достижения истинной евангельской интеграции христианства и психологии, должен отвечать следующим стандартам: 1. Он должен быть согласен с тем, что психология должна находиться под авторитетом Писания. МакКуилкин определяет эту концепцию следующим образом: “Под словами “под авторитетом” я подразумеваю, что когда учение Писания конфликтует с любой другой идеей, то учение Писания должно быть принято, как истина, а другая идея не должна быть принята как истина”.4 Я хотел бы добавить, что другая идея, независимо от ее поддержки со стороны эмпирических исследований, должна быть отвергнута как ложная. 2. Он должен неуклонно настаивать на том, что Библия является Божьим непогрешимым, вдохновленным и безошибочным откровением. Ни один из тех, кто оспаривает эту доктрину, не должен, по моему мнению, называть себя евангельским христианином. 3. Он должен быть согласен с тем, что Писание должно осуществлять “функциональный контроль” над его мышлением. Снова я цитирую из статьи МакКуилкина: “Под словами “функциональный контроль” я подразумеваю, что принципы библейских приоритетов, располагающиеся выше противоположных небиблейских мнений, являются не просто лишь доктриной, которой человек заявляет свою преданность, но она на самом деле применяется им на практике последовательно и полно”. 5 Функциональный контроль Писания будет менее заметен в таких областях жизни, как архитектура и инженерное дело, о которых Писание мало говорит, и будет намного более очевидным в такой дисциплине, как психология, потому что предмет психологии во многих областях пересекается с содержанием Библии. 4. Для того, чтобы достичь такого функционального контроля Писания над подходом к психологии, интеграционисты должны проявить серьезный интерес к содержанию Писания: а) отводя изучению Библии, по крайней мере, столько же времени, сколько и изучению психологии; б) сделав изучение Библии регулярным и систематическим, что будет отражаться в в) общем понимании структуры и основного содержания Писания и г) знании основных библейских доктрин; д) использовании даров Святого Духа посредством регулярного общения в поместной церкви, которая верит в Библию. Позвольте мне сейчас проанализировать модель, сторонником которой я являюсь.
Обобрать египтян
Таблица №7 Пунктирный круг вокруг круга открытой (явленной) истины включает в себя все естественные или обнаруженные данные, которые являются истинными, так как по своей природе совпадают с откровением.6 Заметьте, что круг психологии немного перекрывается со сплошным кругом открытой (явленной) истины. Когда я рассматривал позиции многих светских теоретиков, то мне пришла в голову мысль, что в центре каждой теории заложен принцип человеческого поведения, изложенный в Писании. В приложении к этой главе я перечислил девять библейских принципов с кратким описанием каждого из них. Затем я перечислил несколько основных книг, написанных светскими учеными, которые основываются на этом принципе и развивают его путями, полезными для христиан. Также я добавил несколько слов предостережения по поводу возможных толкований концепций, исходящих из небиблейских постулатов. Некоторая часть психологии предлагает идеи и концепции (или, как я раньше описал их, “истолкованные данные”), которые не противоречат христианской позиции. На диаграмме эта часть представлена частью круга психологии, которая пересекается с большим пунктирным кругом обнаруженной истины. Книги, которые я перечислил в приложении, содержат некоторую информацию, которая попадает в эту категорию. Однако, из-за неправильных предпосылок, часть их идей противоречит христианству и, следовательно, должна быть отвергнута. Эрих Фромм предлагает полезный анализ любви в своей книге “Искусство любить”. Принцип, на котором он основывает свои рассуждения, является библейским: люди нуждаются в любви. Некоторые из его взглядов полезны, в частности, его мысль о том, что любовь не зависит от качества ее объекта, но скорее от свойств, которые дают человеку возможность любить. Но в своем понимании Божьей любви он далеко отошел от истины. Так как Бог для него является безличным пантеистическим источником энергии, то человек может научиться истинно любить других посредством обращения к ресурсам, которые уже заложены в человеческой природе. Его идея о том, что люди нуждаются в любви, является частью открытой (явленной) истины. Часть его теории попадает в сегмент пересечения между психологией и обнаруженной истиной, но её большая часть не совпадает с Писанием и должна быть вынесена за пределы явленной истины и, следовательно, недостойна внимания христианина. Другой способ решения этой проблемы заключается в следующем: можно сказать, что психологи сделали полезные открытия, но иногда они используют их, опираясь на неверные постулаты. Альберт Эллис, психолог, открыто исповедующий атеизм, обнаружил, что те утверждения, которые человек делает сам себе, очень тесно связаны с тем, как он думает и что он чувствует. Эта идея совпадает с Писанием, которое говорит о том, что необходимо изменить свой разум, чтобы вести себя по-другому (Римлянам 12:1). В одной из своих статей Эллис утверждает, что страх смерти (неприятная эмоция) может быть уменьшен, если человека убедить, что после смерти нет жизни. По мере того как осознанно повторяется следующая фраза: “Жизни после смерти не бывает, поэтому не нужно бояться неопределенного и потенциально болезненного будущего”, чувство страха у человека будет уменьшаться. Способ, как он использует библейский принцип “разум влияет на чувства”, очевидно, не является библейским. Несмотря на то, что он неправильно применяет свою идею, его труды являют собой проработку библейского принципа. Христианин, который обобрал египтян в области мирской психологии, внимательно отсеивая элементы, противоречащие откровению Писания, будет более подготовлен к душепопечению, чем душепопечитель - сторонник подхода “Салат ассорти”, который смешивает концепции по мере их поступления, или сторонник подхода “Ничего, кроме...”, который отказывается извлечь пользу из результатов светских исследований. Приложение 1. Ответственность за поведение (Деян. 5:1-11). А. Концепция: люди должны быть ответственны за то, что они делают и не сваливать свою вину за греховное поведение на психическое расстройство. Б. Авторы: Меннингер – “Что стало с грехом?” Моурер – “Кризис в психиатрии и религии” Глассер – “Терапия реальности” В. Внимание: грех определяется как социальное оскорбление или безответственность.
2. Мышление влияет на наше поведение и чувства (Рим. 12:2) А. Концепция: то, чем мы заполняем наш разум в данный момент времени, сильно повлияет на то, что мы чувствуем и что мы делаем. Б. Авторы: Лазарус – “Терапия поведения и вне ее” Эллис и Харпер – “Руководство к рациональной жизни” Мальц – “Психокибернетика” В. Внимание: содержание правильного мышления определяется Писанием, но в этих книгах его нет. То, что Эллис называет “рациональной верой”, включает в себя атеизм. Если вы думаете, что “Бога нет”, тогда вы не чувствуете вины. 3. Потребность в значимости и надежде (Деян. 17:22-34) А. Концепция: человек не может быть успешен в своей деятельности, не оценивая ее как по-настоящему значительную и имеющую смысл, и своего будущего состояния как желаемого. Б. Авторы: Франкль – “Стремление человека к значимости” Сартр - обобщено в книге Фрэнсиса Шеффера “Бог, который там” В. Внимание: значимость скорее искусственным образом создана, нежели приспособлена к служению для Бога; надежда – это необоснованный оптимизм или, при отсутствии оптимизма – прыжок во что-то, что даст возможность чувствовать себя хорошо, для того, чтобы избежать отчаяния.
4. Потребность в любви и социальных взаимоотношениях (Рим. 8:35-39) А. Концепция: человек может быть успешен в своей деятельности только тогда, когда он имеет возможность социальных взаимоотношений; следовательно, он зависит от них, и его поведение можно понять, только руководствуясь знанием его социальных условий. Б. Авторы: Адлер – “Превосходство и социальный интерес” Салливан – “Межличностная теория психиатрии” Фромм – “Искусство любить” В. Внимание: неадекватное определение любви, отсутствует связь с источником любви, т.е. с Богом; отсутствует моральный контекст, отсутствуют библейские идеи, отсутствует фундамент для истинного общения (т.е. Тела Христова).
5. Большинство из того, что мы делаем, имеет цель (Мф.11:28). А. Концепция: люди избирают делать то, что, по их пониманию, решит их проблемы. Все наше поведение управляется этим выбором. Неправильный выбор зависит от неправильных предпосылок, неправильного восприятия или верований. Павел был готов жить (“для меня жизнь – Христос”) и вполне готов был умереть (“и смерть – приобретение”). Он стремился к цели, которую Бог поставил пред ним – к соответствию образу Христа – веря, что эта цель в самом деле была самой достойной целью, достижение которой принесет награду. Чтобы понять поведение, определите его цель – задайте вопрос “не откуда, но куда”. Б. Авторы: Адлер – “Превосходство и социальный интерес” Дрейкурс – “Логические последствия” В. Внимание: Целью данных книг не является достижение зрелости во Христе. Адлерианцы помогают своим пациентам двигаться в любом направлении, относительно которого терапевт и пациент приходят к согласию. Обычно это включает в себя элементы гуманистического социального интереса и безосновательного принятия самого себя.
6. Наше поведение среди людей обычно основывается на наших (не нашедших ответа) потребностях в том, чтобы быть принятыми (Гал. 2:11-13) А. Концепция: мы нуждаемся в том, чтобы принять самих себя. Большинство из нас не принимают самих себя. Большая часть нашего социального поведения определяется нашим чувством неприятия, нашей обиды на других людей за то, что они не принимают нас, нашей ревностью по отношению к другим людям, которые имеют то, что хочется нам, нашим желанием добиться того, чтобы другие люди принимали нас. Б. Авторы: Берн - “Игры, в которые играют люди” Харрис - “Со мной все в порядке - с тобой все в порядке” Роджерс - “Как стать личностью” и “Карл Роджерс по вопросу групп для встреч” В. Внимание: неправильное основание для приемлемости.
7. Люди обычно ищут своего, но упорно не желают признать это перед собой и перед другими людьми (Иер. 17:5-10, особенно ст. 9). А. Концепция: в большинстве случаев людьми движет желание найти удовлетворение для самих себя. Неверующие и “плотские” христиане часто характеризуются наличием эгоистических интересов, но немногие признают это. Многие христиане скрывают свою настоящую жизнь для себя под религиозными фразами. В следующих книгах разбираются способы того, как спрятать истину ваших мотивов от самих себя. Б. Авторы: Бреннер - “Фрейд. Элементарный учебник психоанализа” Файн - “Фрейд: критическая переоценка его теории” (адекватно обобщает основные аналитические взгляды и важную концепцию механизма защиты) В. Внимание: эти авторы придерживаются того, что проблемы могут быть решены, если жить для себя социально приемлемым образом.
8. Личная аутентичность или неповторимость: будь тем, кто ты есть (Рим. 12:6). А. Концепция: существует реальная потребность быть честным с самим собой, иметь открытое осознание своих собственных чувств и не дутое выражение самого себя, настоящего себя. Б. Авторы: Жорар - “Прозрачное я” Перлз - “Терапия объединения дословно” Роджерс - “Как стать личностью” Колсон - “Группы, хитрые уловки и мгновенные гуру” (хорошая книга - обобщение) В. Внимание: “Реальный, настоящий вы” включает в себя выгребную яму чувств, воображение, которое способно спланировать ужасные отвратительные грехи, и эгоцентричность как основное побуждение. Писание учит, что “новый человек” во Христе должен найти полноту в эмоциях через общение, полноту в поведении через служение и полноту в мышлении через обучение.
9. Мы подвержены влиянию окружающей среды (Быт. 1:28 говорит о влиянии на окружающую среду, Бытие 1:17-19 предполагает, что грехопадение помешало человеку управлять; теперь он частично подчинен природе). А. Концепция: мы учимся бояться высоты, уподобляя себя другим: мы видим по телевизору, как кто-то упал и затем мы слышим, как говорят о сломанных костях и т.д. Б. Авторы: Скиннер - “За пределами свободы и достоинства” Вольпе - “Психотерапия посредством парного подавления” В. Внимание: мы полностью находимся под контролем окружающей среды. Писание говорит о новой жизни во Христе, которая не дает нам возможности остановить рост сорняков в нашем саду, но дает нам возможность выдернуть, выполоть их без сомнения и сожаления. Лекарство для личных проблем заключается не в перестановке обстоятельств, но в изменении жизни в соответствии с Божьим Словом.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |