КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Салат ассорти
А Н Е Т С
Таблица №4 Сторонники этого подхода считают, что Писание рассматривает духовные и теологические проблемы, которые включают в себя систему христианских верований и действий. Существует мнение, что психические расстройства также и проблемы со здоровьем выпадают из сферы ответственности душепопечения и ими должны заниматься квалифицированные профессионалы. Писание, как было указано, не было предназначено для того, чтобы быть учебником по медицине или руководством для профессионального ухода за здоровьем, по крайней мере, не больше чем служить этой цели, как обширная и обстоятельная запись древней истории или научный трактат. Если у человека воспаление легких, отправьте его к врачу, а не к пастору. Если он хочет построить дом, пусть он идет к архитектору и к строителям. Если у него есть деньги, которые он хочет вложить, тогда порекомендуйте ему финансового консультанта. Продолжая подобным образом, если у него психологические проблемы, если он психически нездоров, тогда поступите мудро и направьте его к профессиональному консультанту. Пасторы с небольшой подготовкой и опытом душепопечения и с еще меньшими склонностями к этому, должны направлять людей с проблемами к компетентным психологам, но не потому, что психологические проблемы относятся к сфере, не связанной с христианством. Многие полагают, что Писание имеет к эмоциональным проблемам отношение не большее, чем к воспалению легких. Такой подход, однако, наталкивается на трудности, когда говорим о душевном расстройстве. Причиной психических расстройств обычно являются чувства вины, робости, неуверенности, обиды, неконтролируемые желания, неспособность принимать самого себя, комплекс неполноценности, чувство незащищенности, неправильные приоритеты и эгоизм. Даже при самом поверхностном чтении Писания можно быстро понять, что оно много может сказать о таком виде проблем. Возможно, детальное понимание того, как эти проблемы взаимодействуют и к каким психическим расстройствам ведут, склоняет к тому, что психология поможет понять их глубже. Но, вне всякого сомнения, Библия обращается именно к тем трудностям, которые связаны с эмоциональными расстройствами. Поэтому создание стены между Писанием и психологией, и предположение о том, что эти две дисциплины являются “раздельными, но равными”, где каждая имеет дело с различными проблемными областями, должно быть полностью отвергнуто, как не соответствующее содержанию Библии.
“Салат ассорти” Второй подход к интеграции напоминает стратегию, которой следуют при приготовлении салата ассорти: смешивают несколько ингредиентов вместе в одну большую миску, чтобы получилось что-то вкусное.
Библейское Консульти- рование
Таблица №5
Этот подход исправляет недостатки первого подхода. Так как Писание имеет дело со многими проблемами, о которых идет речь в офисе психолога, то психолог-христианин захочет добавить к своему терапевтическому арсеналу знание библейских концепций и соответствующих мест Писания. Квентин Хайдер в своей широко известной книге “Христианское пособие по психиатрии” применяет этот подход. Он размышляет о ценности таких библейских доктрин, как прощение, когда проблемой является чувство вины. Его тезис заключается в том, что мирская психологическая теория еще не исчерпала средства, способные помочь людям жить продуктивной, наполненной жизнью. Христианство, как указывает автор, предлагает большие, а иногда просто незаменимые, ресурсы (вера, любовь, надежда, упование, цель), к которым в случае необходимости может обратиться знающий христианский терапевт. У меня создается такое впечатление, что большинство христианских психологов приняли следующий подход к интеграции: совместив взгляды и ресурсы Писания с мудростью психологии, создать по-настоящему эффективную и развитую христианскую психотерапию. Христианские интеграционисты склонны поставить на одну доску две дисциплины - теологию и психологию, определить, где они пересекаются, а затем смешать изыскания из обеих дисциплин. Этот процесс напоминает попытку соединить вместе две предварительно отдельно собранные половины большой мозаики для того, чтобы получить полную картину. Например, хамартиологию, теологическое изучение греха, и психопатологию, психологическое изучение умственных отклонений. Обе эти дисциплины в основном имеют дело с одним и тем же предметом - человеческими расстройствами. Интеграция по принципу “Салат ассорти” может быть достигнута, если поместить хамартиологов и психопатологов в одну комнату, чтобы они, сопоставив свои записи, пришли к одному заключению и обрели обширный и синтезированный взгляд на проблему человека. Проблемой является то, что при подходе “Салат ассорти” его приверженцы пренебрегают осторожным, внимательным отбором и просеиванием различных мирских концепций сквозь сито христианского учения. Так как психология основывается на системе предположений, которые в корне противоречат Писанию, то модель, которая не уделяет достаточного внимания и не позволяет подвергнуть серьезному анализу мирские концепции, открывает дверь для синтеза противоречивых идей. Библия полагает, что существует абсолютная истина. Все, что противоречит истине, является ложью. Писание полностью отвергает концепции, каким-либо образом не совпадающие друг с другом. Всякий раз, когда мы смешиваем концепции, происходящие из противоречащих друг другу философских воззрений, мы ставим себя в опасное положение тем, что исходим из ложных начальных предпосылок. Всякая истина определенным образом является Божьей истиной. Доктрина общего откровения дает нам гарантию того, что мы можем двигаться дальше откровения Писания и можем продвинуться в мир с его научными опытами, разработками, ожидая, что найдем истинные и полезные концепции. Но мы должны быть осторожны. Позвольте мне объяснить почему. Мы должны быть осторожны особенно тогда, когда обращаемся за помощью к психологии. Здесь я становлюсь немного техником. Психология в основном имеет дело с конструкциями, которые по своей сути умозрительны и не поддаются наблюдению. Хотя для того, чтобы оценивать и измерять эти неподдающиеся наблюдению концепции, были созданы бесхитростные теории, тем не менее строгий эмпирический подход лишил невидимую реальность здравого смысла. Логический позитивизм и сухой эмпиризм - это позиции, требующие, чтобы каждый, имеющий какое-то значение, термин был определен исключительно эмпирическими и поддающимися наблюдению понятиями. Иными словами, ничто не имеет значения, пока мы не можем это увидеть. Такие подходы к знанию рассматривались как стерильные. Все больше и больше людей в научном мире уже осознают, что мы не можем отказаться от таких слов, как любовь, душа или красота, и свести их к осязаемой реальности. Важная реальность часто является невидимой. Дисциплина, которая ограничивает себя изучением той реальности, которая может быть ощутимо различима нашими пятью органами чувств, вскоре превратится в исследование лишь того, что уже всем известно и тривиально. Чтобы быть полезной и применимой к решению реальных проблем людей, психология должна выходить за пределы строгого и ограниченного эмпиризма и иметь дело с концепциями, которые не могут быть измерены или оценены конкретно. Как только психология начала не просто говорить о данных, которые поддаются наблюдению, ее выводы сразу же потребовали очень большого количества субъективной интерпретации. То, что мы снисходительно называем истинами, которые были открыты психологией, на самом деле является смесью данных и личного толкования. Вот что я имею в виду. Толкование отражает предпосылки. Открытия психологии обычно представляют собой истолкованные данные и, следовательно, в какой-то степени основаны на неправильной системе предпосылок. Такая дисциплина, как психология, не может оставаться метафизически нейтральной и чисто описательной, когда она начинает заниматься тем, что не поддается наблюдению. Следовательно, мы должны действовать с особым вниманием и осторожностью, принимая выводы мирской психологии и давая им место в нашей системе христианского мышления. Иначе мы можем допустить проникновение идей, скрыто противоречащих нашим библейским взглядам. И, тем не менее, еще раз позвольте мне подчеркнуть, что психология действительно предлагает реальную помощь христианам, стремящимся понять и решить свои личные проблемы. Однако предпринимая усилия по интеграции, следует в первую очередь развивать стратегию оценки светской психологии в свете Писания. Басвел очень хорошо говорит об этом. Он говорит, что личность и искупительная жертва Христа являются “... центральной истиной всей системы истины и реальности во Вселенной. Истины, настолько интегрированной со всей остальной истиной, чтобы поддерживать ее и быть явленной, открытой в ней”. 2 Следовательно, интеграция зависит от решения вопроса, какие психологические концепции исходят из центральных христианских предпосылок. Мы должны сделать нечто большее, чем просто смешать салат ассорти, найдя совпадающие концепции в двух различных дисциплинах и смешав все это в синтез, который позволяет каждой концепции сохранять верность своим собственным предпосылкам. Результатом применения модели “Салат ассорти”, часто неосознанно применяемой христианами, высоко ценящими Писание, может стать образ мышления, который незаметно и постепенно приведет нас к чистому гуманизму, заставив отойти от учения Христова. Позвольте мне проиллюстрировать то, как подход “Салат ассорти” может привести к противоречию с христианской догмой. Трансцендентный Анализ предлагает простую теорию личности и межличностных взаимоотношений, которая обрела широкую популярность во многих евангельских кругах. Основной постулат этой теории заключается в том, что люди, имеющие негативные убеждения, обычно развивают проблему. Это утверждение совершенно приемлемо для христиан. Четкое и понятное разделение личности на три части (Родитель, Взрослый, Ребенок) приблизительно соответствует библейскому описанию структуры личности: совесть (Родитель), само Я (Взрослый) и греховная природа (Ребенок). Трансцендентный Анализ в основном включает в себя изучение межличностных встреч или трансакций, чтобы определить, какая часть личности действовала в данный момент взаимодействия. Таким образом душепопечение в сущности становится попыткой помочь людям осознать, что их поведение является результатом либо чрезмерной совести (Родитель), либо эгоистической детскости (Ребенок), и призвать их направить свои усилия на то, чтобы отвечать зрело, реалистично и рассудительно, как взрослый. До сих пор не было сказано ничего обидного для христиан. Мы должны скорее вести себя зрело, чем как тираны или как маленькие дети. Так как система является довольно-таки легкой для понимания и так как, очевидно, она совместима с христианским мышлением, то некоторые приняли ТА (тансцендентный анализ) как полезную модель для душепопечения. Однако существуют некоторые проблемы. Далее приведены постулаты, на которых основан ТА, Том Харрис излагает их в популярной книге “Со мной все в порядке - с тобой все в порядке”. 1. Бог является безличной силой (Харрис придерживается теологию Тилличиана). 2. Человек в своей сущности хорош, грех - это ничто иное, как неудачное, приобретенное убеждение в том, что “со мной не все в порядке”. Теория ТА не оставляет никакого места для объективной моральной вины. 3. Искупление - это процесс открытия того, что моя болезненно негативная самооценка не является, и никогда не являлась истиной. На самом деле со мной все в порядке и я вполне приемлем такой, как я есть. Такая позиция практически совпадает с универсализмом и его учением о том, что все люди хороши, у них у всех все в порядке, хотя некоторые страдают от страха того, что с ними не все в порядке. 4. Человек самодостаточен. Некритичное принятие концепций и практик ТА в христианском душепопечении может иметь разрушительные последствия. Вопрос греха не обсуждается, он не является частью системы. Вера, как основное средство получения и обращения к божественным ресурсам, не нужна и не имеет отношения к делу, потому что по теории ТА мы не нуждаемся в сверхъестественной помощи. Вопросы морали скрыты тем, что происходит: 1) утверждение необходимости разумного взрослого поведения; 2) включение в структуру личности греха, как части нашей детскости; 3) отношение к нашей совести (Родитель), как к чему-то подозрительному и не заслуживающему доверия. Совлечение, откладывание в сторону нашего ветхого человека сведено к тому, что просто откладывается в сторону образец поведения Ребенка или Родителя. Облечение в нового человека уравнивается с образцом поведения Взрослого. Идея, что люди могут избрать приемлемое поведение, основываясь на своей собственной силе, совершенно противоречит откровению Иисуса Христа. Деятельность Святого Духа, обеспечивающего нас силой преображения и побуждающая нас к нему, искупительная сила, которая дает нам новую жизнь и наша зависимость от Слова Божьего, которое является руководством для наших жизненных выборов – всем этим ТА пренебрегает, все это выброшено за борт, как ненужный груз. Когда системы смешивают, не обращая особого внимания на их различающиеся предпосылки, одна система в течение какого-то времени “поглотит” другую. Если душепопечитель интегрировал приемы ТА в свою работу без особого внимания, то библейское учение вскоре будет просто вытеснено или останется полезным дополнением. Центральная проблема модели интеграции “Салат ассорти” заключается не в том, что мирской психологии нечего предложить, но скорее в том, что бездумное принятие мирских идей может привести к нежелательному компромиссу с библейской доктриной. Интеграция в первичном смысле не является вопросом уравнивания теологии с психологией. Основной задачей человека, занятого интегрированием является пропустить мирские концепции через фильтр Писания. Затем мы сможем уравнять те концепции, выдержавшие эту проверку, с соответствующими теологическими концепциями и попытаться внедрить их, ассимилировать их в общее целое. Модель “Салат ассорти” уделяет недостаточно внимания необходимости критического отсеивания неприемлемых мирских концепций.
“Ничего, кроме...” Третий подход к интеграции выглядит как крайне категоричная реакция на первые два, правда, с благими намерениями. Подход “Раздельные, но равные” терпит неудачу, не осознавая пользу Писания и его отношение к психологическим проблемам. Подход “Салат ассорти” добавляет концепцию Писания к логическому мышлению вместо того, чтобы начинать с Писания и внимательно рассматривать психологические концепции в свете библейских догматов. Сторонники подхода “Ничего, кроме...” (они включают и теологов, и психологов) справляются с проблемой интеграции, полностью убирая с пути психологию. Их основной принцип выражен девизом: ничего, кроме благодати; ничего, кроме Христа; ничего, кроме веры; ничего кроме Слова. Этот подход легко можно отобразить следующей диаграммой: НИЧЕГО, КРОМЕ...
Таблица №6 Позвольте мне кратко высказать свое мнение, прежде чем я займусь более подробным анализом этого подхода. Я также верю в достаточность Христа для решения всех проблем человека, но я не верю, что мы отрицаем Его достаточность, принимая мирские подходы, никоим образом не противоречащие откровению Христа в Его Слове. Используя слова Басвелла, концепции являются приемлемыми, если Христос поддерживает их и сам Он явлен в них. Использование концепций, которые удовлетворяют этому условию, не противоречит истине о том, что Иисус является всем, что нам нужно, и это не умаляет превосходства нашего Господа. Философия, которая кроется за подходом “Ничего, кроме...”, по-видимому, включает в себя некоторые идеи, многие из которых исправляют ошибки, допущенные первыми двумя подходами. 1. Писание не претендует на роль детального руководства по решению внешних физических проблем (лечение воспаления легких, строительство дома и т.д.). Пока мы сохраняем внимание и не выходим за пределы широких рамок библейских принципов, мы имеем полное право обратиться к медицине, к архитектуре, к инженерному делу и другим “светским” дисциплинам за помощью, которую они предлагают, не идя при этом на компромисс с христианским мировоззрением. 2. Все, что нам необходимо знать для того, чтобы жить счастливо, содержится в Писании либо в прямой и конкретной форме (учение), либо косвенно (пример). Личные проблемы, поражающие многих людей (за исключением проблем, вызванных физическими болезнями), всегда являются результатом греха, который можно просто определить как отказ следовать Божьим принципам жизни, как промах, непопадание в цель Божьих намерений и стандартов. Сторонники подхода “Ничего, кроме...” настаивают, что психические проблемы лучше всего можно понять, как систему проблем, которые являются прямым следствием греховной жизни. 3. Так как Библия содержит Божье откровение о том, как Бог одержал победу над грехом, а также содержит Божии принципы жизни, то для того, чтобы эффективно решать любую проблему, имеющую неорганическую природу, душепопечителю нужно знать Писание и ничего, кроме Писания. 4. Главное ударение сторонники подхода “Ничего, кроме...” делают на то, что люди сами ответственны за свое поведение. Сторонники этого подхода утверждают, что психологические проблемы вызваны не тем, что происходит с вами, но скорее тем, как вы отвечаете на то, что происходит; люди ответственны за то, чтобы реагировать по библейски во всякой ситуации (при этом подразумевается, что они способны это сделать). 5. В свете этих концепций душепопечение в своей сути включает в себя два основных шага: 1) определение греховного образа поведения, который, как предполагают, лежит в основе всякой проблемы; 2) ободрение, призыв и руководство к тому, чтобы отказаться от этого образа поведения, исповедав (совлечение старого человека) и совершив покаяние, которое будет проявляется в изменении поведения (облечение в нового человека). По моему мнению, подход “Ничего, кроме...” может выглядеть очень привлекательным для верных христиан. Услышать о таком сильном ударении на авторитете и центральном месте Писания среди всей той массы теорий, проходящих под видом “христианская психологии”, многие из которых являются просто мирскими, подобно глотку свежего воздуха. Ударение на личную ответственность с радостью принимается как решение проблемы, когда люди находят оправдания греховному поведению, рассматривая его как результат негативных симптомов внутреннего расстройства. Я читал, что психолог Ричарда Спека объяснил хладнокровное убийство восьми медсестер, которое совершил Спек, как “физиологическую необходимость”. По теории Скиннера мы должны во всем винить окружающую среду. Фрейд указывает на внутреннее психическое возбуждение. Роджерс говорит о человеке, которого лишили его права на самовыражение. В каждом из этих случаев личности отводится роль, которая не подразумевает несение ответственности. Ответственность утеряна и в умах многих людей точно так же утеряно чувство вины. Удалите ответственность - и вы разделаетесь с чувством вины. Разделайтесь с чувством вины - и грех больше не будет существовать. А с удалением греха крест Христов становится скорее религиозным мученичеством, чем основанием для искупления. Все это добавляет еще один плюс сатане. Сторонники подхода “Ничего, кроме...” возвращают нас к ответственности, к вине, к греху и к искупительной жертве Христа. За это мы с радостью готовы поблагодарить их. На этой стадии моих мышления я начинаю расходиться с моими коллегами, сторонниками подхода “Ничего, кроме...”, в основном по двум пунктам: 1) в их убежденности в том, что психология ничего не может предложить; 2) того, что согласно их подходу душепопечение очень легко сводится к простой схеме - определи грех и прикажи измениться. Здесь подразумевается, что душепопечение - не более, чем просто определение неправильных образцов поведения, затем наставление людей в том, что они должны сделать по-другому, затем планирование, увещевание и требование соответствующих изменений. С первым пунктом мы уже разобрались, когда я говорил о подходе “Салат ассорти”. Там я указал на то, что мы должны быть осторожны в принятии психологических открытий в наше мировоззрение и методы работы. Но я надеюсь, что выразился достаточно ясно, говоря, что если мы действительно начинаем критически анализировать мирскую психологию, то мы найдем некоторые идеи (а возможно, и многие), которые совпадают с Писанием и на самом деле способны обогатить наше понимание человеческого поведения и природы. Например, Адам в 3 главе книги Бытия решил проблему своего греха путем рационализма и проекции. Он нашел оправдание своему поведению (рационализм), свалив всю вину на Еву (проекция). На самом деле он обманывал себя, отказываясь нести личную ответственность за свой грех. Иеремия говорит, что все мы по своей природе склонны к самообману (“Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?” Иер. 17:9). Определенно, христианский психолог захотел бы изучить это определение самообмана и понять как конкретно его практикуют люди. Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, написала классический труд по вопросу механизмов защиты собственного “Я”, стратегий, разработанных для того, чтобы помочь нам избежать столкновения с неприятными реальностями жизни, которые касаются нас самих. Она наблюдала множество различных путей, которыми люди практикуют самообман. Следовательно, ее труды полезны также для христиан. Несколько позже, обсуждая четвёртый подход к интеграции, я остановлюсь подробнее на законном использовании мирской психологии. Второй, беспокоящий меня, аспект подхода “Ничего, кроме...”, заключается в том, что я считаю упрощенной моделью душепопечения. Заключается ли душепопечение лишь в том, что вы выслушаете человека до тех пор, пока не сможете определить греховный образ поведения, а затем авторитетно выступаете против этого образа поведения, давая человеку наставление как измениться, преобразиться в соответствии с библейскими стандартами? Когда я смотрю на свою собственную жизнь, то вижу, что основанием духовного роста, который произошел во мне, является глубокое осознание Божьей безусловной любви и Божьего принятия, которое стало возможным благодаря искупительной жертве Христа. Когда я испытываю невыразимое восхищение от того, что я принят, это побуждает меня любить Бога, выражая это в поклонении и в служении. Душепопечение, которое называет себя христианским, не должно противоречить ни Божьей природе, ни эффективности креста. Бог свят, праведен и справедлив. Весь Свой гнев Он излил на Иисуса, когда Тот претерпел наказание, которое я заслуживал за свои грехи. Как выразился один писатель: “На Него излился весь гнев из чаши гнева Божьего, весь до последней капли, а для меня не осталось ничего, кроме любви”. Так как я оправдан, я на себе никогда не смогу испытать гнев святого Бога. Благодаря Христу я сейчас медленно осваиваю бесконечные глубины Его любви. И в течение всей вечности я никогда не смогу найти пределы Его любви. Их просто не существует. Так как для людей очень трудно полностью положиться на Христа в вопросе принятия, то душепопечение каждую минуту во всём должно подчёркивать, что Бог принимает оправданного грешника. Упрек, порицание, противостояние имеют место и часто необходимы в процессе душепопечения, но они всегда должны происходить в контексте истинного принятия. Модель, которая делает ударение на увещевание и поправление, с легкостью может пренебречь важным аспектом принятия. Без установления обратной связи и взаимоотношений, выражающих истинное принятие, авторитарная коррекция произведет либо бунт, противление, либо подавленное подчинение. Ни то, ни другое не способствуют развитию духовной зрелости. Еще одной проблемой упрощенной модели “определи, а затем увещевай”, является ее механистическая направленность. Карл Роджерс собрал впечатляющую документацию, включающую в себя записи сотен часов душепопечения, о том, что перемены во взаимоотношениях оказывают огромное влияние на эффективность душепопечения. Люди являются социальными существами. Мы были созданы Богом именно таким образом. Душепопечение должно принимать во внимание сильное влияние межличностных взаимоотношений. Свести взаимоотношения между душепопечителем и пациентом только лишь к предоставлению информации (так, как к этому подходят сторонники подхода “Ничего, кроме...”) - это значит свести личную встречу и личный контакт к механистическому взаимодействию. Для ремонта автомобиля необходимо только лишь понимать принципы работы мотора и т.п., а также сделать все, что нужно, чтобы машина была починена. “Ремонт” человека - совсем другое дело. Кроме знания принципов наполненной жизни необходима глубокая, искренняя забота о человеке, которая необходима по отношению к этому человеку, чтобы был достигнут желаемый рост характера. Еще одна сомнительная установка упрощенного подхода к душепопечению - это убежденность сторонников подхода “Ничего, кроме...” в том, что все личные проблемы являются результатом греха. В каком-то смысле это утверждение, без сомнения истинно. Во всем Божьем творении не было бы никаких проблем, если бы грех не оказывал свое разлагающее действие. Сторонники подхода “Ничего, кроме...”, похоже, на этом не останавливаются и настаивают на том, что непосредственной причиной всякой проблемы является определённый личный грех. Хотя такой подход привлекателен для тех из нас, кто устал от всяческих оправданий по поводу греховного поведения, как неуправляемой реакции на умственное расстройство, эта модель не всегда может быть применена на практике. Подумайте о ребенке, который с самых ранних дней своей жизни подвергался побоям, или которым отец-алкоголик регулярно пренебрегал из-за перемен настроения. В течение многих лет он жил в мире, где не существовало ничего, кроме боли. В возрасте шестнадцати лет работник службы социальной помощи направляет его к психологу. Этот подросток замкнут, не склонен реагировать на вопросы психолога и с трудом справляется с основными функциями организма, в частности такими, как приём пищи. Иногда он может сидеть без движения на протяжении нескольких часов. Мирской терапевт навешивает на него ярлык кататонического шизофреника и назначает ему лечение с помощью медицинских препаратов, следуя соображениям Фрейда о том, что пациент со сниженным осознанием своего “Я” является плохим кандидатом для психотерапии. Если терапевт имеет поведенческую ориентацию, то он может разработать программу управления образцами поведения, где определенные образцы поведения развиваются через поощрение какими-то выражениями похвалы, конфетками или деньгами, за которые можно приобрести другие вещи, которые захочет этот мальчик. Можно предположить, что совмещение любви и внимания с более первичными стимулами может создать тягу к взаимоотношениям, которая затем может быть использована для его дальнейшего прогресса. Предположим, что этот мальчик поступил к христианскому психологу, стороннику подхода “Ничего, кроме...”. Руководствуясь своим боевым кличем: “Не бывает таких вещей, как психическое расстройство, существует только лишь греховный образ жизни”, не начнет ли он сразу же нападать на множество неправильных образцов поведения, которые составляют весь стиль жизни этого мальчика? И где же находится место личному греху? Определенно, пациент не проявляет в своей жизни никакой веры во Всемогущего и любящего Бога. Он не приносит никакого плода для Господа, он загнан в угол и управляем не Святым Духом, но страхом. Так что же вы будете делать? Определите грех и прикажете измениться? Отсталый человек, который прячется за щитом замкнутости, еще глубже уйдёт в себя и замкнется, если он почувствует, что психолог выступает против него с его греховными реакциями на неудачное стечение обстоятельств. Больше всего он нуждается в принятии. Не лучше ли было бы создать для него атмосферу любви, попытавшись каким-то понятным ему способом донести до него, что его реально принимают? Возможно, программа поведенческой терапии была бы полезной для установления контакта, связи, коммуникации. Лекарства могли бы помочь уменьшить чувство беспокойства и, если необходимо, активизировать центры нервной системы, отвечающие за расслабление. В некоторых случаях активное вмешательство оказалось бы лучшим способом передать уважение к этому человеку, как к достойному индивидууму, который способен реагировать соответствующим образом. Добившись изменения на низком уровне, часто можно добиться большего эффекта в целом. Какой бы ни была стратегия, непосредственная цель заключается в том, чтобы создать атмосферу принятия, создать новый мир, в который этот мальчик рискнет заглянуть. Наступит момент, когда настойчивость и требование отвечать соответствующим образом, будет оправдано, но не раньше, чем мы создадим для ребенка предпосылки верить, что кто-то оттуда, из реального мира, неравнодушен к нему, и проявляет о нем заботу. Позвольте мне обобщить мои размышления по этому вопросу. Многие из людей, с которыми нам приходится иметь дело в душепопечении, прячутся за множеством различных защитных масок, необходимых им, чтобы защитить хрупкое чувство самоприемлемости, либо предотвратить дальнейшее отвержение или невозможность обрести уже потерянное чувство собственного достоинства. Душепопечение включает в себя снятие всех этих защитных масок - иногда кротко и мягко, иногда достаточно сильно и жёстко для того, чтобы соприкоснуться с истинной сущностью человека, которая скрывается за всеми этими масками. Все эти усилия следует прилагать в контексте искреннего принятия или, как об этом говорит Роджерс, безусловно, позитивного отношения к достоинству индивидуума. Когда мы проникаем во внутренний мир человека, тогда необходимо представить Писания таким образом, который подходил бы к состоянию этого индивидуума. Если мы перефразируем слова апостола Павла в 1 Фессалоникийцам 5:14, то это будет выглядеть так: “Если человек проявляет противление или он сознательно поступает неправильно, тогда ему нужно противостать и обличить его. Если он слаб, если он испуган, если он чувствует неуверенность, но пытается исправить это, тогда дайте ему возможность, всю силу и помощь, которую вы можете дать ему (в таких случаях особо ценными будут являться ресурсы поместной церкви) и со всяким, независимо от его или ее состояния, будьте терпеливы и тепло принимайте его или ее”. Предположение о том, что душепопечение заключается только лишь в обнаружении греха и призыве к изменениям - это упрощенный подход, не отражающий основных качеств христианства и не отвечающий реальным требованиям ситуации, возникающей в процессе душепопечения. Хорошо подготовленный христианский психолог применяет знание истины всякий раз, когда может найти его и знает, как найти подход к находящемуся перед ним уникальному, неповторимому индивидууму и донести истину до него. Поэтому я подвергаю сомнению подход “Ничего, кроме...” в двух областях: 1) он дискредитирует всякое знание, полученное из светских источников, как искаженное и ненужное; 2) он упрощает сложное взаимодействие двух людей, сводит его к упрощенной модели “определи, выступи, противостань, измени”.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |