КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Область подсознательного разума
В Писании греческое слово “фронема” иногда перевод как “разум”, “ум” (например, Римлянам 8:15). Недавно я просмотрел каждый стих, в котором использовано это слово или его производная. Основываясь на изучении этих мест из Писания, можно сказать, что это слово обозначает ту часть личности, которая развивает и удерживает глубокие мыслительные предположения. Например, фраза “живущие по плоти о плотском помышляют ” означает, что люди, не принимающие во внимание Бога, полностью поглощены идеей о том, что восполнение желаний плоти ведет к личному счастью. Позвольте мне рискнуть предположить, что эта концепция близко соотносится с тем, что психологи называют “областью подсознательного разума”. Соединение этих двух концепций позволяет определить подсознательную часть умственного функционирования как резервуар основных предположений о том, как удовлетворить свои потребности в значимости и уверенности, которых люди твердо и эмоционально придерживаются. Каждый из нас в своем подсознательном разуме был запрограммирован на то, чтобы верить, что счастье, достоинство, радость – все хорошее в жизни – зависит от чего-то, но не от Бога. Наша плоть (эта врожденная склонность противостоять Богу) радостно приняла ложное мирское учение о том, что мы самодостаточны, что мы сами можем разобраться и найти способ обрести истинное личное достоинство и достичь социальной гармонии, не преклонив колени перед крестом Христовым. Сатана всячески поощрял развитие убеждения в том, что мы можем сами удовлетворить наши потребности, если бы у нас только было ____________. Оставленное пустое место заполняется по-разному, в зависимости от конкретного темперамента человека, а также семейных и культурных традиций. Неверующая мировая система, поощряемая сатаной и обращенная к нашей плотской природе, привела нас к тому, что мы полагаем, что что-то, кроме Бога может предложить личное наполнение и счастье. Если бы мой отец был профессиональным музыкантом, возможно, у меня сложилось бы представление, что значимость зависит от развития таланта или, может быть, от признания другими людьми твоих исполнительских навыков. Каждый из нас развивает какое-либо неправильное представление относительно того, как удовлетворить наши потребности. Адлер очень удачно называет это основное представление “руководящим вымыслом” человека, т.е. это неверное утверждение, которое определяет большую часть нашего поведения и чувств. В первой части этой главы я сказал, что предложение, которое мы сознательно говорим себе, имеет очень сильное влияние на наши чувства, эмоциональное состояние и поступки. Сейчас мы можем видеть, откуда возникают эти предложения. Содержание тех предложений, которые мы сами себе говорим в нашем сознательном разуме, опирается на неправильные представления, которых придерживается наш подсознательный разум. Часто мы не осознаем того, что наши основные убеждения относительно удовлетворения наших потребностей неверны. Тем не менее, эти неугодные Богу убеждения определяют нашу оценку тех вещей, которые происходят с нами в этом мире, и эта оценка в свою очередь управляет нашими чувствами и поведением. Сегодня ведется битва именно за умы людей. Повлияйте на веру человека – и вы повлияете на всего человека. Вернемся к моему примеру. Если я глубоко убежден в том, что моя значимость зависит от высокого уровня развитого таланта, тогда, если после многих лет обучения игре на скрипке и многих репетиций я все еще продолжаю “пиликать”, как начинающий студент, как новичок, я, скорее всего, оценю мое плохое исполнение (событие) как нечто очень плохое, потому что оно угрожает лично мне. В результате я буду чувствовать себя незначительным и поступлю в соответствии с одним из трех перечисленных вариантов: 1) удвою мои усилия, направленные на овладение этим инструментом; 2) изобрету какое-то оправдание (например, я “случайно” сломал запястье), которое я смогу потом использовать, чтобы защитить мое достоинство от других ран; я смогу сказать: “Ах, какая неудача – как раз в то время, когда я был на пороге величия”; или 3) я прекращу всякую активность и уйду в депрессию, которая будет вызвана глубоким чувством никчемности, бесполезности, и будет поддерживаться тем, что она обеспечивает защиту от большего ущерба. Наша картинка теперь выглядит таким образом:
Хотя конкретная форма неправильной программы в каждом конкретном случае иной, тем не менее, мы можем выделить несколько общих идей, которым мы были приучены верить, например, такие: - “Для того, чтобы быть значимым, я должен иметь финансовый успех. Финансовый достаток равняется личному достоинству”; - “Если я хочу чувствовать себя уверенно, тогда меня не должны критиковать. Все, что я делаю, должно находить всеобщее одобрение”; - “Если я хочу быть значительным, тогда другие люди должны оценить мои способности”; - “Моя уверенность зависит от моей духовной зрелости”; - “Моя значимость зависит от того, насколько успешным является мое служение”; - “Если я честно хочу считать себя стоящим человеком, то тогда я не должен терпеть неудачи (т.е. я должен соответствовать произвольно определенному стандарту успеха, который обычно граничит с совершенством)”. Если наша оценка происходящих с нами событий зависит от подобных положений, тогда становится совершенно ясно и не вызывает удивления то, что многие люди чувствуют себя неуверенно, чувствуют себя виновными или полны обид. Женщина, уверенность которой основана на отсутствии какой бы то ни было критики в ее адрес, не воспримет по-доброму высказанное негативное замечание своего мужа по поводу ее способностей в уходе за домом. Ее чувство обиды в этот момент является не прямым ответом на ее критику, но скорее ответом на угрозу ее потребности в уверенности. Если она научилась отделять свое достоинство как личности от того одобрения, которое выражает ее муж, тогда та же самая критика спровоцирует намного более спокойную реакцию. Если пастор нуждается в положительной оценке его проповедей церковью, и эта оценка для него является основанием его собственной значимости, тогда любой знак, любое проявление того, что церкви не нравятся его проповеди, будет воспринят как угроза его личному достоинству. В таком случае он может ответить беспокойством (Могу ли я проповедовать так, чтобы меня принимали?) А если я не могу, то, что мне остается делать? Я больше ни на что не гожусь”), чувством вины (“Я всегда не справляюсь с заданием. Может быть, Бог наказывает меня. Я просто не соответствую возлагаемым на меня требованиям”), или обидой (“Да как вы смеете критиковать мою проповедь? Вы отбираете у меня мою значимость, а из-за этого я злюсь”). Для того, чтобы понять, почему пастор начинает проявлять нервозность и манерничать, находясь за кафедрой, или опускает руки и теряет всякий интерес к своей работе, или невозмутимо игнорирует своих критиков, вы должны выяснить, какова его реакция на критику, т.е. какие предложения проходят через его сознательный разум в тот момент, когда он думает о высказанной критике. Затем вы должны обратиться к источнику этих предложений, который находится в подсознательно удерживаемом представлении относительно значимости. Он позволил своему личному достоинству стать зависимым от того, принимают ли его как проповедника. Он имеет неправильное убеждение, неправильное представление о том, как быть значимым. Изучение душепопечителем “системы представлений” человека (этот термин взят из великолепной книги Джерома Франка “Убеждение и исцеление”) включает в себя пролитие света на мышление, которое до сего момента оставалось скрытым во тьме. душепопечители должны понимать, что лишь немногие люди с радостью принимают неприятные откровения о самих себе. Человеку трудно признать, что его цель в бизнесе представляет собой абсолютно эгоцентричные амбиции, направленные на обретение личного достоинства. Жены, которые в течение многих лет пытались угодить своим мужьям и были уверены, что они отдают, не сразу признают то, что на самом деле они манипулировали своими мужьями и их чувствами, так как они были убеждены, что их личная защищенность зависит от любви их мужа. Нежелание открыто признаться в своем руководящем вымысле, принимает различные формы, которые варьируются от открытого отказа до неуверенного замешательства. Очень трудно не разочароваться, если ты имеешь дело с пациентом, который на все твои слова отвечает одним и тем же: “Может быть, но я не знаю... Я настолько запутался”. Нет ничего легче, чем самообман. Раскрытие самого себя очень болезненно: оно ранит нашу гордость и разрушает то хорошее мнение, которое у нас сложилось о самих себе. Писание говорит, что мы являемся мастерами самообмана, и мы нуждаемся в сверхъестественной помощи для того, чтобы увидеть себя такими, какие мы есть на самом деле (Иер. 17:9-10). Честное и аккуратное исследование внутренней сущности личности – это особая прерогатива Бога. В этом христианское душепопечение в большой степени зависит от просвещающей работы Святого Духа. Без Его помощи никто не сможет воспринять или принять ту истину, которая касается его эгоцентричного и неверного подхода к жизни. Психологи долго боролись с проблемой сопротивления, т.е. с желанием пациента предотвратить превращение болезненного подсознательного материала в сознательный. С психологической точки зрения мне кажется, что это сопротивление может быть объяснено двумя способами. Во-первых, идея, которая в течение многих лет утверждалась и являлась основанием для действий, с трудом будет поддаваться изменению. Убеждение являлось частью личности так долго, что стало таким удобным, как хорошо разношенная обувь. Всякое изменение, всякое отклонение от знакомой позиции, даже если эта позиция может быть нездоровой, является угрожающим. Во-вторых, важно осознавать, что основные представления – это нечто большее, чем просто убеждения, которые основаны на логике. Если наша область сознательного разума занята оценочными утверждениями, тогда область нашего подсознательного разума занята отношениями. Отношения имеют чувственные (эмоциональные), а также познавательные компоненты. Они развиваются в эмоционально заряженной атмосфере искреннего и поглощающего желания человека удовлетворить свои потребности: “Я должен стать стоящим человеком. Как я могу этого добиться?” Затем мир указывает эмоционально голодающему человеку, в чем он нуждается. Когда он принимает определенные убеждения и определяет стратегию для установления своего достоинства, он будет придерживаться этого неправильного убеждения с огромной силой. Подрыв этого убеждения для него равносилен разрыву всех каналов жизнеобеспечения. Душепопечение, пытающееся логически научить нас новым истинам, не принимая при этом во внимание эмоциональную угрозу, которая является частью процесса изменения подхода человека к изменению личностных нужд, встретит на своем пути сопротивление. Позвольте мне еще раз указать на первостепенную, ключевую роль взаимоотношений в душепопечении. Только находясь в атмосфере защищенности, человек сможет открыто посмотреть на себя и подумать об изменении тех убеждений, которые многие годы определяли его путь к утверждению личного достоинства. Офис душепопечителя должен быть тем безопасным местом, где пациент может быть уверен, что он будет принят как личность, независимо от его проблем. Христианам было бы очень полезно прочесть слова Карла Роджерса по вопросу принятия пациента как достойного человека. В одном месте Роджерс сказал: “Я окунаюсь в терапевтические взаимоотношения, имея гипотезу или веру, что моя уверенность и мое понимание внутреннего мира другого человека приведет меня к значительному процессу становления... Я вхожу во взаимоотношения как личность”. 3 Именно в таких взаимоотношениях люди лучше всего могут посмотреть на себя и измениться. Подумайте: где вы чувствуете себя уверенно? С кем бы вы могли быть полностью открыты, не боясь критики или того, что вас отвергнут, будучи полностью уверены, что вас примут и искренне попытаются понять вас? Именно такой вид взаимоотношений должно в идеале обеспечивать душепопечение для того, чтобы изменить глубоко укоренившиеся неверные убеждения.
Основное направление (сердце) Третий элемент человеческой личности включает в себя основное направление, которое человек избирает для себя. Писание часто говорит о сердце человеческом. Греческое слово “кардиа” использовано в столь многих различных случаях, что ему трудно приписать какое-то одно центральное значение. Буквально это слово относится к главному органу физического тела. Писание говорит, что “...душа плоти в крови” (Лев. 17:11), и сердце исполняет функцию кровоснабжения тела, поддерживая в нем жизнь. Вайн утверждает, что “путем простого перехода слово стало обозначать всю умственную и моральную активность человека, включая в себя и рациональные, и эмоциональные элементы, другими словами, сердце используется образно для обозначения скрытых источников жизни личности (курсив мой – прим. авт.) ”. 4 Основанием неправильного мышления в области подсознательного разума является в целом неправильная ориентация человеческой личности. Будучи отделены от Бога, люди, в конце концов, предоставлены сами себе. Все их способности (рационализм, моральные рассуждения, эмоции и воля), действуя совместно, продвигают человека к греховной цели самопревозношения: “Я хочу служить самому себе. Я хочу того, чего я хочу и тогда, когда я этого хочу. Я хочу, чтобы все было так, как мне нравится”. Если сердце – это широкий термин, который включает в себя всю нашу личную природу, и если этот термин действительно имеет отношение к “...скрытым источникам нашей личности”, тогда возможно, что сердце, как оно использовано в Писании, является основной частью личности, которая ответственна за избрание основного направления в жизни. Другими словами, я предполагаю, что сердце представляет собой фундаментальные намерения человека: для кого или для чего я избираю жить? Кто-то сказал, что если внимательно перебрать все возможные ответы на вопрос, то, в конце концов, их диапазон станет довольно узким. С библейской точки зрения, на самом деле существует только два возможных основных направления, которые может выбрать человек: жить для себя или жить для Бога. Если в вашем сердце вы избираете жить для себя (это то, что мы все избираем естественным образом), тогда вы никогда не будете иметь полного удовлетворения ваших личных потребностей. Отрезая Бога (какая потрясающая концепция свободы – простые смертные могут удалить Бога из своей жизни!), вы отвергаете единственный источник истинной значимости и уверенности. Вы предоставлены самим себе и затем делаете все, что в ваших силах, чтобы восполнить ваши личные потребности. Вы можете перебрать возможные предлагаемые миром варианты, и, возможно с помощью психолога, отвергнуть некоторые из наиболее явно невротических (например: “я буду чувствовать себя уверенно, если только все время все будут меня любить”). Но вам не удастся найти такой вариант, который полностью, в совершенстве удовлетворит ваши потребности. Если вы не включаете в вашу схему Бога, то вы остаетесь перед выбором из различных альтернатив, которые вам предлагает дьявол через ложную мирскую систему. Человек, который своим сердцем служит самому себе, выглядит следующим образом:
Если, однако, по Божьей благодати вашим основным намерением является поставить Христа на первое место и служить Ему, тогда вы можете отвергнуть все идеи, которые предлагает мир о том, как стать достойным (и сказать им: “Счастливого пути”, т.к. ни одна из них не работает!). Тогда вы сможете наполнять ваш сознательный разум истинами Писания. Когда недавно я преподавал эту концепцию одной группе студентов, то спонтанно выразил это так: “наполнять наш “ноос” Библейскими истинами”. Христианин, чье сердце искренне предано Христу, будет выглядеть следующим образом:
Этот человек понял, что он должен не исключать себя, а потерять себя во Христе: “Не моя воля, но твоя”; “я сораспялся Христу: и уже не я живу, но живет во мне Христос”; “Потерявший душу свою ради меня сбережет ее”; “Чтобы во всем Ему иметь первенство”. Существуют два источника, через которые производится ввод информации в область сознательного разума: то, что сатана говорит через мир нашему подсознательному разуму и то, что Бог говорит через Библию нашему сознательному разуму. Если реакция человека на события все еще опирается на те неверные представления, которых он подсознательно придерживается, тогда он будет не более успешен, чем неверующий. Но если он обновит свой разум путем оценки событий с библейской перспективы, тогда он станет преображенным человеком. Когда на его пути возникает событие, вызывающее неодобрение, он заставит себя сказать, опираясь на авторитет Писания: “Моя уверенность и значимость как личности зависит только от моих взаимоотношений с Христом. Хотя мне совершенно не доставляет удовольствие то, что произошло, тем не менее, мое достоинство как личности остается неприкосновенным. Следовательно, это событие является болезненным, но не разрушительным, и я знаю, что Бог может даже это неприятное событие обратить во благо, поэтому я могу продолжать двигаться по своему пути, уповать на Него, реагировать согласно Библии и оставаться сильным”. Апостол Павел смотрел на те события, которые происходили в его жизни, с Божьей точки зрения. Когда он был по несправедливости заключен в тюрьму, то он смог оценить это событие, как, возможно, достойное сожаления и определенно неприятное, но, тем не менее, как событие, в котором Бог может действовать (Фил. 1:12-18). Его значимость не зависела от того, что все вокруг происходит так, как хочется ему. Напротив, она зависела только лишь от знания того, что Бог может использовать его. Так как основное направление его сердца было верным (“для меня жизнь – Христос”), то он мог оценивать события с Божьей точки зрения и испытывать глубокую радость, доступную только человеку, который испытывает значимость и уверенность. Он был значим как служитель живого Бога и уверен в своем знании, что Всемогущий Бог его любящий Пастырь, Который в каждый момент его жизни все держит под Своим полным контролем и дает все необходимое, чтобы Павел мог реагировать библейским образом на все свои трудные обстоятельства.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |