КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Неверующий
Б А
1. Депрессия: мысли заняты самим собой, имеется жалость к самому себе, чувство отчаяния и готовность сдаться, никакой заботы о других, как следствие, отсутствие действий, направленных на помощь другим людям. 2. Вина: чувства никчемности и самобичевания, которые не приводят к позитивным шагам, направленным на исправление проблемы. Такие чувства часто служат оправданием, чтобы не брать на себя ответственность за области, в которых есть проблема.
3. Обида: в сердце удерживается злость, солнце зашло в гневе уже много раз и поведение мотивировано местью.
4. Расстройство: отношение типа “А что я могу сделать?”, суматошные попытки измениться и тлеющий гнев по поводу нерешенных проблем.
5. Беспокойство: подозрения по поводу ожидаемого неприятного события, конкретного или неопределенного, настолько сильны, что они контролируют поведение; например, неконтролируемое беспокойство по поводу того, как люди будут относиться ко мне.
1. Терзания: глубокое чувство боли по поводу трудных обстоятельств, эмоциональная боль из-за потери, агония души по мере того, как нарастает проблема (Лк. 22:44).
2. Конструктивная скорбь: в своей превосходной книге “Вина и свобода” Брюс Наррамор и Билл Каунтс описывают отношения сокрушения и скорби по поводу проступков, которые приводят к изменению поведения (2 Кор. 7:8-10).
3. Гнев: реакция на неправильное с моральной точки зрения поведение, которая утверждает святость Божью и обличает, порицает грех, будучи направлена на утверждение Божьей святости и возвращение обидчика к правильному образу поведения (Мтф.21:12-13).
4. Мотивированное недовольство: озабоченность трудными обстоятельствами, которая приводит к плану того, как их изменить или (в случае, когда первый вариант невозможен) производит отношение принятия чего-то неприятного, зная, что Бог может действовать в любой ситуации (Флп. 1:12).
5. Заинтересованность: ожидание вероятного будущего события, которое не вызовет непослушания Богу, но скорее побудит к разумным предусмотрительным действиям (Пр. 6:6-11).
В каждом примере мы можем проследить, что неверные негативные эмоции имеют свои корни в неправильном представлении о том, как можно восполнить личные потребности. В шестой главе эта мысль будет рассмотрена более подробно. Здесь позвольте мне сказать, что имея правильное основание своего достоинства, тогда я буду оценивать все происходящее со мной так, чтобы не чувствовать депрессии, чувства вины, обиды, расстройства или беспокойства. Каждая из этих эмоций основывается на мотивации дефицита, которая в свою очередь вызвана неправильным мышлением. Беспокойство, обида и чувство вины являются основными проблемами, которые являются причиной всех других трудностей. Если я верю в то, что все, в чем я нуждаюсь – это Бог и все то, что Он усмотрит, тогда я не буду испытывать ни одной из этих трех эмоций. Вина приходит, когда я считаю, что мне недостаточно того, что дает Бог, и я выхожу из-под Божьей воли, чтобы обеспечить себя тем, чем Бог меня не обеспечил. Обида приходит, когда я считаю, что что-то, чему Бог позволил произойти в моей жизни, угрожает моим потребностям. Беспокойство – это боязнь того, что я не буду обеспечен тем, в чем я нуждаюсь. То, как мы думаем, не только определяет диапазон вариантов поведения, из которых мы можем выбирать, это также интенсивно влияет на то, что мы чувствуем. Если наше мышление основано на неверной системе ценностей этого мира, тогда мы будем испытывать негативные эмоции, которые будут блокировать сострадание. Если, однако, наше мышление основано на Писании, тогда мы будем оценивать происходящее событие таким образом, что даже если мы, возможно, будем чувствовать болезненные эмоции, тем не менее, мы будем продолжать выражать глубокую реальную заботу и сострадание. Только христианин, чьи потребности уже нашли свое обеспечение во Христе, может быть способен проявлять продолжительное сострадание вне зависимости от обстоятельств. Наш Господь учил, что отличительной чертой христианства должна быть любовь, которая проявляется, когда община верующих проявляет настоящую заботу друг о друге. Сейчас наша схема психоанатомии может быть закончена. Сперва давайте посмотрим на то, как выглядит неверующий.
Таблица №8 Он рассчитывает только на себя, он оценивает свою жизнь, опираясь на мирскую систему ценностей. Он стремится только восполнить свои собственные потребности. Он не проявляет истинной заботы о других – все потому, что он поверил дьявольской лжи о том, как быть личностью. Он по-настоящему сын сатаны. Но давайте посмотрим на верного христианина.
верующий
Таблица №9
Заметьте, что те неверные убеждения, которым он научился в своей жизни, все еще входят в его сознательный разум, но он обдуманно оценивает свой мир с точки зрения Библии. Заметьте также, что стрелка между поведением и состраданием указывает в обе стороны: чем больше сострадания я чувствую, чем больше сострадания будет проявляться в моем поведении и чем больше я избираю вести себя сострадательно, тем больше сострадания я буду чувствовать. Цель христианина – жить для Христа. Он оценивает свою жизнь с точки зрения Бога; он выбирает вести себя таким образом, как Бог говорит ему; он чувствует сострадание по отношению к другим и ведет себя соответственным образом. Этот человек имеет глубокое чувство собственного достоинства и знает на опыте плоды Духа Святого. Христианин, который живет как плотской человек, продолжает жить для себя, и все еще оценивает свой мир с ложной точки зрения и, следовательно, ведет себя эгоистично, живет в неповиновении и без сострадания, он думает, действует, чувствует точно также как и неверующий. Какая трагедия!
Заключение Дух Святой обеспечивает возможность для преображения посредством нормальный механизм человеческой личности. Святой Дух приносит в подготовленный для восприятия разум ту истину Писания, которая имеет непосредственное отношение к обстоятельствам. Затем человек осознает, что никакое событие не может лишить его личного достоинства. Он осознает то, что является цельным человеком, имеющим значимость и уверенность, независимо от того, что происходит с ним. Следовательно, он может оценивать события, происходящие в его жизни, так, что не будет вести себя или чувствовать себя эгоистично (он может “стать на путь послушания”). По мере того, как он продолжает свою оценку событий с библейской точки зрения, Дух Святой углубляет значимость Божьих истин для него. Его христианские убеждения проникают глубоко в систему его основных жизненных ценностей, медленно заменяя те неверные убеждения, которых он придерживался еще с детства. Он взрослеет, он растет, его внутренний человек изменяется (он “ПОДНИМАЕТСЯ”). В конце концов, он считает себя цельной личностью, которой ничто не угрожает и которая может выразить свое достоинство в поклонении и служении. Преображение зависит от обновления ума.
Примечания 1. Феноменология: для того, чтобы понять человека, вам необходимо знать то, как представляется ему окружающий мир. Объективизм: для того, чтобы понять человека, вы должны знать, каков его мир. 2. В.Е.Вайн - толковый словарь Нового Завета (Олд Теппен, Нью Джерси: Ревелл, 1966). 3. Карл Л. Роджерс “Постигая то, как быть свободным”, неопубликованная статья, процитированная в книге Дугалда С.Арбакла “Душепопечение: философия, теория и практика”, второе издание (Бостон: Эллин и Бэкон, инк., 1970). 4. Толковый словарь.
ЧАСТЬ III ОСНОВНАЯ СТРАТЕГИЯ:
ГЛАВА 6 КАК возникают ПРОБЛЕМЫ – ЧАСТЬ 1
Не имея четкого понятия о том, как развиваются проблемы, душепопечение может быть сведено всего лишь к теплой и дружеской беседе, которая полной добрых намерений. В глубинах разума многих душепопечителей за уверенной внешностью, вселяющей надежду и доверие, скрывается вопрос, который не дает им покоя: “Что же я могу сказать, чтобы помочь этому человеку?” Если душепопечитель только что закончил чтение книги по методам душепопечения Роджерса, тогда похоже, что он с теплотой в голосе скажет: “Я понимаю”, надеясь на то, что его подопечный поверит ему. Если самой последней книгой, которую он читал, была книга Джея Адамса “Подготовлен к душепопечению”,1 тогда он, скорее всего, будет искать возможность властно утверждать что-то типа: “Так поступать грешно. Вы должны покаяться и измениться. Вот места из Писания, которые вы должны читать, они помогут вам”. И профессиональные психологи, и душепопечители-пасторы склонны к тому, чтобы опираться на несколько основных методик и два или три основных принципа, возможно, даже не имея четкого понятия и не подумав, почему их усилия по душепопечению должны сработать. В этой главе я хочу обобщить вместе многие мысли, представленные в модели человеческого поведения. Если душепопечитель имеет широко применимую концепцию развития человеческих проблем, тогда у него увеличиваются шансы понять своего подопечного, и он попытается рационально решить эти проблемы согласно систематической и продуманной стратегии. В какой-то степени человек навеки останется тайной. Кто может до конца понять произведения бесконечного Бога? Однако хорошая, четкая модель, которая объясняет основы человеческого поведения, может избавить нас от подхода “Давайте попробуем это, может быть, поможет” и придать некую меру точности нашим усилиям в душепопечении. Ту модель, которую я имею в виду, легко представить. Я считаю полезным придерживаться этого представления проблемы, когда я занимаюсь душепопечением. Я пытаюсь сопоставить ту проблему, с которой я столкнулся, с моей моделью для того, чтобы лучше ее понять. Позвольте мне объяснить мою схему, поочередно представляя каждый элемент. Первое понятие этой модели – это потребность. Так как люди являются и физическими, и личностными существами, у них есть и физические, и личностные потребности. Физические потребности заключаются в том, что необходимо для того, чтобы физически выжить, для того, чтобы поддерживать жизнь в теле – пища, одежда, кров и т.д. Личностные потребности состоят из того, что требуется для личностного выживания, для того, чтобы личность оставалась живой – значимость и уверенность как основа для собственного достоинства. Если мы хотим оставаться живыми личностями, тогда у нас должна быть цель в жизни и мы должны иметь любовь. Многие люди находятся в процессе умирания и не понимают своего состояния. Они настолько долго будут пребывать в состоянии, насколько долго они будут лелеять надежду, что больше и больше денег, славы, престижа, секса, путешествий и чего бы то ни было, даст им значимость и уверенность. Как только они сталкиваются с ужасающей чернотой никчемности и бесполезности и понимают, что нет никакой надежды обрести чувство достоинства, тогда в их жизнь приходит глубокое подавляющее отчаяние. В этот момент они либо кончают жизнь самоубийством, либо у них происходит нервный срыв, они могут стать замкнутыми или странными, или могут использовать иррациональные методы для того, чтобы заглушить боль (алкоголь, наркотики, побег, порнография и т.д.). Когда человек постигает истину о том, что он является значимым и уверенным во Христе, а затем он начинает практиковать эту истину путем рациональной, ответственной, послушной и преданной жизни, тогда он становится цельным, живым, наполненным. Жизнь стоит того, чтобы жить вне зависимости от того, насколько трудны обстоятельства жизни. Жизнь имеет смысл. Есть причина для того, чтобы двигаться дальше. В жизни человека начинают проявляться все характеристики зрелой личности, которая достигает самовыражения. Психологи делают важное различие между первичными нуждами и вторичными потребностями. Первичные личные потребности – это значимость и уверенность. Вторичные потребности (иногда их называют – приобретенные потребности) – это просто те вещи в нашей жизни, которые служили средством для обеспечения наших первичных потребностей. Психолог Б.Ф.Скиннер технически определил вторичное подкрепление (или потребность) как событие-стимул, которое приобрело подкрепляющие свойства из-за того, что прежде оно являлось дискриминативным стимулом. Позвольте мне повторить это еще раз уже более простым языком. Зеленый свет светофора говорит мне, что сейчас настало время, когда я должен перейти улицу, имея хорошие шансы на то, чтобы совершить это безопасно. Зеленый свет, следовательно, является дискриминативным стимулом – чем-то, что дискриминирует (отмечает) тот момент, когда я могу обеспечить мою первичную потребность (в данном случае – физическую безопасность при переходе улицы). Я стою на перекрестке и замечаю кнопку, которая при нажатии переключает светофор на зеленый свет. Я обнаруживаю в себе мотивацию нажать эту кнопку, потому что я хочу, чтобы произошло событие – зажегся зеленый свет. Но почему зеленый свет имеет для меня такую большую ценность (если, конечно, не принимать во внимание возможное эстетическое предпочтение)? Он не имеет совершенно никакой независимой (или первичной) ценности. Зеленый свет не является ответом ни на одну из моих потребностей, но он предоставляет мне возможность удовлетворить первичную потребность в физической безопасности во время перехода улицы. Зеленый свет, следовательно, имеет вторичную (или приобретенную) ценность. Я нуждаюсь в зеленом свете не потому, что он прямым образом восполняет мои потребности, но потому, что он позволяет мне удовлетворить их. Деньги являются еще одним очевидным примером дискриминативного стимула, который превратился в приобретенную потребность. Кусочек зеленой бумаги (т.е. доллар) несъедобен, он не может восполнить мою потребность в пище, когда я голоден, но, пользуясь этим кусочком бумаги, я могу купить еду, которая утолит мой голод. Следовательно, я постигаю, что “нуждаюсь” в деньгах. Я так долго обсуждал этот пункт потому, что душепопечители должны четко понимать разницу между первичными личными потребностями и приобретенными (культурно-привитыми) личными потребностями. Подопечные часто заявляют, что они нуждаются в одобрении со стороны других людей. Но на самом деле они в этом не нуждаются. То, в чем они на самом деле нуждаются – это безопасность, уверенность. Может быть, на протяжении всей их жизни их чувство уверенности и безопасности зависело от одобрения других людей. Сильный родитель может настолько подавить ребенка, что тот проведет всю свою жизнь, пытаясь угождать людям, чтобы наслаждаться приятным общением, которое ассоциируется с одобрением матери. Но если этот человек сможет увидеть, что то, в чем он на самом деле нуждается – это не одобрение, но уверенность, тогда он сможет подумать о других возможных путях удовлетворения этой потребности. Он должен понять главное – он нуждается не в одобрении, он нуждается в уверенности. Одобрение – это приобретенная потребность, а уверенность – это первичная потребность. Люди никогда не смогут прекратить нуждаться в значимости и в уверенности. Но мы можем прекратить нуждаться в определенных приобретенных путях удовлетворения наших первичных потребностей в значимости и уверенности, если: 1) эти пути создают проблемы; и 2) если существует другой, не имеющий проблем, путь для удовлетворения тех же самых первичных потребностей. Душепопечители должны различать потребности и желания. Мы нуждаемся в значимости и уверенности для того, чтобы сохранять верность в жизни. Возможно, мы желаем одобрения, денег, славы, признания, продвижения по службе, мы желаем иметь новый дом, хороший брак, хорошую внешность, несколько меньший по размерам нос, лучшие личные качества, более стройную фигуру, успех в бизнесе, большую машину, детей, которые “выйдут в люди”, друзей, успешное служение и т.д., и т.д. Я могу всего этого страстно желать вплоть до того, что отсутствие этих вещей будет вызывать у меня огромную боль, которая, впрочем, резонна и не является грехом. Но для того, чтобы быть целостной личностью, которая может жить согласно Библии, я не нуждаюсь ни в одной из этих вещей. Я могу жить личностно целостной и имеющей глубокий смысл жизнью, не удовлетворяя мои желания, хотя эта жизнь порой может быть для меня терзанием. Апостол Павел – прекрасный пример этого. Но ни апостол Павел, ни я не можем продолжать успешно служить Христу, не удовлетворив наших потребностей. Если читатель интересуется тем, что действительно восполняет мои нужды, я отсылаю его к моей первой книге. Итак, первая концепция – потребности. Не желания, не приобретенные потребности, не вторичные подкрепления, но потребности. Рассматривая модель того, как функционирует личность, мы начнем с личных потребностей в значимости и уверенности. Вторая концепция в этой модели – мотивация. Говоря простыми словами, мотивация – это побуждение удовлетворять мои потребности. Это именно то чувство настоящего момента, которое побуждает меня сделать что-то, чтобы стать значимым и уверенным. Как падшие люди, мы испытываем острое, неутолимое желание быть значимыми и уверенными в себе. Мы готовы тратить огромную энергию на усилия, направленные на удовлетворение этих потребностей. Мы называем эту глубокую побуждающую готовность восполнять нужды мотивацией. На данный момент модель выглядит именно так.
См. Таблицу 10 в конце главы.
Мотивация сама по себе – это немного больше, чем случайная, недифференцированная энергия. Я готов что-то делать, я готов двигаться, я готов упорно работать для того, чтобы стать достойной личностью. Но что я должен делать? В каком направлении мне нужно двигаться? Что становится важным для меня? В каком направлении я буду тратить мою мотивационную энергию? Ответ на эти вопросы настолько же важен, насколько прост: направление, в котором я мотивирован устремить усилия по обеспечению моих потребностей, не зависит ни от самих нужд, ни от мотивационной энергии, скорее оно зависит от того, что, по моему мнению, восполнит эти потребности. Я имею потребности и стремлюсь к тому, чтобы удовлетворить их, поэтому я мотивирован сделать что угодно, что, по моему мнению, даст мне значимость и уверенность. Дети проходят через различные стадии развития. В свое книге “Вера, психология и христианская зрелость” Миллард Селл приводит превосходное и доступное для читателя обобщение психоаналитических взглядов на стадии личностного роста. На каждой из этих стадий ребенок мотивирован к тому, чтобы найти какой-то способ удовлетворить свои личные потребности. В какой-то момент он натыкается на стратегию, которая выглядит действенной. Возможно, он замечает то, что другие люди считают важным. Если папа постоянно говорит о своих атлетических достижениях, тогда сын может решить, что превосходство в конкретной области является путем к значимости. И если мать выражает недовольство отцом, но продолжает работать, как рабыня, готовя ему обед, убирая дом и стирая его белье, тогда у дочери может сложиться представление, что, возможно, брак дает уверенность, но на самом деле это происходит очень редко. Будучи взрослой, она может решить избежать неминуемого расстройства, оставаясь незамужней. Или, если она вступает в брак, она быстро может занять наступательную позицию, чтобы оградить себя от того ущерба, который она ожидает. Как только она замечает что-то негативное в своем муже (недовольное выражение лица, опоздание домой, замечание по поводу неубранного дома), она автоматически и неосознанно истолкует это как ожидаемый ею отказ от нее и ответит атакой: “Ты говоришь, что дома не убрано? Но если бы ты хоть пальцем пошевелил для того, чтобы помочь, я бы справилась с этим. Мне приходится смотреть за детьми, мне приходится готовить обед, мне приходится пылесосить ковры, и я стараюсь, как только могу, а все что можешь ты – это только портить”. В этот момент она может либо разрыдаться, либо сохранять холодное спокойствие. В любом случае она отчаянно пытается избежать боли и ущерба, которые приносит неуверенность. В корне проблемы находится набор неправильных представлений относительно уверенности, которые она постигла и приобрела, будучи еще ребенком. Хотя женщина ответственна за свои греховное отношение и поведение, ее превращение в уверенную в себе христианку будет зависеть от приобретения ею новых жизненных основ. Хотя я не могу с точностью сказать, как ребенок выбирает свои стратегии для обретения личного достоинства, мне кажется разумным следующее предложение: в первую очередь на него производит влияние тот образ жизни, который ведут его родители. В книге Притч 26:30 говорится: “Наставь юношу при начале пути его”, т.е. мы должны воспитывать наших детей таким образом, которым мы желаем, чтобы они жили дальше. Еврейское слово, которое переведено как “наставь”, прежде всего использовалось (согласно превосходным материалам Ховарда Хендрикса о воспитании детей) при описании того, как еврейская повивальная бабка помещала свой палец в рот новорожденного для того, чтобы у него развился сосательный рефлекс. Основная мысль, которую несет это слово – сделать что-то, что запустит в действие основные рефлексы, побудить естественную активность или, еще более широко, создать желание. Дети естественным образом мотивированы удовлетворять свои личные потребности. Задача родителей заключается в том, чтобы побуждать эти основные рефлексы своим образом жизни. Мы должны создавать в наших детях желание обращаться к Господу за удовлетворением их личных (а также физических) потребностей. Смотрите, не ошибитесь. Дети в той или иной форме воспроизведут наши усилия по достижению значимости и уверенности. Если мы действительно верим, что деньги или достижения приносят значимость, или комплименты и привлекательная одежда приносят уверенность, тогда мы можем сколько угодно рассказывать о той радости, которую мы испытываем оттого, что знаем Иисуса. Наши дети, тем не менее, будут в своей жизни опираться на то, на что опираемся мы для достижения удовлетворения в жизни. Никакие наставления, никакие семейные молитвы и походы в церковь не смогут эффективно противостать тем идеям, которые мы вкладываем в наших детей своей собственной жизнью. Дети поймут, что их потребности смогут быть удовлетворены, если они достигнут той же самой цели, к которой стремятся их родители. В наши дни молодежь все больше и больше понимает, что те цели, которым их родители посвящали свою жизнь (деньги, престиж, хорошая работа и т.д.) не способны дать удовлетворение. Упорная работа ради самой упорной работы, как самоцель, рассматривается как пустое занятие. Так и есть на самом деле. Цели, которые обычно выглядят привлекательными, на самом деле являются искусственными и не приносят удовлетворения. Они не обеспечивают того, в чем люди так отчаянно нуждаются, они не дают подлинной значимости (цели для жизни) или настоящей уверенности (реального чувства того, что тебя любят). Дети до определенного возраста неявно принимают идеологию своих родителей, но наше поколение призывало молодых людей к тому, чтобы подвергать это сомнению. И это хорошо. Когда они станут подростками, то многие отвернутся от амбиций своих родителей, увидев всю бесполезность их стараний. Трагедия заключается в том, что часто они подменяют одну ошибку другой по мере того, как они постепенно направляются и обращаются к мистическим, иррациональным эмпирическим стратегиям для того, чтобы найти какое-то удовлетворение – к наркотикам, свободной любви, оккультизму, поиску приключений – к чему угодно. Сегодня первое место занимает нахождение чего-то, что позволяет человеку хорошо чувствовать себя. Призывать этих детей к порядку, к тому, чтобы остепениться и найти себе хорошую работу – более чем бесполезно. В этом проявляется непонимание проблемы. Церковь Иисуса Христа нуждается в том, чтобы выставить на всеобщее обозрение реальность истинной значимости и уверенности, показав нашу непоколебимую и бескомпромиссную преданность абсолюту Писания, и на практике (а не просто на словах) проявить безусловную любовь. Если эти люди не найдут рациональный и резонный ответ на их глубочайшие потребности, который может дать только лишь христианство, они либо станут марионетками, которые машинально пытаются соответствовать тем ожиданиям, которые на них накладывает общество (а не этого ли мы на самом деле хотим в глубине души? Может быть.), либо окунутся с головой в ужасную тьму полного отчаяния – никакого смысла жизни, никакой любви. Они будут двигаться как зомби, направляясь в никуда, или (если у них хватит смелости) они совершат самоубийство. Когда дети на примере своих родителей учатся неправильным представлениям о том, в чем найти значимость и уверенность, я думаю – передаются ли грехи родителей детям? (Исх. 34:7). Я благодарю Бога за родителей, которые своей собственной жизнью, а также своими словами научили меня и моего брата тому, что упование на Господа и жизнь для Него является основанием успеха всей жизни. Родителям брошен ясный вызов: жить, действительно опираясь на Господа и в Нем черпать нашу значимость и уверенность. Дети разрабатывают стратегию удовлетворения своих потребностей. Мир (в основном их родители), плоть (их собственное врожденное сопротивление поискам Бога – Рим. 3:10-13) и дьявол (который получает наслаждение, когда предлагает любого бога, не предполагающего подчинение Христу) объединяются для того, чтобы научить ребенка ложным основным положениям о том, как можно восполнить личные потребности. Обычно люди развивают в своей жизни одну основную направляющую идею. Примеры, которые я часто встречаю в моей практике таковы: “Я буду иметь значимость, если: - у меня будут деньги; - я добьюсь превосходства; - я никогда не буду совершать ошибок; - я хороший работник; - мои дети “выйдут в люди”; - мои приятели оценивают меня по достоинству; - меня принимают в важных кругах”. “Я буду чувствовать себя уверенно, если: - мой муж будет любить меня; - меня никто никогда не будет критиковать (представление, которое подразумевает достижение совершенства: “Если я совершенен, тогда меня не за что критиковать”); - все меня принимают; - мною все довольны, никто на меня не кричит, никто на меня не обижается и никто меня не отвергает”.
Когда в жизни детей появляется основное предположение, тогда их мотивация приобретает направление. Цель поставлена. И тогда они начинают преследовать эту цель, поступая определенным образом, а цель определяется их представлением. Нашу схему теперь можно продолжить (см. след. стр.). Диаграмма в ее теперешнем виде предлагает один из путей развития проблем. Поведение, ориентированное на достижение цели, может быть либо разумным, реалистичным и чувствительным, либо невежественным, иррациональным и абсолютно безуспешным. В таком случае цель может быть не достигнута, человек будет чувствовать угрозу по мере того, как его потребности будут оставаться неудовлетворенными, и он начнет беспокоиться или обижаться. Например, если жена считает, что ее уверенность зависит от того, что ее муж ее любит, вероятно, она попытается достигнуть цели, которая заключается тогда в завоевании любви своего мужа.
См. Таблицу 10 в конце главы.
Но, возможно, она не понимает того, что “заводит” мужчину. Она может помогать ему с его делами, или может взять на себя финансовую сторону жизни семьи и хорошо с этим справляться, но в то же время пренебрегать уходом за собой или теплым приветствием, когда муж возвращается домой. В таком браке развиваются проблемы. Ее муж холоден по отношению к ней, цель не достигнута. Когда она обращается к психологу, чувствуя злобу, горечь и боль, жалуясь на своего отдалившегося от нее мужа, не испытывающего к ней никаких чувств, она, возможно, поймет, что она поступала неправильно. Ее ориентированное на достижение цели поведение является невежественным и неэффективным. Поэтому она бежит в ближайший книжный магазин и там покупает несколько книг о том, как стать совершенной женщиной, превосходной партнершей в сексе и просто пределом мечтаний для мужчины. В попытках завоевать его любовь она учится готовить особые блюда, она восхищается его телом, она носит возбуждающее нижнее белье и платья, которые хорошо сидят на ней, и так продолжается дальше, и дальше, и дальше. Здесь я хочу отметить, что у меня не возникает ни единого возражения, когда моя жена делает все вышеприведенные вещи – мне это нравится. Я считаю, что еще больше женщин должны попробовать такое поведение. Но если душепопечение направлено только на то, чтобы изменить поведение, ориентированное на достижение цели, с иррационального на более продуманные и эффективные усилия, направленные на достижение той же самой цели, тогда возникают две реальных проблемы: 1. Цель, заключающаяся в завоевании любви своего мужа, может быть абсолютно недосягаемой независимо от того, как бы отчаянно жещина ни пыталась ее достичь. И если так, что же тогда? Обречена ли она жить в неуверенности до тех пор, пока ее муж не изменится, или до тех пор, пока она не найдет себе другого мужчину, который бы любил ее? 2. Основная мотивация жены эгоцентрична, направлена на себя. Все советы относительно того, как иметь успех у мужа, научили эту женщину только лишь тому, как более успешно манипулировать своим мужем для того, чтобы восполнить свои собственные нужды. Жена, имеющая неудовлетворенную потребность, действует на основе мотивации дефицита. Она находится в центре своего мира, пытаясь заполнить свою пустоту.
На вышеприведенной схеме стрелка, указывающая на мужа, символизирует поведение жены по отношению к нему. Стрелка, исходящая от мужа по направлению к жене, отображает желательный результат ее усилий, а именно то, что он ее любит. Она дает, чтобы получать. В реальности она не делает ничего, кроме того, что использует своего мужа, чтобы удовлетворить свои нужды. Христианский брак отличается от этого. Возможно, его можно изобразить так:
В этой схеме идеального брака Господь удовлетворяет основные потребности каждого супруга. Оба супруга наполнены и, следовательно, теперь действуют на основе мотивации выражения. Их поведение по отношению друг к другу – это поведение человека, который дает, помогает другому стать ближе к Христу. Жена может делать многое из того, о чем она узнала в книгах, но сейчас ее мотивация стала другой. Она желает, чтобы ее муж был ближе к Христу. Его ответную любовь можно сравнить с глазурью на торте. Хотя глазурь сладкая и с глазурью торт выглядит гораздо более привлекательно, тем не менее, она не является основным ингредиентом. Если он не любит ее, она остается уверенной и желает служить ему так, как Бог будет направлять ее, поэтому она продолжает сознательно подчиняться своему мужу, молясь, чтобы Бог использовал ее поведение, чтобы привлечь его ближе к Господу. В поведении, ориентированном на достижение цели, могут развиваться проблемы. Люди могут двигаться по направлению к своей цели успешно или безуспешно. Душепопечение, которое помогает человеку достигнуть цели, определенной и поставленной на основе неверного представления, фактически можно сравнить с тем, как научить клеща более продуктивно сосать кровь из собаки. Если пациенту можно помочь достигнуть цели, используя более эффективные стратегии, он достигнет некоторой меры удовлетворения. Но если правдой является то, что только Христос может воистину восполнить наши нужды, и если цель подопечного была определена на основе неправильного представления о том, что приносит значимость и уверенность, тогда, достигнув своей цели, он не будет полностью удовлетворен, его нужды все еще будут требовать удовлетворения, и он будет мотивирован к тому, чтобы снова пройти через этот цикл и достичь новых целей. Всю свою жизнь он будет гоняться за вещами, которые не приносят удовлетворения. Бог сказал пророку Иеремии, что Его народ, Его люди “...Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды” (Иер. 2:13). Наш Господь сказал самарянке о том, что люди, которые полагаются в своей жизни на любой источник поддержки, кроме самого Христа, никогда не будут удовлетворены. Цикл черпания воды из колодца становится постоянным утомительным трудом, продолжительными усилиями, направленными на достижение того, что никогда не сможет принести удовлетворение. Какая трагедия, когда мы видим, что люди настолько заняты бизнесом, что жертвуют своими семьями ради того, чтобы достичь успеха в своем деле. Дорогой дом, “Роллс-Ройс” в гараже и счет в банке, который пухнет от денег – все это всего лишь разбитые водоемы. Апостол Павел знал, как жить в изобилии, и как жить в нужде. Он мог наслаждаться роскошью, если она появлялась на его пути, но он также мог обойтись и без нее. Он осознавал, что делать основанием счастья материальные блага – это все равно, что опускать ведро в пустой колодец в надежде почерпнуть воду и утолить жажду. Материальные блага не могут содержать воды, которая может наполнить душу настоящей значимостью и уверенностью, но так часто люди все больше и больше удлиняют веревку, стараясь опустить ведро глубже в бездонный и безводный колодец и надеясь, что, в конце концов, они найдут то, что ищут. Другие сдаются, отказываясь от жизни в изобилии, продают все, что у них есть и переезжают на ферму в сельской местности, пытаясь заглушить это неприятное чувство пустоты, подобное тупой боли. Многие люди не могут позволить себе ни купить больше вещей, ни переехать в сельскую местность, но мечтательно воображают, что если бы в их жизни это было возможно, тогда их потребности были бы восполнены. Однако ничего, кроме взаимоотношений с Христом, не сможет принести удовлетворение. Позвольте мне добавить новые детали к нашей диаграмме
См. Таблицу 10 в конце главы. Наша диаграмма отображает теперь то, как живут многие “хорошо устроенные” люди. Они установили в своей жизни цели, основанные на небиблейских представлениях о том, как могут быть восполнены их нужды. Путем упорной работы, внимательного и четкого планирования, или с помощью “слепой фортуны” (многие бы и сказали так), они достигли своих целей. У них есть деньги, у них хорошие дети, у них хорошее здоровье, у них престиж в мире бизнеса, у них есть все, что они ценят, и они наслаждаются этим, имея личное благосостояние и счастье. Эти люди не обращаются за консультацией к психологам. Некоторые из них в своей жизни не чувствуют никакой потребности в Боге, у них все прекрасно и без Него. Настаивать на том, что их глубочайшие потребности остаются неудовлетворенными и требуют удовлетворения – все равно, что говорить в глухие уши. Проблема заключается в том, что когда все идет по плану, тогда люди действительно чувствуют себя хорошо. Все сработало так, как должно было сработать и это приносит временное удовлетворение. Очень трудно убедить таких людей в том, что конец их пути является смертью – вечностью, где не будет ни смысла жизни, ни любви. Есть люди, которые, достигнув всех своих целей, сталкиваются с ужасающим фактом, что их исполнившиеся мечты так и не принесли настоящего удовлетворения. У Мэрилин Монро было все, к чему стремилось большинство девушек: хорошая внешность, пропорциональная фигура, множество поклонников, слава, деньги, роскошь. Но, тем не менее, она покончила с собой. Почему? Очевидно, она достигла хоть и достойной сожаления, но честной стадии абсолютного отчаяния: «Я достигла всех моих целей, но они не принесли удовлетворения. Я опустошена. Жизнь не стоит того, чтобы жить. Больше не осталось ничего, что можно было бы попробовать. Я попробовала все. Ничто не может утолить эту сильную боль внутри меня. Смерть является единственным возможным выходом”. Добавив такого рода переживания в нашу диаграмму, мы увидим следующее:
Таблица №10
Я представил простую модель человеческого поведения и предложил некоторые пути развития проблем. В следующей главе я добавлю к этой модели еще один ключевой элемент, который является непосредственной причиной большинства проблем, о которых можно услышать в приемной психолога.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |