КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень основных эмпирических характеристик 2 страница
или ничего> получает свое полное выражение такой ультраспеци- фический и чрезвычайно загадочный пространственный признак психического процесса, как его так называемая проекция. Сущест- во этого феномена, издавна привлекавшего своей крайней парадок- сальностью пристальное внимание всех, кто глубоко задумывался 1 о природе психического, лаконично и предельно ясно описано Марксом так: <...световое воздействие вещи на зрительный нерв ; воспринимается не как субъективное раздражение самого зритель- ного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз>. Совершенно не случайно, конечно, Маркс использует явную специ- : фичность этого феномена, столь резко необычного tipn всей его пол- , нейшей привычности, именно в качестве аналогии таинственности . товарной формы, перевоплощающей общественный характер труда i-в- вещественные качества его продукта. Аналогичным образом охарактеризовал это важнейшее свойсгво 1 Сеченов, который писал, что <когда на наш глаз падает свет от какого-нибудь предмета, мы ощущаем не то изменение, которое он производит в сетчатке глаза, как бы следовало ожидать, а внеш- нюю причину ощущения-стоящий перед нами, т. е. вне нас, пред- мет>. Проявляющаяся здесь, вопреки тому <как бы следовало ожидать>, специфика состоит в том, что физические изменения, ., совершающиеся в органе психического процесса, предстают перед их носителем как события, разыгрывающиеся вне этого органа в реальном внешнем пространстве-в пространстве объекта, явно не совпадающем с пространством органа. Совершенно особый ха- рактер этого критического пространственного признака резко отли- чает его не только от качественных (модальных) характеристик психических процессов, но даже от других пространственных же компонентов, например от воспроизведения формы, рельефа и др. Воспроизведение качеств одного объекта в другом, служащем его моделью, само по себе не заключает еще уникальной специфич- ности психических явлений-оно встречается в различных видах и непсихических отображений. <Подобное воспроизводится подоб- ным> - констатировали еще в древности. Это же относится и к вос- произведению некоторых пространственных свойств, таких, напри-
М а р к с К. и Э нгел ьс Ф, Соч., т. 23, с. 82. " Сечено.в И. М. Избранные философские и психологические произведе- ния. М., 1947, с. 433..
мер, как форма. Разные предметы - копия и оригинал - могут обладать одной и той же формой, величиной, цветом и т. д. Уникальность_тинственность1о1с1В1оекдйд"е.прееляется тeм7чтoTдecь"в"oднoм"oбъeктe--pгaнeвocпl)oизвoдитcя,.дlecг.з..a? нЖаем7е~друг1мобъектом."есто_11Тистёме)тст Жонопо.ШШТ1ринадлежностью каждого "данлого"оъектаВ отли- чи[ёнапримёр o~ёpмы~p5зныe~oбъёкъl не могут обладать одним и тем же местом. Ибо обладать местом-значит находиться в нем. Поэтом-чвоспройзвестив одном объекте местонахождение другого можнотолькозайявего мёсто.Жёжлу тем именно такое воспроиз- ведение места одной вещи -"объекта в другой вещи-органе, но без того, "чТОбы STO "ягет-го реально з а нять, ка к "раз и соста вляёт CiMOe существо описываемого феномена проекции, или отне- йённостй процесса, "совершающегося в органе, к координате объ- ек:та.1.""~"""" Такое <единство в двух лицах> и является наиболее непонят- " ной и таинственной особенностью описываемого критического от- личительного признака. При этом существенно, что, хотя феномен проекции обычно демонстрируется на примерах зрения, в своем исходном общем качестве этот признак имеется в любом самом простейшем, скажем тактильном, ощущении. Он возникает именно у самой границы психического, сразу, вместе с психическим процес- сом, в дальнейшем развитии которого данный феномен может пре- терпевать лишь определенные модификации. Именно в этом смыс- ле, вероятно, могут быть поняты слова Вольтера о том, что <чу- до> психики <дается разом>, поскольку оно заключается и в про- стейшем ощущении младенца и в величайших творениях <Ньюто- нова мозга>. Различные конкретные формы, которые приобретает общее свой- ство отнесенности к пространству объекта на разных уровнях орга- низации психической деятельности, были выявлены значительно позднее, уже в ходе экспериментально-психологических исследова- ний психических процессов. Так, воплощением именно этой специ- фической <объектной> отнесенности является такое эксперимен- тально выявленное свойство пространственно-временных компонен- тов сенсорных процессов (ощущений), как их парциальная метри- ческая инвариантность, которая выражается 6 конгруэнтности отображаемых координат объекта (меняющихся во времени или постоянных) их действительным координатам в не связанной с субъектом системе отсчета. В еще более полной форме это свой- ство выражено в интегральной метрической инвариантности пер- цептивных образов, коэффициент константности которых равен .единице. Такая интегральная метрическая инвариантность заклю- чает в себе воспроизведение уже не Только места или координаты воспринимаемого объекта, но всей полноты его собственных про- странственных свойств (величины, рельефа, формы и т.д.). В та- ком свойстве вторичных образов или представлений, как их пано- рамность, выводящая пространственную структуру образа за гра- ницы поля восприятия, достигается еще большее освобождение
образа от ограничений, которые ставятся собственными простран- ственными свойствами воспринимающего аппарата. На уровне понятийного мышления такая <эмансипация> от соб- ственного пространства носителя психики, являющаяся еще более сложным выражением того же свойства проекции, принимает фор- му децентрации (Пиаже), в которой выражается не только расши- рение границ пространственной структуры образа, но и выход за пределы системы отсчета, связанной с субъектом, выход, реализуе- мый путем соответствующего преобразования координат, т. е. сме- ны их начала. Все эти феномены и характеристики в разных модификациях воплощают в себе рассматриваемый исходный критический при- знак психического процесса, заключающийся в том, что, протекая в своем органе-носителе, этот внутренний процесс в его конечных, результативных параметрах скроен по образцам свойств внешнего объекта. 2. Продолжением или оборотной стороной, т. е. отрицательным проявлением этой <скроенности> внутреннего мира по моделям мира внешнего (эмпирически выражающейся в необходимости фор- мулировать характеристики психических процессов лишь в терми- нах свойств внешних объектов), являются и остальные общие осо- бенности этих процессов. Вторая специфическая их особенность заключается в том, что в картине психического процесса, поскольку она есть именно кар- тина, открывающая носителю психики свойства ее объектов, остает- йя"сотершенно скрытой, непредставленной вся внутренняя динами- ка тех сдвигов в состояниях органа-носителя, которые данный про- цесс реализуют. Эта замаскированность действительно эмпирически <выглядит>, как отрицательное проявление совершающегося здесь акта перевоплощения, ибо и на самых высоких уровнях этого фено- мена-в художественном образе искусство отображения тем совер- шеннее, чем в большей мере скрыта его техника, вполне аналогич- ная механизму тех изменений органа, которые формируют отдель- ный психический процесс. Как и в отношении первого исходного признака предметности, свидетельства индивидуального опыта о невключенности внутрен- них процессов глаза, уха, нерва и мозга в окончательную структуру восприятия, представления или мысли вполне подкрепляются дан- ными опыта научного. Обогащение и конкретизация знаний о нерв- ных процессах как ближайшем к психике звене механизма работы ее органа отчетливо показывают, что прямое построение многока- чественной йпрёдмётно-структурированной картины восприятия, чувства или мысли с их. устойчивыми инвариантными характеристи- ками из <материала> стандартных нервных импульсов или граду- альных биопотенциалов и их текучеизменчивой динамики осуществ- лено быть не может. Эмпирическое существо второго специфического признака пси- хического процесса сводится, таким образом, к тому, что его ито- гбЬыё, конечные параметры не могут быть сформулированы на соб-
ственно физиологическом языке тех явлений и величин,,.которые открываются наблюдению органе-носителе, 5)та неформулируе- мость характеристик психических процессов на физиологическом языке внутренних изменений в их субстрате является оборотной стороной их формулируемости лишь на языке свойств и отношений их объекта. Если первая эмпирическая характеристика составляет парадокс предметности или <объектной> структуры субъективных состоянии, то вторая характеристика психического процесса заклю- чает в себе другую сторону этого гносеологического парадокса- возможность освобождения субъективных состояний от субъектив- ности, т. е. парадокс знания о <вещах в себе>. 3. Третья чрезвычайно существенная и не менее загадочная эмпирическая особенность всех психических процессов, также свя< занная с соотношением их механизма и итоговой предметной струк- туры, феноменологически характеризуется тем, что психические процессы недоступны прямому чувственному наб/оЭея.ы/о. Своему "носителю- субъекту психический процесс (восприятие или мысль) 5ткрывает свойства объекта, оставляя совершенно скрытыми изме- нения в субстрате, составляющие механизм этого процесса. Но,1 с другой стороны, изменения в субстрате, открытые с той или иной степенью полноты для стороннего наблюдателя, не раскры- вают перед ним характеристик психического процесса другого че- ловека. Восприятия, представления, мысли, чувства - все психиче- ские явления <трагически невидимы> Вопреки долго существовавшему в традиционной психологии мнению, они скрыты и от прямого чувственного восприятия субъек- та, являющегося их носителем. Человек не воспринимает своих вос- приятий, но ему непосредственно открывается предметная картина их объектов. Внешней же наблюдению не открывается ни пред- метная картина восприятий и мыслей другого человека, ни их соб- ственно психическая <ткань>, или <материал>. Непосредственному наблюдению со стороны доступны именно и только процессы в орг гайе, составляющие механйзм"психического акта. Специфика и загадбчность этой характеристики определяется тем, что другие встречающиеся в природе и технике виды пред- метных изображений в меру доступности их оригиналов чувствен- ному восприятию доступны ему и сами. Механический.отпечаток,. фотографическое, телевизионное или киноизображение в такой же. мере чувственно воспринимаемы, как и их объект. Более того, са- мая эта их чувственная доступность определяет их функцию и су- щество. Психический же процесс, воспроизводя картину предмет- ной структуры своих объектов, сам по отношению к этой картине Остается.совершенно прозрачным и тем самым невоспринимаемым. "та прозрачность и невоспринимаемость психического процесса со- ставляет такой же его необходимый атрибут, как и, наоборот, вос- принимаемость фотографического, скульптурного, сценическо-
" См.: Миллер Д., Г адаптер Ю" Прибрам К. Планы и структура поведения. М" 1965.
го или другого изображения в технике, природе или ис- кусстве. 4. Следующая специфическая характеристика психического про- цесса, в (отличие от предшествующих, определяете не его прямое отаюшение к объекту или к его непосредственномусубстрату, а его действии, побуждг1е- мом и нaвeмoм_Пjpи_пocpeдcтвeпcиxйчёcйcffУйЖecea. Эта вы1ок5специфйческаяГособенность, истоки которой глубокоскрыты под феноменологической поверхностью и связаны с далекими опосредствованиями во времени и пространсгве, заключает в себе ве11й1еннособ.есвоеоазиезктыбносгы психическОго npogecca. STora эмпир ически"(?езошибочно "расп8знаваемая, но с больцГшйг- трудом поддающаяся строгому детерминистическому объяснению форма активности, которая не только <оживляет>, но и <одушевля- ет> физическую плоть организма. Не что иное, как именно особый характер активности, лежит в основе первичного эмпирического вы- деления <одушевленных> существ (животных) как частной формы живых организмов., Уникальный по сравнению с другими, более элементарными про- явлениями активности характер этой особенности состоит в том, что на всех уровнях поведения - от простейшего локомоторного ак- та до высших проявлений разумности и нравственности в произ- вольном человеческом поступке - конкретные параметры структуры и динамики этого акта не могут быть непосредственно выведены ни из физиологических сдвигов внутри организма, ни из физических свойств воздействующих на него стимулов. Это и делает такую ак- тивность психической именно потому, что она прямо не вытекает ни из физиологии внутренних процессов организма, ни из физики, биологии и социологии его непосредственного внешнего окружения. Но вместе с тем, поскольку эта активность не является однознач- ной равнодействующей физиологических и физических сил, в ней нет жестко предзаданной и фиксированной во всех ее конкретных реализациях и деталях программы, и субъект может действовать <на много ладов> (Сеченов); психическая активность проявляется и,эмпи1)ически рй1зличается._ка]к...,Жт1ёносзъ."свободная;/ """"" Такова основная феноменологическая картина тех критических признаков всякого психического процесса, которые различающая и классифицирующая мысль эмпирически обнаруживает непосред- ственно под внешней поверхностью его проявлений в доступных наблюдению актах жизнедеятельности и поведения организма., . Познающая мыслийподьуетэтд признаки для выделения осоого"класса процессов, называемых псй~хичёск11ми, скрытоannJ НОзаключаяоэтйпризнаках "именно поих наблюдаемым иэмпирическизиксируемым проявлениям. Исходная характерис- тика предметности прояйляет себя в показаниях человека о том, как ему раскрываются объекты, т. е. именно в том, что они откры- ваются ему не как следы или <отпечатки> внешних воздействий в его телесныхесостояниях, а именно как собственные свойства ine- подложных по отношению "к~"нёму предметов..
Второй признак непредставленности, или замаскированности, субстрата устанавливается как отрицательное заключение из этих же фиксируемых собственным и чужим опытом показаний об объ- ектах. Третий признак-чувственная недоступность-предполагает за- ключение, базирующееся на соотнесении картины личного опыта и стороннего наблюдения над жизнедеятельностью. Наконец, последнюю характеристику -<свободную> активность психического мысль фиксирует, заключая по доступным наблюде- нию внешним актам о скрытых за ними внутренних факторах.; Во всех этих заключениях реализуются общие ходы мысли, вы- являющие эмпирические характеристики всякого объекта познания, недоступного прямому наблюдению, скрытого под внешней поверх- ностью воспринимаемых феноменов. Описанные выше признаки являются симптомами, в совокупно- сти составляющими тот основной <синдром>, по которому опыт <ди- агностирует> особый класс функций и процессов и выделяет их в качестве психических. Таков исходный эмпирический пункт, от которого берет свое начало движение психологического познания в глубь реальности психических процессов. Начинаясь с эмпирического различения и описания, оно движется к теоретическому обобщению, чтобы за- тем снова вернуться к эмпирической реальности, но уже объясняя, прогнозируя и на этой основе практически овладевая ею.
2. О теоретических путях психологического познания и их гносеологической специфичности
В приведенном выше феноменологическом описании, включают щем перечень основных отличительных особенностей любого психи-1 ческого процесса, в единой структуре взаимосвязаны психический процесс как предмет познания, внешний объект, являющийся со-1 держанием этого процесса, и субстрат, свойством которого он яв-1 ляется. Всякое исходное эмпирическое описание, составляющее от-i правной пункт дальнейшей объяснительной работы мысли, по не- обходимости отличается дефектами начального феноменологическо-! го этапа проникновения мысли в свой объект. По самому своему существу исходное описание не может быть на первом этапе осуществлено средствами строгих, однозначных и вполне конкретных научных понятий, во-первых, потому, что его объектом является абстрактный <психический процесс>, и, во-вто- рых, потому, что соответствующая система понятий сама форми- руется лишь в процессе движения психологического познания к по- ниманию именно этих вначале лишь эмпирически выявленных осо- бенностей. Такова объективная логика познания. Но в чем состоит, как осуществляется это движение мысли от описания к объясне- нию? Огромный опыт истории самых разнообразных областей науки, не только естественных, но и гуманитарных а так же основные по-
ложения гносеологии, логики, психологии вполне определенно вы- являют то направление, в котором движется научная мысль по пу- ти от исходных фактических констатаций и первичных эмпириче- ских обобщений к теоретическому объяснению и последующему прогнозированию данных опыта. Исходным пунктом этого пути мысли является выделение тех основных эмпирических характерис- тик исследуемого объекта, которые подлежат объяснению. Именно поэтому со специфических характеристик всякого психического процесса и начинается предпринятый здесь анализ. Но дальнейшее движение мысли к пониманию и объяснению своего объекта идет в направлении поиска тех более общих свойств, отношений и зако- номерностей, которым подчиняются и из которых вытекают ис- ходные факты. Объяснить специфичность факта можно лишь в том случае, если найдена общая закономерность, частным проявлением которой служит этот факт. Другими средствами научное познание не располагает. Без этого исходную эмпирическую специфичность можно лишь изобразить в образной или словесной модели, т. е. с большей или меньшей полнотой описать ее, но не осмыслить тео- ретически, ибо теоретическое объяснение и прогнозирование состоит ввыведении наличных и прогнозируемых фактов в качестве част- ных следствий общих принципов. Но как движется мысль к установлению общих закономернос- тей, скрытых в рассмотренной феноменологической картине пси- хического процесса? Упомянутая парадоксальность этой картины состоит в том, что состояния субстрата, реализующие психический процесс, могут быть в их конечных характеристиках сформулированы лишь в тер- минах свойств не самого этого субстрата, а внешнего объекта. Сам психический процесс, его физиологический субстрат и его физиче- ский объект связаны здесь воедино и стянуты в туго завязанный узел. Поскольку субстрат психического процесса, во-первых, не представлен в структуре этого процесса, во-вторых, сам в конечном счете составляет такой же физический объект познания, как и внешний предмет, основными полярными концами подле- жащего развязыванию узла являются психический процесс и его объект. С какого из этих двухконцов начинается развязывание узла, воплощенного в первичной эмпирической картине? Какой из этих полюсов скрывает в себе независимую переменную? Очевидно, эти <концы> или переменные, совместно представленные в первичном пе- речне эмпирических характеристик, мысль должна развести и оце- нить по критерию большей общности, поскольку именно эта общ- ность заключает в себе средство понимания и объяснения специфи- ки. Но как эти концы разделить и развести? Ведь если исходная специфичность психического процесса состоит в его предметности, в его формулируемости лишь в терминах свойств его объекта, то это имеет и свою оборотную сторону. Обернув тезис о фор- мулируемости характеристик психического процесса лишь в терми- нах свойств объекта, мы получаем противоположный тезис о позна-
ваемости объекта лишь средствами психического процесса. И этот обратный тезис по существу содержится в тех же исходных эм- пирических констатациях. Априорными критериями меры общности или независимости этих <переменных> (объект и психический процесс) ни -отдельный познающий индивид, ни наука в целом на заре своего развития не располагают. Поэтому исходная феноменологическая картина пси- "хического процесса в самой своей на опыте выявленной специфич- ности содержит альтернативу. Отправляясь от этой эмпирической взаимосвязи психического процесса и его объекта, мысль может начать <развязывание узла> и поиск общих начал, двигаясь с лю- бого из концов и в одном из двух противоположных направлений - от физического объекта как общего и первичного к психическому процессу как частному и производному или, наоборот, от психиче- ского процесса как общего и исходного к физическому объекту как частному и производному. Ясно, конечно, что это и есть аль- тернатива основных философских направлений - материализма и идеализма, явным образом вырастающая на почве именно эмпи- рической, феноменологической специфичности психических явлений и имеющая эту парадоксальную специфичность одним из своих корней. Содержатся ли, однако, в самой исходной картине какие-либо эмпирические свидетельства в пользу предпочтительности и обос- нованности каждого из полюсов этой альтернативы? Естественное И <прямое> движение мысли от физического объ- екта к психическому процессу как частному и производному опре- деляется и подсказывается тем, что предметная структура образа открывает непосредственному познанию. А непосредственному вос- приятию образ открывает именно свой объект, а не самого себя. В этом и состоит свойство предметности. Самый же психический процесс, имеющий своим содержанием внешний объект, опосредст- вованно открывается лишь мысли, реализующей свои первичные заключения о том, как внешние объекты познаются человеком. "Вполне понятно, что познанию легче и естественнее начать свои ходы в поисках независимых переменных и общих отправных пунк- тов с того из <концов> упомянутого узла эмпирической картины, который раньше ему открывается, т. е. начать именно с начала. И не случайно поэтому материалистическое направление движения мысли было исторически первым, а затем на всех последующих этапах всегда продолжало оцениваться как естественное и отвечаю- щее здравому смыслу, индивидуальному и социальному человече- скому опыту, вопреки всем, иногда очень глубоким, логически изо- щренным аргументам идеализма., Однако дело в том, что эти аргументы и соответствующий им обратный, идеалистический ход мысли, отправляющейся от психи- ческого процесса как исходного начала к внешнему объекту как производному, сами имеют эмпирическую основу в рассмотрен- ной парадоксальности феноменологической картины психического. Разные аспекты той специфической противоречивости отношений
между субстратом и объектом, которые составляют существо каж- дой из рассмотренных выше четырех эмпирических характеристик психического процесса, создают основу особых гносеологических иллюзий мысли, пробующей различные ходы в поисках начальных пунктов этих отношений. Эти интеллектуальные иллюзии, как и ил- люзии перцептивные, заключают в себе ошибку, коренящуюся, од- нако, в самой структуре соответствующего познавательного про- цесса, ошибку, которая в своих истоках может быть понята только <задним числом>, т. е. из знания основ, закономерностей и меха- низмов этого процесса. Парадоксальность каждого из рассмотрен- ных различительных признаков определяет свою специфическую иллюзию. Так, первый признак предметности психического процесса, до- веденной до воспроизведения характеристик, явно выходящих даже за пределы пространства субстрата (например, свойство проекции или метрической инвариантности), создает эмпирическую основу иллюзии сдияния или тождественности образа и предмета. Непред- ставленность процессов в субстрате и прозрачность, невосприни- маемость самого образа, <сквозь> который.человеку дан объект, определяют возможность двух вариантов этой иллюзии-отож- дествления образа с объектом и обратной ей иллюзии отождест- вления объекта с его образом. Вместе с тем, самый факт полной замаскированности внутрен- ней динамики состояний органа, ее непредставленности в структу- ре психического процесса (рецепторно- и эффекторно-перифериче- ские и центральные, мозговые нервные компоненты в структуре восприятия или мысли остаются совершенно скрытыми) создает основу другой иллюзии, которая составляет оборотную сторону иллюзии слияния образа с его объектом. Кажущаяся отождест- вленность или слитность с объектом и действительная исключен- ность внутренних состояний нервно-моЗгового субстрата из конеч- ной <картины> психического процесса явно провоцируют аберра- цию мысли, которую в прямом соответствии как с ее эмпирической основой, так и с ее теоретическим выводом можно назвать иллюзи- ей бессубстратности психического процесса. Мысль, ищущая опор- ные точки при исследовании оснований эмпирической специфики психического процесса, на первых порах неизбежно впадает в ил- люзию его бессубстратности или отсутствия прямой связи с орга- ном. С этой иллюзией, вероятно, связано заключение Аристотеля о том, что, поскольку в мысли может быть представлен любой объект внешней природы, она самане должна иметь определенно- го органа. Иллюзия бессубстратности, таким образом, есть вместе с тем и иллюзия бестелесности, бесплотности мысли или восприя- тия. Последние именно в этом своем качестве могут быть противо- поставлены физическим, в том числе физиологическим, явлениям как явления, якобы не обладающие <телесными>, материальными характеристиками. Таким образом, иллюзия бестелесности явля- ется побочным, но естественным продуктом второй эмпирической характеристики психического процесса - замаскированности в нем
йй1
">! :.
"s "
л..,-:.
внутренней динамики тех изменений в субстрате, которые форми- руют предметный характер его итоговой структуры. : Аналогичным образом третий специфический признак психиче- ского процесса - его субъективность лежит в основе соответст- вующей ему особой иллюзии мысли - иллюзии непосредственной данности психического его носителю, субъекту. Действительное со- держание этой характеристики заключается, как упоминалось, как раз в обратном, т. е. в том, что психический процесс недоступен непосредственному восприятию ни стороннего наблюдателя, ни са- мого субъекта, являющегося егоносителем.,Но дело в том, что эта
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |