КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень основных эмпирических характеристик 4 страница
что телесные вибрации по своей природе отличаются от соответ- ствующих ощущений, и невозможно определить, <как первые при- чинно обусловливают последние или связаны с ними>. Такое отсутствие субординации между способом связи психи- ческих явлений по содержанию и по механизму, выражающееся в параллелизме этих аспектов, в значительной мере предопределе- но тогдашним уровнем развития понятия ассоциации. Эта разоб- щенность механизма и содержания внутри понятия ассоциации была неизбежна вследствие того, что способ связи психических эле- ментов абстрагирован и от структуры, в которую они объединя- ются, и от природы как самих элементов, так и синтезированной из них психической структуры. Между тем механизм связи зави- сит от характера связываемого материала, а <материал> дается взаимодействуем с объектом психического процесса. В собственно идеалистическом, юмовском варианте ассоцианизма взаимообо- собление этих аспектов доведено до логического конца. Согласно Юму, связь дана внутри самих элементов сознания и не требует никакой реальной основы. При такой интерпретации физиологический механизм и исход- ный физический материал психических актов оказываются замкну- тыми внутри собственно психической сферы. Но тогда, в силу объ- ективной логики связи этих аспектов, психический процесс превра- щается в материал физических объектов, и ассоциация тем самым, будучи низведенной до <привычки>, становится демиургом физиче- ской причинности. Выйти из этой тупиковой ситуации, адекватно соотнести нервный и психический ряды явлений, т. е. понять ас- социацию как частный случай более общего внепсихологического закона, в рамках собственно ассоциативной концепции оказалось
См.: Ярошевскин М. Г. История психологии. М" 1966, с. 166. См. там же, с. 173. См. там же, с. 160.
невозможным в значительной мере именно в результате абстраги- рованности принципа связи от природы связываемых психических процессов.
2. Структурализм и гештальтизм
Структуральное направление Вундта-Тиченера, следуя тен- денции строить психологию по образцу естественных наук, ввело в психологическую теорию понятие структуры и сделало даже по- пытку ввести понятие ее исходного материала. Однако таким пер- вичным материалом Тиченер считал интроспективно открываю- щуюся субъекту психическую ткань чувственного опыта, которая в качестве предмета психологического анализа должна быть со- вершенно обособлена от своего внешнего объекта. Соотнесение с последним, согласно Тиченеру, есть выражение <ошибки стиму- ла>. Вместо поиска объективного внепсихологического материала, из которого синтезируется психический процесс, сал? этот психиче- ский процесс становится материалом, и тем самым ход мысли при- водит к фиктивному результату. Что же касается психической структуры, формирующейся из пси- хического же исходного материала, то она складывается, согласно этой теоретической концепции, из своих элементов все по тем же законам ассоциации или по весьма неопределенным в их конкрет- ной специфи.ности законам <психического синтеза>. Собственные же закономерности структуры в ее отношении к своим компонен- там здесь не стали предметом анализа. Поэтому, хотя понятие структуры и было введено в концепцию, что составило по замыслу важное теоретическое продвижение, в конечном счете основным принципом здесь все же осталась ассоциативная связь, не подчи- ненная ни материалу, ни механизму. Идеалистический вариант ре- шения гносеологической альтернативы предопределил здесь логику соотношения основных исходных понятий. И хотя это направление начиналось с попыток построить физиологическую психологию, си- стема основных понятий осталась замкнутой во внутрипсихологи- ческой сфере, и конструктивного влияния на развитие концепту- ального аппарата теории эта школа не оказала. Эффективное развитие как в теории, так и в феноменологии науки понятие структуры получило, как известно, в гештальтпсихо- логии. В контексте этой теоретико-экспериментальной концепции структура выступила уже не как ассоциативный агрегат из своих элементов, а была, наоборот, противопоставлена ассоциации эле- ментов спецификой своих собственных характеристик и закономер- ностей. Направленный на анализ этой специфичности психических структур экспериментальный поиск сразу же выявил такие важ- нейшие эмпирические характеристики психических процессов, как предметность, ясно выражающуюся, например, в феномене выделе- ния фигуры или предмета из фона (Рубин), и связанную с ней це- лостность, понятие о которой составило основное ядро концепции." Именно предметной целостностью, детерминированной объектом,
структура и была противопоставлена ассоциации из элементов, поскольку был обнаружен примат структуры над свойствами по- следних. В ряде отношений элементы подчинены целостному геш- тальту, IT исследования раскрыли условия и формы выражения это- го подчйненйя на разных уровнях организаций психических про- цессов--от перцепции до интегральных характеристик личности. .Были выделены также формы и закономерности преобразования или перецентрирования структур в актах продуктивного мышления (Вертгеймер). Весь эмпирический материал гештальтпсихологии явно обнажа- ет детерминированность предметной целостности психических структур их объективным содержанием. Это в свою очередь напра- вило дальнейшее теоретическое движение исходных понятий.Дд давлением логики объекта исследования гештальтпеихологиейГ ла"сделана попытка соотнести психические структуры с их нейро- физиологическими эквивалентами и физическими объектами.. На этом путйгештальтпсихология ввела в концептуальный аппарат теории важнейший общий принцип, выдержавший испытание вре- менем и получивший затем дальнейшее эффективное развитие в ки- бернетике, - принцип ".йзо.1й.0.р.фй3ма..психических, нейрофизиологи-. ческих и сЬйзйчёских явлении. Таким образом, гештальтпеихология своим фактуальным и по- нятийным составом ввела в психологию две чрезвычайно сущест- венные категории - <целостность> и <изоморфизм>, каждая из ко-.. торых в отдельности адекватно вскрывает основные закономерно- сти как бы с двух главных флангов-конкретно-эмпирического (целостность) и общетеоретического (изоморфизм). Однако вы- явить действительные субординационные соотношения этих двух разноранговых принципов средствами концептуального аппарата гештальтпсихологии невозможно. Среди разнообразных эмпириче- ских, теоретических и общегносеологических причин <несведенности концов> в данной системе понятий здесь важно отметить сле- дующее. i Структура психических процессов в гештальтпсихологии в такой !же мереабстрагйровайа от состоян1ййсубстрата, составляющих ее_ 1 исходный материал, как это имеет место в ассоционизме1 отноше- t ний""принципа связмпсихичёскйхэлёментов.А реальная работаю- ;_щаяструктура не может быть построена безГ материала.Несколько трируя аналогию, можно было бы сказать, что модель психиче- ской структуры не может быть построена без учета материала по тем же причинам и логическим основаниям, по которым нельзя построить здание из стиля или сшить платье из фасона. Будучи обособленной от материала, структура вместе с тем обособляется и от ее физиологического механизма, и от физического объекта, со- ставляющего ее содержание. Вместо субординации понятий <целостность> и <изоморфизм>, требующей выведения целостности как частного следствия общего принципа изоморфизма, этот последний интерпретируется как па- раллелизм психического, физиологического и физического. Структу-
ра и механизм, отъединенные от материала, оказываются запарал- леленными, так же как способ связи психических процессов по со- держанию и по механизму в традиционной концепции досеченов- ского ассоцианизма. Так, структура, разобщенно с материалом и механизмом, выступила здесь, по удачному выражению М. Г. Яро- шевского, причиной самой себя. А это, конечно, исключает возмож- ность ее детерминистического объяснения, ибо последнее предпола- гает выведение данного конкретного явления в качестве частного следствия общих законов. Именно отсутствие реальной суборди- нации понятий выражает существо научной бесплодности доктрины психофизиологического и психонейрофизического параллелизма. Очень значительный эмпирический и концептуальный вклад геш- тальтпсихологии оказался, таким образом, резко рассогласованным с ее общетеоретическими выводами.
3. Функциональная психология
Если для структурализма и гештальтизма главным объектом ис- следования был структурный аспект психики, то функциональная психология ввела в концептуальный аппарат психологической тео- рии в качестве основной категории понятие функции. Европейский функционализм Штумпфа противопоставил психи- ческие функции, трактуемые как акты, психическим явлениям (ощу- щениям, восприятиям, образам памяти) Последние выступают в этой концепции как содержание или как материал, с которым опе- рирует соответствующая интеллектуальная функция. Таким обра- зом, если структурализм Тиченера соотносит психическую структу- ру с ее материалом, т,о.,функционализм Щтумпфа соотносит с этим материалом психическую функцию. В обоих направлениях, однако, материалом оказывается не внепсихологическое <сырье>, из кото- рого синтезируется ткань психического процесса, а самая эта пси- хическая ткань. Но в этом случае, как уже упоминалось, само психическое как исходный материал л.01ич1ски. неизбежно становит- сяотправным пунктом дедукции, чем и определяется выбор идеа- листического варианта гносеологической, альтернативы. В отличие от европейского, американский функционализм (Джемса, Дьюи и чикагской школы) пошел по более конструктив- ному пути-функция трактовалась не только как собственно. JTCJH- хический акт, но как психофйзическая~деятельность, реализующая процесс адаптации организма к внешней среде. Аналогично тому; как структурализм противопоставил структу- ру ассоциации, функционализм противопоставил функцию структуре и воплощенному в ней содержанию. Не требует особых коммента- риев положение о том, насколько существен для научной теории этот аспект анализа реальной работы, производимой как внутри состава собственно психического акта, так и в процессе его орга-
° См.: Ш ту м п ф К. Явления и психические функции.- Новые идеи в философии. Сб. 4. СПб., 1913.
низующего воздействия на приспособление организма к среде и на активное преобразование последней. И выделением этого аспекта анализа функционализм несомненно обогатил концептуальный ап- парат психологической теории. Однако в обоих направлениях функционализма функция психи- ческого процесса была противопоставлена структурен реальному внепсихологическому материалу, из которого эта структура орга- низуется. Обособление же психической структуры от исходного ! материала с необходимостью ведет и к обособлению от физиологи- / ческого механизма, синтезирующего эту структуру именно из данно- / го материала. Вместе с тем, поскольку ни структура, ни тем более функция в ее реальной рабочей активности не могут быть обособ- лены от исходного материала, в такой изначальный материал пре- вращается сама функция, и этим создаются логические оснодания для утверждения "о том, что акты конструируют объекты-стимулы ] (Дьюи). Стимул перестает быть нёзависим1дм".д,о.отношению к ор- j ганизму и его ёапКцйи.0бъект"становится производным от акта 1 илй функции. Совершенно неслучайно поэтому Дьюи выступал с резкой крийкой детерминистической концепции рефлекторного акта, в которой объект действия не зависит от самого этого дейст- вия, а психические компоненты акта несут свою рабочую функцию, состоящую в организации действия именно адекватно не завися- щему от него объекту. В контексте же функционалистского направ- ления понятие функции (как и понятие структуры в структурализ- ме), обособленное от реального исходного материала, из которого физиологический механизм строит психический процесс, перестает эффективно работать в концептуальном аппарате теории. Поэтому, вопреки конструктивности самого понятия функции, ни в европей- ском, ни в американском функционализме концы с концами теоре- тически не могли быть сведены, и концепция оказалась в тупике.
4. Бихевиоризм
Функционализм противопоставил функцию структуре, но все же эти два аспекта были здесь еще достаточно отчетливо связаны. В европейском функционализме функция сохраняла свои связи со структурой внутри собственно психического акта. Посредн.йко-М в- этоК..связи "выступали <психические явления>ЛВтумпфа, кат.орые уЖе не поддаются абстрагированию от психической структуры. В американском функционализме функция оставалась связанной со структурой не только в составе психического процесса, но и внут- ри психофизического акта приспособительной деятельности, в котр- ром психическая структура "несёт реальную рабочую нагрузку Но в обоих направлениях структура представлена лишь потенциально, и фактическому анализу соотнесенность функции со структурой не подвергается. Дальнейшая логика противопоставления этих понятий приводит к еще большему обособлению функции от структуры и доведению этого абстрагирования до возможного предела. Перенос функция
-только в сферу объективно наблюдаемых телесных поведенческих реакций <освободил> эту приспособительную функцию от внутрен- него психически опосредствованного структурирования. Но вместе стем внутренне обусловленную предметную структуру потерял и сам поведенческий акт. Носителем приспособительной функции тбгда смогли остаться только лишенные внутреннего предметного каркаса разрозненные элементарные моторные акты. У начала этих актов объект, <очищенный> от посредствующей роли его пси- хического отображения, превратился просто в пусковой стимул. Ъконечном звене этих актов свободные от этого же структури- рующего посредника предметные действия превратились в реак-
.йы.--.. "Такое доведенное <до упора> обособление функции от структу- ры дает схему стимул--реакция, составляющую основное суще- ётбЧихевйоризма, в котором предметом психологии становится .-5к55ьГосвобождённоё от психики поведение. Но отказ от факторов йугрёйНёго структурирования поведенческого акта не Мог освобо- Жть бихевиоризм от необходимости объяснить конечный факт со- -ответстйия структуры системных реакций их объекту-стимулу. В противном случае мистический характер приобрела бы другая, главная характеристика поведения - его адаптированность к среде. Единственной реальной детерминантой такого соответствия реакций стимулу могла выступать случайность и связанный с ней отбор Хавшихся вариантов. Случайность же, как известно, подчиняется :з.аконам, установленным в теории вероятности. Так абстрагирова- ние от структуры привело к новому важнейшему для психологии выводу-в концептуальный аппарат теории был введен принцип. вероятностной организацаи поведения. ~""TlocKOJ]:bKy психические структуры, от которых абстрагировался бихевиоризм, трактовались в психологии лишь как интроспективная данность, изгнание этих структур и выдвижение в качестве объекта анализа лишь реакций, подчиняющихся законам случая, принесло с собой торжество строго объективного метода. Но, казалось, это "была пиррова победа, поскольку вместе с понятием внутренней структуры ушла из психологии и психика. Бихевиоризм называли .<психологией без всякой психики>. Такова была достаточно явная видимость. В действительности оказалось не так. Оттеснив структуру, вероятностный подход привнес с собой новые методы анализа эТой же структуры. Дело в том, что ста- тистика поведения абстрагируется лишь от качественных характе- ристик его организации или структуры. Но именно эта абстракция {""от качественной формы организации лапа"возможность представить ввероятности "количественную MepjaToSopratiTfi3au.nH. Если гещ- "альтизм выдвинул прйнЩТп~изоморфизма, определяющий _общук> Уюрму организации психической деятельности пппкачественные х№- -@к1ерист.ики. структуры, то" бихевиоризм, открыв вероятностный принцип организации поведения, дал её статистическую количест- ёбннцю меру. Эта последняя является по существу в такой же сте- пени общей для психического процесса и связанного с ним поведен-
ческого акта, в какой качественно-структурная, например простран- ственная, характеристика образа может в пределе совпасть со структурой управляемого им акта поведения. Эмпирическим выражением такой количественной, вероятност- ной меры, допускающей формулирование в терминах эксперимен- тальных процедур, являются <пробы и ошибки>. Возведенные бихе- виоризмом без достаточных оснований в ранг основного закона, <пробы и ошибки> представляют здесь не только общий принцип организации поведения, но и его конкретную статистическую меру, ибо и пробы и ошибки являются характеристиками, поддающимися числовому выражению. Ошибки обратны точности и вместе с тем носят вероятностный характер. В качестве этих величин они явно содержат в себе числовую меру организации. Есть, таким образом, основания считать, что не только самая идея информационной природы психики (что общеизвестно), но и предпосылки качественного и количественного подхода к приро- де информации, т. е. определения ее формы и меры, первично сло- жились внутри психологической науки под давлением ее собствен- ных потребностей. Но от всего яркого эмпирического своеобразия психических структур в бихевиоризме по существу осталась лишь их статисти- ческая мера и то в неявном виде. Бэтой абстрагированной количе- ственной мере специфика психического уже не просматривалась. Однако, как это подтвердил весь последующий ход развития кибер- нетики, объективно здесь был представлен количественный аспект организации не только поведения, но и психики как частного слу- чая информ-ационных процессов. Поэтому бихевиоризм, вопреки внешней видимости, все же действительно является психологиче- ской теорией, и не случайно он в качестве таковой, собственно, и возник. В самом радикальном, уотсоновском, варианте бихевиоризма, исключавшем всякое опосредствование между стимулом и реакци- ей, объективно представленная в нем мера организации была пол- ностью абстрагирована и от структурной формы, и от всех других аспектов и компонентов психической деятельности. В этом контек- сте вероятностная мера поддавалась объединению лишь с одной, столь же внешней по отношению к структуре детерминантой-ас- социацией. При этом из ассоциативного принципа аспект нейро- физиологического механизма был здесь исключен, и определяющим фактором осталась лишь частота сочетаний. Поскольку частота есть эмпирическое выражение вероятности, легко видеть, что и ас- социация характеризуется здесь также лишь со стороны своей ве- роятностной природы и объединяется именно с вероятностной же мерой организации, потенциально представленной в формуле <сти- мул - реакция>. Множество экспериментальных фактов, накопленных в ходе реализации основной программы бихевиоризма, свидетельствовало о несостоятельности полного абстрагирования от всех опосредст- вующих факторов, включенных между стимулом и реакцией. По-
этому как в предбихевиоризме Торндайка, так и в необихевиоризме Толмена, гипотетико-дедуктивном бихевиоризме Халла, концепции Холта и др. представлены разного рода <промежуточные перемен- ные>. Они связывают фактор случайности и выражающую его ве- роятностную меру с такими аспектами организации поведения и психики, как нейрофизиологический механизм и мотив (у Торн- дайка), структура или гештальт (Толмен), значение (Холт). Ясно, что введение понятий структуры и значения обусловлено здесь не- возможностью последовательно реализовать программу, полностью абстрагирующую количественную, вероятностную меру организа- ции поведения от ее качественной, предметной формы и вместе с тем от специфики психических процессов, являющихся внутрен- ними факторами этой организации. Бихевиоризм как целостное общее направление, каковы бы ни были разнообразные фактические и теоретические дополнения к его основной схеме, оказался в конечном счете в таком же плену пози- тивистской доктрины с ее постулатом непосредственности опыта (в силу которого предметом психологии является поведение), как и разного рода чисто интроспекционистские феноменологические концепции психической структуры (структуральная психология или гештальтизм). Но в настоящем контексте особенно важно подчерк- нуть, что если в радикальном варианте бихевиоризма мера орга- низации психической деятельности была абстрагирована и от пред- метной структуры последней, и от физиологического механизма, ио1специфического материала, то все направления бихевиоризма характеризуются по крайней мере двумя общими признаками - объективной представленностью в них вероятностной меры органи- заций, общей Для поведения и психики, и полной абстрагирован- ностью от специфики исходного.материала, из которого психиче- ские структуры синтезируются. Среди других общеметодологиче- ских факторой абстрагирование от исходного материала было одной из конкретных причин того, что, вопреки своему существенно- му фактуальному вкладу и введению вероятностного принципа в концептуальный аппарат теории, построить реально работающую теоретическую модель психических процессов бихевиористская концепция не смогла.
5. Психологический энергетизм
Уже в бихевиоризме (например, в законе эффекта у Торндайка) и в гештальтизме (например, в динамике топологического поля К. Левина) в качестве одного из объектов анализа было представ- лено движущее, мотивационное начало психической деятельности и поведения. Потенциально оно заключено в понятийном аппарате функционализма, ибо функция, кроме пространственно-временного структурного аспекта, по необходимости содержит в себе движу- щий, динамический компонент. В этих концепциях, однако, мотива- ционный аспект выступает как побочный и подчиненный структу- ре, функции или статистической организации, В качестве самостоя-
тельного объекта. исследования он был выделен в психоана- лизе. Подобно тому как гештальтизм противопоставил структуру ас- социации, а функционализм - функцию структуре, психоанализ противопоставил мотивационное_ начало психической деятельности всем остальным.ее аспектам. Это противопоставление по существу доведено здесь до полного абстрагирования от остальных аспектов и компонентов. Как и во всех других аналогичных ситуациях, такое абстрагирование не только влечет за собой отрицательные послед- ствия, но и дает науке новые эвристические средства. Подобно то- му как отвлечение от структурной формы организации поведения позволило вскрыть ее,вероятностную меру, абстрагирование движу- щего начала психического акта от всех остальных его аспектов об- нажает собственную природу мотивационных компонентов. Дело в том, что в любой психической структуре (например, в перцептивном образе) представлен ее динамический аспект, по- скольку такая структура <работает>, организуя и регулируя пове- дение. Тем более этот динамический аспект неизбежно присутствует в любой психической функции, поскольку функционирование по самому своему существу вообще не может быть обособлено от дви- жущего фактора. Но этот собственно движущий фактор психи- ческого акта слит воедино с его операционными компонентами и ки- нематическими характеристиками, которые представляют простран- ственно-временную организацию как предметной психической структуры, так и самого процесса ее функционирования. Отпрепарирование собственно динамического фактора от всех операционных и структурно-кинематических компонентов <освобож- дает> в остатке абстракт, который оказывается характеристикой не пространственно-временной организации самого процесса функцио- нирования, а природы его силового, пускового источника Этот <чистый> остаток-абстракт содержит в себе не что иное, как энергию. Действительно, ведь энергия-эта не просто функция, это и не сама динамика и даже не работа в ее актуальных, конк- ретных формах, а работа скрытая, задержанная, сохраняющаяся, т. е. это именно способность совершать работу. Иначе говоря, это величина инвариантная по отношению" к варьирующим конкретным формам совершаемой работы, в которых она проявляется. ПОЭТОМУ и в физике энергия скрыта под феноменологической поверхностью производимой работы. Чтобы ее выявить, тоже нужна абстракция от пространственно-временных кинематических характеристик дви- жения. Такая объективная относительная взаимообособленность пространственно-временного и энергетического аспектов физической реальности выражается в том, что они находятся друг с другом, как известно, в отношениях дополнительности (Н. Бор). Посколь- ку.энергия есть всеобщее свойство реальности, такого рода соот- ношения неизбежно распространяются на все ее частные формы, в том числе и на область энергетики психических процессов. Исходя из всего этого вполне закономерен, по-видимому, тот факт, что энергетический аспект психики в первую очередь был вы- явлен не в сфере психической нормы, а именно в области патологии, н не только 3. Фрейдом, но и П. Жане, который ввел понятие пси- хологической силы и психологического на1ГрЙжёнйя.В норме адек- ватная предметная органи.з.ация психических процессов маскирует Энергетический потенциал, который работает наэтуорганизаций. но именно поэймуостаетсяскрытЫм за ней..В патологии же этот энёргётйчёскййп0тенциалвё]го дефицитах или излишках оказы- ваетсЯ_источником дезорганизации. Этим совершается естествен- ный эксперимент фактического абстрагирования от предметной ор- ганизации, маскирующей энергетический фактор. Тем самым энер- гетическая природа мотивационного или движущего начала психи- ческого акта становится отчетливо видной. А затем уже из области невропатологии и псйхойатологии понятие энергии вводится в кон- цептуальный аппарат общепсихологической теории. Хотя эта логика движения понятий воплощена преимуществен- но в концепции Фрейда, но по существу ее общий вектор в некото- рых, правда очень существенных, модификациях содержится и в общей теории П. Жане, которая также построена, как известно, на клинических экспериментальных основаниях. И каковы бы ни бы- ли последующие ложные экстраполяции и даже"реакционны1ВывЪ- дыпсихоаналйзаса1ЙГо.посеlacпp_ocтpaнeниундaмeнтaльнoгo общецаучного понятия.энергии на...область.психических процессовТ столетия считавшихся изъягыми из орбиты действия материальной
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |