КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень основных эмпирических характеристик 1 страница
Том 1 ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКИЕ Л. М. ВЕККЕР
ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1974
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Ленинградского университета
Монография посвящена теоретико-экспериментальному анализу основных психических процессов. В 1 томе анализируются элементарные ощущения, пере- ходные формы от ощущений к восприятию, процессы собствен- но восприятия и вторичные образы - представления. Весь ана- лиз построен на понятийном аппарате кибернетики, нейрофизи- ологии и психологии. Книга предназначена для психологов, специалистов по об- щей, биологической и технической кибернетике, биоников, фи- лософов.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Научная монография, первый том которой предлагается вниманию читателя, представляет собой попытку построить теорию, объединяющую-в первом при- ближении - общими исходными закономерностями и едиными принципами орга- низации психические процессы разных ступеней развития и уровней сложности. Данный том содержит общую часть, заключающую теоретические предпосылки всего последующего анализа, и одну специальную часть, посвященную различным видам образов, т. е. тому первичному уровню психики, который составляет мате- "" риал и фундамент всех остальных психических процессов. Второй том будег посвящен более сложным психическим процессам, которые надстраиваются на этом фундаменте. Такая структура монографии в целом неизбежно предопреде- ляет некоторую неполноту каждой из ее частей. Так, например,- мнемические ком- поненты психики, входящие в состав каждого из процессов, будут рассмотрены в особой главе, а механизмы психических процессов не распределены по отдель- ным разделам, а выделены в заключительную главу всей монографии. Этот труд - плод моих длительных и систематических усилий охватить общим . подходом и единым языком все аспекты моей исследовательской и педагогиче- ской работы в Ленинградском университете на факультете психологии, где вся творческая жизнь, традиции и важнейшие начинания несут на себе печать той органической целостности, которую всей своей многосторонней деятельностью внедрял в психологию Борис Герасимович Ананьев. Значительная часть экспериментального материала, на котором базируются и испытываются теоретические обобщения этой книги, получена в ходе моей совместной деятельности с большой группой сотрудников факультета. Всем им я приношу искреннюю благодарность. Основные идеи и проблемы работы были подвергнуты обсуждению на теоре- тическом семинаре, участников которого - В. А. Ганзена, Ю. М. Забродина и В. К. Гайду-я благодарю. Многие пути обобщения найдены в ходе теоретического поиска, предприня- того совместно с И. М. Палеем. Некоторые результаты этих поисков воплощены в наших общих работах, а ряд важных ходов мысли выкристаллизовался в по- ст.оянных и плодотворных обсуждениях с ним основных вопросов этой книги. Выражаю ему здесь свою большую благодарность. Существенное участие в получении, подготовке и оформлении многих экспе- риментальных материалов книги принял В. В. Лоскутов, которому я также очень признателен. И наконец, большую помощь при превращении рукописи в книгу .оказала мне ее редактор - Г. К. Ламагина. Приношу ей глубокую благодарность. Буду признателен читателям за критические замечания и пожелания, которые будут учтены при работе над вторым томом монографии.
Проф. Л. М. Веккер
В явлениях природы есть формы и ритмы, недоступные глазу созерцателя, но открытые глазу аналитика. р. фейнман
ВВЕДЕНИЕ
Психические процессы - ощущение, восприятие, мышление, эмо- ции, память, -воля и другие, составляя <материал> и образованные из него структурные единицы внутреннего мира человека, издревле служат предметом столь же острого интереса для познающей мыс- ли, сколь и самые жизненно значимые явления мира внешнего. Бо- лее того, особая, дополнительная острота интереса к явлениям пси- хического мира создается специфичностью и в известном смысле <уникальностью> его положения среди других явлений действитель- ности. Во-первых, психические явления, естественно, имеют самое непосредственное отношение к существеннейшим <тайникам> жиз- ни самого субъекта познания - человека. Во-вторых, поскольку психические процессы являются средствами, инструментами и фор- мами всякого познания, без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение субъ- ективных и объективных компонентов в познании мира внешнего. Это вполне отчетливо понимал уже Аристотель, считавший, что знания <о душе> являются необходимым условием понимания при- роды. Таким образом, в сфере психических явлений скрещиваются и взаимно усиливают друг друга интерес человека к противостоя- щей ему природной и социальной реальности и потребность понять интимнейшие стороны собственного существа. Все это придает сфе- ре психического характер одной из самых <жгучих тайн>. Нелегко поэтому найти еще одну область знания, где сочетались бы столь многообразно и прихотливо, как в психологии, поверхностное любо- пытство и глубокая любознательность, эмоциональное пристрастие и строгая логическая объективность, актуальный практический за- прос и абстрактный теоретический поиск. Необходимая связь всяко- го человеческого познания с уровнем знаний о психических процес- сах предопределила органическое единство и длительность совмест- ного пути развития психологии и философии. Трудность разделения форм и инструментов познания, с одной стороны, и его объекта - с другой, создает гносеологическую спе- цифичность психологического знания. Эта специфичность, вытекаю- щая из указанной связи форм и объектов всякого познания, в об- ласти собственно психологического познания значительно усилива-
" ется тем, что здесь инструменты и объекты познания не только взаимосвязаны, но совпадают друг с другом. Инструменты и фор- ма знания станавях?Я....его объектами:В своих общих чертах эта специфичность и <уникальность> положения вещей в психологиче- ском познании ясна еще до эмпирического раскрытия конкретных свойств и характеристик психических явлений. Общая природа этой гносеологической специфики составила основания и истоки альтернативы основных философских направле- ний, которая на протяжении столетий определяет судьбу и исход- ные позиции психологической науки. Она и сегодня определяет противоречия, драматизм и остроту борьбы многих современных- философско-психологических направлений (бихевиоризм, прагма- тизм, логико-лингвистический позитивизм). Подкодьку психические процессы были, есть и всегда останутся орудиями и формами человеческого познания, а его каждое новое крупное достижение вновь_ивновь_требует максимально возможно- го освобождения от субъективных точек и систем отсчета, теория психических процессов никогда не сможет утратить свою внутрен- нюю связь с основными гносеологическими и философскими проб- лемами. Сохраняя благодаря непосредственной связи с гносеологией и философией свое уникальное положение в системе наук, психоло- гическое знание вместе с тем все более активно развивается как самостоятельная область со своим эмпирическим материалом, эк- спериментальными методами и понятийным аппаратом. В ходе это- го самостоятельного конкретно-научного развития психологическое познание приобретает все более обширные и многосторонние связи со смежными конкретными науками, с одной стороны, и с различ- ными сферами социальной практики-с другой. Связи психологии с теоретическими и прикладными областя- ми естественнонаучного и гуманитарного знания вытекают из са- мой природы носителя и субъекта психической деятельности. Они развивались и медленно эволюционировали, существенно увеличив темп своего нарастания преимущественно за последние полтора столетия. Важнейшей вехой на пути развития конкретно-психологического знания оказались сформировавшиеся связи психологии с нейрофи- зиологией на общей основе рефлекторной теории, поскольку бли- жайшие, смежные формы деятельности мозга смогли здесь быть отдифференцированы и соотнесены в рамках единых закономер- ностей его работы. Однако еще более существенный и резкий прин- ципиальный перелом в задачах, методах, критериях, источниках и аппарате психологического знания принесли связи психологии с техникой в ее прикладных и теоретических аспектах. Связи эти, резко изменившие к середине XX века свой характер, уходят, од- нако, своими истоками в далекое прошлое и определяются ролью модельных представлений в науке вообще и в психологии в част- ности. -, Дело в том, что мера глубины научного познания и действи- тельного понимания изучаемого явления определяется умением вос-
произвести это явление мысленно или практически. Такое мыслен- ное и практическое воспроизведение познаваемого объекта по су- ществу своему проставляет построение его модели (илеялъноц или материальной, мысленной или воплощенной в конкретной работаю- щей схеме). С другой стороны, такая воплощенная в материале работающая модель, схема механизма которой в принципе нам из- i вестна (поскольку она создана конструктором), будучи сопостав- ленной с объектом-оригиналом, сама становится источником даль- нейшего углубления знаний. Именно в этом заключается особая эвристическая ценность модельных представлений в науке. Но сфера таких создаваемых и используемых человеком материальных моделей, в том числе и моделей его собственных функций, есть об- ласть техники. Не случайно поэтому уже первые теоретические ана- логи механизма психофизиологических функций, такие как <реф- лекс>, <регулятор>, <управление>, <сигнал>, пришли в психофизио- логию из техники. Принципиальное существо происшедшего к середине нашего века глобального перелома в связях наук между собой и науки, в частности психофизиологии, с техникой определяется тем, что ход технического прогресса, достигнув этапа автоматизации, си- лой своей внутренней логики и вначале независимо от наличного уровня психофизиологических знаний привел к возникновению продуктивно работающих моделей.нервно-психических функций че- ловека (электронно-вычислительных машин, воспроизводящих ин- теллектуальные, мнемические и перцептивные процессы). Перво- начальные теоретические аналогии сменились практическими эффек- тивными моделями. Последующий ход развития стал вскоре, прав- да, обнаруживать действительную меру приближения к оригиналу, но принципиальный шаг был совершен - материальные модели психических актов стали реальностью. Техническая практика стала источником психофизиологической научной истины. Под давлением внутренней логики своего общего развития тео- ретической науке оставалось извлечь уроки из этого исполинского критического шага практики и обобщить его результаты. В ответ на эту потребность появился кибернетический синтез, объединив- ший психофизиологию со смежными естественными науками, гума- нитарным и техническим знанием. Принципиальное значение для психологии этого последовавшего за рефлекторной теорией синте- тического этапа обобщения знаний состоит в том, что теперь уже едиными закономерностями оказались охвачены не только нерв- ные и психические акты, но моделируемые нервно-психические ак- ты, с одной стороны, и моделирующие их процессы в технических системах-с другой. Такова вторая существенная веха развития связей психологии с другими конкретными областями науки-раз- вития, сохранившего, однако, всю гносеологическую и общефило- софскую остроту психологических проблем, поскольку последние навсегда остаются в составе основного ядра теории познания. Наряду с этим общим, синтетическим прогрессом знания идет, конечно, процесс внутреннего развития и самой психологии как
отдельной науки со своим самостоятельным конкретным предметом исследования. Внутри этого единого предмета происходит диффе- ренциация разных аспектов, отдельных психических процессов, фаз и стадий их развития в филогенезе, онтогенезе функциональном становлении и т. д. В ходе развития экспериментальной и приклад- ной психологии накапливается огромный фактический материал. Материал этот, естественно, требует обобщения. Возникают теории, пытающиеся объединить и систематизировать лавинообразно на- растающее обилие фактов. Группируя факгы и феномены и обобщая их по различным выделяющимся в них основным характеристикам, эти теории приходят к выявлению главных общих аспектов психи- ческих процессов--способа их связи, их структуры, функции, эпе- рационного состава, энергетики, механизма. Но, абстрагируя эти аспекты друг от друга, внутрипсихологические теории неизбежно оказываются необычайно дробными. Дробность же эта и вытекаю- щая из нее теоретическая <рыхлость>, явно не удовлетворяющие критериям <внешнего оправдания> и <внутреннего совершенства> (Эйнштейн), выражаются не только во внутренней несвязанности теорий, относящихся к разным психическим процессам, но в том, что возникает по нескольку теорий, пытающихся объяснить один и тот же психический процесс. Так, Олпорт в своей монографии упоминает тринадцать теоретических концепций восприятия. Опыт истории и логика развития науки ясно свидетельствуют о том, что такого рода обилие концепций является грозным индикатором не- достаточной теоретической зрелости. Шутливое по форме утверж- дение физиков о том, что нагромождению теорий разумнее уж предпочесть нагромождение фактов," по существу верно. Дефицит теоретического единства становится все очевиднее, ка и то, что внутренними силами самой психологии невозможно прео- долеть энтропию фактического материала и победить <тысячесла- вую гидру эмпиризма> (Гете). И это вполне понятно, ибо психи-. ческая деятельность является одной й~з~(!юрм работы нервной систе- мы как носителя и аппарата психики. Поэтому механизм и спо- собы организаций психических процессов могут быть объяснены лишь на основе общих законов функционирования этого аппарата. Лервная же система как центральный управляющий аппарат орга- низма сама является частной формой систем управления, и законы её работы яйляются специальным случаем общих принципов управ- лений: ТТменно поэтому общий концептуальный аппарат, возникав- ший в значительной мере в качестве отклика на дефицит теорети- ческого единства, формировался в пограничных областях, связы- вающих между собой психологию, нейрофизиологию, общую биоло- гию, социологию, физику и технику. Такоёрасположение <точек роста> науки на границах между ее смежными областями имеет и более общее методологическое и ло-
1965.
A Ilport F.H. Theories of perception and the concept of structure. N. Y., " CM. кн.: Физики шутят. M., 1966.
гическое основание: известно, что предельные, исходные понятия частной теоретической концепции не могут быть раскрыты средст- вами концептуального аппарата самой теории-для этого требует- ся обобщающий переход к метатеории. Этим определяется неизбеж- ность выхода за пределы собственно психологических понятий для продвижения к единой теории, охватывающей нарастающее много- образие фактического материала экспериментальной психологии психических процессов. С другой стороны, экспериментальное и теоретическое развитие внутри самой психологии оказывало и продолжает оказывать очень существенное обратное воздействие на становление концеп- туального аппарата, складывающегося в пограничных сферах или <точках роста>. Дело в том, что дифференциация фактического ма- териала и понятийного аппарата психологии все отчетливее, точнее и детальнее выделяет и расчленяет специфические характеристики "психических процессов, подлежащие объяснению средствами общей теории. А это по необходимости ведет к конкретизации и, с другой стороны, к дальнейшему обобщению того понятийного аппар.ата, который складывается на основе современного синтеза смежных областей науки. В итоге можно сказать, что единый научный аппа- рат современной психологии складывается в результате взаимодей- ствия пограничного, внепсихологического и собственно внутрипси- хологического научного развития. Эти историко-логические особенности отношений общего поня- тийного аппарата и экспериментально-теоретического анализа от- дельных психических процессов легли в основание структуры дан- ной монографии. Предметом ее первой, общей части являются эм- пирические, философские, психологические, нейрофизиологические и кибернетические истоки и предпосылки концептуального аппара- та современной единой теории нервных и нервно-психических про- цессов. Основные общетеоретические положения рефлекторной тео- рии и кибернетики, составляющие главный объект рассмотрения первой части, излагаются, естественно, не как самостоятельный предмет, а лишь как необходимый концептуальный аппарат после- дующего экспериментально-теоретического анализа отдельных пси- хических процессов. Ход и результаты такого анализа сенсорно- перцептивных образов излагаются во второй части данного тома. Исследованию других психических процессов будет посвящен следующий том. Такая структура монографии кроме указанных историко-логиче- ских оснований определяется еще и тем, что изложенные в первой части.основные принципы рефлекторной теории нервно-психических процессов и общей теории сигналов используются для теоретиче- ского объяснения всех психических процессов, которые рассматри- ваются в данном томе и будут рассмотрены в следующем. Естест- венно поэтому, что принципы единой теоретической концепции це- лесообразно <вынести за скобку> в качестве общего <множителя> и рассмотреть предварительно как понятийный <инструментарий> всего последующего анализа.
ff:
- " t
Часть первая. ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ГЛАВА
ОБ ОБЩЕЙ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИС- ТИКЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ТЕОРЕ- ТИЧЕСКИХ ПУТЯХ ИХ ИЗУЧЕНИЯ
1. Основные специфические характеристики пси- хических процессов
Существует глубокая и все более отчетливо раскрывающаяся аналогия между фазами становления отдельных актов индивиду- ального человеческого познания (восприятия или мысли) и Ьтупе- нями исторического развития научных понятий. Из эксперимен- тальной психологии восприятия хорошо известно, что процесс фор- мирования образа начинается с различения и далее идет через опфзнание к полному и адекватному восприятию данного объекта.. Психология мышления со времен Клапареда знает также приме- чательный факт,, заключающийся в том, что мысль легче устанав- ливает различие, чем фиксирует сходство. Аналогичным образом, по крайней мере в ряде случаев, истори- ческое становление научных понятий начинается именно с их раз- личения. Так, формирование и развитие понятия психического яв- ления или процесса естественно начинается с различения психиче- ского и непсихического, т. е. с противопоставления сферы психиче- ских явлений всему многообразию остальной реальности, которая в эту сферу не включается. Такое первичное различение и противо- поставление психических процессов всем остальным функциям те- лесного аппарата, относимым к категории физиологических, и всем остальным физическим явлениям действительности по самому сво- ему" смыслу покоится на выделении исходной совокупности отличи- тельных признаков, общих для всех процессов, относящихся к ка- тегории психических. Но выделение общих признаков любого пси- хического процесса явилось не результатом обобщения понятий об отдельных конкретных психических процессах, таких как ощущение, восприятие, представление, мысль или эмоция, а эффектом проти- вопоставления или отличения всякого психического процесса от всякого же процесса непсихического. Это именно различение, осу-
ществляющееся по каким-то критическим, общим признакам. Оче- видно, эти общие признаки любого психического процесса подда- вались более или менее отчетливому распознанию раньше, чем были выделены специфические характеристики, отличающие от- дельные, конкретные психические процессы друг от друга: пред- ставление - от восприятия, мысль - от представления или эмоцио- нально-волевой процесс-от мыслительного. Вычленение понятий об отдельных психических процессах было, по-видимому, результатом дальнейшей конкретизирующей работы познания. И_только_поле_того,как-эта конкретизация (на послед- них своих этапах опосредованная накбплением и развитием экспе- 1)иментально-психологнческих знаний) совершилась, стал возмож- ным обратный процесс абстрагирования от конкретной специфич- TT отдельных психических процессов и выделения их общих признаков. Такой процесс вторичного обобщения (как историче- ского, так и актуально совершающегося в отдельном познаватель- ном акте) должен привести к тем же общим признакам всякого психического процесса, которые составляют основу различения пси- хического и непсихического. Исходя из этой логики познания отправ- ным пунктом научного анализа психических процессов должно быть первоначальное феноменологическое описание перечня основных эмпирически выделенных характеристик всякого психического про- цесса, составляющих основу их первичного различения и результат их последующего обобщения. - В самом деле, по каким опознавательным признакам ощущение, волевой акт или нравственный порыв мы безошибочно относим к классу психических явлений, а мышечное сокращение или секре- цию - к категории явлений физиологических? Начавшись с ответа на этот вопрос, научно-психологический анализ должен продвигаться далее по крутому и извилистому пу- ти перехода от этого-первоначально по необходимости обобщен- но схематического-эмпирического описания специфики психиче- ских процессов ко все более конкретному ее теоретическому объяс- нению.
Выделяясь своими специфическими признаками из всей совокуп- ности физических (в широком смысле) явлений действительности, пЬихические процессы противопоставляются в первую очередь бли- жайшей по отношению к ним пограничной области физических (в узком смысле) отправлений человеческого тела, т. е. физиологи- ческим актам. Существо всякого физиологического отправления определяется прежде всего характером функционирования органа, которое ведет к реализации данного акта. Естественно поэтому, что специфика основных критических признаков, по которым осуществ- ляется первичное различение психического или психофизиологиче- ского и собственно физиологического акта, связана с особенностя- ми отношений между механизмом функционирования органа этого акта и самим актом как результатом этого функционирования. Именно к сфере отношений между внутренней динамикой функцио- нирования органа соответствующего процесса и итоговыми характе-
ристиками самого процесса о.тносятся"критические признаки психи-... ческих актов, составляющие <разностный порог> их первичного раз- личения человеческим опытом. Такими опознавательными эмпири- ческими признаками являются следующие: 1. Исходный критический признак какого-либо акта как психи- ческого эмпирически выражается прежде всего в существовании двух рядов фактов, все более обогащающихся с накоплением жиз- ненного и научного опыта, одинаково достоверных, но совершенно по-разному выражающих отношение этого акта к внутренней дина- мике процессов, протекающих в его органе. Первый из этих рядов фактов неопровержимо свидетельствует о том, что любой психиче- ский процесс, как и всякий Другой акт жизнедеятельности человече- ского организма, представляет собой отправление какого-либо из его органов. И динамика этого отправления органа психической функции, будь то глаз, ухо, мозг или нервная система в целом, мо- жет быть описана лишь в терминах тех внутренних явлений, кото- рые в этом органе происходят. Иначе говоря, механизм любого психического процесса в принципе описывается в той же системе (физиологических понятий и на том же общефизиологическом язы- ке, что и механизм любого физического акта жизнедеятельности. Однако, в отличие от"в?якого другого собственно физиологиче- ского акта (а это составляет существо второго ряда фактов), ко- нечные, итоговые характеристики любого психического процесса вобщем случаемогутбыть описаны только в терминах свойств и"отношенйй внешних 0бъёктов, физическое существование которых с" органом этого психического процесса совершенно не связано и которые составляют его содержание. Так, восприятие или пред- ставление, являющиеся функцией органа чувств, нельзя описать иначе, чем в терминах формы, величины, твердости и т. д. воспри- нимаемого или представляемого объекта. Мысль может быть опи- сана лишь в терминах признаков тех объектов, отношения между которыми она раскрывает, эмоция-в терминах отношений к тем событиям, предметам или лицам, которые ее вызывают, а произ- вольное решение или волевой акт не могут быть выражены иначе, чем в терминах тех событий, по отношению к которым соответст- вующие действия или поступки совершаются. Таким образом, про- цессуальная динамика механизма и интегральная характеристика результата" в психическом акте отнесены к разным предметам: первая--к органу, вторая--к объекту. Это парадоксальное воплощение свойств внешнего объекта в со- стояниях..дpугoгo~~oбъeкгаpгaнa~пcйxичёcкoгo акта или, наобо-i рот, <перевоплощение> собственного <нутра> носителя психики) в свойства другого, внешнего по отношению к нему физического те- \ ла~ составляет подлинную исконную специфичность психического процесса. Такое алхимическое переплавление в <состояния друго- го>, стоящее у самого порога всякого психического акта, по своему глубинному существу не только сродни социальному дару челове- ческого перевоплощения и его высшим проявлениям в актерском искусстве, но как <корневое> свойство психики составляет, по-
видимому, его действительную исходную предпосылку и ос- нову. Такая <сценическая> представленность свойств объекта психики в состояниях ее носителя получает эмпирически наиболее отчетли- вое выражение в пространственных компонентах психического про- цесса. И это естественно, ибо пространство воспринимаемого или мыслимого объекта всегда очевидным образом не совпадает с гео- метрией носителя этих актов и явно находится просто вне его пре- делов. Уже в простейшем психическом процессе - элементарном ощущении, т. е. у самого порога психики, как бы по закону <все
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |