КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень основных эмпирических характеристик 3 страница
чувственная недоступность образа является оборотной стороной непосредственной данности объекта, свойства которого раскрыва- ются субъекту через образ. А поскольку существует иллюзия слия- ния или отождествления объекта и его образа, она неизбежно по- рождает и свои следствия. Тот вариант этой иллюзии, который ве- дет к отождествлению именно, объекта с его образом (а не образу, сего объектом), влечет за собой дополнительную иллюзию: субъек-. ту непосредственно открываются "объекты, последние отождествля-; ются с их образами, и создается еще и до сих пор широко распро- страненное иллюзорное впечатление о том, что человеку непоСред-1 ственно интроспективно даны его- образы, мысли и другие психиче- ские процессы и состояния, т. е. что эти процессы доступны прямому чувственному восприятию их носителя-субъекта. Четвертая иллюзия связана с глубокой специфичностью послед- него из рассмотренных отличительных признаков психического про- цесса - с тем, что было названо свободной активностью, выра- " жающейся в неоднозначности отношений психического процесса к регулируемому им поведенческому акту. Конкретный характер Структуры поведенческого акта не может быть, как упоминалось, не- посредственно выведен ни из внутренних характеристик субстрата психики, ни из особенностей предметно-стимульной ситуации, на которую) соответствующее действие направлено. Структура внеш- него действия именно психически опосредствована. Отсутствие од- нозначности и жёсткости этого опосредствования, присущие ему вариативность и целесообразный выбор как раз и оставляют этому йТосредствованию соответствующие степени свободы. Но ход мыс- ли в том же. направлении, которое ведет к заключению об особом, свободном характере активности психического, продолженный на несколько шагов далее, разрывает уже нити реальных связей пси- хического процесса с его субстратом и с его объектом и тем самым неизбежно приводит к очередной иллюзии. Поскольку особенностиД внешнеголействия не следуют в порядке однозначной причинности е только из динамики физиологических состояний оргаяа, но и из физической характеристики стимула-объекта, а структура психи- ческого процесса, опосредствующего действие, от наблюдения скры- та,, реально присущие действию степени свободы в условиях неяс- ности их источника приводят мысль к иллюзии спонтанной актив- ности. Ее суть сводится к ложному впечатлению, будто ближайшая кдействию его психическая причина составляет его первую причи-
ну. Свобода при этом иллюзорном заключении приобретает.черты абсолютности и беспричинности, поскольку <первая> причина сама не является следствием другой, внешней причины. Первая причина, естественно, есть самопричина. Источник активности скрыт в ней самой. Тем самым свободная активность в силу эмпирической ос- новы этой иллюзии на феноменологической поверхности <выгля- дит> как активность спонтанная. Таким образом, все эти иллюзии мысли, прямо вытекая из со- ответствующих им эмпирических характеристик, в совокупности составляющих парадоксальную специфичность психического про- цесса, маскируют эту парадоксальность, противодействуя ее аде- кватному осмысливанию. Своей эмпирической <видимостью> они как бы разрывают логическую нить специфической связи психиче- ского процесса с его субстратом и с его объектом. Тем самым они существенно затрудняют поиск начальных пунктов для объяснения этой специфики. Если основное свойство психического процесса - его предметность-определяет ясное преимущество того направ- ления мысли, которое иЩет объяснение на пути от объекта как исходного и более общего к психическому как производному, то упомянутые эмпирически обоснованные иллюзии являются серь- езными препятствиями на этом пути, создавая кажущуюся пред- почтительность противоположного направления поиска.. И действительно, каждой из рассмотренных интеллектуальных иллюзий соответствует свой особый вариант ошибочного выбора общего, исходного начала, которое служит отправным пунктом движения мысли к объяснению эмпирической специфичности пси- хических процессов. Так, иллюзия слияния и отождествления об- раза и объекта определяет собой, как упоминалось, два ошибочных решения. Первый, материалистический, вариант, в котором образ отождествляется с объектом, приводит к античной теории истече- ния Эмпедокла или демокритовской теории идолов; образ здесь трактуется как вещественный дубликат объекта, и в этом качестве он сам выступает как вещественный объект, как физическая вещь. Эта прогрессивная в свое время трактовка не разрешает, однако, основной трудности, а искуственно устраняет парадоксальность си- туации, ибо предметная структура образа истолковывается здесь не как состояние его носителя, а как проникающий в него и от- делимый от него <скульптурный портрет> оригинала. Действитель- ная же трудность состоит в том, что надо понять, почему и как со- стояния носителя психического процесса в своих конечных, итого- вых характеристиках отнесены к внешнему объекту. Второй вариант этой иллюзии, в котором, наоборот, объект отождествляется с образом, отправляется от образа как исходного начала и представляет идеалистический полюс этой альтернативы. На нем базируются берклианский тезис <быть - значит быть воспри- нимаемым> (esse percipi), махистское эмпириокритическое поло- жение о том, что вещь есть <комплекс элементов ощущений>, и все последующие позитивистские варианты субъективного, идеализма (логико-лингвистический позитивизм в своем существе представля-
ет собой эмпириокритицизм, перенесенный с сенсорно-перцептив- ного на мыслительно-языковый уровень познавательных процес- ...сов). Вторая иллюзия-иллюзия <бессубстратности>, или бестелес- ности, уже совершенно явным образом заключает в себе эмпири- ко-гносеологическое основание всех идеалистически-субстанциали- стических монистических, дуалистических и параллелистических решений психофизической проблемы. Сюда входят, например, все варианты картезианского дуализма и психофизиологического па- раллелизма в философии и психофизиологии (Гартли, Мюллер, Эб- бингауз, гештальтисты и др.). Третья иллюзия, заключающаяся в кажущейся непосредствен- ной данности психического его носителю-субъекту, составляет ос- нову всего необычайно широко распространенного традиционного направления интроспекционизма, который вырос из декартовского понимания сознания как самоотражения, прошел через локковскую рефлексию и берклианство и стал далее основой всей идеалистиче- ской Психологии. И наконец, последняя иллюзия - иллюзия спонтанной активно- сти воплощает в себе основную идею и <душу> всего философского и психологического индетерминизма. Указанные основные философско-психологические направления явным образом вытекают из гносеологической сущности рассмот- ренных интеллектуальных иллюзий, которые в свою очередь непо- средственно определяются самим характером перечисленных выше специфических особенностей или первичных различительных при- знаков психических процессов. Описанные иллюзии составляют один из важных компонентов эмпирической основы того полюса гносеологической альтернативы, который усматривает исходное а объект, соответственно, считает его функцией. Более того, совокупное воздействие всех перечисленных эмпи- рически укорененных иллюзорных установок создает в общей феноменологической картине психики нечто вроде глобальной ил- люзии уже, так сказать, <второго порядка>. Происходит такое смещение акцентов в слитном сочетании характеристик образа и объекта, которое приводит к кажущемуся <перевесу> эмпириче- ских свойств, связанных не с объектом, а с его психическим обра- зом. И в условиях такого совместного давления всех отдельных иллюзий вполне естественно возникает или может возникнуть ил- люзорное впечатление кажущейся большей эмпирической обосно- ванности и предпочтительности того направления хода мысли, ко- торое начинает свое движение от психического процесса и от него идет к объекту, Поскольку априорные критерии выбора одного из полюсов рас- сматриваемого психологического аспекта гносеологической альтер- нативы отсутствуют, они могут быть либо декларативно-догматиче- ски постулированы, либо связаны с опытом. Действительные рабо- чие критерии такого выбора здесь, как и в области всякой другой
научной теории, независимо от меры ее общности, заключены в со- отношении ее исходных общих предпосылок или принципов и вы- текающих из них частных следствий. Достоверность выбора общего принципа определяется, как известно, тем, насколько эмпириче- ские, в частности экспериментальные, факты науки могут быть дедуктивно из этого общего принципа выведены. Если дедукция и эксперимент приводят с разных концов к одному и тому же ре- зультату, то этим практически подкрепляется и вместе с тем тео- ретически обосновывается правильность выбора именно того об- щего принципа, который смог обеспечить такое совпадение теории и опыта. В неосуществимости такого совпадения, о которой свиде- тельствует весь опыт истории философии, науки и практики, со- стоит действительное фиаско того направления мысли, которое идет от психического процесса к его объекту. И наоборот, прогрессирую- щая полнота и глубина объяснения и прогнозирования эмпириче- ских фактов психофизиологии на пути движения от общих физи- ческих, биологических и социальных закономерностей психики к ее собственным эмпирическим характеристикам составляет Надежно апробированный всем ходом познания теоретический и практиче- ский критерий научности и достоверности материалистического ва- рианта гносеологической альтернативы.
Критерий совпадения результатов теоретической дедукции част- ных следствий из общих принципов с данными наблюдения, экс- перимента и жизненной практики определяет не только выбор од- ного из альтернативных гносеологических направлений, но и путь научных обобщений, совершаемых в ходе поиска конкретного со- держания тех общих законов, которым подчиняются опытные факты. Содержание искомых общих закономерностей психических про- цессов включает в себя три теоретически принципиальных глав- ных аспекта. Первый из них, ближе всего расположенный к фено- менологической поверхности эмпирических характеристик и экспе- ! риментальных фактов,- это структура психических процессов. Он i является начальным пунктом построения научной теории не толькб 1 потому, что структурные характеристики психических процессов наи- j более доступны исследованию, но и потому, что теоретическое вос- 1 произведение объекта познания прежде всего предполагает воссоз- дание его <архитектурного проекта>, а последний всегда есть имен- \ но структурный макет объекта. - Следующий шаг построения теории ведет ко второму важней- шемуаспекту содержания общих законов психическихпроцессав.-- 1 к механизму их~~тутуйрованйя7Этш неизбейно логически пред- -определении третий аспект искомых общих законов, касающийся исходного материала этого структурирование Здесь заключена ло- гическая последовательность поиска ответов на простые, насущные и всеобщие вопросы всякого теоретического воспроизведения объек-
та познания: <Что?>, <Как?>, <Из чего?>. Научно-теоретические ответы на этй"основныё вопросы с необходимостью влекут за со- Йбой постановку общего для всех трех аспектов вопроса -<Поче; ."му>. А вопрос о причинах всегда есть в конечном счете вопрос законах, частные следствия которых и заключают в себе ответы. В области всех этих аспектов искомых закономерностей движе- ние мысли по пути Обобщения и последующей конкретизации, ко- торая ведет от законов к фактам, неизбежно остается в рамках альтернативы основных философских направлений, поскольку во- прос об отправных, независимых общих принципах ставится в них взаимно противоположным образом. Вопрос о структуре психиче- ских процессов, в меру возможного абстрагирования "этой структу- ры от механизма и материала, относится к гносеологической сто- роне этой альтернативы. Вопрос же о механизмах и материале структурирования психических процессов явно заключает в себе .онгологыксское".с.у1цествоэтой альтернативы. Для всех аспектов конкретного содержания общих законой критерии их адекватности остаются теми же, что и для выбора одного из двух альтернатив- ных философских направлений,-они определяются связью исход- ных общих принципов с частными эмпирическими фактами. Закономерности структуры психических процессов-по крайней мередотехпор,пока они касаются отношения более общих и более Частных псхйче№йХ"явлёний~(}ругкдруёу,~--"могут рассматри- ваться внутри сферы собственно психологической теории. Но зако- номерности механизма Л1абОТо"псйхйческого процесса с необходи- мостью выходят за пределы собственно психологии, ведутв сферу функционирования субстрата психики, т. е. в область физиологии, й"составЛяют самое существо старейшей ncuxoфuзuoлoгuчec:кo Лроблемы. Наибольшая теоретическая острота и сохраняющаяся до настоящего времени принципиальная трудность монистического ре- шения этой проблемы - исходя из все того же критерия научной адекватности-состоит в том, что эмпирические характеристики предметной структуры психического процесса и его отнесенности к внешнему объекту не поддаются выведению из закономерностей внутренней динамики функционирования субстрата, например из нейродинамики, реализующей механизм организации этого процес- са. Именно этой трудностью можно объяснить психофизиологиче- ский параллелизм в позициях таких крупнейших представителей современной нейрофизиологии и психологии, как Эдриан, Экклз, Пенфилд, Хэбб и даже Пиаже, что особенно парадоксально, если учесть теоретическую зрелость его научной концепции. Но эта трудность остается локализованной внутри собственно психофизиологической проблемы лишь до тех пор, пока вопрос <Как строится психический процесс?> отождествляется с вопросом <Из чего он строится?> или, иначе, пока механизм построения ото-. ждествляется с материалом построения, ибо-подчеркнем снова- механизм может строить реальную, а не только мысленно абстра- гированную структуру лишь из адекватного ее особенностям и ха- рактеристикам материала. А вопрос о природе материала, из ко-
торого механизм <ткет> структуру психического процесса по моде- ли его внешнего объекта, ведет от психофизиологической пробле- мы в область еще более старой и далеко не менее острой психо- физической проблемы, т. е. еще дальше от внутренней сферы соб- ственно психологической теории. Основная сущность онтологической альтернативы в области этой проблемы состоит в том, может ли быть найден адекватный материал для теоретического воспроизведения психических струк- тур в сфере физических свойств и состояний, т. е. не выходя за пределы материальной субстанции, или этот материал может быть лишь свойством принципиально иной в своих атрибутах нематери- альной субстанции. Здесь нет нужды дополнительно разъяснять смысл философско- го, и научного фиаско идеалистического варианта этой альтерна- тивы. Но стоит, вероятно, подчеркнуть, что логика материалисти- ческого решения психофизической проблемы (это иногда упуска- ется из виду) имеет исходным пунктом своего движения именно , физические-в собственном смысле этого понятия-состояния \ и физические закономерности процессов в носителе психики. Вся- \ кий процесс построения образа как элементарной формы психиче- ских явлений имеет в качестве своей начальной, еще дофизиологи- ческой фазы именно физическое взаимодействие субстрата образа с его объектом. Указывая на парадоксальность предметной отне- сенности образа восприятия, К. Маркс (как упоминалось) писал: <...световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз. Но при зритель- ных восприятиях свет действительно отбрасывается одной вещью, внешним предметом, на другую вещь, глаз. Это - физическое от- ношение между физическими вещами> Но дело здесь не только в том, что процесс начинается собст- венно физическим взаимодействием. Особая парадоксальность предметной структуры психического акта состоит в том, что хотя, как отмечалось, его характеристики не могут быть сформулирова- ны в терминах внутренней динамики механизма функционирования 1 его субстрата, психический процесс, будучи воспроизведением ? объекта, остается тем не менее все же именно состоянием своего субстрата. Поэтому адекватным материалом для построения психи- ческой структуры могут быть, по-видимому, только такие состояния субстрата, которые не являются воплощением лишь его внутренней динамики, внесут на себе прямую печать свойств отображаемого объекта, т. е. состояния субстрата, к самой физической природе ко- торых <изначально причастны> (С. Л. Рубинштейн) внешние объ- екты. А такими состояниями, которые, будучи свойством субстрата психики, вместе с тем сохраняют инвариантными соответствующие характеристики ее объекта, являются именно состояния физическо- го взаимодействия субстрата с объектом.
Маркс К. и Энгельс Ф, Соч., т. 23, с. 82.
Таким образом, уже исходя из самых общих, сугубо предвари- тельных, <пробных> сопоставлений эмпирических характеристик психических процессов с искомыми общими принципами их органи- зации, можно думать, что именно в сфере таких исходных состоя- ний физического взаимодействие носителя психики с ее объектом должен быть обнаружен адекватный материал, из которого стро-. ятся психические структуры. Но, подчеркнем, именно исходный ма~ териал, а не сами готовые структуры, ибо последние строятся щ этого материала средствами определенного механизма. Более то- го, исходя из рассмотренной выше логики решения проблемы, есть, по-видимому, основания предполагать, что в закономерностях со- стояний субстрата, являющихся материалом формирования психи- ческих структур, мы сталкиваемся с частным случаем таких со- стояний взаимодействия этого субстрата с объектом, которые от этого взаимодействия принципиально не могут быть полностью абстрагированы, аналогично тому как нельзя <безнаказанно> от- влечься от состояний взаимодействия прибора с объектом в об- ласти квантовой механики. Не случайно, вероятно, Н. Бор неодно- кратно указывал на глубокие аналогии между квантовой физикой и психологией Таковы изображенные здесь в краткой предварительной схеме основные межнаучные вехи пути мысленного воспроизведения пси- хической реальности, идущего от <архитектурного проекта> - ее теоретически моделируемой структуры к закономерностям механиз- ма и материала ее построения. Более конкретные ходы этого по- иска объяснительных принципов для психологической эмпирии свя- заны уже и с обратным направлением движения теоретической мысли-от исходного материала к общим закономерностям строя- щейся из него структуры. Это второе направление связано с не- обходимостью еще более многостороннего и глубокого межнаучного опосредствования психологической теории (поскольку закономер- ности генезиса структуры психических процессов не могут быть поняты вне законов биологической эволюции этих процессов, их социально-исторического развития и их реальной приспособитель- ной и преобразующей функции в поведении и деятельности). Эта объективная внутренняя логика проблемы детерминировала глав- ную магистраль поиска общенаучных основ теории психических процессов. Эта линия межнаучных связей прошла от собственно психологии и психофизиологии через общую биологию и социоло- гию к кибернетике и строящейся в настоящее время общей теории материальных систем. Однако все линии межнаучных связей психологии и <маршру- ты> поиска путей как конкретизирующей, так и обобщающей ра- боты теоретической мысли стягиваются к отправной системе собст- венно психологических понятий, в терминах которой описывается подлежащая научному объяснению эмпирическая специфичность <психической реальности>.
ГЛАВА II
СХЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙНОГО СОСТАВА КЛАССИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГИЧЕ- СКИХ КОНЦЕПЦИЙ1
Конкретные феномены, факты и величины, воплощающие в се- бе эмпирическую специфику психических процессов, не ограничива- ются, конечно, рассмотренными выше общими характеристиками, которые свойственны любому психическому процессу и поэтому вы- ступают в качестве опознавательных признаков психической ре- альности. Основная совокупность подлежащих теоретическому .объяснению конкретных свойств, особенностей и параметров пси- . хических явлений получена в ходе эмпирического изучения, и в частности экспериментального исследования отдельных психиче- ских процессов - сенсорных, перцептивных, интеллектуальных, мне- .мических и др. В этих конкретных исследованиях формулировалась и развивалась собственно психологическая система понятий, в тер- минах которой описывалась психическая реальность как предмет особой самостоятельной области научного знания. Естественно по- этому, что поиску общих теоретических принципов организации психики, выходящих за пределы психологии и относящихся к фи- зиологическим, биологическим, социальным, физическим и другим закономерностям действительности, предшествует этап теоретиче- ских обобщений, осуществляемый средствами той собственно пси- хологической системы понятий, на языке которой получает свое первичное описание и выражение подлежащая объяснению эмпи- рическая реальность психических явлений. Исходя из этого (и ана- логично тому, как это происходит и в других областях знания) первые классические теории психических процессов по необходимо- сти являются преимущественно внутрипсихологическими.. Выше упоминалось о той закономерности генезиса перцептив- ных и интеллектуальных процессов, в силу которой на исходных стадиях отображения объекта познания имеет место первичная ге- нерализованность-познанию раньше открываются более общие свойст.ва.и."отношения.3а этим следует процесс конкретизации, входе которого воспроизводится специфика единичного, и лишь потом начинается ход вторичного обобщения, идущий отполнотй и цёлостйости индивидуального <лица>, данного конкретного объекта к поиску глубинных общих принципов. Именно в соответ- ствии с этой закономерностью, как указывалось, познающей мыслью вначале были выделены критические, опознавательные признаки любого психического процесса, и лишь затем начался процесс раскрытия специфических характеристик различных от- дельных психических актов в их отличии друг от друга.
В этой главе автор отнюдь не ставил перед собой цели дать историко- научный анализ различных психологических теорий. Здесь лишь анализируются некоторые логико-теоретические соотношения основных понятий в психо- логических концепциях, с тем чтобы рельефнее выявить роль этих концепций в становлении современной теории психических процессов.
Такого рода стадиальность-в тех или иных ее модификаци- ях-проявляет себя нетолько в ходе исторического становления эмпирического знания о феноменологии отдельных свойств и при- знаков познаваемого объекта, но и в процессе поиска общих зако- нов данной области действительности, т. е. в развитии собственно Теоретических обобщений. Не случайно поэтому одна из самых пер- вых психологических теорий имеет своим основным содержанием наиболее общий (и именно в силу этого раньше других открываю- щийся познанию) принцип организации психических процессов - способ их связи друг с другом. Такой самый общий способ связи психических феноменов и составляет содержание закона ассоциа- ции и именно в этом качестве является предметом старейшей из психологических теорий-ассоцианизма.
1. Ассоциативная психология
Ясно проступая под феноменологической поверхностью психи- ческих явлений, закономерность ассоциации, установленная еще в древности, была конкретно проанализирована в концепциях ас- социанизма XVIII века (английский ассоцианизм Гартли и Прист- ли), затем стала предметом исследования в экспериментальной психологии, где получила свое воплощение в методе ассоциатив- ного эксперимента, и сохранила свое значение одного из наиболее общих Психологических принципов до настоящего вре- мени. Заассоциативнои.концепцией.стоит несомненная реальность действительно самой универсальной формы взаимосвязи психиче- ских явлении и таких главных ее детерминант, как пространст- венно-временная смежность этих явлений, их частота и сходство. Все же остальные, более частные факторы организации связной ткани психических процессов в этот принцип не входят. Здесь не представлены ни конкоетная структура психических процессов, ни ихнкня в построении деятельности, ни соотношение пассивно- ассоциативных и активно-операторных компонентов в строении пси- хических актов, ни, наконец, специфический исходный материал, некоторого психические структуры формируются. НаначалСТьТХ этапахтерМГЧногообобщёйиявсеэтйасйектынё были еще рас- крыты, а затем, в ходе вторичного обобщения ассоцианизм от них абстрагировался. От рисунка и материала ткани психических про- цессов в этой концепции остаются только <ассоциативные нитки>, как их метафорически называет Л. С. Выготский. Однако это не те нитки, из которых ткется самая психическая ткань, а лишь те, с помощью которых ее <куски> сшиваются в непрерывное, сплош- ное полотно психической жизни. При всем том, однако, ассоцианизм не является чисто психоло- / гической теорией. Уже в XVIII веке у Гартли за понятием ассо- циации стоял не только внутрипсихологический способ связи пси- хических феноменов, но и модель конкретного мозгового механиз- ма этой свзи. Опираясь на ньютоновскую физическую модель,
интерпретирующую процессы в органах чувств как вибрацию ча- стиц эфира, гартлианский ассоцианизм выдвигает положение о том, что отдельные психические элементы-ощущения соединяются друг с другом <соответственно вибрациям частиц эфира в нервном субстрате>. Однако охватить единым теоретическим принципом способ свя- зи психических процессов по содержанию (т. е. в их отношении к объектам).и по механизму (т. е. в их отношении к субстрату) до конца последовательно не мог даже материалистический в своей основной тенденции вариант ассоциативной концепции. Внутрен- нему логическому соподчинению собственно психологического и фи- зиологического аспектов психической деятельности препятствовала описанная выше парадоксальность соотношения любого психиче- ского процесса с объектом и с субстратом. Так, соотнося ассоциа- цию с вибрациями в нервном субстрате, Гартли оставался тем не менее на позициях параллелизма нервного и психического, считая,
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |