Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень основных эмпирических характеристик 27 страница




энтности образа и объекта объем класса, к которому может быть

целиком отнесена вся индивидуальная специфичность данного пер-

цепта, равен единице, относительная обобщенность или степень

обобщенности здесь минимальна. Эта минимальная относительная

величина обобщенности перцептивного образа, выраженная в его

пространственно-временных и модально-интенсивностных эмпири-

ческих характеристиках, как и в случае всех вышеописанных пара-

метров, теоретически представлена здесь как одно из частных след-

 

ствий принадлежности максимально адекватного перцепта к самой

крайней горизонтали матрицы форм сигналов - к уровню метриче-

.ского автоморфизма.

Заключение о местоположении перцептивного сигнала в иерар-

хической <этажерке> уровней изоморфизма было принято - внача-

ле в качестве гипотезы - на основании прямых свидетельств основ-

ных эмпирических характеристик перцепта. Наиболее информатив-

ным с точки зрения задачи теоретического поиска здесь оказался

эмпирический вывод Акишиге о метрической инвариантности пол-

ностью константного перцептивного образа. Принятый же в ка-

честве гипотезы теоретический вывод о принадлежности перцептив-

ного образа к самому частному уровню информационной шкалы

был прямым продолжением данного эмпирического обобщения.

Затем, это обобщение было подвергнуто проверке путем соотнесе-

ния вытекающих из него следствий со всеми остальными, главным

образом вторичными, параметрами эмпирического перечня, не ле-

жащими в основании первоначально сделанного выбора места пер-

цепта в иерархии форм сигналов.

В результате оказалось, что все характеристики этого перечня,

как отдельно взятые, так и суммарные, как первичные, так и вто-

ричные, могут в первом приближении быть теоретически представ-

лены как частные следствия того уровня упорядоченности сигнала,

который определен как метрический автоморфизм. К этим характе-

ристикам открыт двойной путь-эмпирическое обобщение исход-

ных экспериментальных фактов и теоретическая конкретизация

исходных общих принципов, принятых на основании более широ-

кого эмпирического обобщения.

Тем самым сделанное заключение о положении перцепта в ин-

яснительной силы по отношению к совокупности основных эмпи-

рических характеристик максимально адекватного перцептивного

образа.

Прежде чем производить следующий, наиболее надежный этап

проверки сделанного заключения по критерию его прогностической

силы, целесооТбразно по возможности исчерпать его объяснительный

потенциал и за пределами только данного диапазона перцептивных

образов. Этой задачей, как и целым рядом с ней смежных, опреде-

ляется переход к рассмотрению общей характеристики всего сен-

сорно-перцептивного диапазона.

 

 

 

ГЛАВА V

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВИЧНЫХ ОБ-

РАЗОВ ВСЕГО СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО

ДИАПАЗОНА

 

Представленный в главе о переходных формах сенсорно-пер-

цептивного диапазона анализ процесса актуального перцептогенеза

и онтогенеза восприятия не мог быть достаточно полным до того,

как была подвергнута специальному рассмотрению завершающая

стадия становления образа, на которой он достигает максимальной

адекватности своему объекту.

С другой стороны, внутренние взаимосвязи основных эмпири-

ческих характеристик максимально адекватного метрически инва-

риантного перцепта наиболее отчетливо раскрывают свою детерми-

нацию при рассмотрении поэтапности их становления и при учете

того места, которое занимает этот уровень в общей, целостной струк-

туре всего сенсорно-перцептивного диапазона. Исходя из двухсто-

ронностй этих соотношений, в данном пункте анализа - после рас-

смотрения завершающей стадии перцептогенеза, с <высоты> кото-

рой как бы открывается вид на все предшествующие фазы

и промежуточные уровни,-целесообразно снова вернуться к про-

межуточным формам.

 

1. Еще раз о переходных формах сенсорно-перцептивно-

го диапазона

 

Если общие закономерности актуального перцептогенеза и воз-

растного генезиса перцепции определяются движением сигнала-

образа по строкам иерархической матрицы форм изоморфизма от

топологического к метрическому инварианту, то эти закономерности

должны обнаружиться и при ходе процесса в обратном направле-

нии, т. е. в стадиальной динамике не структурирования и развер-

тывания образа, а, -наоборот, его деструкции и свертывания. Такого

рода редукция перцептивного образа происходит вовсе не только

в процессе его патологической инволюции или в искусственных

условиях лабораторного исследования, она столь же естественна

для нормальной перцептивной динамики, как и исходный процесс

становления образа, и постоянно происходит в реальных ситуациях

ухудшения условий восприятия, например при увеличении дистан-

ции или уменьшении интенсивности раздражения и т.д.

Между тем, в отличие от динамики становления образа, кото-

рой посвящено множество работ, специальных систематических ис-

следований поэтапной динамики деструкции перцепта и его посте-

пенной редукции до элементарного сенсорного образования в экс-

периментальной психологии почти нет.

Для анализа общей структуры всего сенсорно-перцептивного

диапазона необходимо восполнить этот пробел. Прежде чем рас-

смотреть результаты прямого исследования динамики такой ре-

дукции, можно сделать попытку восполнить этот дефицит косвен-

но

 

ным путем, сопоставив разрозненные и фрагментарные данные по

смежным вопросам.

Так, экспериментально-психологический материал свидетельст-

вует о том, что константы, относящиеся к разным пространственно-

временным параметрам образа, обладают разной степенью устой-

чивости по отношению к изменяющимся условиям восприятия. При

ухудшении этих условий и соответствующих затруднениях в по-

строении образов такая степень стабильности и прочности послед-

них является в собственном смысле помехоустойчивостью и выра-

жает собой меру сопротивляемости структуры образа разрушаю-

щим воздействиям внешних или внутренних шумов. Поэтому если

расположить константы различных параметров образа в ряд по

возрастающим величинам их устойчивости или, соответственно, по

убывающим величинам ошибок восприятия, то можно получить

косвенные свидетельства последовательности стадий деструкции

образа под разрушающим воздействием усиливающихся помех.

Данные исследования М. Д. Дворяшиной показывают, что по

мере ухудшения условий восприятия (при сокращении поля зрения

от бинокулярного к монокулярному и трубчатому) разброс вели-

чин ошибок, связанных с возрастными, профессиональными и инди-

видуальными особенностями константности образа, резко возра-

стает, и при этом в разной степени для разных констант, что и по-

зволяет упорядочить их в определенной последовательности.

Максимальным этот разброс величин ошибок оказывается по

отношению к пространственной ориентированности тест-объекта

(наклон). Среднее положение занимает константа величины, а наи-

меньшим для изученных в этом исследовании параметров является

разброс ошибок восприятия формы (ошибка восприятия величины

в группе взрослых испытуемых -0,30, а максимальная ошибка

в оценке формы у испытуемых разных возрастов, за исключением

дошкольников, составляет 0,17).

Что скрывается за такой последовательностью убывания раз-

броса и самих величин ошибок и, наоборот,-возрастания проч-

ности соответствующих констант?

Образ ориентированности тест-объекта в пространстве воспро-

изводит соотношение внутренней и внешней метрики, или метрики

фигуры и метрики фона. Вот это-то соотношение внешней и внут-

ренней метрики, которое не только в образе, но и объективно боль-

ше всего варьирует при изменении условий восприятия данного

 

См.: Дворяшина М. Д. Онтогенетические изменения перцептивной

константности у человека. Автореф. канд. лисе. Л" 1965; Ананьев Б. Г.,

Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие чело-

века и константность восприятия. М" 1968.

2 Здесь важно подчеркнуть существенное различие таких двух парамет-

ров, определяющих положение в пространстве, как координата и ориентиро-

ванность. При отражении координаты внутренняя метрика выступает как не-.

расчлененное целое, а в пределе она может быть редуцирована до точки. По-

этому данный параметр имеет место уже на сенсорном уровне. Ориентиро-

ванность же в пространстве фона предполагает расчлененное отображение

внутренней метрики и представляет собой собственно перцептивный феномен.,

 

 

предмета (его изменяет любой поворот), дает наибольший разброс

ошибок и является наименее помехоустойчивым. Об этом свиде-

тельствуют и многие другие экспериментальные и жизненные фак-

ты, например такие, как ошибки зеркального письма или

вообще перевернутости букв не только у детей на начальных стади-

ях обучения грамоте, но и у взрослых.

Но адекватное соотношение внешней и внутренней метрики,

оказывающееся наименее константным и устойчивым, выражает

как раз максимальную полноту метрической инвариантности обра-

за, в которой представлена и внешняя метрика отношения к фону

(координата), и внутренняя структура фигуры, и их отношение

друг к.другу. В сумме это есть предельный подуровень метриче-

ского инварианта, являющийся самой <краевой> частной формой

изоморфизма.

Воспроизведение величины, которое по помехоустойчивости за-

нимает промежуточное положение между, воспроизведением прост-

ранственной ориентированности и воспроизведением формы, также

воплощает в себе метрическую инвариантность, но здесь уже сле-

дующий ее подуровень, относящийся к внутренней метрике объекта.

Как было показано выше, связи между внутрифигурными элемен-

тами сигнала существенно прочнее связей между элементами фигу-

ры.и элементами пространственного фона. Поэтому естественно,

что помехоустойчивость константы величины выше, чем константы.

пространственной ориентированности. Этим и определяется, по-

видимому, порядок следования величин и разброса ошибок в этих

обоих подуровнях метрически инвариантной формы сигнала.

После константы величины по степени помехоустойчивости сле-

дует константа формы (ошибка уменьшается от 0,30 до 0,17). Но

свойство формы воплощает в себе основной инвариант преобразо-

ваний подобия, и поэтому сохранение формы явным образом отно-

сится в информационной шкале к уровню инварианта подобия.

Расположение этих трех констант в приведенном ряду содер-

жит тем самым достаточно определенные, хотя и косвенные, дока-

зательства стадиальности процесса деструкции перцепта, который

на данном интервале шкалы уровней изоморфизма идет в направ-

лении, противоположном динамике перцептогенеза, т. е. от более

частных к более общим формам упорядоченности сигналов.

Обрывающиеся на этих константах данные упомянутого иссле-

дования М. Д. Дворяшиной скрытой в них тенденцией естественно

ставят вопрос о том, имеются ли в арсенале экспериментальной

психологии факты, продолжающие эту последовательность

расположения констант и, соответственно, этапов деструкции

образа.

В исследовании Таулесса, которое уже упоминалось, содер-

жатся факты, свидетельствующие не только о наличии констант-

ности восприятия формы, но и о направлении ее разрушения. Тау-

лесс показывает, что при восприятии квадратов и кругов, лежащих

на плоскости стола на разных расстояниях от испытуемого (кото-

рый изображает эти тест-объекты в рисунках), за пределами диапа-

 

зона константной формы квадраты воспринимаются как ромбы,

а круги-как эллипсы. Но ромб по отношению к квадрату и эл-

липс по отношению к кругу являются типичными инвариантами аф-

финных преобразований.

Этот результат прямо продолжает описанную выше тенденцию

направленности процесса деструкции: если интегральность метри-

ческого инварианта вначале нарушается при сохранении инвариан-

та внутренней метрики, а инвариант внутренней метрики - в рам-

ках инварианта подобия, то нарушение формы как инварианта по-

добия вначале происходит при сохранении параллельности, т. е.

в пределах инварианта аффинных преобразований.

На вопросо том, в каком направлении и в рамках каких ос-

тающихся стабильными компонентов образа происходит деструк-

ция аффинного инварианта, т. е. образа параллельности, отвечают

многочисленные факты перспективных сокращений. Эти факты ши-

роко представлены в различных естественных феноменах восприя-

тия и объективированы в перспективных рисунках. Так, характер

деструкции образа параллельных линий отчетливо демонстриру-

ется эффектом их схождения, например при восприятии уходящей

вдаль улицы или железнодорожного полотна. Прямоугольник здесь

преобразуется уже не в параллелограмм, как при первоначальном

нарушении инварианта подобия в рамках аффинного инварианта,

а в трапецию. Такого рода несохранение параллельности линий при

сохранении их прямолинейности есть прямое выражение нарушения

аффинного инварианта в рамках сохранности инварианта проек-

тивных преобразований. Наконец, свидетельства характера деструк-

ции образа прямолинейных компонентов Контура содержатся в ста-

рых экспериментальных данных (полученных еще гештальтистами)

о том, что в затрудненных условиях восприятия, например при

больших дистанциях или кратких экспозициях, многоугольник вос-

принимается как круг. Такое нарушение воспроизведения кривизны

явно происходит в пределах инварианта топологических преобра-

зований, поскольку многоугольник и круг топологически равнознач-

ны-отношения соседства здесь сохраняются неизменными.

Вся эта совокупность экспериментальных и жизненных фактов

содержит косвенные свидетельства того, что процесс нарушения

структуры максимально адекватного перцепта идет от метрического

инварианта к топологическому, проходя через все промежуточные

уровни изоморфизма. Реконструированная таким способом стади-

альность деструкции перцепта соответствует обратному ходу фазо-

вой динамики его становления.

Проверка косвенных свидетельств этой обратной этапности

в прямом опыте методически очень проста-она требует инверсии

процедуры эксперимента по фазовой динамике становления образа.

Необходимо выявить этапы деструкции перцепта, сменяющие друг

друга в процессе непрерывного ухудшения условий восприятия или

усиления действия помех.

 

Экспериментальная психология, т. 2. Ред. Стивене. М., 1963, с, 453.

 

 

0-й рани

 

1-й ранг

 

2-й ранг

 

2-й ранг

 

Оригинал

 

-и ранг

 

Рис. 18. Динамика деструкции зрительного образа при

увеличении помех (по В. В. Лоскутову). Усредненные

для каждого ранга рисунки испытуемых.

 

Такой прямой опыт, специально направленный на выявление

этапности обратного генеза перцепта, был поставлен В. В. Лоску-

товым в инвертированном периметрическом варианте обычной ме-

тодики исследования перцептогенеза. Опыт показал, что при по-

следовательном смещении тест-объекта (геометрической фигуры)

по полю зрения происходит ожидаемая смена этапов деструкции

образа

Так, на угловом расстоянии до 10° от центра испытуемый

воспринимает контур фигуры во всех его деталях. При дальнейшем

смещении в сторону от центра (20-30° периферии) резко выраста-

ют величины ошибок по параметрам ориентации и размера. При

смещении на 30-40° периферии в образе сохраняются резкие пе-

репады кривизны. На 40-50° периферии относительно устойчивый

(хотя и неполный) образ сменяется мерцающей формой и, нако-

нец, впечатлением недифференцированного пятна, тяготеющего

к круглой формеЛ

При сопоставлении этой динамики деструкции с ходом станов-

ления образа легко увидеть, что инвертированный процесс прохо-

дит те же фазы перцептогенеза, но в обратном порядке. У начала

процесса здесь стоит фаза оптимального восприятия, которая за-

вершает становление перцепта. Она соответствует уровню метриче-

ского инварианта, или диапазону полной константности структуры

образа. Ее деструкция начинается с разрушения внешней и внут-

ренней метрики (ошибки ориентации и размера). Далее процесс

<деконстантизации> образа проходит через все промежуточные фазы

и завершается аморфным пятном (переходящим в пределе в точку),

которое стоит у начала перцептогенеза и соответствует уровню то-

пологического изоморфизма в матрице форм упорядоченности сиг-

нала.

Такого рода инверсия направления процесса при сохранении

особенностей самих этапов прямого и обратного перцептогенеза от-

четливо демонстрируется сопоставлением рисунков, полученных

в этих опытах В. В. Лоскутова (рис. 18), с рисунками, которые во-

площают соответствующие этапы становления образа (см. рис. 6).

Высокая степень близости обоих направлений поэтапной динамики,

доходящая почти до идентичности, здесь достаточно наглядна

и не требует, по-видимому, дополнительных доказательств.

Процесс становления перцепта, начинаясь с топологического

инварианта как самой общей формы изоморфизма и завершаясь

самой частной формой - метрическим инвариантом, идет тем са-

мым от максимальной обобщенности (первичной генерализован-

ности) и минимальной константности образа к его максимальной

 

В опыте контролировалась фиксированность глаза путем регистрации его

движений, а также уравнивались угловые величины фигуры путем увеличения

их пропорционально изменению разрешающей способности соответствующих

участков сетчатки.

" См.: Лоскутов В. В. О стадиальности и фазовой динамике процесса

нарушения и становления структуры психического изображения. Вестник Ле-

нингр. ун-та, 1972, № 5.

 

константности и минимальной обобщенности (поскольку полностью

константный образ как метрический инвариант конгруэнтен объекту

и воспроизводит всю полноту индивидуальной специфичности струк-

туры своего объекта). Обратный же процесс идет, наоборот, от мини-

мальной обобщенности и максимальной константности к максиму-

му обобщенности и минимуму константности на уровне топологии.

Эти реципрокные отношения константности и обобщенности

как на каждом из уровней сейсорно-перцептивного диапазона, так

и на противоположных его краях отчетливо обнаруживают себя

<с высоты> наиболее зрелой формы, т. е. максимально адекватного

перцепта. В таком виде они не могли быть выявлены при рассмот-

рении переходных этапов, поскольку здесь требуется сопоставление

именно крайних, полярно противоположных структур.

Проанализированная выше реципрокность константности

и обобщенности касается лишь параметров пространственно-вре-

менной структуры образа. Поскольку, однако, и константность

и обобщенность являются сквозными, вторичными характеристика-

ми, выявление их реципрокности по пространственно-временным

параметрам сразу выдвигает вопрос о том, проявляются ли ана-

логичные соотношения и в области остальных первичных парамет-

ров образа - модальности и интенсивности. В силу того, что в та-

ком виде эта задача перед экспериментальным исследованием спе-

циально не ставилась, первоначальный ответ на этот вопрос можно-

получить опять-таки на основании косвенных свидетельств, содер-

жащихся в контексте результатов разных исследований актуаль-

ного и возрастного перцептогенеза.

Так, еще в классических работах Н. Н.Ланге, вскрывших ста-

диальное развертывание образа (при увеличении длительности экс-

позиций) от более обобщенной к более конкретной его форме, был

обнаружен этап, на котором еще вообще не может быть установ-

лена модальность раздражителя (<толчок в сознании>).

В более поздних исследованиях цветовосприятия под малым

углом зрения был сделан следующий очень интересный шаг. Если

Н. Н. Ланге выявил фазу, которая условно может быть обозначена

как <модальность вообще>, то в исследованиях сектора психологии

Института мозга им. Бехтерева была вскрыта следующая фаза

становления образа цвета, на которой <модальность вообще> кон-

кретизируется до образа <цвета вообще>. До конкретного цвета

определенность образа здесь, следовательно, еще не доходит.

В этой же серии исследований -имеются указания на дальней-

ший очень показательный этап такой конкретизации, который вы-

разительно обозначается как фаа <полихроматического мерца-

ния>." Здесь, очевидно, уже имеется определенность конкретного

образа цвета, но она не является устойчивой и однозначной.

 

<См.: Ла.нге Н. Н. Закон перцепции. Одесса, 1894.

" См.: Компанейский Б. Н. Изменение цвета и формы наподпорого-

вых дистанциях.- В кн.: Труды Института мозга им. Бехтерева, т. XIII, Л"

 

1940.

° См. там же.

 

 

Между этим лабильным этапом реконструируемой таким спо-

собом последовательности и уровнем адекватного устойчивого вос-

приятия конкретных цветовых оттенков располагается, по-видимо-

му, стабильное и точное воспроизведение лишь основных цветов

спектра. Такое заключение подкрепляется положением Б. Джадда

о том, что <инвариантные цветовые тона хорошо соответствуют

психологически первичным цветовым тонам (красный, желтый,

. зеленый, синий) >

И наконец, только на краю этого ряда, когда помехи или за-

труднения восприятия минимальны, а в пределе-при полном от-

сутствии шумов формируется адекватный и устойчивый образ кон-

кретного оттенка данного цвета.

Если теперь рассмотреть всю эту последовательность, идущую

от <модальности вообще> и <цвета вообще> через мерцание цвета

к инвариантному воспроизведению основного цветового тона и за-

тем его конкретного оттенка, легко увидеть фиксированную этой

последовательностью стадиальность. У начального края ряда стоит

максимальная обобщенность (<модальность вообще> и <цвет вооб-

ще>) и минимальная константность, выраженная, в частности, фе-

номеном полихроматических мерцаний. Эти начальные этапы со-

ответствуют элементарному сенсорному уровню становления обра-

за. В конце этого ряда находится минимальная обобщенность

(адекватное воспроизведение конкретного оттенка цвета в его ин-

дивидуальной специфичности) и, соответственно, максимальная,

т. е. полная, константность. Это соответствует диапазону макси-

мально адекватного перцептивного образа.

Направленность процесса здесь, таким образом, та же, что

и в динамике перцептогенеза пространственно-временной структу-

ры. Более того, здесь просматривается близкая аналогия не только

в направленности динамики становления пространственно-времен-

ных и модальных, характеристик перцепта, но и в общем числе

поддающихся выделению основных этапов, а также в конкретных

особенностях некоторых из них. Так, начальный уровень перцепто-

генеза, который обозначается как отображение <цвета вообще>,

очень близок к фазе аморфного пятна, ибо <аморфность> представ-

ляет собой не отсутствие формы, а отсутствие конкретной опреде-

ленности видимой формы, ее предельно обобщенный характер, кото-

рый в такой же мере описывается словами <форма вообще>, как

и соответствующий модальный эквивалент этого этапа.

Но особенно выразительна аналогичность структурной и ди-

намической характеристик тех двух членов обоих рядов, которые

обозначаются как <полихроматическое мерцание>, или мерцание

цвета, и <мерцание формы>. Эта выразительность создается тем,

что в обоих случаях наглядно демонстрируются сменяющие друг

друга в процессе мерцания частные вариации более общего пара-

метра, который в этих вариациях остается неизменным. В одном

 

9 См.: Джадд Б. Основные корреляты зрительного раздражителя.-

В кн.: Экспериментальная психология, т. 2. Ред. Стивене, с. 428.

 

 

случае это частные цветовые варианты более общего свойства <хро-

матичности> (<цвет вообще>). Во втором случае это частные ва-

рианты, в которых изменяется конкретная геометрическая форма

в рамках неизменности соседства точек.

Может быть, эта аналогия с уровнем пространственно-времен-

ного топологического инварианта дает основание усмотреть в фено-

мене полихроматических мерцаний тот уровень динамики станов-

ления модальной характеристики зрительного образа, который как

раз и является модальным эквивалентом пространственно-времен-

ного топологического инварианта, или, иначе, цветовым топологи-

ческим инвариантом. Тогда естественно, что этап полной констант-

ности цветовосприятия соответственно выразит собой модальный

эквивалент метрического инварианта.

Есть основания предполагать, что такая аналогия не является

лишь терминологической. Так, в связи с анализом модальных харак-

теристик элементарных сенсорных, а затем и максимально адекват-

ных перцептивных образов уже упоминалось о том, что отображение

конкретных модальных характеристик объекта-раздражителя осо-

бенно тесно связано именно с воспроизведением его внутренней

метрики, в силу чего пространственно-временная структура сенсор-

ного поля (названная внешней метрикой) носит интермодальный

или общемодальный характер, а в своем самом обобщенном ва-

рианте б пределе освобождается от модальных особенностей. По-

скольку рассматриваемый процесс перцептогенеза по преимуществу

относится к становлению образа именно внутренней метрики пер-

цепируемого объекта, такая параллельность изменяющихся реци-

прокных соотношений константности и обобщенности в области

пространственно-временных и модальных характеристик образа яв-

ляется вполне закономерной.

Сделанное выше заключение подкрепляется и некоторыми дан-

ными <обратного генеза> образа в условиях усиления помех. Так,

феномен Бецольда-Брюкке, состоящий в ухудшении видимости

желтых и голубых тонов при ослаблении яркости освещения, сви-

детельствует как раз о том, что переходные оттенки как частные

варианты более общих основных тонов в этих условиях выпадают,

а компоненты образа, соответствующие основным тонам, сохра-

няются. В этом же направлении идут данные Компанейского о стя-

гивании цветовосприятия в затрудненных условиях к основным

критическим точкам спектра."

В обоих случаях происходит как бы усреднение, в результате

которого специфические индивидуализированные оттенки выпада-

ют, а основные тона сохраняются. Константность падает, а обоб-

щенность возрастает. Такое усреднение получает еще более явное

выражение в феномене Пуркинье, состоящем в посветлении зеле-

 

° См.: Кравков С. В. Цветовое зрение. М" 1951; Джадд Б. Основ-

ныц корреляты зрительного раздражителя.- В кн.: Экспериментальная психо-

логия, т. 2. Ред. Стивене.

" См.: Компанейский Б. Н. Указ. соч.

 

но-голубых и потемнении красно-фиолетовых цветов с наступле-

нием темноты. Здесь усреднение происходит уже не относительно

нескольких критических срединных точек спектра, а в рамках всей

видимой части спектра в целом-края срезаются, а середина, на-

оборот, выделяется четче. Но это и есть усредняющее обобщение,

которое нивелирует специфику крайних вариант ряда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.