Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень основных эмпирических характеристик 29 страница




все те степени свободы отношений между элементами, которые

нарушают сохранение прямолинейности соответствующих частей

контура. Это убывание числа степеней свободы элементов множест-

ва-сигнала и есть нарастание целостности и доведение ее до той

меры, которая свойственна данному уровню инвариантности или

данному этапу сенеорно-перцептивного перехода. Нарастание це-

>,лостности достигает своего предела на уровне интегрального метри-

<ческого инварианта, где адекватное воспроизведение как фона, так

и фигуры (т. е. как внешней, так и внутренней метрики) доведено

до конгруэнтности объекту, в силу чего число степеней свободы

отдельных элементов перцепта обращается в нуль. Таким образом,

стадиальная динамика и иерархическая поуровневая статика ор-

ганизации свойства целостности параллельны соответствующей ор-

ганизации свойств константности и предметности. Так же как и по-

следние, целостность охватывает весь сенсорно-перцептивный

диапазон. Константность, предметность и целостность, совместно

вытекая из иерархической организации информационной матрицы,

связаны отношениями прямой зависимости друг от друга.

Что касается свойства обобщенности, или генерализованности,

то оно, находясь, как уже было показано, в реципрокных отноше-

ниях с константностью, вместе с тем на соответствующих этапах

перцептогенеза или уровнях организации сигнала-образа обратно

пропорционально также предметности и целостности.

На уровне элементарного, сенсорного сигнала как парциаль-

ного метрического инварианта эта генерализованность является

максимальной не только потому, что внутренняя метрика здесь

максимально редуцирована и в пределе сведена к точке, но и пото-

му, что внешняя метрика, или метрика сенсорного поля, в опреде-

ленном диапазоне инвариантно воспроизводящая однородную

структуру пространственно-временного <фона>, общего для всех

разнообразных отдельных фигур, является тем самым наиболее

 

 

общей структурной характеристикой сенсорно-перцептивного об-

раза.

Поэтапное достраивание внутренней метрики, реализующее сен-

сорно-перцептивный переход, продвигаясь в сторону максимальной

полноты воспроизведения индивидуальной специфичности объекта,

т. е. в направлении максимальной перцептивной конкретизации,

соответственно ведет к поуровневому падению этой генерализован-

ности, достигающей минимума именно, там, где конкретность до-

стигает максимума, т. е. н,а уровне интегрального метрического

инварианта, полностью конгруэнтного объекту,

При этом существенно, что генерализованность первичного об-

раза по отношению к отдельному конкретному объекту (а первич-

ный образ всегда отнесен к актуально действующему отдельному

представителю класса, охватываемого данным сигналом) выступает

как ошибка. Так, если на уровне топологического изоморфизма при

мерцании формы треугольник воспринимается как квадрат или как

круг, то такой генерализованный образ, адекватно воспрозводя

свойства, общие для всего класса топологически инвариантных

фигур (круга, квадрата, треугольника и т.д.), по отношению к ак-

туально воспринимаемому единичному треугольнику неизбежно за-

ключает в себе ошибку.

Поэтому реализующееся в ходе перцептогенеза падение ге-

нерализованности есть вместе с тем нарастание точности и соот-

ветственно уменьшение величины ошибки отражения. Кроме того,

как было показано, падение генерализованности ведет к уменьше-

нию помехоустойчивости образа и объема допустимых колебаний.

В итоге мы приходим к заключению о том, что генерализован-

ность образа в ее поуровневой динамике, находясь в отношениях

обратной зависимости с константностью, предметностью и целост-

ностью, связана отношениями прямой зависимости с такими харак-

терисгиками образа, как величина ошибки, помехоустойчивость

и объем колебаний, допустимых в рамках данного уровня инвари-

антности.

 

Поскольку обобщенность является характеристикой психических процессов,

.проходящей сквозь все уровни их организации, а сенсорно-перцептивная обоб-

щенность через акт узнавания тесно связана с интеллектуальными и личностными

особенностями субъекта, в этом пункте возникает естественный вопрос о главных

детерминантах соотношения высших и низших уровней и об отношениях исход-

ных общих закономерностей организации образа и их индивидуально-личностных

вариаций. Это есть частная форма принципиального общегносеологического вопроса

о мере независимости структуры познавательного акта от особенностей его носи-

теля-субъекта и, соответственно, о детерминированности этого акта объективной

структурой отражаемого им содержания.

Не касаясь здесь вопроса о связи генерализованности образа с узнаванием,

который частично будет затронут в главе о представлениях (поскольку узнава-

ние предполагает сличение с эталоном, обобщенным в виде представления), ука-

жем, однако, на некоторые факты, чрезвычайно существенные именно в контексте

упомянутого общегносеологического вопроса о мере независимости структуры

и генерализованности перцептивного акта от носителя-субъекта.

Поскольку обобщенность перцепта представляет собой отнесецность восприни-

маемого объекта к классу, а <портрет класса> может быть воплощен лишь

в <апперцепирующей массе> прошлого опыта, естественно полагать, что основную

 

организующую роль в динамике обобщенности играют именно эти хранимые

в памяти эталоны, которые должны <сверху> направлять структурирование об-

раза. Кроме того, так как прошлый опыт в высокой степени индивидуально-ва-

:.ряативен, можно ожидать, что степени свободы этих субъективно-личностных

вариантов замаскируют общие закономерности, определяющие детерминацию

уровня генерализованности образа его объектом. Особенно значительной эта ин-

дивидуальная свобода конструирования перцепта представляется в эксперимен-

тальной ситуации при восприятии пятен Роршаха, которые вполне обоснованно

используются в качестве проективного теста, выявляющего именно индивидуаль-

ные особенности личности через динамику восприятия.

С этой точки зрения особое значение имеет принципиальный эксперименталь-

ный результат, полученный в 1971 г. в лаборатории психологического факультета

ЛГУ П. Карповым. Его исследование показало, что между частотой выбора дан-

ного элемента перцептивного поля карты Роршаха и его сходством с определен-

,. ными знакомыми эталонами, хранимыми в памяти, нет значимых корреляций

. (коэффициент корреляции всего 0,18).

Экспериментальная проверка ряда гипотез позволила П. Карпову сделать вы-

вод о том, что перцептивное поле карты Роршаха обладает устойчивой интерин-

дивидуальной структурой, обусловленной метрико-топологическими характери-

стиками этого поля.

Более того, П. Карпов показывает, что само разнообразие извлекаемых из па-

мяти эталонов определено в своих пределах метрико-топологическими отношения-

ми в структуре перцептов, обладающих в этой специфической ситуации высокой

степенью вариативности и динамичности. Эти данные особенно интересны еще

и потому, что при восприятии пятен Роршаха в силу высокого разнообразия

фигурно-фоновых отношений (которые П. Карпов считает одной из основных

детерминант перцептивного выбора) структурирование образа как бы растяги-

вается по всему сенсорно-перцептивному диапазону.

Этот экспериментальный материал с неожиданной стороны подкрепляет по-

ложение о связи первичной обобщенности (генерализованности) образа с дру-

гими его собственно-перцептивными характеристиками - фигурно-фоновыми от-

ношениями, константностью и целостностью и дополнительно свидетельствует

об их общей связи с иерархией форм изоморфизма, располагающейся в грани-

цах между метрикой и топологией перцептивного поля.

 

Результаты анализа взаимных отношений основных эмпириче-

ских характеристик образов на разных уровнях сенсорно-перцеп-

тивного диапазона приводят к следующему заключению.

В поэтапной динамике перцептогенеза от топологического уров-

ня к метрическому происходит нарастание константности, предмет-

ности, целостности и точности психического изображения и падение

его генерализованной помехоустойчивости, величины ошибки

и объема вариаций, допустимых в пределах данного уровня инва-

риантности.

 

3. Местоположение образов разных модальностей в

иерархии этапов сенсорно-перцептивного перехода

 

В предшествующих разделах было показано, что разные этапы

структурирования и деструкции психического изображения, реали-

зующие прямой и обратный сенсорно-перцептивный переход, соот-

ветствуют разным уровням иерархической матрицы форм изомор-

физма. Хорошо известно, однако, что первичные образы различных

модальностей достигают разных пунктов в процессе сенсорно-пер-

цептивного перехода. Исходя из этого, мы рассмотрим последний

 

 

в контексте общей характеристики сенсорно-перцептивного диапа-

зона вопрос о том, каковы те верхние границы, которых достигает

процесс сенсорно-перцептивного перехода в первичных образах

разных модальностей и какое место эти различные пределы пер-

цептогенеза занимают в информационной шкале уровней изомор-

физма. Сделать это на настоящем этапе исследования можно лишь

в первом приближении, очень кратко и схематично.

Выше было сказано, что сенсорный уровень первичного образа

как парциальный метрический инвариант преимущественно воспро-

изводит внешнюю метрику, т. е. координату объекта на общем фоне

пространственно-временной схемы, а переход на перцептивный уро-

вень поэтапно достраивает на этом фоне соответствующую фигуру

как внутрипредметную метрику. Отсюда следует, что различие

местоположения разномодальных образов в матрице форм изомор-

физма связано с разными возможностями отображения фигурно-

фоновых отношений и что <потолок> каждой из модальностей опре-

деляется пределом ее возможностей в воспроизведении внутренней

метрики, которая дополняет парциальный сенсорный инвариант до

интегрального перцептивного.

Физические характеристики раздражителей разных анализато-

ров, а следовательно, разные конструктивные и функциональные

возможности последних весьма различны, а это определяет сущест-

венные несовпадения общего объема сенсорно-перцептивного поля

и полноты его фоно-фигурных компонентов в разных модальностях.

Тактильные ощущения не случайно, конечно, являются гене-

тически исходной формой сенсорики. Они занимают особое место

в иерархической структуре сенсорно-перцептивного диапазона и на

высших ступенях его развития. Это в значительной мере определя-

ется тем, что осуществляющие здесь функцию непосредственного

раздражителя механические свойства предмета являются и прямым

объектом отображения. При относительно очень небольшом объеме

тактильного сенсорно-перцептивного поля, ограниченного реализуе-

мостью прямого механического контакта с объектом, эта исходная

модальность обладает почти предельными информационными воз-

можностями воспроизведения как внешней (фоновой), так и внут-

ренней (фигурной) метрики.

Еще со времени экспериментальных исследований Л. А. Шиф-

мана известно, что в условиях относительного покоя кожной

поверхности и соприкасающегося с ней объекта возможности отобра-

жения пространственных характеристик и фигуры и фона мини-

мальны: кроме локализации объекта на кожной поверхности и гру-

бого отображения величины - и то только в том сугубо частном

случае, когда объект умещается на этой поверхности-тактиль-

ный образ не содержит никаких других пространственных компо-

нентов. Но включение движения объекта по покоящейся поверх-

ности участка кожи скачком приводит к.резкому повышению ин-

 

ормационной структуры тактильных образов (или образов пас-

II-{явного осязания). Отражение траектории этого движения и пре-

11106? азование ее кинематических сукцессивных характеристик в си-

Щдльтанную.. структуру ведет к формированию общей схемы сен-

ЦЦёорного поля (внешней метрики), в пределе доходящей до парци-

111льного метрического инварианта. "~

If"" Если же траектория движения объекта по рецепторной по-

В верхности совпадает с контуром этого объекта, т. е. если контур

,л.последовательно развертывается в процессе взаимодействия с ре-

цепторной поверхностью, то и образ внутренней метрики резко про-

рывается через топологический и проективный уровни изоморфизма

и может доходить до изображения формы, т. е. до инварианта

подобия, и уж во всяком случае до приближенного отображения

очертаний на уровне аффинного изоморфизма (квадрат восприни-

мается как ромб или прямоугольник). Об этом свидетельствуют

многочисленные.рисунки испытуемых, содержащиеся в различных

..работах по пассивному осязанию.

..; Очень существенным с точки зрения собственных информацион-

!Кйых возможностей тактильной модальности является предваритель-

ный материал незаконченного исследования Р. Л. Пумпянской,

который показывает, что в условиях, когда контур геометрической

фигуры прочерчивается на коже струей воздуха (чем уже до пре-

дела аннулируется участие кинестетического компонента), форми-

рующиеся тартцицщйе образы Также могут быть доведены до уров-

ня?ирфн?його инварианта, а в некоторых случаях до инварианта

подобия (воспроизведение формы).

Аналогичным образом - при некоторых соответствующих мо-

дификациях-дело обстоит в области кинестезии, очень близкой

к тактильной модальности по физико-механическим характеристи-

кам, физиологическим механизмам и межмодальным взаимосвязям.

Как и в тактильных ощущениях, в кинестезии общая метрика про-

странственного поля отображается через движение, которое здесь

является прямым объектом воспроизведения. Но- в отличие от так-

тильной сферы, которая, в условиях обособленности от кинестезии

опирается на, движение, объекта, кинестетические образы строят

изображение внешнего пространства на основе траектории пере-

мещений самих анализаторных аппаратов или локомоции всего

организма как носителя психики. Как достаточно определенно сви-

детельствует опыт психического развития слепоглухонемых, сенсор-

ный уровень отображения пространственного фона достигает пре-

делов парциальной метрической инвариантности при воспроизведе-

нии обширных массивов пространства, охватываемых локомоцией.

В этих условиях формируются адекватные <карты пути> и <карты

обозрения>, выявленные в работах Ф. Н. Шемякина.

 

См.: Шифман Л. А. К вопросу о тактильном восприятии формы.-

Труды Института мозга им. Бехтерева, т. XIII.,Л., 1940.

 

"" См., например: Веккер Л. М. К вопросу об осязательном восприятии.

Уч. зап. Ленингр. ун-та. 1953, № 147.

См.: Шемякин Ф. Н. 1) К психологии пространственных представле-

ний. Уч. зап. Института психологии, т. 1. М" 1940; 2) О топографических пред-

ставлениях у слепых.- <Советская нейропсихиатрия>, 1941, т. VI.

 

 

Но кинестезия даже при обособлении ее от тактильной мо-

дальности может строить образы не только внешней обицепростран-

ственной,но и внутрипредметной метрики. Так, исследования ин-

струментального и протезного осязания показали, что кинестети-

ческие образы в этих условиях исключенности прямого тактильного

контакта с объектом могут быть доведены до воспроизведения об-

щих очертаний контура с некоторыми нарушениями углов и про-

порций (рис. 19), а в отдельных случаях-и до адекватного ото-

бражения формы. Это означает, что в стратиграфии уровней.изо-

морфизма такие образы достигают аффинного инварианта и

инварианта подобия и соответственно

проходят большинство этапов сенсор-

_________ но-перцептивного диапазона.

а Синтез тактильной и кинестетиче-

ской модальностей формирует осяза-

ние как специфический вид собственно

перцепции. И здесь уже перцептивные

образы достигают предельной полноты

~ "\ - и адекватности своему объекту. При

б 1 \-< 1 этом существенно отметить, что в рам-

ках своего ограниченного по радиусу

перцептивного поля осязательные пер-

цепты достигают большей полноты и

"\ выраженности их интегральной метри-

i 1 \- чески инвариантной структуры, чем

перцепты зрительные. Последние со-

храняют метрическую инвариантность

лишь в пределах того ракурса, который

открывает зрению видимую из соответ-

ствующей точки часть поверхности.

Конгруэнтность зрительного образа ох-

ватывает лишь эту часть объекта, ос-

тавляя скрытыми <спины> вещей. Ося-

зательный же перцепт в рамках доступ-

ного ему общего объема может инвариантно воспроизводить всю

полноту пространственно-временной структуры объекта, охватив

его поверхность со всех сторон и тем самым доведя конгруэнтность

перцепта и объекта до максимума.

В этом предельном случае достигается независимость осяза-

тельного перцепта от исходной точки отсчета и тем самым его осво-

бождение от индивидуальной системы координат: воспроизведение

полной совокупности всех расстояний между точками остается

одинаковым в разных системах отсчета. В этом и состоит конечная

завершенная форма интегральной метрической инвариантности пер-

цепта, и в этом же заключен один из существенных аспектов ин-

формационного резерва осязательного восприятия.

 

Рис. 19. Зарисовки испы-

туемым предмета (а) по-

сле его инструментально-

го (б) и непосредствен-

ного (в) ощупывания.

 

См.: ПанцырнаяН. Г. Инструментальное осязательное восприятие

плоскостных форм.-Уч. зап. Ленингр. ун-та, 1953, № 147.

 

Информационные возможности температурных ощущений, вхо-

дящих наряду с тактильными в состав кожной сенсорики, за пре-

делами универсальной сенсорной структуры парциального метри-

еского инварианта (реализуемого в разных модальностях с раз-

Щяичнымн- -степенями полноты и объема его диапазона) остаются,

о-видимому, лишь потенциальными. Так, есть основания полагать,

рто тепловой луч, последовательно прочерчивающий на кожной

поверхности контур какого-либо объекта (аналогично струе Воз-

1,-духа в упомянутых выше экспериментах Р. Л. Пумянской), может"

1 "создать основу для термического воспроизведения внутренней мет-

рики объекта и, следовательно, для перехода термосенсорики

в термоперцепцию. Такая потенциальная возможность не реализо-

вана, однако, в ходе эволюционного развития анализаторных си-

стем, поскольку она, очевидно, была бы дублированием показаний

тактильно-кинестетических ощущений, которые уже и без того вза-

1:имно дополняют друг друга в восприятии внутренней структуры

объекта.

. Что касается контактно воздействующих на кожу тепловых

1раэдражений, осуществляемых движущимися молекулами среды,

1"то хаотичность и диффузный характер распространения тепла путем

1 конвекции и теплопроводности физически исключают (или во вся-

ком случае сильно затрудняют) воспроизведение внутренней мет-

рики объекта средствами термических сигналов. Исходя из этого

вполне понятно, что термическая модальность остается на сенсор-

ном уровне сенсорно-перцептивного диапазона. Играя важнейшую

роль в регуляции жизнедеятельности (гомеостаз и теплообмен), эта

модальность в поведенческих реакциях выступает в качестве су-

щественного мотивационного компонента (аналогично, например,

ощущению голода), а прямую регуляцию может осуществлять

лишь по отношению к ориентировке в простран.ственном поле (т. е.

именно на сенсорном уровне), но "не в конкретном предметном дей-

ствий (т. е. не на перцептивном уровне, требующем воспроизведе-

ния внутренней метрики).

Очень близка к вышеописанной информационная структура

образов вкусовой модальности. Будучи тесно переплетенными с так-

тильными и температурными ощущениями и органически связан-

ными с пищевой потребностью, вкусовые сигналы обладают боль-

шим мотивационным потенциалом, но их, собственные информаци-

онно-регуляторные возможности по отношению к конкретному

управлению актами поведения (вытекающие из их пространственно-

временной структуры) 1 сводятся к отображению локализации раз-

дражителя и чрезвычайно ограничены в воспроизведении его внут-

ренней метрики. Экспериментальная психология почти не распола-

гает соответствующим эмпирическим материалом; но на общи

основаниях можно полагать, что эти возможности воспроизведеня

внутренней метрики объекта вряд ли достигают здесь уровня

ft: более высокого, чем аморфная, диффузная и <мерцающая> струк-

тура топологического инварианта. Вкусовые сигналы занимают,

 

 

таким образом, в информационной матрице место, соответствующее

лишь начальным этапам сенсорно-перцептивного перехода.

Второй вид хемосенсорики - обонятельные ощущения, осу-

ществляя дистантную сигнализацию, обладают большими, чем вкус,

возможностями в отображении пространственного фона и положе-

ния в нем объекта-раздражителя. Хорошо известна роль обоня-

тельных сигналов у животных в пространственной ориентировке

и <прослеживании> траектории преследуемой жертвы. Упоминав-

шиеся уже в главе об ощущениях эксперименты И. С. Беритова

также показывают, что в небольших диапазонах животное при

исключении других рецепторов своими движениями прослеживает

траекторию перемещающегося источника запаха.

Все эти жизненные наблюдения и эксперименты говорят о воз-

можностях (по-разному реализуемых на различных ступенях эво-

люции) формирования обонятельной схемы пространственного фона

на основе отображения перемещений источника запаха (или самого

субъекта восприятия). Что касается образа фигуры или внутренней

метрики объекта, то опять-таки диффузный характер распростране-

ния запаха физически не содержит оснований для получения ин-

формации о макроструктурных характеристиках источника запаха.

Поэтому перцептивные возможности обонятельных сигналов также

предельно ограничены. Вряд ли они доходят до топологиче-

ского уровня. Во вкусовой модальности топологическая инвариант-

ность могла бы, вероятно, достигаться за счет связи с тактильной

сферой. Обонятельные же раздражения, будучи молекулярно дис-

кретными, не обеспечивают воспроизведения непрерывных тополо-

гических свойств. Здесь есть диффузность и аморфность, характер-

ные для сигналов топологического уровня, но нет необходимой для

них связности.

Таким образов, и обонятельные сигналы по своим возможно-

стям воспроизведения внутренней метрики располагаются на ниж-

них уровнях информационной матрицы, и поэтому не случайно, что,

играя существенную роль в регуляции процессов газообмена, они

все же находятся на исходных уровнях сенсорно-перцептивного диа-

пазона и соответственно на начальных этапах сенсорно-перцептив-

ного перехода.

Вибрационная модальность, являющаяся переходным звеном

между тактильной и слуховой, и сигналы собственно слуховой мо-

дальности реализуют резкий скачок радиуса и общего объема сен-

сорно-перцептивного поля. Характер воспроизведения этими сиг-

налами фигурно-фоновых отношений, определяющий место образа

в сенсорно-перцептивном диапазоне, сам в свою очередь в значи-

тельной мере детерминируется физикой вибрационно-звуковых

раздражений.

Различие возможностей воспроизведения общей структуры

пространства, в котором источник звука занимает определенное

положение, и внутренней метрики самого источника вытекает из

соотношений средней длины звуковой волны со средними разме-

рами макрообъектов, составляющих вещную среду обитания орга-

 

низма. Диапазон длин звуковых волн, вызывающих вибрационные

и слуховые ощущения (частоты от 6 до 22000 герц), соответственно

-включает интервал от нескольких десятков метров примерно до

сантиметра. Поскольку средние размеры окружающих организм

йакрообъектов также находятся в этом метрово-сантиметровом

диапазоне, а большое их число даже меньше длины звуковой вол-

.ны, здесь имеет место дифракция.

Звуковые волны, огибая воспринимаемые макрообъекты, могут

поэтому доходить до вибрационных или слуховых рецепторов со

. всех сторон. Вибрационное и слуховое сенсорное поле в силу этой

дифракции не ограничено прямолинейностью распространения ко-

1-лебаний и охватывает все 360° сферы, окружающей организм. На

основе воспроизведения перемещений макрообъектов, излучающих

или отражающих звук, в слуховом образе строится пространствен-

ная схема, охватывающая всю сферу, радиус которой зависит от

интенсивности колебаний источника звука.

Такое соотношение длин волн со средними размерами макро-

объектов обеспечивает, однако, воспроизведение именно лишь об-

щей структуры пространственно-временного фона и положения

в нем воспринимаемого объекта. Что касается воспроизведения

внутренней метрики соответствующих макрообъектов, то как раз

:> эти же соотношения длин волн с размерами тел ставят физические

пределы возможностям слухового отображения <фигуры> мак-

рообъектов. Поскольку длина звуковой волны и размеры источника

звука, как правило, сопоставимы, волна, огибая объект, не испыты-

вает воздействий со стороны внутренних элементов, его поверхности

и потому не может нести информацию о его <фигуре>. Поэтому

слуховой образ не воспроизводит собственно геометрических ха-

рактеристик звучащего или отражающего звук тела-его углов,

соотношения линий, формы и т. д.

В общем случае слуховой образ, включая некоторые элементы

.отображения общей <массивности> объекта (на основе его звуко-

высотных, тембровых и интенсивностных характеристик), все же

вряд ли способен нести большую информацию, нежели все та же

диффузная колеблющаяся структура <аморфного пятна> как топо-

логического инварианта объекта. И только в сугубо частном случае,

когда траектория перемещения источника звука <развертывает>

контур определенного объекта, слуховой образ с той или иной сте-

пенью приближения воспроизводит форму этого объекта и тем

самым дотягивает до уровня инварианта подобия.

Всем этим и определяется место слуховых образов в информа-

ционной матрице и соответственно в общей структуре сенсорно-

перцептивного диапазона. Если не говорить о таких специфиче-

ских частных видах слуховых образов, как восприятие речи и му-

зыки, которые относятся уже к другому уровню и выходят за

рамки настоящего анализа, то в общем случае рассмотренные

 

Как это показано в экспериментах Н. Г. Хопрениновой, упомянутых

в главе об элементарных сенсорных процессах.

 

 

выше соотношения детерминируют отнесенность слуховых образов

к исходным генерализованным формам сенсорно-перцептивного

диапазона. До завершающих стадий перцептогенеза слуховая мо-

дальность в общем случае, несмотря на ее очень существенную роль

в регуляции поведения, в силу рассмотренных причин все же не

доходит. Эти же причины определяют, однако, и такое существен-

ное преимущество образов слуховой модальности, как объем сен-

сорного поля (360°), отсутствующий даже в наиболее полной пер-

цептивной структуре зрительных образов.

Соотношение преимуществ и недостатков зрительных образов

по сравнению со слуховыми, как и с образами других модально-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.246 сек.