КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень основных эмпирических характеристик 31 страница
смотрения последовательно сопоставим пространственную под- группу характеристик сог шкалой уровней изоморфизма. Панорамность вторичного образа обнаруживает при таком со- 1поставлении двуединую форму организации. В том ее относительно гнедком, связанном с эйдетической памятью, проявлении, в кото- ipOM представление "большого пространственного массива включает ll. фон, и конкретную метрику расположенных на нем фигур, вто- ричный образ относится к уровню метрического изоморфизма, йы- "раженного в форме интегральной метрической инвариантности, до- 11 веденной здесь даже до большей полноты, чем в перцептивном Д образе, ограниченном пределами перцептивного поля. В том, наобо- рот, широко распространенном проявлении панорамности, кото- l рое выражено преимущественно в топографических представлениях и охватывает большой массив метрики фона при свернутости мет- рики конкретных фигур--предметов, вторичный образ относится также к уровню метрического изоморфизма, но выраженного в фор- ме уже не интегральной, а парциальной метрической инвариант- ности, расщширенно воспроизводящей структуру сенсорного поля. Взаимообособление фигуры и фона воплощает в себе дву-
единство компонентов внешней и внутренней метрик, не поддающих- ся полному расщеплению в первичном образе, но допускающих такое расщепление в образе вторичном. Если при этом расщепляю- щиеся в представлении компоненты внешней и внутренней метрики сохраняют ее инвариантной, то здесь имеют место две модификации парциального метрического изоморфизма - метрическая инвариант- ность образа фигуры, отделенной от фона, вообще не реализуемая
в первичных образах, и метрическая инвариантность образа <пус- того> фона (полностью отщепленного от образов размещенных на этом фоне фигур). Однако, как было показано в предшествующих главах, мет- рическая инвариантность первичных образов, воспроизведением ко- торых является представление, в самих этих первичных образах воплощает в себе не общую, а лишь частную, предельную форму. Естественно поэтому, что, будучи предельной, принадлежность к уровню метрического изоморфизма во вторичных образах, т. е. при отсутствии объекта-источника, выражена в меньшей степени, чем в сенсорно-перцептивных сигналах. Выпадение абсолютных количеств и натуральных величин как .особенность пространственных компонентов вторичного образа как раз и выражает его тенденцию к несохранению метрики, т. е. к вы- ходу за пределы уровня метрического изоморфизма. Поскольку экспериментальные исследования показывают, что форма сохра- няется во вторичном образе лучше, чем абсолютные размеры (и форма есть инвариант подобия), в выпадении абсолютных раз- меров воплощается переход с урбвня метрического изоморфизма на уровень изоморфизма подобия. Наконец, четвертая характеристика пространственной под- группы-совершающееся во вторичном образе преобразование геометрической формы в топологическую схему-явным образом выражает тенденцию дальнейшего отхода от уровня метрического изоморфизма и продвижения через промежуточные уровни аффин- ного и проективного изоморфизма к изоморфизму топологическому. Аналогичная картина обнаруживается при сопоставлении вре- менной подгруппы характеристик пространственно-временной струк- туры вторичного образа с временной ветвью матрицы уровней изо- морфизма. Так, симультанность, или временная панорамность, представ- ления, воплощающая в себе прямой эквивалент пространственной панорамности, будучи, как и последняя, специфической формой
вторичного образа, связанной с особенностями памяти и вида дея- тельности (как, например, слуховые образы у музыкантов), обес- печивает более полный, чем это осуществимо в восприятии, единый охват временной метрики за счет ее перевода в одновременную пространственную метрику. Этим достигается, по-видимому, как и в собственно пространственной панорамности, инвариантность вос- произведения такой метрической характеристики, как расположение каждого данного компонента временной структуры на временной оси, т, е. метрическая инвариантность воспроизведения временных
расстояний между отдельными интервалами в общей временной структуре. " Выраженные в законе заполненного временного отрезка на- рушения точности оценки временного интервала касаются прежде всего именно его длительности, т, е. временной метрики. Поэтому данная временная характеристика вторичного образа представляет собой прямой эквивалент такой его пространственной характери- стики, как выпадение абсолютных натуральных размеров, т. е. пространственной метрики. В обеих характеристиках выражено нарушение метрической инвариантности или выход вторичного об- . раза из диапазона метрического изоморфизма сигнала и источника. Поскольку же эмпирический закон заполненного временного от- резка содержит в себе в качестве третьего параметра временной подгруппы большую прочность сохранения временной последова- тельности, т. е. топологической временной характеристики, в этом сочетании особенностей воспроизведения времени выражена та же тенденция смещения временной упорядоченности вторичного обра- за от Метрического изоморфизма к топологическому. Если теперь подвести итог сопоставления обеих подгрупп па- раметров пространственно-временной структуры вторичного образа с обеими ветвями иерархической шкалы форм организации сиг- налов, то есть, очевидно, все основания сделать вывод, что много- образие форм организации вторичного образа, взятое синхрониче- :ски, как совокупность статических срезов, охватывает собой всю иерархию и занимает определенные места на всех ее горизонталях. Все уровни изоморфизма от метрики до топологии оказываются
занятыми. Поскольку вторичные образы являются воспроизведением об- разов первичных, а последние во всей совокупности переходных и крайних форм сенсорно-перцептивного диапазона также, как бы- ло показано, размещаются на всех строках этой матрицы, получен- ный результат, пока выступающий в форме гипотезы, является все же, по-видимому, не случайным. Были основания его предвидеть. Аналогия между переходными формами сенсорно-перцептивно- го диапазона и формами представлений, не укладывающимися в рамки метрического изоморфизма, тем более оправдана, что в обоих случаях выход образов (первичных и вторичных) за пре- делы уровня метрической инвариантности, обеспечивающей их максимальную адекватность объекту, продиктован сходными ус- ловиями - затрудненностью формирования максимально адекват- ного образа, вызванной наличием помех. При становлении первич- ных Образов эти помехи являются преимущественно внешними и связанными с передачей сигнала по пространственному каналу от источника к носителю. При воспроизведении вторичных образов эти помехи являются преимущественно внутренними (забывание как наложение шума) и связаны с передачей сигнала по временно- му каналу (хранение информации). Поскольку имеется закономерное соответствие между иерар- хическими уровнями организации сигнала и степенями его поме-
хоустойчявоети- (более общие формы именно в силу этой общности являются более прочными), такая выдвинутость вторичных обра- зов, как и первичных, за рамки наименее прочного диапазона мет- рической инвариантности, воспроизводящей всю полноту конкрет- ной специфичности данного единичного объекта, очевидно, вполне естественна., С этой точки зрения есть основания ожидать, что если рас- смотреть совокупность разноуровневых образов не синхронически, в статических срезах, а диахронически, в ее временном измерении, то можно обнаружить аналогию между фазовой динамикой перцеп- тогенеза и стадиями возрастного генеза восприятия, с одной сто-
роны, и уровнями воспроизведения представлений (фазами акту- ального <репрезентогенеза>) и стадиями возрастного генеза пред- ставлений, с другой стороны. Наличие такой аналогии в области возрастного генезиса пер- . цептивных образов и представлений подтверждается прямыми экс- периментальными данными исследований вторичных образов. Так, в работах 3. М. Беркенблит, Е. Е. Букиной, X. М. Гафуровой, П. А. Сорокуна четко показано, что развитие вторичных образов в школьном возрасте носит стадиальный характер. Начинаясь с об- щих, расплывчатых, нерасчлененныхпредставлений (первая фаза), оно затем вступает в фазу более конкретных, но еще не вполне адекватных вторичных образов и, наконец, на третьей фазе дости- гает адекватной конкретности воспроизведения единичного объекта. - При этом существенно, что при переходе от фазы к фазе рас- тет степень точности воспроизведения величины отображаемого объекта. Тем самым развитие вторичных образов, аналогично уста- новленному Пиаже направлению возрастного генеза перцептивных образов, стадиально продвигается от общей расплывчатой нерас- члененной и лишь топологически инвариантной, структуры к°адек- ватной, максимально индивидуализированной метрически инвари- антной структуре. Что касается такой аналогии в области не возрастного, а ак- туального генеза перцептивного и вторичного образа (перцепто- и <репрезентогенеза>), то она потребовала специальных провероч- ных экспериментов. Их результаты показали, что и здесь вторичный образ, как и перцептивный, в ходе воспроизведения поэтапно про- двигается сквозь матрицу уровней изоморфизма от аморфной, <мерцающей> структуры топологического инварианта к редо до- стигаемому в представлениях предельному уровню метрически ин- вариантного сигнала. Очень показательно, что разноуровневую этапность обнаруживает и динамика даже такой промежуточной
" См.: Беркенблит 3. М. К вопросу о генезисе представлений. Труды Института мозга им. Бехтерева, т. XIII. Л., 1939; Букина Е. Е. Формирова- ние представлений у школьников IV класса. Автореф. канд. дисс. Л" 1963; Г а ф ур о в а X. М. Формирование представлений у учащихся V-VI классов. Автореф. канд. дисс. Л., 1964; Сорокун П. А. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся. Автореф. докт. дисс. Л., 1968.
1иежду восприятием и представлением формы сигнала, как после- довательный образ. " f 1 После сопоставления пространственно-временной структуры Цвторичного образа со шкалой уровней упорядоченности сигналов ожно сделать заключение, что совокупность параметров обеих под- групп этой суммарной характеристики, взятая как синхронически, йв.горизонтальных срезах, так и диахронически, в вертикальной -временной динамике, охватывает всю иерархическую матрицу форм изоморфизма,.подобно тому, как это имеет место в области сово- купности первичных образов всего сенсорно-перцептивного диапа- зона., v ; Чтобы проверить обоснованность этого вывода, необходимо прежде всего выяснить, помогает ли оЬ понять специфику орга- -.низации вторичных образов по сравнению с первичными. Особенности распределенности вторичных образов по уровням информационной матрицы наиболее отчетливо выражены на край- них горизонталях шкалы. На наиболее частном уровне метриче- ского изоморфизма такая специфика заключается в том, что обла-1 дающий свойством панорамности вторичный образ может достигать. большей полноты метрически инвариантного воспроизведения пространственно-временной структуры объекта-источника, чем об-, раз перцептивный. Однако вопреки этой возможности доля метри- чески инвариантных, конгруэнтных объекту представлений во всей многоуровневой совокупности вторичных образов гораздо меньше, чем доля инвариантных перцептов во всем сенсорно-перцептивном диапазоне. Напротив, для пространственно-временной структуры вторич- ных образов характерно тяготение к уровню топологического изо- морфизма. Можно даже сказать, что вся многоуровневая сово- купность вторичных образов как бы подтянута в сторону тополо- гически инвариантных структур. Это ясно выражено в таких эмпирических характеристиках представлений, как преобразование геометрической формы в топологическую схему и большая проч- ность сохранения временной последовательности по сравнению с временной длительностью. Оба <краевых эффекта> специфики вторичных образов по сравнению с первичными обусловлены отсутствием непосредствен- ного воздействия представляемого объекта на анализатор. Отсутст- вие такого воздействия снимает прямое влияние границ сенсорно- перцептивного поля, благодаря чему создается принципиальная возможность большей полноты метрически инвариантного воспро- изведения объекта. Но это же отсутствие непосредственного раз- дражения вместе с тем сильно затрудняет воспроизведение всей полноты единичной специфичности данного объекта, смещая это воспроизведение в сторону топологической схемы или <портрета класса>. В силу и в меру этих соотношений на средних, проме- жуточных уровнях иерархической матрицы различия в пространст-
Балонов Л, Я. Последовательные образы. Л., 1971.
венно-временной структуре первичных и вторичных образов как бы смазаны и замаскированы, а по краям они выступают отчет- во.
Таким образом, принципы многоуровневой упорядоченности представления как первого сигнала определяют не только общие закономерности его пространственно-временной структуры, но и конкретные формы их реализации в частных условиях формиро- вания вторичного образа по сравнению с первичным. Второе испытание вывод об общих закономерностях многоуров- невой пространственно-временной организации представлений дол- жен выдержать по отношению к тому, насколько он помогает объяснить специфику следующих двух, более частных первичных характеристик вторичного образа-его модальных и интенсивност- ных особенностей. Специфика модальных характеристик вторичных образов, как было показано, заключается в их близости к модальным характе- ристикам начальных этапов становления перцептивного образа (мерцание или колеблемость цвета, выпадение оттенков, сдвиг в сторону основных цветов спектра). Интенсивностная характери- стика во вторичном образе резко ослабевает. Но и то, и другое есть явное и прямое следствие смещенности структуры образа в сто- рону топологического изоморфизма. Такого рода совместность поуровневых сдвигов пространствен- но-временных, модальных и интенсивностных характеристик была показана в предшествующей главе по отношению к первичным образам. В сфере вторичных образов негативные сдвиги этих ха- рактеристик выражены более отчетливо, чем в сенсорно-перцептив- ном диапазоне, именно в меру того, насколько в ней меньше доля метрически инвариантных, адекватных единичному объекту обра- зов и больше частота встречаемости усредненных <портретов клас- са>. Тем самым, особенности модальных и интенсивностных пара- метров вторичного образа вытекают из основных, более общих за- кономерностей его пространственно-временной упорядоченности. Следующий шаг проверки теоретического заключения об об- щих закономерностях организации представления требует рас- смотреть его вторичные характеристики--неустойчивость, фраг- ментарность и "обобщенность-с точки зрения возможности вывести каждую из них в отдельности и взаимосвязь их друг с дру- гом как частные следствия той размещенности представлений в ин- формационном спектре, которая и составляет предполагаемый об- щий принцип организации данного вида первых сигналов. Неустойчивость представления как гомолог константности вос- приятия выражает здесь ее дефицит и неполноту постоянства обра- за. Но ведь и в сенсорно-перцептивном диапазоне по мере продви- жения образа от метрического к топологическому изоморфизму падает его- константность, хотя помехоустойчивость компонентов образа, которые остаются на данном уровне изоморфизма инва- риантными, растет. Вместе с тем растет вариативность и объем ко- лебаний, допустимых в рамках данной инвариантной структуры
и затрагивающих ее компоненты, которые относятся к более част- ным формам изоморфизма (так, в рамках инвариантности соседст- ва элементов прямолинейность, параллельность и форма могут варьировать и <мерцать> в образе). Тем самым продвижение струк- туры образа к топологическому изоморфизму влечет за собой по- нижение ее суммарной устойчивости или, наоборот, увеличение ее неустойчивости. Так дело обстоит и в области первичных и в об- ласти вторичных образов. Если, однако, учесть, что вся совокупность вторичных образов, несмотря на смещенность ее верхней границы к большей полноте метрического инварианта, все же в среднем сдвинута к топологи- ческому изоморфизму, то эмпирический факт усиления неустойчи- вости вторичных образов по сравнению с первичными можно тео- ретически получить в качестве одного из частных следствий такого тяготения структуры представлений к уровню топологической инва- риантности, где имеет место наибольшая вариативность и мак- симальный объем допустимых колебаний. Аналогично дело обстоит в отношении фрагментарности пред- ставлений, которая является негативным эквивалентом целостности .как одного из важнейших свойств перцептивного образа. Как было показано выше, по мере выхода перцептивного образа за пределы диапазона метрической инвариантности и поэтапной деформации образа, обусловленной приближением к уровню топологического изоморфизма, вместе с расшатыванием общей структуры образа увеличивается число степеней свободы ее элементов и соответст- венно падает ее целостность. Возникает возможность выпадения тех элементов структуры, которые воспроизводят конкретную спе- цифичность отображаемого объекта и тем самым относятся к бо- лее частным, уровням изоморфизма. Такое выпадение фактически происходит и на начальных этапах прямого и на конечных этапах обратного перцептогенеза, т. е. вблизи уровня топологического изо- морфизма, на котором, попросту говоря, неразличимы и поэтому невоспроизводимы в образе отдельные детали объекта. Но такое выпадение, отдельных компонентов образа и есть его фрагментар- ность, которая уже и в сенсорно-перцептивных образах соответст- вующих уровней организации выражает дефицит целостности. Та- кой дефицит, воплощенный в свойстве фрагментарности, является другим частным следствием (наряду с неустойчивостью) все того же сдвига многоуровневой совокупности вторичных образов к тополо- гическому краю шкалы форм изоморфизма, на котором целостность образа минимальна, а его фрагментарность как отрицательный эк- вивалент целостности максимальна. Что касается завершающей характеристики представления- его обобщенности, то анализ ее зависимости от <положения> обра- за на шкале уровней изоморфизма позволяет выявить под феноме- нологической поверхностью этого параметра две его существенно различные по сложности формы. Первая из этих форм, воплощаю- щая в себе первичную обобщенность, или генерализованность, представления, является прямым аналогом обобщенности восприя-
тия. Она непосредственно связана с различной помехоустойчи- востью компонентов внутренней структуры данного отдельного образа. Рост интенсивности внутренних помех (забывание) стирает компоненты разной меры общности, что ведет к перемещению вто- ричного образа по шкале уровней изоморфизма (аналогично изме- нению уровня генерализованности перцептивного образа при изме- нении интенсивности внешних помех). Продвижение образа к уров- ню метрической инвариантности понижает эту генерализованность, а приближение к топологической инвариантности ее повышаег опять-таки аналогично динамике генерализованности сенсорно-пер- - цептивных образов. Специфика же генерализованности вторичного образа, как и его неустойчивости и фрагментарности, также наибо- лее отчетливо обнаруживается в краевых эффектах, т. е. на про- тивоположных, крайних уровнях шкалы. С одной стороны, поскольку метрическая инвариантность вто- .ричного образа допускает большую полноту, чем в перцептивном образе, генерализованность здесь может спускаться ниже, чем в вос- приятии, что и выражается в специфическом свойстве панорамно- сти представления, приближающей структуру образа к воспроиз- ведению полноты индивидуальных особенностей единичного объек- та, т. е. к предельной форме метрического инварианта. Но, с другой стороны, в силу неравновероятности разных уровней генерали- зованности представлений, т. е. упоминавшейся выше смещенности вторичных образов к уровню топологического изоморфизма, гене- рализованность их структуры является более выраженной и гораз- до труднее минимизируемой, чем в первичных образах. В итоге можно заключить, что генерализовапность вторичного образа по сравнению с первичным может сдвигаться в обоих на- правлениях, но с разной вероятностью. Она понижается при при- ближении к предельной полноте метрически инвариантного уровня и, что более типично, повышается при смещении-к уровню тополо- гической инвариантности. В обоих вариантах она явно выступает как одно из частных следствий иерархического принципа много- уровневой упорядоченности сигнала-представления относительно его источника. Эта первичная форма обобщенности представления-его ге- нерализованность может быть выведена из преобразований струк- турных характеристик отдельного образа в ходе его продвижения по уровням изоморфизма. Формируемая в ходе таких преобразова- ний генерализованность содержит <портрет класса> не как резуль- тат интеграции ряда образов разных единичных объектов, входя- щих в этот класс, а лишь как побочное следствие недостаточной конкретности образа или его недоведенности до всей полноты мет- рически инвариантного воспроизведения структуры индивидуаль- ных представителей класса. Такая форма генерализованности как выражение дефицита полноты структуры отдельного образа являет- ся прямым аналогом генерализованности сенсорно-перцептивного образа, возникающей при непосредственном взаимодействии рецеп-
затрудненных условиях, т. е. при наличии
fopa с объектом в -;Дюмех. " Тем самым первичная генерализованность является результа- 1"гом внутрисигнальных преобразований структуры образа по отно- ййшению к объекту, т. е. таких ее преобразований, которые могут Йй не быть опосредованы связями данного образа с образами дру- 1гих экземпляров того же класса. Вторая же форма обобщенности представлений, специфичная для них как для вторичных образов, Т воплощает в себе именно результат взаимосвязей между образами, .входящими в состав прошлого опыта. Эта вторая форма собствен- но обобщенности определяется уже не только отношением внутрен- _ ней структуры данного сигнала-образа к шкале уровней изомор- физма, а тем, как <размещена> в этой иерархической шкале вся , совокупность представлений, образующая опыт данного индивида как субъекта психики. Воплощая в данном отдельном образе портрет класса, вторая форма обобщенности в отличие от первичной генерализованности является результатом собственно обобщения единичных образов, или <портретов индивидов>. Поэтому она предполагает движение от обобщенных образов класса к разным индивидуальным образам его конкретных экземпляров и, наоборот, от этих различных порт- ретов индивидов к единому портрету класса. И если генерализованность есть негатив недоведенности образа до метрического изоморфизма объекту, т. е. до максимальной пол- ноты воспроизведения его конкретной специфичности как единич- ной вещи, то собственно обобщенность реализуется лишь на базе предшествующей конкретизации каждого из тех отдельных образов, которые затем подвергаются обобщению и усреднению. Это инте- грация образов, за которой стоит их дифференциация. Такая интеграция образов не является еще результатом мыси- тельных операций обобщения. Она является не <второсигнальной>, а <первосигнальной>~е0бствённо образной характеристикой. Вместе с тем, это не только эффект внутриобразного поэтапного структу- рирования или, наоборот, деструкции (разрушения) образа, но и результат межобразного взаимодействия, одним из существен- ных конечных выражений которого является узнавание индивиду- альных объектов. Такого рода межобразное взаимодействие пред- полагает, следовательно, не только вертикальные смещения отдель-- ного образа на матрице уровней изоморфизма, но и совокупность \ горизонтальных и вертикальных ходов, маршрут которых пересе-; кает многочисленные образы, размещенные в разных точках и на различных уровнях этой иерархически-древовидной информацион- ной шкалы. В этом пункте теоретический анализ обобщенности представ лений как результата их интерсигнальной интеграции естественно подводит к вопросу о природе того универсального способа межоб- разных взаимосвязей, который воплощен в принципе ассон.иации.
См.: Шехтер М. С. Психологические проблемы узнавания. М., 1967.
Хорошо известно, что ассоциативный принцип записи и извлечения сигналов из запоминающего устройства с трудом поддается техническому моделированию. Именно поэтому блоки памяти в искусственных информационных системах пре- имущественно реализуют адресный принцип фиксации и воспроизведения. Вопрос о принципах организации хранения сигналов как передачи информа- ции по временному <каналу> будет специально рассмотрен ниже. В данном же контексте мы коснемся его лишь постольку, поскольку он непосредственно дик- туется логикой анализа второй формы обобщенности вторичных образов, в кото- рой фиксируются межобразные взаимосвязи и тем самым воплощаются резуль- таты интегрирования множества образов. Полученный выше вывод о размещенности совокупности представлений, со- ставляющей <апперцепирующую массу> прошлого опыта, на всех уровнях инфор- мационного спектра форм изоморфизма дает основание сформулировать гипотезу, которая вытекает из общего принципа организации этого спектра и составляет попытку подойти к объяснению универсального способа связей между образами. Эта гипотеза заключается в том, что ассоциация представляет собой модифици- рованную форму адресного принципа. Высокая специфичность этой модификации, как можно полагать, состоит в том, что здесь воплощен <адрес>, выраженный не в координатах элементов хранящего субстрата (т. е. не на языке блоков кон- струкции носителя сигналов), а в координатах, определяющих <место> образа в той иерархически упорядоченной информационной структуре, в которой разме- щена вся совокупность представлений разных уровней обобщенности. Иначе го- воря, согласно данной гипотезе, ассоциация-это <адрес> образа, выраженный точкой пересечения горизонталей и вертикалей пирамиды форм изоморфизма. Это тем более вероятно, что некоторые современные теоретические модели процессов памяти дают основание предполагать, что иерархически-пирамидальная информационная структура, пластами которой являются уровни обобщенности образов (соответствущие определенным формам изоморфизма), находит свое
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |