КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень основных эмпирических характеристик 23 страница
Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 1960, с. 225. (Курсив наш.- Л. В.) Там же. "Лурия А. Р. Высшие корковые функции. М., 1962, с. 120.
парциальный образ." В главе III были приведены даннные о фазах перцепто- генеза при затрудненных условиях симультанирования. Исследование показало. что при постепенном снятии такого рода помех образ проходит те же этапы, что и при уменьшении дистанции или при увеличении времени экспозиции. Первое из указанных исследований по существу посвящено динамике становле- ния временных компонентов перцепта (фазы симультанирования), второе-фор- мированию его пространственных компонентов (фазы адекватного воспроизве- дения различных пространственных свойств объекта). Поскольку здесь нас непосредственно интересуют временные характеристики отображения внутренней пространственной метрики объекта, естественно, что напрашивается сопоставление данных обоих исследований. Результаты пер- вого из них показали, что фазовая динамика симультанирования последователь- но предъявляемых элементов контура при нарастании скорости их кинопроекции идет от восприятия отдельных элементов контура, сменяющих друг друга вдоль его линии, к восприятию движения этих элементов по линии контура, затем к одновременному восприятию всех элементов контура, продолжающих, однако, еще <течь> и мерцать, и, наконец, к адекватной симультанной перцепции конту- ра. На последней фазе образ уже ничем не отличается от восприятия в усло- виях обычной одновременной тахистоскопической экспозиции. Это означает, что завершающий этап формирования одновременной структуры образа совпадает с последней фазой пространственного перцептогенеза - с фазой адекватного ото- бражения внутренней структуры объекта,
Аналогичный переход сукцессивных временно-двигательных компонентов в онобееяно-пространственную структуру, адек- ватно отображающую формуй величину объекта, имеет место и в процессе построения осязательного перцептивного образа. Иссле- дования показывают, что различия в исходной точке ощупывания, в последовательности охвата разных элементов и в направлении ощупывающих движений снимаются в итоговом осязательном обра- зе данного контура, формирующемся в результате преобразования этих сукцессивных компонентов в симультанную структуру перцеп- та" (рис. 12). В пределе все эти данные дают основание заключить, что адек-. ватное отражение одновременности доводит временные компоненты образа до интегральной метрической инвариантности; соответст- венно, адекватное отражение симультанно воспринимаемой внут- ренней метрики доводит пространственные компоненты образа до интегральной метрической инвариантности. Парциальный метриче- ский инвариант сенсорного уровня, пройдя через все промежуточ- ные этапы и войдя в диапазон максимальной адекватности
" См.: Веккер Л. М. Восприятие и основы его моделирования. Л., 1964; Веккер Л. М" Михайлов С. А., Питанова А. В. О построении зри- тельного образа в условиях последовательного предъявления элементов конту- ра.- В кн.: Проблемы инженерной психологии. Вып. 2. М., 1968; Лоску- тов В, В. О пространственно-временной геометрии метрически инвариантного зрительного образа.- В кн.: Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов, Тбилиси, 1971. " Веккер Л. М" Бровар А. В., Владимирова Н. М., Миха и- лова И. А. О соотношении структурных и статистических характеристик об- разов восприятия разной степени константности.-<Вопросы психологии>, 1971, № 1. Ананьев Б, Г., Веккер Л. М" Ломов Б. Ф" Ярмоленко А. В. Осязание в процессах познания и труда. М" 1959,
перцепта своему объекту, становится интегральным простраНствен- но-временным метрическим инвариантом (подчеркнем еще раз, что только внутри этого относительно ограниченного диапазона и толь- ко в пределе).
Таким образом, эмпирическое описание перцепта внутри диа- пазона его максимальной адекватности как интегрального прост-
Рис. 12. Переход различных сукцессивных компонентов восприятия в оди- наковую пространственную структуру и обратный переход пространствен- ной структуры образа в различные двигательные варианты при зарисовке.
ранственно-временного метрического инварианта оказывается до- статочно емким, чтобы охватить все рванее разрозненно изучав- шиеся компоненты пространственной и временной структуры обра- за, суммарно представленные на схеме 4.
Пространственно-временцая структура восприятия в диапазоне его максимальной адекватности
Схема 4
Отражение движения
Отражение пространственных компонентов
локали- зация
рель- еф
форма
вели- чина
Отражение временных компонентов
последовательностьдлительностьодновременность Модальность восприятия
.Как и исходные компоненты пространственно-временной струк- туры, модальность относится к той подгруппе характеристик пер- цептивного образа, которые представлены уже на сенсорном уров- не, а здесь претерпевает лишь некоторые изменения, относительно которых в данном описании должно быть сделано лишь краткое добавление. . В рамках собственно перцептивных образов, двумя основными видами которых являются зрительные и осязательные, модальные характеристики подверглись многостороннему и детальному иссле- дованию преимущественно в области зрения. Наиболее специфиче- ским модальным параметром зрительных сенсорно-перцептивных процессов является, как известно, цветотоновой образ в его хрома- тических и ахроматических компонентах. Экспериментальные ис- следования вскрыли высокую лабильность цветовосприятия,д.за- висимость его специфического качества от различных пространст- венных, временных и энергетических факторов. Поскольку эти факторы преобразуются с изменением фаз и уровней перцептогенеза, с ними меняются и особенности цвето- восприятия. К конкретному характеру этих зависимостей мы вер- немся в связи с общей характеристикой сенсорно-перцептивного диапазона (гл. V). Здесь же необходимо лишь указать на тот экс- периментально полученный факт, что, несмотря на непосредствен- ную зависимость цветовосприятия от изменений спектрального со- става излучения, раздражающего сетчатку, существует часть диа- пазона этих изменений, в которой не только происходит, но. и достигает максимальной адекватности так называемая трансформа,- ция цвета. Суть этого феномена заключается в том, что глаз ниве- лирует изменения спектрального состава отражённого объектом света, подравнивая тем самым воспринимаемый цвет объекта к его перцепции в условиях среднего дневного освещения. Та часть диа- пазона этих изменений, где нивелирующая трансформация явля- ется предельной, как раз и составляет загадочный интервал мак- симальной адекватности или так называемой.полной константности восприятия цвета объекта вопреки изменениям освещения. <При изучении цветовой трансформации, а также при изучении эффектов местных изменений яркости и спектрального состава освещения (например, когда объект в тени сравнивается с освещенным объек- том),--пишет Д. Б. Джадд,-наиболее поражает тенденция цве- товых объектов восприниматься с тем же самым цветовым тоном, светлостью и насыщенностью независимо от освещения>. И далее Д. Джадд, ссылаясь на ранние исследования Гельба и Мак-Леода, указывает, что при некоторых условиях констант- ность воспринимаемого цвета объекта <является действительно совершенной>. В переводе на язык чисел это означает, что коэф-
Джадд Д. Б. Основные корреляты зрительного раздражителя.-В кн.: Экспериментальная психология, т. 2. Ред. Стивене, с. 142. (Курсив наш.- Л. В.)
фициент константности цветовосприятия равен единице, т. е. цве- тотоновое восприятие, определяясь именно оптическими свойствами поверхности данного объекта, а не меняющимся составом осве- щения, является максимально адекватным. Очень показателен приводимый тем же автором факт, что та- кая <совершенная> константность или максимальная адекватность цветотоновой модальной характеристики перцепта имеет.место именно в условиях, когда цвет воспринимается как свойство по- верхности конкретного объекта, которая для этого сама должна адекватно восприниматься. Если наблюдатель <рассматривает ка- кой-то элемент объекта только как пятно цвета, то его реакция может проявить лишь слабую тенденцию к константности и будет изменяться по мере изменения освещенности рабочего плана>. На такое же различие в восприятии цвета плохо локализуемых плоских пятен (Fleckenfarbe) и цвета поверхностей (Oberflachenfar- be) указывал еще Д. Кац. Эти факты свидетельствуют о том, что адекватность цветовой модальной характеристики, зрительного перцепта сочетается с адек- ватностью отображения структуры той поверхности конкретного объекта, которая является носителем цветового качества. Иными словами, адекватность модальных компонентов перцепта органиче- ски связана с адекватностью его пространственно-временных ком- понентов, как об этом уже упоминалось при анализе организации элементарных сенсорных сигналов в связи с различиями модаль- ного воспроизведения <первичных> и <вторичных> качеств.
Интенсивность восприятия
нополией исследования ощущений, входит все же в область пси- хологии восприятия (главным образом именно в контексте про- блемы константности цвета), то с характеристикой интенсивности дело обстоит существенно иначе. Традиционно составляя содержа- ние целого самостоятельного направления, связанного с изучением именно элементарных, пороговых сенсорных процессов,- психофи- зики, интенсивностная характеристика фактически оказалась вооб- ще за пределами изучения собственно перцептивных процессов. Лишь экспериментально-теоретические исследования последнего времени, идущие как со стороны психофизики (школа Стивенса), так и со стороны психологии восприятия (работы Ф. Кликса), все отчетливее указывают на искусственность такого разобщения. Поскольку этот вопрос связан с особенностями переходных форм сенсорно-перцептивного диапазона, которые более явно обна- руживаются при движении анализа <сверху вниз>, т. е. от перцеп- ции к сенсорике, он будет несколько подробнее затронут в следую- щей главе. Здесь же необходимо внести лишь некоторые дополне-
ния, относящиеся к особенностям интенсивностной характеристики перцепции внутри диапазона ее максимальной адекватности. Это и должно дать возможность последующего продвижения <сверху вниз>. Сделать это представляется возможным пока лишь на при- мере восприятия-светлоты. Светлотная характеристика имеет двойственную природу. Бу- дучи свойством как ахроматических, так и хроматических цветов и выражая степень отличия данного цвета от черного, сбетлотный компонент образа тем самым заключает в себе модальный аспект, относящийся к мере качественной специфичности данного цвета. С другой стороны, за <чернотой> стоит поглощение световых лучей видимой поверхностью, а светлота как степень отличия цвета дан- ной поверхности от черного определяется ее коэффициентом отра- жения. Последний же воплощает количество отраженных от дан- ной поверхности световых лучей. Этот количественный аспект, вы- раженный числовой величиной коэффициента отражения, изменяю- щейся между нулем и единицей, явно относится уже не к модальной, а к интенсивностной характеристике светлоты, отличающей данную видимую поверхность от другой, поскольку большее количество отраженных лучей данного цвета неизбежно вместе с тем и сильнее воздействует на рецептор. Поэтому имеющиеся в эксперименталь- ной психофизиологии зрения данные, характеризующие светлотные компоненты зрительного образа, заключают в себе именно интен- сивностный аспект. . Экспериментальные факты, относящиеся к интенсивностному компоненту светлоты, содержатся прежде всего в показателях ее константности при изменяющихся условиях освещения. Поскольку здесь анализируется диапазон максимальной адекватности, то иско- мые интенсивностные характеристики светлоты должны, по-видимо- му, быть заключены в показателях ее максимальной, т. е. так на- зываемой полной, константности. Исследования П. А. Шеварева, специально посвященные изучению светлотных компонентов зри- тельного образа, показали, что при восприятии двух поверхностей с расстояния ясного видения при равенстве коэффициентов отра- жения обеих поверхностей равны друг другу и их видимые свет- лоты. При этом равенство видимых светлот <наблюдается и в том случае, когда освещенности поверхностей одинаковы, и в том слу- чае, когда эти освещенности. неодинаковы>. Эта неизменность видимой светлоты поверхности при измене- ниях освещенности, являющаяся, как показывает исследование, весьма частой в условиях повседневной практики, и представляет диапазон полной константности светлоты. В свою очередь, эта пол- ная константность светлоты на приведенных выше основаниях яв- ляется полной константностью, или максимальной адекватностью, интенсивностной характеристики зрительного образа поверхности. Максимальная адекватность выражается в том, что в результате
Шеварев П. А. Проблемы константности цветов. Исследования по психологии восприятия. М.-Л., 1948, с. 106.
процессов трансформации нивелируется роль изменений освещен- ности и в Бездействующем на глаз световом потоке выделяется и соответственно сохраняется постоянным в образе только тот ин- тенсивностный компонент, который детерминируется собственными отражательными свойствами видимой поверхности.
Аналогичное сочетание модального и интенсивностиого аспектов заключено внутри единства и такой специфической характеристики зрительного образа, как насыщенность. Выражая степень отличия данного цвета от серого, одинакового с ним по свет- лоте, насыщенность тем самым содержит дополнительный параметр модальной, качественной специфичности, заключающий еще одно измерение и воплощающий меру этой качественной специфики (степень отличия от серого цвета). Поскольку же эта мера специфичности определяется отношением количества световых лучей, характеризующих цвет данной поверхности, к общему световому потоку, ею от- ражаемому, насыщенность содержит в себе интенсивностный аспект. Наличие здесь именно интенсивностного аспекта получает свое прямое вы- ражение в том, что единицей светового потока, отношением к которому опреде- ляется насыщенность, является люмен, равный потоку от точечного источника в одну свечу; свеча же представляет собой единицу световой интенсивность По- скольку в отношении насыщенности, как и в отношении светлоты, стоит вопрос о характеристиках ее отражения внутри диапазона максимальной адекватности, такого рода данные могли бы быть получены, как и в предшествующих вариан- тах, в контексте исследований меры постоянства параметра насыщенности при меняющихся условиях восприятия. Однако экспериментальная психология со- держит очень мало данных по константе насыщенности. Поэтому здесь можно лишь в принципе указать на наличие интенсивностного компонента насыщенно- сти и на стоящую в связи с этим специальную задачу изучения этой характери- стики как во всем сенсорно-перцептивром диапазоне, так и, в частности, внутри диапазона максимальной адекватности перцепта своему объекту.
На этом заканчивается та часть перечня основных эмпириче- ских характеристик, которые, будучи исходными и поэтому пред- ставленными уже в элементарных сенсорных процессах-простей- ших ощущениях, здесь нуждаются в соответствующих дополнениях и уточнениях применительно к диапазону максимальной адекватно- сти. Далее следуют эмпирические характеристики образа, получен- ные в экспериментальной психологии именно в контексте исследо- ваний перцептивных процессов.
Константность восприятия
По ходу рассмотрения пространственно-временных, модальных и интенсивностных характеристик перцептивного образа описание каждой из них неизбежно связывалось с показателями констант- ности, поскольку диапазон максимальной адекватности всех этих характеристик связан сих устойчивостью и сохранностью в усло- виях изменяющегося воздействия непосредственных раздражителей. Но именно потому, что такая сохранность является сквозным свой- ством образа, присущим всем его первичным характеристикам, в предшествующем анализе по необходимости были использованы соответствующие факты каждой из форм константности, а выделить последнюю в качестве общей характеристики, охватывающей все предыдущие, представляется целесообразным после рассмотрения
пространственно-временной структуры, модальност и интенсивно- сти. Поскольку проявления частных форм константности были рас- смотрены выше, здесь остается дать лишь их краткое обобщение. Как было показано, несмотря на изменение пространственно- временных характеристик непосредственного раздражения (вели- чины сетчаточного изображения, длительности и последовательно- сти предъявления отдельных элементов) и даже вопреки этим из- менениям, пространственно-временная структура зрительного перцепта в определенном диапазоне сохраняет свою интегральную метрическую инвариантность по отношению к объекту. Границы ин- тервала изменений, в которых сохраняется эта инвариантность, определяя предел конгруэнтности перцепта и объекта и тем самым диапазон максимальной адекватности образа, охватывают участок полной константности. По данным А. А. Смирнова, этот участок ограничивается удалением объекта от глаза до 2-3 метров и изменением угла поворота объекта к линии взора в пределах 10°. Таким образом, полная константность пространственно-временной структуры перцептаёстБ"нёчто иное, как сохранение его метриче- ской инвариантности в определенном диапазоне изменения пара-. метров раздражения.,. Аналогично этому вопреки изменениям спектрального состава раздражающего сетчатку света (фиксируемым с помощью спектрто- фотометр-а) модальная характеристика цветотонового восприятия остается постоянной в определенном диапазоне этих изменений. Диапазон инвариантности модальной характеристики и есть интер- вал ее полной константности, а сама константность по модальности есть не что иное, как инвариантность модальных характеристик перцепта в данном диапазоне. Таким же образом дело обстоит и в отношении интенсивностной характеристики, которая в пределах диапазона полной констант- ности светлоты остаегся инвариантной, несмотря на изменения ин- тенсивности освещения. Этот <сквозной> характер константности дает основание за- ключить, что если пространственно-временная структура, модаль- ность и интенсивность являются первичными характеристиками образа (не случайно они присущи образу во всех формах сенсорно- перцептивных процессов), то константность есть производное свойст- ство образа, или свойство <второго порядка>. Она является свойст- вом пространственно-временной структуры, модальности и интен- сивности образа. Это вторичное свойство константности в диапазо- не его максимальной выраженности (полной константности) заклю- чается в инвариантности пространственно-временной структуры, модальной и интенсивностной характеристики перцепта в пределах определенного интервала изменения условий взаимодействия аппа- рата перцепции с ее объектом.
" См.: Смирнов А. А. Зависимость константности воспринимаемой.ве- личины от угла поворота к линии взора при разных дистанциях наблюде- ния.- В кн.: Зрительные ощущения и восприятия. М.-Л., 1935.
Предметность перцептивного образа
Несмотря на то, что понятие предметность образа широко упо- требляется в психологической литературе, оно остается чрезвы- чайно расплывчатым по содержанию. Поскольку в данном контекс- те дается лишь эмпирическое описание основных свойств образа, вопрос о теоретической трактовке понятия предметности будет здесь оставлен в стороне. Дело, однако, в том, что теоретической неопределенностью этого понятия в значительной мере определяет- ся тот факт, что в экспериментальной психологии нет четко очер- ченного круга феноменов и характеристик, относящихся к категогии предметности. Из множества разнородных фактов в данном кон-
Рис. 13. <Фигура> и <фон> (по Рубину).
тексте отобраны и отнесены к свойству предметности лишь основ- ные экспериментально выявленные феномены, выражающие спе- цифику максимально структурированного перцептивного образа по сравнению с сенсорным именно по показателю предметности в кон- кретном значении этого слова, т. е. характеристики отражения предмета как пространственно обособленной, отдельной физической вещи. Такая ориентировка обусловлена тем, что перцептогенез представляет собой, как показано выше, поэтапное развертывание именно образа внутренней структуры, или внутренней метрики, от- дельной вещи как объекта отражения. Первый прямо относящийся к этому аспекту принципиальный феномен-выделение фигуры из фона-был экспериментально изучен и описан Э. Рубином. Феномен заключается в том, что все перцептивное поле, прежде всего поле зрения, отчетливо расчленя- ется, как это непосредственно демонстрируют известные образцы так называемых двойственных изображений, на разнородные части (рис. 13). К одной из них относятся фигура или предмет, которые, по выражению Рубина, обладают характером вещи (Dingcharak- ter), к другой-фон, на котором вещь воспринимается и который, в отличие от предмета, обладает характером материала (Stoffcha- rakter).
I-
Это противопоставление феноменологически выражается преж- де всего в том, что предмет воспринимается как расположенное на переднем плане, замкнутое и отграниченное целое, фон же-как неограниченное, неопределенное и простирающееся вокруг и поза- ди предмета поле. Таким образом, фигура, по словам С. Л. Рубин- штейна, <обладает как бы большей предметностью>. Фундаменталь- ный характер такой разнородности и противостояния этих двух компонентов или основных <блоков> перцептивной структуры де- монстративно обнаруживается в том, что если предмет и фон ме- няются местами, то часть, бывшая ранее фигурой и ставшая фоном, сразу утрачивает свою очерченность и приобретает неопределенный, бесструктурный характер. Так, белая ваза на рисунке (или белый крест) начинают восприниматься как однородный неструктуриро- ванный <материал> (Stoff). Основное эмпирическое содержание феномена заключается, таким образом, в том, что перцептивная структура расчленяется на образ пространства, в котором находится и к определенной ко- ординате которого относится данный предмет, и на образ самого предмета. Именно второй компонент в его отчлененности от первого и в своей внутренней расчлененности и составляет ту существенную <добавку>, которая приобретается на собственно перцептивном уровне в отличие от уровня сенсорного.. Результат добавления этого собственно перцептивного компо- нента обнаруживает себя в расчленении структуры сенсорно- перцептивного поля на два <слоя>, первый из которых-общий пространственно-временной фон-представляет исходный сенсор- ный уровень как необходимую <сцену> и фундамент собственно психической организации процесса, а второй выражает перцептив- ную надстройку - воспроизведение конкретных объектов как разыгрывающихся на этой сцене событий. Из этой вычлененности предмета как замкнутого обособлен- ного целого вытекает упоминавшаяся уже выше особая роль вос- приятия формы в организации именно перцептивного образа, по- скольку форма воплощает целостно-пространственную структуру данной вещи. Именно поэтому форма является одним из главных эмпирических воплощений перцептивной структуры как целостного <гештальта>. Этим же определяется и значение контура как <раз- дельной грани двух реальностей> (Сеченов), или линии, извне и изнутри ограничивающей данную форму.
Тот факт, что структурной единицей перцептивного <слоя> единого сенсорно- перцептивного поля является именно образ отдельного предмета как самостоя- тельного пространственно обособленного агрегата, выразительно подчеркивается эмпирическим материалом патологических деструкций процесса восприятия. Ана- лизируя данные собственных наблюдений, а также клинические материалы Ба- линта, Жане и др., А. Р. Лурия описывает картину перцептивных расстройств при симультанной агнозии, в отдельных случаях которой больной может одно- временно воспринимать только один объект. При этом А. Р. Лурия подчеркивает существенную специфику этой деструкции, заключающуюся в том, что поле зре- ния суживается до одного объекта, независимо от пространственных размеров этого объекта, т. е. независимо от того, какую часть зрительного поля он зани- мает. Таким образом, <сужение поля зрения,- как заключает А. Р. Лурия,--
выражалось не в единицах пространства, а в количестве одновременно восприни- маемых объектов>. Эти факты и положения уже самой феноменологией описываемой картины демонстрируют, что деструкции подвергся не только сенсорный уровень образа, который воспроизводит общую структуру пространственного фона и его метрики (поскольку нарушение не зависит от величины объекта, образ которого сохра- няется), а именно перцептивный уровень, на котором осуществляется адекват- ное соотнесение предмета и фона. Поскольку в подобных случаях сохраняется образ одного целостного объекта, отдельного предмета, этот образ ведет себя именно как предельная структурная единица того собственно перцептивного слоя восприятия, на котором воспроизводятся адекватные соотношения фона и фи- гуры, или, иначе, внешней и внутренней метрики данного объекта.
В описанных феноменах свойство предметности характеризует пространственно-прецметную структурированность перцепта, иногда обозначаемую, как свойство структурности восприятия. Между тем это специфически вторичное (как и константность) свойство по- лучает свое выражение не только в пространственно-временной структуре образа, но и в других его первичных характеристиках- в интенсивности и модальности. Существенный экспериментальный факт, очень отчетливо во- площающий в себе проявление свойства предметности образа в об- ласти его интенсивностной характеристики, выявлен, как и фено- мен выделения фигуры из фона, в контексте исследований геш- тальтпсихологии, в частности в работах Гельба. Этот факт заклю- чается в различии величины разностного порога на фоне и на фи- гуре. При этом более низкие пороги обнаружены на фоне, а более высокие на фигуре. То обстоятельство, что величина порога и об-
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |