КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень основных эмпирических характеристик 19 страницаЕще более отчетливо эти отношения параметров среды и нахо- дящихся в ней макрообъектов представлены в модальных харак- теристиках зрительного сигнала. Мы не ощущаем периодики ко- лебаний электромагнитного поля, раздражающей сетчатую оболоч- ку. Поле как физическая среда вообще не отображается в ощуще- нии. Не случайно оно обозначается в языке словом <вакуум>, или <пустота>. Физические параметры частоты и интенсивности колеба- ний не воспроизводятся инвариантно, а перекодируются в алфавит цветовых и светлотных характеристик поверхностей макрофизиче- ских тел, отражающих или излучающих свет. Мы видим цвет и светлоту поверхностей объектов, но не ощущаем частот и ин- тенсивностей электромагнитных колебаний. Модальность, таким образом, непосредственно связана с внут- ренней метрикой поверхностей макрообъектов. Внешняя же метри- ка, т. е. метрика поля, отображается в зрительном сигнале, как было показано, лишь через посредство движения и преобразования его временных компонентов в пространственную структуру. Поле" как физическая среда открывает в ощущении лишь свою прост- ранственно-временную структуру, максимально очищенную от за- шумливающих примесей модальных характеристик. Если теперь сопоставить соотношение пространственно-времен- ных и модальных характеристик в ощущениях разных видов, то лег- ко прийти к выводу, что чем более адекватно и инвариантно сен- сорное поле данной модальности отражает внешнюю метрику объ- екта, т. е. структуру пространственно-временного континуума, на фоне которого объект представлен, тем в большей мере простран- ственно-временные компоненты, относящиеся к этой метрике среды, обособляются от модальных характеристик. Максимальной адекват- ности отображения метрики пространства в зрительном сигнале соответствует предельная непредставленность в нем качественных характеристик электромагнитного поля, осуществляющих непо- средственное раздражение и перекодируемых в макроалфавит мо- дальных характеристик цвета и светлоты, ощущаемых совместно с внутренней метрикой видимых поверхностей. Анализ соотношения пространственно-временных и модальных характеристик показывает, что в обеих группах параметров сен- сорного сигнала имеются компоненты, обладающие разной сте- пенью инвариантности воспроизведения соответствующих им свойств источника информации. Так, пространственные компонен- ты, относящиеся к внешней метрике, т. е. к движению и положению
объекта в сенсорном поле, и модальные компоненты, относящиеся к макросвойствам упругости, твердости, шероховатости и т.д., в пре- деле могут быть доведены до инвариантного воспроизведения соот- ветствующих отображаемых ими характеристик источника. Про- странственные компоненты, относящиеся к внутренней метрике, ,т. е. к структуре самого конкретного объекта, и модальные компо- ненты, относящиеся к микрохарактеристикам самого макрообъекта или промежуточного агента, реализующего проксимальное раздра- жение анализатора, не являются инвариантным воспроизведением тех пространственных и качественных характеристик, которые со- ставляют объект отражения в данных компонентах сенсорного сиг- нала. В последней главе первой части было показано, что разной сте- пени инвариантности компонентов сигнала отвечает разная мера их - декодированности, поскольку декодирование по самому своему су- ществу есть обратная трансформация, возвращающая общекодо- вым компонентам сигнала исходные характеристики источника (ко- торые тем самым оказываются инвариантно воспроизведенными). Таким образом, ход анализа приводит к заключению, что то преобразование нервного сигнала, упорядоченного в общекодовую форму, которое реализует скачок через <психофизиологическую границу> и тем самым превращает нервное возбуждение в психи-. ческий сигнал -ощущение, с информационной точки,.зрения пред- ставляет.собой декодирование, но осуществляемое с разной сте; пенью полноты по отношению к разным пространственно-времен- ным и модальным компонентам сигнала.. Те компоненты, воспро- изведение которых при этом скачке через психофизиологический порог по тем или иным причинам не доводится до инвариантности, не декодируются полностью, а перекодируются из нейрофизиологи- ческого алфавита дискретных или градуальных потенциалов в мак- роскопически непрерывные состояния, отображающие соотвествую- .Щйе свойства внешнего, объекта. В отношении других компонентов, которые воспроизводятся ин- вариантно, это перекодирование в другой алфавит, преобразую- щее сигнал из нервного в психический, доводится до того частного случая перекодирования, который представляет собой его предель- ную форму, реализующую декодирование. В этом случае соответ- ствующие характеристики сигнала оказывается возможным опи- сать в тех самых терминах, в которых описываются отображаемые в данных характеристиках свойства объекта. В пределе это и со- ставляет сохранение этих характеристик источника инвариантными тв сигнале. Соотношения инвариантности определенных компонентов сен- сорного сигнала и вытекающей из нее декодированности соответст- вующих компонентов сигнала нервного, в котором эти компоненты не остаются инвариантными, позволяют подойти к вопросу о сущ- ности перехода через психофизиологический порог не только в об- ласти пространственно-временных и модальных, но и интенсивност- ных характеристик ощущения..
При описании исходного перечня основных параметров ощуще- ния было показано, что <психофизиологическое сечение> в области интенсивностных характеристик эмпирически воплощается в раз- "личии функций, связывающих интенсивность нервного сигнала с ин- тенсивностью раздражителя-источника (логарифмическая функция) и интенсивность психического (сенсорного) сигнала с интенсив- ностью этого же источника (степенная функция). Было приведено также сделанное Г. Экманом заключение о том, что переход от ней- рофизического к психофизическому соотношению величин интенсив- ностей реализуется путем антилогарифмического преобразования. Но если переход от интенсивности раздражителя-источника к ин- тенсивности сигнала нервного возбуждения, представляя собой кодирование этого источника, осуществляется логарифмическим преобразованием, а переход от интенсивности нервного сигнала к субъективной величине интенсивности ощущения реализуется как антилогарифмическое преобразование, приводящее к степенному закону Стивенса, то не следует ли из этих соотношений, что анти- логарифмическое преобразование реализует обратную трансфор- мацию, которая по своей информационной сущности есть не что иное, как декодирование Такое декодирование может, по-видимо-. му, и в области пространственно-временных, и модальных харак- теристик осуществляться с разной степенью полноты. Тогда вы- ражением этих различий в полноте декодированности сенсорного сигнала оказались бы разные величины показателя степени п в функции Стивенса
=й(Ф-Фо)", где f-субъективная величина; Ф--интенсивность стимула; Фо- абсолютная пороговая интенсивность стимула (в данных услови- ях); k - коэффициент пропорциональности. И только в пределе, при соответствующих значениях показате- ля га, коэффициента k и исходной величины абсолютного порога антилогарифмическое преобразование, достигая полноты декоди- рующего воспроизведения, могло бы обеспечить инвариантность декодированных характеристик сигнала в их отношении к соответ- ствующим параметрам источника. Такого рода заключение, опираясь на факты, нуждается, конеч- но, в дальнейшей эмпирической проверке, уточнениях и дополне- ниях. Его оправданность, однако, подкрепляется тем, что, будучи индуктивным эмпирическим обобщением, оно вытекает вместе с тем в качестве следствия из местоположения сенсорносо сигнала в иерархии форм изоморфизма, а именно из его отнесенности к уровню парциального метрического автоморфизма, в пределе предполагающего инвариантное воспроизведение не только прост- ранственно-временных и модальных, но и интенсивностных харак- теристик источника.
" См.: Экман Г. Некоторые аспекты психофизических исследований.- В. кн.: Теория связи в сенсорных системах, с. 17.
Таким образом, психофизиологическая граница между сигна- лами возбуждения, составляющими нервную модель стимула (Е. Н. Соколов), и <первыми> сигналами-ощущениями, реализую- щими его простейшую <психическую модель>, получает (в первом приближении) свое конкретное обоснование с двух сторон - со стороны описания перечня исходных эмпирических характеристик ощущения (пространственно-временных, модальных и интенсив- ностных) и со стороны представления тих же характеристик в ка- честве частных следствий той формы упорядоченности сенсорного сигнала, которая соответствует его положению в информационном спектре уровней изоморфизма как общего принципа организации сигналов. Поскольку основные характеристики ощущения рассмотрены в настоящем разделе под углом зрения соотношений между сен- сорными сигналами и сигналами нервного возбуждения, они здесь проанализированы как специфические параметры, отсутствующие ниже границы между психическим и нервным и появляющиеся не- посредственно при ее переходе. Поэтому пространственно-времен- ные, модальные и интенсивностные характеристики представлены не в их проявлениях по всему диапазону сенсорных процессов, а именно in statu nascendi, т. е. в исходных надпороговых формах их психологической специфики. Таким образом, сюда вошли <крае- вые эффекты> сенсорного диапазона, а проявления этих характери- стик на внутренней территории самого этого диапазона в их дина- мике и в их развернутых и максимально полных--в рамках дан- ного процесса - формах остались здесь за пределами анализа. Это обусловлено необходимостью рассмотреть психофизиоло- гический рубеж, т. е. нижнюю границу сенсорных процессов. Вклю- чение в анализ всего диапазона сенсорных процессов требует от- граничения области сенсорных процессов не только снизу, но и сверху. А такое прочерчивание верхней границы предполагает разграничение сенсорных и перцептивных процессов по достаточ- но четким критериям. Опыт истории экспериментальной и теорети- ческой психологии самим фактом противоречивости предлагаемых решений этого вопроса свидетельствует о зыбкости таких критери-. евЛ Но не располагая определенными критериями такого разде- ления, невозможно очертить верхнюю границу сенсорных процес- сов. Неясно даже. каков характер этой границы, является ли она жесткой или подвижной, представляет ли она собой демаркацион- ную линию, через которую сигнал переходит скачком, или погра- ничную <спектральную полосу>, допускающую непрерывное поэтап- ное прохождение. Изнутри самой сферы сенсорных процессов, без соотнесения их с характеристиками перцепции подойти к решению этих вопро- сов не представляется возможным. Исходя из этого, анализ харак-
" Известно, что гештальтпсихология отрицала самостоятельную реальность ощущений и считала перцепцию исходной формой. Между тем факты генетиче- ской первичности ощущений трудно сейчас подвергнуть сомнению.
тера верхней границы сенсорного диапазона оказывается органи- чески связанным с рассмотрением структуры перцептивных сигна- лов в их наиболее полных, адекватных объекту и стабильных формах. Естественно ожидать, что стабильные сигналы отчетливее обна- жают форму своей упорядоченности по отношению к объекту. Це- лесообразно, таким образом, попытаться подойти к анализу этой границы со стороны перцепции. Как только, однако, в орбиту экс- периментального и теоретического анализа входят эти стабильные, наиболее полные и адекватные формы восприятия в их отношении к элементарным ощущениям, сразу же отчетливо обнаруживается обширная область переходных форм, располагающихся между про- стейшими сенсорными и наиболее сложными перцептивными сиг- налами.
ГЛАВА III
ПЕРЕХОДНЫЕ ФОРМЫ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕП- ТИВНОГО ДИАПАЗОНА ПСИХИЧЕСКИХ ПРО- ЦЕССОВ
1. Теоретические предпосылки анализа
В отличие от психофизиологического сечения, пограничная ли- ния между сенсорными и перцептивными сигналами проходит внутри не только обширной сферы психических процессов, но и го- раздо меньшей по объему области первых сигналов и даже внутри еще более узкого диапазона первичных образов. Вероятно, с само- го момента разделения понятий <ощущение> и <восприятие> (опи- рающегося на эмпирические и теоретические предпосылки) объек- ты этих понятий соотносятся между собой как компонент и целое, т. е. как парциальный и интегральный первичный образ соответст- вующих раздражителей. По самому исходному существу различения сенсорных и перцеп- тивных сигналов оно не может носить столь принципиального ха- рактера, как различие между <первыми> сигналами, относящимися уже к сфере психических процессов, и сигналами нервными, нахо- дящимися по другую сторону нервно-психического рубежа. Тем не менее, несмотря на явное, казалось бы, несходство философских, теоретических и эмпирических оснований обеих проблем, существу- ет глубокая аналогия их логико-исторических <судеб>. Как в об- ласти проблемы <нервное возбуждение-ощущение>, так и в отно- шении проблемы <ощущение-восприятие> имеется огромное ко- личество фактов и теоретических аргументов, относящихся к гене- зису п механизмам этих процессов и надежно свидетельствующих в пользу внутреннего единства каждой из этих <пар>. Имеются, однако, и серьезные эмпирические факты, говорящие о существен- ных различиях <партнеров> внутри каждой <пары>, различиях,
кбторые привели к необходимости ввести соответствующие понятия, отражающие специфику этих <партнеров>. В реальном ходе экспериментально-теоретического исследова- ния обеих проблем, вопреки несомненно менее принципиальному характеру отличия перцептивных процессов от сенсорных и их не- посредственному <примыканию> друг к другу внутри диапазона первичных образов, различия между соотносимыми процессами в большей мере детерминировали ход исследования, чем факты и доводы в пользу их общности. Вероятно, это определяется общи- ми гносеологическими закономерностями познания. Подобно тому как сенсорный и нервный сигналы описывались и интерпретирова- лись в терминах двух совершенно различных систем понятий, не- смотря на издавна ясную интимнейшую связь ощущейия с динами- кой нервных процессов, сенсорика и перцепция, вопреки явным фактам общности их генезиса и механизма, исследовались метода- ми и концептуальными средствами двух существенно различных и относительно самостоятельных психологических дисциплин- дсихофизики и психологии восприятия. Разный состав концептуального аппарата, использовавшегося при анализе каждого из сравниваемых членов в обеих парах сиг- налов, способствуя прочерчиванию соответствующих границ, не мог вместе с тем в обоих случаях не маскировать внутренней общ- ности членов каждой из пар сигналов. В результате такого поло- жения в ходе исследований образовался некий информационный барьер, существенно тормозивший теоретический анализ экспери- ментальных фактов, относящихся к переходным формам процессов сенсорно-перцептивного диапазона. Уже самые ранние исследования по генетической, медицинской и экспериментальной психологии выявили стадиальность онтогене- тического развития сенсорно-перцептивных процессов и фазовую динамику их актуального генезиса в каждом отдельном акте ста- новления перцептивного образа. Общий характер фазовости про- цесса формирования образа достаточно четко запечатлен в давно вошедшем в психологическую литературу перечне порогов, через которые проходит процесс организации образа-minimum visi- bile, minimum separabile, minimum cognosoibile. Лишь в очень небольшом диапазоне максимально адекватных условий восприятия многоэтапность становления образа остается замаскированной скоростью развертывания, автоматизированным характером и плохой <подотчетностью> этого процесса. В широком же диапазоне даже естественно изменяющихся условий (например, при приближении объектов, возрастании освещенности или вообще интенсивности раздражения и т. д.) эта этапность, начинающаяся с констатации лишь наличия некоего объекта в определенной точ- ке сенсорного поля, без каких-либо определенных сведений о его конкретных характеристиках (minimum sensibile), затем про- ходящая фазу расчленения компонентов (minimum separabile),. а завершающаяся узнаванием (minimum cognoscibile), открывается и обычному наблюдению без всяких специальных исследований.
-76
Не менее явный характер носят данные о стадиальности онтогене- за перцепции. Казалось бы, этот эмпирический материал.заключает в себе прямые сведения о соотношениях сенсорных и перцептивных про- цессов, об особенностях переходных форм и о подвижном харак- тере границы, разделяющей сенсорный и перцептивный образы. Од- нако если неизвестен способ организации исходной сенсорной фазы этой динамики, то нет критерия для интерпретации соотношения фаз друг с другом и для выявления закономерности, определяющей их границы. Фазы можно лишь эмпирически констатировать, и за- тем детализировать и уточнять эти констатации в ходе эксперимен- тальных исследований. Экспериментальная психология восприятия и продвигается по этому пути. Использовать накапливающийся в этих исследованиях материал для преодоления теоретического барьера между психофизикой сен- сорных сигналов и психологией сигналов перцептивных и для вы- явления их закономерных соотношений и границ можно, лишь опи- раясь на знание информационных закономерностей исходного сен- сорного уровня. А для этого, как было показано, необходимо выявить соотношение форм организации нервно-психического сен- сорнйго сигнала и сигнала нервного возбуждения. Такова объектив- ная логика проблемы, отчетливо демонстрирующая возможность теоретической дифференциации и интерпретации специфики различ- ных конкретных форм сигналов только на основе знания тех общих принципов их организации, частными случаями которых эти формы являются. сорный и перцептивный сигналы, адекватная постановка вопроса о соотношении ощущения и восприятия возвращает нас к той же иерархической матрице форм изоморфизма, которая лежит в осно- ве раскрытия природы психофизиологической информационной гра- ницы между ощущением и нервным возбуждением. Поскольку мес- тоположение сенсорного сигнала в этом спектре форм взаимной. упорядоченности сигналов относительно их источников было опре- делено в предшествующей главе, анализ получил опорную <линию отсчета> для определения верхней границы сенсорного диапазона, т. е. характера соотношений сенсорных сигналов с перцептивными. Такой-динйёЙ...отсчета> является парциальная метрическая ин- вариантность сенсорного сигнала. Поскольку эта последняя заклю- чается в том, чтовншняя метрика сенсорного сигнала, т. е. коор- динаты ощущаемого объекта в сенсорном поле, представлена в раз- вернутом и инвариантном виде, а внутренняя метрика, относящаяся к структуре самого объекта, представлена на пороге minimum sen- sibile, т. е. предельно редуцирована, естественно ожидать, что про- хождение образа через пороги различения (minimum separabile) и опознания (minimum cognosoibile) ведет к развертыванию имен- но внутренней пространственно-временной структуры ощущения.
См., например, исследования Ж- Пиаже по генетической психологии.
Кроме того, выше было показано, что собственно временные ком- поненты этой структуры (отражение длительности), так же как и компоненты, относящиеся к метрике внешнего пространства или фона объекта, могут в пределе уже на сенсорном уровне достигать метрической инвариантности (нейтральный интервал, в котором адекватно, т. е. без переоценок и недооценок, в ощущении воспро- изводится длительность раздражения). Исходя из этого есть осно- вания предполагать, что закономерности, детерминирующие станов- ление компонентов сигнала, относящихся к внутренней метрике объекта, прежде всего должны обнаружить себя в отношении соб- ственно пространственных компонентов сенсорно-перцептивного процесса. С другой стороны, предшествующий ход теоретического иссле- дования показал, что различные пространственные параметры сиг- нала соотносятся между собой в соответствии с иерархией частных форм изоморфизма, идущей от топологического инварианта через проективный и аффинный уровни к уровню инварианта преобразо- ваний подобия и к метрической инвариантности сигнала. Логика анализа естественно приводит к гипотезе о том, что пе- реход от сенсорного сигнала к перцептивному дополняет инвариант- ные компоненты внешней метрики поэтапно надстраивающимися компонентами внутренней метрики, развертывание которой детер- минируется структурой пространственной ветви шкалы уровней изо- морфизма. Проверка этой гипотезы составляет содержание следую- щего шага исследования. Основная задача здесь-сопоставление основных фактов обширного экспериментального материала по фа- зовой динамике становления пространственных компонентов сен- сорно-перцептивного образа с информационным спектром форм пространственной упорядоченности сигналов.
2. Эмпирические закономерности перехода от сенсорных процессов к перцептивным
Одним из первых экспериментальных исследований развертыва- ния пространственных параметров перцептивного образа, которое они претерпевают при увеличении времени экспозиции, была работа Н. Н. Ланге <Закон перцепции>. В полном соответствии со своим названием это исследование выявило основную закономерность ак- туального генезиса перцептивного образа-от восприятия неопре- деленной структуры, обобщенно обозначаемой как <нечто>, до аде- кватного отображения конкретной формы данного объекта, кото- рое, по Н. Н. Ланге, соответствует четвертой фазе процесса станов- ления образа. Уже эти первые экспериментальные результаты свидетельство- вали о том, что процесс актуального перцептогенеза представляет собой поэтапное <снятие неопределенности> компонентов внутрен- нем.: Ланге Н. Н. Закон перцепции. Одесса, 1894.
Si
" -
1;:
- rfr/
ней пространственной метрики, воплощенных на уровне minimum visibile в бесструктурном <нечто> и достигающих полного воспроиз- ведения формы. Экспериментальные исследования динамики перцептогенеза в школе В. М. Бехтерева, продолженные затем Б. Г. Ананьевым и М. Д. Александровой, также выявили поэтапную пространствен- ную динамику развертывания контура объекта и отображения ог- раниченной им формы. Данные всех этих работ были подвергнуты многосторонней проверке, уточнению и дополнению в нескольких сериях исследований лаборатории инженерной психологии Ленин- градского университета. В результате этих исследований была уста- новлена описанная Б. Ф. Ломовым последовательность разверты- вания различных пространственных компонентов образа отдельного тест-объекта. Воспроизведем эту последовательность, поскольку она служит основанием последующего анализа: 1. Различение положения предмета и грубая оценка его общих пропорций. 2. Мерцание формы. 3. Различение резких перепадов кривизны. 4. Глобально-адекватное восприятие, в котором форма представ- лена без различения ее деталей (в частности, величин углов). 5. Адекватное отражение формы во всей полноте деталей ее контура. Последовательность фаз была выявлена при применении четы- рех различных методик (изменение дистанции, положения объекта в поле зрения, освещенности и времени экспозиции), приведших к одинаковым результатам. Поэтому для исследованных условий она достаточно надежна. Поскольку, однако, поэтапность динамики восприятия была установлена в ситуации улучшения внешних усло- вий восприятия и, кроме того, она охватывает только зрительную модальность, целесообразно, прежде чем перейти к сопоставлению стадий развертывания перцептивного сигнала с пространственной ветвью уровней изоморфизма, снять или по крайней мере умень- шить эти ограничения общности полученных выводов. Для этого мы специально исследовали фазовую динамику ста- новления перцептивного образа при постепенном улучшении внут- ренних условий восприятия, т. е. при снятии внутренних помех. По- скольку, как было показано выше, одним из главных условий сенсорно-перцептивного отображения пространственных свойств объ- ектов является преобразование временно-двигательных компонен- тов образа в симультанную пространственную структуру, для ре- шения вышеуказанной экспериментальной задачи в качестве фак- тора, снижающего внутренние помехи, было избрано улучшение условий процесса симультанирования образа. Была применена ис-
См.: Ананьев Б. Г. Пространственное различение. Л" 1955; Алек- сандрова М. Д. О качественной характеристике пространственных порогов зрительного восприятия.-Уч. зап. Ленингр. ун-та, 1953, № 147. Ломов Б. Ф. Человек и техника. М., 1966.
пользованная уже ранее при исследовании самого процесса си- мультанирования методика поэлементного кинопредъявления час- тей контура при постепенном нарастании скорости проекции." Полученные на разных стадиях становления образа рисунки ис- пытуемых были расклассифицированы по критерию их адекват- ности оригиналу путем введения рангов, <скачком> прерывающих по определенным качественно-структурным признакам последова-
0-й ранг
1-й ранг
\>
2-й ранг
3-й ранг
v7 _rv-
\рл \/1/ранг
Рис. 4/Динамика становления зрительного образа при снятии внутренних помех. Типичные для каж- дого ранга рисунки испытуемых.
тельность рисунков. Во всей матрице рисунков выделилось пять качественно различающихся, но бтносительно однородных строк, соответственно отнесенных к рангам от нулевого до четвертого (рис. 4). Поскольку основная задача данного этапа исследования-ус- тановить соотношения фазовой динамики перцептогенеза в услови- ях внешних и внутренних помех, следующий шаг требует сопостав-
° Подробнее об этом см.: Веккер Л. М., Михайлов С. А., Питан о- в а А. В. О построении зрительного образа в условиях поэлементного предъяв- ления элементов контура.- В кн.: Проблемы инженерной психологии. Вып. 2. М., 1965. Структурные характеристики этих ранговых групп описаны в работе: Веккер Л. М., Бровар А. В" Владимирова Н. М. и Михайло-
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |