КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень основных эмпирических характеристик 16 страницапроекции, или объективированности, издавна привлекает присталь- ное внимание философов, физиологов и психологов своей <ультра- парадоксальностью>. Уже в любом контактном ощущении, а в осо- бенности в области дистантной проекции, воспроизводящей положе- ние объекта в точке внешнего пространства, отделенной от органа чувств определенным расстоянием, наиболее отчетливо выражен та- инственный факт несовпадения пространственных компонентов ощу- щения с собственным пространством его носителя (органа чувств, мозга или организма в целом) и, наоборот, соответствие этих ком- понентов структуре пространства объектов. Такая пространственная отнесенность, трактуемая как исходное свойство, представляется совершенно загадочным фактом, заклю-
См.: например: Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Изд. ЛГУ, 1961; Эк- спериментальная психология, т. 2. Ред. С. С. Стивене. М., 1961.
чающим в себе некий психологический эквивалент ньютоновского дальнодействия, мистически преодолевающего <пустоту>, которая отделяет объект-источник ощущения от его носителя. Если счи- тать дистантную проекцию действительно наиболее универсаль- ным свойством ощущения, то такая парадоксальность становится необъяснимой, и тргда легко понять психологические и логические основания, которые привели Канта к выводу о том, что простран- ство есть не объективная структура, воспроизводимая в ощущении, а априорная форма, которая, будучи субъективной предпосылкой любого ощущения, изнутри упорядочивает лишенную объективной пространственной структурированности хаотическую <материю> внешнего опыта. Проекция, или локализация, как отображение места впростран- ртвеесть воспроизведение координаты в определенной системе от- счета "относительно ее начала. Но неизменная координата явно представляет собой частный случай меняющегося места, т. е. пе- ремещения, или изменения пространственной координаты во вре- мени. Поэтому теоретически есть все основания ожидать, что ис- гходной характеристикой пространственно-временной структуры 1 ощущения, детерминирующей в качестве своих производных собст- , венно пространственные и собственно временные ее компоненты, должно быть отображение движения как единого пространствено- L временного свойства объектов, отображаемых в ощущении. Принципиальное значение теоретически ожидаемой исходной роли отображения движения в пространственной структуре ощу- щений состоит, однако, не только в большей общности и прост- ранственно-временном единстве его характеристик. Дело здесь в самом существе сложных диалектических отношений между ото- бражением пространства и отображением движения. С одной сто- роны, отражение пространственной координаты, меняющейся в ходе движения, имеет своей предпосылкой наличие пространственной системы отсчета, в которой происходит эта перемена местоположе- ния. Но, с другой стороны, отражение перемещения представляет собой единственный фактор, который, имея в качестве необходи- мой предпосылки исходную локальную форму пространственной отнесенности (коренящуюся еще в физических свойствах взаимо- действия с объектом), сам в свою очередь только и может послу- жить предполагаемой основой раннего и быстрого онтогенетиче- ского формирования интегральной схемы сенсорного пространства. Если это так, то сенсорное пространство, утратив свой исходный необъяснимый характер, становится производной развившейся структурой, в которой затем и осуществляются все последующие формы отображения (и которую, в силу глубокой замаскированно- сти этого генеза, Кант, а/за ним и все концепции нативизма счита- ли априорной). Глубина этой проблемы и логическая и эмпирическая несостоя- тельность ее кантианского нативистского псевдорешения были, од-
m
нако, вполне ясны уже Гельмгольцу. Анализируя его оценку роли мышечного чувства в отражении пространству, Б. X. Гуревич очень четко и емко формулирует существо самого вопроса и его поста- .нобки Гельмгольцем. <Познание мира в его реальности,-пишет : Б. X. Гуревич,- истинная функция зрения, и объект лишь тогда становится для нас реальностью, когда мы обнаруживаем его неза- висимость, что в свою очередь возможно только на основании са- мостоятельности его движения или неизменности его. локализации при наших движениях, о которых мы должны быть информирова- ны. Другими словами, наше (в первую очередь зрительное) вос- : приятие окружения как реальности зависит от нашей способности .отличать движение в нем от нашего собственного движения. Дви- .жение есть первое исходное действие, которым мы проверяем ре- лльность-среды->? И далее Б. X. Гуревич показывает, что в соот- ветствий с концепцией Гельмгольца отражение локализации объек- та относительно нас может быть лишь результатом чувственной (дифференциации собственных движений и движения объекта Конечный смысл этих важных положений заключается в том, что собственно пространственное свойство локализации, или про- екции, ощущения может быть понято -лишь как производное от от- ражения движения. . Таковы самые общие логико-исторические основания теоретиче- ского прогноза исходной роли отражения движения. Эмпирические данные, относящиеся к разным видам ощущений, свидетельствуют в пользу положения об исходной роли движения в пространственно-временной структуре сенсорных процессов. Наи- более завершенной интегральной и стабильной формы пространст- "венная структура сенсорных процессов достигает в области зри- тельных ощущений. Зрительное сенсорное.поле, казалось бы, сво- ;бодно от обязательной связи с отражением движения. Между тем данные генетической психофизиологии зрения ясно показывают, что исходной ступенью зрительных ощущений было именно отобра- жение перемещения объектов. Фасеточные глаза насекомых эф- ,фективно работают лишь при воздействии движущихся раздражи- телей. Они являются <специальными детекторами движения>. Так обстоит дело со зрением не только беспозвоночных, но и многих позвоночных животных. Известно, например, что сетчатка лягушки, описываемая как <детектор насекомых>, реагирует именно на пере- мещение последних. В окружении неподвижных насекомых лягуш- ка может погибнуть от голода. Об исходной роли отображения движения и у человека говорит обширный, но недостаточно систематизированный и истолкоранный материал психологии раннего детства. Обобщая факты Прейера, Фигурина, Денисовой, Абрамович-Лехтман и др., подкрепленные
См.: Кант И. Критика чистого разума. Пг" 1915, с. 42.
"Гуревич Б. X. Движения.глаз как основа пространственного зрения как модель поведения. Л., 1971, с. 193. См: там же. Грегори Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., 1970, 35.
собственными данными, Б. Г. Ананьев формулирует принципиаль- ное эмпирическое заключение о том, <что движение объекта рань- ше и первичнее становится источником сенсорного развития и пе- рестройки сенсорных функций, нежели, например, хватательное движение субъекта>. Рассматривая этот генетический факт в связи с анализом <самых первичных условий образования восприятия про- странства>, Б. Г. Ананьев делает вывод, <что поле зрения ребенка формируется именно движущимися объектами, в число которых, конечно, входит и сам взрослый человек>. Направление эволюционного развития пространственно-времен- ной структуры зрительного поля, имеющее своим началом отобра- жение движения, получило воплощение в строении и функциониро- вании сетчатки человека. Так, самая периферия сетчатки стимули- руется движением, которое еще совсем не ощущается, но вызывает рефлекторный поворот глаз. Затем при перемещении раздражения несколько ближе к центру возникает ощущение движения, не даю- щее еще, однако, возможности определить внутренние характери- стики движущегося объекта. Рассматривая эти и аналогичные им факты, Р. Грегори делает заключение о том, что <все глаза явля- ются прежде всего детекторами движения> и что <фактически толь- ко, вероятно, глаза высших животных способны давать мозгу ин- формацию.о неподвижных объектах>. Существенно, однако, что экспериментальная психология зре- ния располагает не только данными, указывающими на генетиче- скую первичность отражения движения объекта, но фактами, сви- детельствующими о том, что пространственная структура зритель- ных ощущений формируется на основе этого отражения перемеще- ний. Таков, например, феномен кинетического эффекта глубины, полученный Метцгером, затем воспроизведенный условиях моно- кулярного восприятия Уоллахом и 0Коннелом. Эффект этот за- ключается в том, что теневые фигуры, мгновенное изображение ко- торых в поле зрения одного глаза видится как двухмерное, отобра- жаются, однако, как трехмерные при условии, если объект, тень которого рассматривает наблюдатель, вращается с определенной скоростью." Этот факт имеет принципиальное значение: он пока- зывает, что бинокулярная диспаратность сетчаточных изображений не является единственным механизмом формирования трехмерной пространственной структуры сенсорного поля и что основой по- строения трехмерной структуры является воспроизведение движе- ния объекта, которое может отображаться и монокулярно. С этой точки зрения очень показательно, что отображение глубины воз- никает и при монокулярной экспозиции изображений во временной
Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 1970, с. 230. " Там же, с. 234. (Курсив наш.-./7. В.) Грегори Р. Указ. соч., с. 105. > Там же, с. 101. > Wallach Н" OC onnel D. N. The kinetic depth effect.- J. Exp. Psy- chology, 1953, No 45.
последовательности, что в значительной мере эквивалентно усло- виям движения стимула." Относительная независимость эффекта глубины от внутренней пространственной структуры сетчаточных изображений локализуе- мого объекта подтверждается и тем, что, как показали эксперимен- ты Джулежа и Кауфмана, глубина отображается и при отсутствии контуров в монокулярных изображениях видимого предмета. Временной и кинетический эффекты глубины свидетельствуют о том, что одновременная собственно пространственная структура сенсорного поля, в обычных условиях представляющаяся изначаль- но данной, имеет под своей феноменологической поверхностью отображение последовательной смены, координат. При этом прин- ципиальное значение для характеристики той формирующейся си- стемы координат, в которой отображается перемещение, имеет тот факт, что, поскольку зрительный образ дифференцирует перемеще- ние наблюдателя и движение объекта (если не говорить об ил- люзорных эффектах), начало отсчета в такой пространственной си- стеме координат оказывается связанным не с самим движущимся наблюдателем, а с окружающей средой. Об исходном характере отображения движения свидетельствуют также данные Гибсона о роли градиента движения в восприятии пространства и поло- жения Ф. Клигса о связи между кинематикой раздражения и глу- бинным восприятием. Еще более отчетливо производный характер симультанной про- странственной структуры в области зрения демонстрируется экспе- риментами, специальная цель которых-изучение преобразований последовательного ряда компонентов зрительного образа в одно- временную собственно пространственную схему. Эти исследования показали, что сукцессивное покадровое предъявление элементов контура при определенных скоростях проекции приводит к форми- рованию симультанной пространственной структуры. Здесь извлекается на поверхность скрытая подоснова структу- ры пространственных компонентов зрительного образа и обнару- живается, что их симультанный и, следовательно, собственно про- странственный. характер не является исходным, а представляет со-
" CM.: Kolers P. Some differences between real and apparent visual movement.-Vision Respect, 1963, No 3. 8 J ulesz B. Binocular depth perception of computer generated oat- terns.- Bell Syst. Tech. J., 1960, No 39; К a ufman L. Some new stereoscopic fenomena and their implication for the theory of stereopsis.- Amercian Jour- nal of Psychology, 1965, No 78. Си.: Колере П. Некоторые психологические аспекты распознавания об- разов,- В кн.: Распознавание образов. М., 1970: I G ibson J. J. The perception of the visual world. N. Y., 1950. "CM,: Клигс Ф. Проблемы психофизики восприятия пространства, М., 1965. " См.: Веккер Л. М. 1) Восприятие и основы его моделирования. Л., 1964; 2) О пространственно-временной геометрии психического изображения,- В кн.: Восприятие пространства и времени. Л" 1969; Веккер Л. М., Ми- хайлов С. А., П и танова А. В. О построении зрительного образа.- В кн.: Проблемы инженерной психологии. Вып. 2. М., 1965.
бой результат симультанирования. Уже этот факт, сущность которого лежит в основе симультанного видения телевизионного кадра, как и кинетический эффект глубины, ясно говорит против кантовского заключения об априорном, готовом характере пространственной структуры ощущений, поскольку эта структура здесь строится. Продолжение указанных исследований, проведенное В. В. Лос- кутовым, привело к еще более демонстративному для настоящего контекста результату. Оно показало, что такое симультанирование сукцессивного ряда происходит и при последовательном проеци- ровании точек на ограниченный участок сетчатки, что в пределе иск- чючает передачу сигналов в мозг по параллельным каналам (т. е. по принципу чисто пространствен- ного экранного эффекта, но лишь с некоторыми незамечаемыми на- блюдателем временными разли- чиями). В этом случае одновременная пространственная структура за- ново строится из последователь- ного временного ряда, однако, и это здесь наиболее существенно, лишь при условии, если обеспечи- вается, хотя бы на самом его по- роге, видение движения проеци- руемой точки. " Во всех вышеприведенных эффектах пространственная структу- ра зрительного ощущения явным образом выступает не как исход- ная предпосылка, а как вторичный результат отображения движе- ния, возникающий в условиях, когда длительность временных интер- валГов допускает возможность симультанирования. Прямые эквиваленты этих зрительных феноменов, еще более от- четливо обнажающие (в силу большей элементарности и прямой доступности наблюдению) их исходное существо,- имеются и в об- ласти тактильных ощущений. Еще в экспериментах Л. А. Шифмана было показано, что в условиях относительного покоя объекта на кожной поверхности возможности отображения пространственной структуры чрезвычайно ограничены. Здесь, конечно, имеется при- митивная форма диффузной пространственной локализации, но нет готовой упорядоченной схемы тактильного пространства. После- дующие эксперименты Л. А. Шифмана, а затем Б. Г. Ананьева, А. Н. Давыдовой, Л. М. Веккера, Б, ф. Ломова и др. ясно показа- ли, что построение такой пространственной сенсорной.схемы так- тильного поля связано с отображением движения. При этом, по-
Рис. 3. Воспроизведение испытуемым осязательного образа развернутости плоскостей в трехмерном пространст- ве.
" Лоскутов В. В. Некоторые закономерности формирования функцио- нальной геометрии психического изображения,- В кн.: Вопросы инженерной психологии в автоматизированных системах, управления. Л" 1972. " См.: Ш ифман Л. А. К вопросу о тактильном восприятии формы.- Труды Института мозга им. Бехтерева, т. XIII. Л" 1940.
скольку речь идет не о кинестезии, а о тактильной сфере или о пассивном осязании, такое формирование пространственной Структуры связано с отражением движения объекта по покоящей- ся кожной поверхности.. ~"" Особенно существенно подчеркнуть, что уже в области контакт- ных тактильных ощущений на основе отображения движения воз- никает свой <кинетический эффект глубины>, т. е. формируется трехмерная пространственная схема, включающая в себя элементы дистантной проекции психического изображения. В наших экс- периментах было показано, что такая трехмерная схема возникает при отображении последовательного движения сначала одной гра- ни куба, затем перпендикулярного к ней ребра, а затем противопо- ложной, грани по ограниченному участку кожи пальца (рис. 3). Как показывают рисунки и словесные отчеты испытуемых, в этих условиях формируется адекватное отражение третьего изме- рения, развернутости плоскостей в трехмерном пространстве. В ре- зультате симультанирования последовательных временных компо- нентов ощущений движения образы плоскостей, отделенных друг от друга и от рецепторной поверхности <третьим измерением>, включаются в единую симультанную пространственную структуру. Это и составляет элемент дистантной проекции уже внутри контактного ощущения. Важно заметить, что образ, объективиро- ванный в рис. 3, еще не содержит конкретной пространственной структуры отдельного объекта, но уже воплощает в себе общую трехмерную пространственную схему, формирующуюся как резуль- тат отображения движения. Повседневный опыт и специальные данные экспериментальных -исследований на животных и человеке свидетельствуют о том, что отображение пространственного перемещения существует и в об- ласти слуховой модальности. Хотя экспериментальных исследова- ний, непосредственно посвященных слуховому отображению движе- ния, еще очень мало, все же имеются факты, не оставляющие со- мнений относительно эмпирической обоснованности сформулиро- ванного заключения. Так, в исследовании Стивенса испытуемые отображали изменяющуюся координату звучащего репродуктора, расположенного на конце вращающейся балки и меняющего свое положение. Хорошо известно, какую важную роль играет слуховое отобра- жение пространственного перемещения источника звука за преде- лами зрительного поля. Особое значение имеет эта функция слуховых ощущений при ограниченной сенсорной основе, когда зри- тельные ощущения вообще отсутствуют. Экспериментальная пси- хология располагает фактами, свидетельствующими о том, что и в области слуховых ощущений отображение меняющейся коорди- наты, т. е. воспроизведение движения, ведет к формированию си-
См.: Ананьев Б. Г., Веккер Л, М., Ломов Б. Ф" Ярмолен- ко А. В. Осязание в процессах Познания и труда. М" 1959. "° Экспериментальная психология, т. 2. Ред. С. С. Стивене. М., 1963, с. 626.
мультанной пространственной структуры образа. Так, в экспери- ментах Н. Г. Хопрениновой производилось перемещение источника звука (постукивание карандашом) по контурам различных объек- тов. Опыты показали, что в этих условиях и у слепых, и у зрячих испытуемых формировались образы пространственной структуры тех объектов, по контурам которых происходило перемещение ис- точника звука. Слепые испытуемые производят такое слуховое дифференцирование пространственной структуры быстрее и адек- ватнее, но и у зрячих оно в ряде случаев доходит до 100%, в осо- бенности при вторичном предъявлении. Совершенно ясно, что образ пространственной структуры ог- дельного объекта в этой ситуации формируется именно потому, что его контур совпадает с траекторией движения источника звука. .Сукцессивныи пространственно-временной образ последовательной смены координаты, воплощенный в траектории, преобразуется в си- мультанную собственно пространственную структурную схему. Особый, искусственный и частный характер этой эксперимен- тальной ситуации состоит как раз в том, что траектория переме- щения источника звука совпадает здесь с контуром отдельного объекта. Именно в силу этого совпадения сенсорная слуховая структура доведена здесь до перцептивного отображения формы. В обычных условиях формирования слуховых ощущений этого не происходит. Общая же закономерность, вскрытая этим частным случаем, но представленная и в других естественных условиях слу- хового отображения перемещений, состоит в том, что временная последовательность компонентов образа траектории движения пре- образуется в симультанную структуру и формирует одновременную схему слухового пространства. Указанные факты говорят о существовании слухового эквива- лента упомянутых выше зрительных и тактильных феноменов си- мультанирования сукцессивного ряда, в которых собственно прост- ранственная схема, включающая в себя парадокс проекции, высту- пает не как готовая исходная предпосылка, а как результат отобра- жения движения в единстве его пространственно-временных харак- теристик. Что касается пространственных компонентов в сенсорных про- цессах обонятельной модальности, то в силу редуцированности ее функций у человека экспериментальный материал здесь очень огра- ничен. Имеются, однако, важные факты, полученные в исследовани- ях пространственной ориентации у животных. Так, исследованиями И. С..Бериташвили, специально направленными на выявление роли ощущений разных модальностей в отображении пространства, показано, что при выключенном зрении животное (кошка может ориентироваться в пространстве на основе регулирующей функции обонятельных сигналов. Если пища находится на небольшом рас- стоянии от животного (15-20 см), то оно узнает по запаху ее местоположение и тянется к ней, <Если держать мясо перед носом на таком расстоянии и передвигать его медленно в ту или другую сторону, то кошка потянется за мясом и будет передвигаться за ним> Этот простой факт, как и обширный опыт наблюдения за дви- гательным поведением охотничьей собаки в условиях замаскиро- ванности зрительных сигналов, ясно свидетельствует о том, что обонятельное ощущение содержит пространственные компоненты, отображающие смену координат источника запаха, т. е. фактически с той или иной степенью точности воспроизводящие траекторию его движения. Отображение стабильного местонахождения объекта в прост- ранстве (локализация, или проекция, обонятельного ощущения) и здесь представляет собой частный случай отображения траектории его движения. Такое воспроизведение траектории перемещения по существу представляет собой явный обонятельный эквивалент опи- санных выше феноменов зрительного, тактильного и слухового си- мультанирования пространственной схемы, представленный, веро- ятно, в более грубой форме из-за физически обусловленной диф- фузности процесса распространения запаха. Принципиальная же форма организации обонятельной сенсорной структуры остается и здесь, по-видимому, той же. Исходя из элементарных общефизи- ческих соображений, есть основания полагать, что как раз в силу диффузности процесса распространения молекул летучих веществ в воздушной среде именно перемещение источника запаха в про- странстве и возникающие на его основе интенсивностные и прост- ранственно-временные градиенты создают опорные точки для фор- мирования пространственных компонентов обонятельного ощуще- ния. Одним из фактических оснований заключения о подчиненно- сти обонятельных ощущений двигательно-временно-пространствен- ной схеме сенсорного поля является бИнарность эффектов обоня- тельной системы и преимущества пространственной ориентаций в условиях диринического обоняния по сравнению с монориниче- ским. Таковы факты связи пространственной структуры ощущений с отображением движения в области экстерорецептивных модаль- ностей. Аналогичным образом обстоит дело и в области кинестети- ческих и вестибулярных сигналов..
Если в области экстерорецепции пространственные компоненты сенсорных про- цессов связаны с отображением движения внешних объектов, то кинестезия име- ет своим содержанием также именно движение, но движение самого организма. Однако уже со времени работ И. М. Сеченова хорошо известно, что это отраже- ние собственных движений лежит в основе построения общей сенсорно-перцептв- ной схемы внешнего пространства.
" См.: Хопренинова Н. Г. О слуховом восприятии формы.-В кн.; Проблемы восприятия пространства и времени. Л" 1961,
Бериташвили И. С. О нервных механизмах пространственной ори- ентации у высших позвоночных животных. Тбилиси, 1959, с. 97. " См.: Ананьев Б. Г. 1) Пространственное различение. Л" 1955; 2) Тео- рия ощущений. Л., 1961.
Последующее развитие экспериментальной психологии вполне подтвердило это предположение И. А1. Сеченова. Особенно демонстративным свидетельством того факта, что симультанная схема сенсорного пространства может быть ре- зультатом отображения последовательного процесса перемещения, т. е. что об- разы траекторий движения преобразуются в одновременную структуру простран- ственной схемы, являются данные исследований топографических представлений у слепоглухонемых. Когда нет зрительного и слухового сенсорного пространства и первоначально отсутствуют общие топографические представления, процесс по- степенного" формирования общей, пространственной сенсорной схемы или <карты>. на основе исходной роли <кинетических мелодий> (Лурия) и их преобразования в симультанную пространственную структуру в силу своей временной разверну- тости и доступности наблюдению становится достаточно явным. Что касается вестибулярных сигналов, то хотя вряд ли их можно рас- сматривать в качестве особой модальности собственно ощущений (в общем слу- чае они, скорее, организованы в форму нервных кодов), их участие в формиро- вании пространственной структуры ощущений других модальностей несомненно. Это участие выражено в разного рода вестибулярно-зрительных, вестибулярно- слуховых и вестибулярно-кинестетических связях. Поэтому.при рассмотрении фактов, характеризующих исходную роль отражения движения в формировании общей пространственной схемы сенсорного поля, существенно подчеркнуть, что, воплощая в себе связь всей сенсорной системы пространственных координат с гравитационным полем, вестибулярные сигналы, как показывают нейро- физиологические исследования, откликаются на угловое и линейное ускорение." Поскольку ускорение является динамической и кинематической характерис- тикой движения, ясно, что в вестибулярных сигналах выражена исходная роль информации о вращательном или поступательном движении в формировании про- странственной структуры сенсорных процессов. Отображение пространственного положения собственного тела и здесь выступает как производное по отношению к изменению линейной или угловой скорости движения (аналогично тому, как в экстерорецептивных сенсорных сигналах, например зрительном или слуховом, проекция как-отражение положения внешнего объекта в пространстве является вторичной по отношению к воспроизведению его перемещения). В области вестибулярных сигналов в силу того, что они не являются само- стоятельной сенсорной модальностью, особенно четко проявляет себя выявленная в разнообразных нейрофизиологических и психологических исследованиях роль
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |