Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень основных эмпирических характеристик 16 страница




проекции, или объективированности, издавна привлекает присталь-

ное внимание философов, физиологов и психологов своей <ультра-

парадоксальностью>. Уже в любом контактном ощущении, а в осо-

бенности в области дистантной проекции, воспроизводящей положе-

ние объекта в точке внешнего пространства, отделенной от органа

чувств определенным расстоянием, наиболее отчетливо выражен та-

инственный факт несовпадения пространственных компонентов ощу-

щения с собственным пространством его носителя (органа чувств,

мозга или организма в целом) и, наоборот, соответствие этих ком-

понентов структуре пространства объектов.

Такая пространственная отнесенность, трактуемая как исходное

свойство, представляется совершенно загадочным фактом, заклю-

 

См.: например: Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Изд. ЛГУ, 1961; Эк-

спериментальная психология, т. 2. Ред. С. С. Стивене. М., 1961.

 

 

чающим в себе некий психологический эквивалент ньютоновского

дальнодействия, мистически преодолевающего <пустоту>, которая

отделяет объект-источник ощущения от его носителя. Если счи-

тать дистантную проекцию действительно наиболее универсаль-

ным свойством ощущения, то такая парадоксальность становится

необъяснимой, и тргда легко понять психологические и логические

основания, которые привели Канта к выводу о том, что простран-

ство есть не объективная структура, воспроизводимая в ощущении,

а априорная форма, которая, будучи субъективной предпосылкой

любого ощущения, изнутри упорядочивает лишенную объективной

пространственной структурированности хаотическую <материю>

внешнего опыта.

Проекция, или локализация, как отображение места впростран-

ртвеесть воспроизведение координаты в определенной системе от-

счета "относительно ее начала. Но неизменная координата явно

представляет собой частный случай меняющегося места, т. е. пе-

ремещения, или изменения пространственной координаты во вре-

мени. Поэтому теоретически есть все основания ожидать, что ис-

гходной характеристикой пространственно-временной структуры

1 ощущения, детерминирующей в качестве своих производных собст-

, венно пространственные и собственно временные ее компоненты,

должно быть отображение движения как единого пространствено-

L временного свойства объектов, отображаемых в ощущении.

Принципиальное значение теоретически ожидаемой исходной

роли отображения движения в пространственной структуре ощу-

щений состоит, однако, не только в большей общности и прост-

ранственно-временном единстве его характеристик. Дело здесь

в самом существе сложных диалектических отношений между ото-

бражением пространства и отображением движения. С одной сто-

роны, отражение пространственной координаты, меняющейся в ходе

движения, имеет своей предпосылкой наличие пространственной

системы отсчета, в которой происходит эта перемена местоположе-

ния. Но, с другой стороны, отражение перемещения представляет

собой единственный фактор, который, имея в качестве необходи-

мой предпосылки исходную локальную форму пространственной

отнесенности (коренящуюся еще в физических свойствах взаимо-

действия с объектом), сам в свою очередь только и может послу-

жить предполагаемой основой раннего и быстрого онтогенетиче-

ского формирования интегральной схемы сенсорного пространства.

Если это так, то сенсорное пространство, утратив свой исходный

необъяснимый характер, становится производной развившейся

структурой, в которой затем и осуществляются все последующие

формы отображения (и которую, в силу глубокой замаскированно-

сти этого генеза, Кант, а/за ним и все концепции нативизма счита-

ли априорной).

Глубина этой проблемы и логическая и эмпирическая несостоя-

тельность ее кантианского нативистского псевдорешения были, од-

 

m

 

нако, вполне ясны уже Гельмгольцу. Анализируя его оценку роли

мышечного чувства в отражении пространству, Б. X. Гуревич очень

четко и емко формулирует существо самого вопроса и его поста-

.нобки Гельмгольцем. <Познание мира в его реальности,-пишет

: Б. X. Гуревич,- истинная функция зрения, и объект лишь тогда

становится для нас реальностью, когда мы обнаруживаем его неза-

висимость, что в свою очередь возможно только на основании са-

мостоятельности его движения или неизменности его. локализации

при наших движениях, о которых мы должны быть информирова-

ны. Другими словами, наше (в первую очередь зрительное) вос-

: приятие окружения как реальности зависит от нашей способности

.отличать движение в нем от нашего собственного движения. Дви-

.жение есть первое исходное действие, которым мы проверяем ре-

лльность-среды->? И далее Б. X. Гуревич показывает, что в соот-

ветствий с концепцией Гельмгольца отражение локализации объек-

та относительно нас может быть лишь результатом чувственной

(дифференциации собственных движений и движения объекта

Конечный смысл этих важных положений заключается в том,

что собственно пространственное свойство локализации, или про-

екции, ощущения может быть понято -лишь как производное от от-

ражения движения.

. Таковы самые общие логико-исторические основания теоретиче-

ского прогноза исходной роли отражения движения.

Эмпирические данные, относящиеся к разным видам ощущений,

свидетельствуют в пользу положения об исходной роли движения

в пространственно-временной структуре сенсорных процессов. Наи-

более завершенной интегральной и стабильной формы пространст-

"венная структура сенсорных процессов достигает в области зри-

тельных ощущений. Зрительное сенсорное.поле, казалось бы, сво-

;бодно от обязательной связи с отражением движения. Между тем

данные генетической психофизиологии зрения ясно показывают,

что исходной ступенью зрительных ощущений было именно отобра-

жение перемещения объектов. Фасеточные глаза насекомых эф-

,фективно работают лишь при воздействии движущихся раздражи-

телей. Они являются <специальными детекторами движения>. Так

обстоит дело со зрением не только беспозвоночных, но и многих

позвоночных животных. Известно, например, что сетчатка лягушки,

описываемая как <детектор насекомых>, реагирует именно на пере-

мещение последних. В окружении неподвижных насекомых лягуш-

ка может погибнуть от голода.

Об исходной роли отображения движения и у человека говорит

обширный, но недостаточно систематизированный и истолкоранный

материал психологии раннего детства. Обобщая факты Прейера,

Фигурина, Денисовой, Абрамович-Лехтман и др., подкрепленные

 

См.: Кант И. Критика чистого разума. Пг" 1915, с. 42.

 

"Гуревич Б. X. Движения.глаз как основа пространственного зрения

как модель поведения. Л., 1971, с. 193.

См: там же.

Грегори Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., 1970,

35.

 

 

собственными данными, Б. Г. Ананьев формулирует принципиаль-

ное эмпирическое заключение о том, <что движение объекта рань-

ше и первичнее становится источником сенсорного развития и пе-

рестройки сенсорных функций, нежели, например, хватательное

движение субъекта>. Рассматривая этот генетический факт в связи

с анализом <самых первичных условий образования восприятия про-

странства>, Б. Г. Ананьев делает вывод, <что поле зрения ребенка

формируется именно движущимися объектами, в число которых,

конечно, входит и сам взрослый человек>.

Направление эволюционного развития пространственно-времен-

ной структуры зрительного поля, имеющее своим началом отобра-

жение движения, получило воплощение в строении и функциониро-

вании сетчатки человека. Так, самая периферия сетчатки стимули-

руется движением, которое еще совсем не ощущается, но вызывает

рефлекторный поворот глаз. Затем при перемещении раздражения

несколько ближе к центру возникает ощущение движения, не даю-

щее еще, однако, возможности определить внутренние характери-

стики движущегося объекта. Рассматривая эти и аналогичные им

факты, Р. Грегори делает заключение о том, что <все глаза явля-

ются прежде всего детекторами движения> и что <фактически толь-

ко, вероятно, глаза высших животных способны давать мозгу ин-

формацию.о неподвижных объектах>.

Существенно, однако, что экспериментальная психология зре-

ния располагает не только данными, указывающими на генетиче-

скую первичность отражения движения объекта, но фактами, сви-

детельствующими о том, что пространственная структура зритель-

ных ощущений формируется на основе этого отражения перемеще-

ний. Таков, например, феномен кинетического эффекта глубины,

полученный Метцгером, затем воспроизведенный условиях моно-

кулярного восприятия Уоллахом и 0Коннелом. Эффект этот за-

ключается в том, что теневые фигуры, мгновенное изображение ко-

торых в поле зрения одного глаза видится как двухмерное, отобра-

жаются, однако, как трехмерные при условии, если объект, тень

которого рассматривает наблюдатель, вращается с определенной

скоростью." Этот факт имеет принципиальное значение: он пока-

зывает, что бинокулярная диспаратность сетчаточных изображений

не является единственным механизмом формирования трехмерной

пространственной структуры сенсорного поля и что основой по-

строения трехмерной структуры является воспроизведение движе-

ния объекта, которое может отображаться и монокулярно. С этой

точки зрения очень показательно, что отображение глубины воз-

никает и при монокулярной экспозиции изображений во временной

 

Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 1970, с. 230.

" Там же, с. 234. (Курсив наш.-./7. В.)

Грегори Р. Указ. соч., с. 105.

> Там же, с. 101.

> Wallach Н" OC onnel D. N. The kinetic depth effect.- J. Exp. Psy-

chology, 1953, No 45.

 

последовательности, что в значительной мере эквивалентно усло-

виям движения стимула."

Относительная независимость эффекта глубины от внутренней

пространственной структуры сетчаточных изображений локализуе-

мого объекта подтверждается и тем, что, как показали эксперимен-

ты Джулежа и Кауфмана, глубина отображается и при отсутствии

контуров в монокулярных изображениях видимого предмета.

Временной и кинетический эффекты глубины свидетельствуют

о том, что одновременная собственно пространственная структура

сенсорного поля, в обычных условиях представляющаяся изначаль-

но данной, имеет под своей феноменологической поверхностью

отображение последовательной смены, координат. При этом прин-

ципиальное значение для характеристики той формирующейся си-

стемы координат, в которой отображается перемещение, имеет тот

факт, что, поскольку зрительный образ дифференцирует перемеще-

ние наблюдателя и движение объекта (если не говорить об ил-

люзорных эффектах), начало отсчета в такой пространственной си-

стеме координат оказывается связанным не с самим движущимся

наблюдателем, а с окружающей средой. Об исходном характере

отображения движения свидетельствуют также данные Гибсона

о роли градиента движения в восприятии пространства и поло-

жения Ф. Клигса о связи между кинематикой раздражения и глу-

бинным восприятием.

Еще более отчетливо производный характер симультанной про-

странственной структуры в области зрения демонстрируется экспе-

риментами, специальная цель которых-изучение преобразований

последовательного ряда компонентов зрительного образа в одно-

временную собственно пространственную схему. Эти исследования

показали, что сукцессивное покадровое предъявление элементов

контура при определенных скоростях проекции приводит к форми-

рованию симультанной пространственной структуры.

Здесь извлекается на поверхность скрытая подоснова структу-

ры пространственных компонентов зрительного образа и обнару-

живается, что их симультанный и, следовательно, собственно про-

странственный. характер не является исходным, а представляет со-

 

" CM.: Kolers P. Some differences between real and apparent visual

movement.-Vision Respect, 1963, No 3.

8 J ulesz B. Binocular depth perception of computer generated oat-

terns.- Bell Syst. Tech. J., 1960, No 39; К a ufman L. Some new stereoscopic

fenomena and their implication for the theory of stereopsis.- Amercian Jour-

nal of Psychology, 1965, No 78.

Си.: Колере П. Некоторые психологические аспекты распознавания об-

разов,- В кн.: Распознавание образов. М., 1970:

I G ibson J. J. The perception of the visual world. N. Y., 1950.

"CM,: Клигс Ф. Проблемы психофизики восприятия пространства, М.,

1965.

" См.: Веккер Л. М. 1) Восприятие и основы его моделирования. Л.,

1964; 2) О пространственно-временной геометрии психического изображения,-

В кн.: Восприятие пространства и времени. Л" 1969; Веккер Л. М., Ми-

хайлов С. А., П и танова А. В. О построении зрительного образа.- В кн.:

Проблемы инженерной психологии. Вып. 2. М., 1965.

 

 

бой результат симультанирования. Уже этот факт, сущность которого

лежит в основе симультанного видения телевизионного кадра, как

и кинетический эффект глубины, ясно говорит против кантовского

заключения об априорном, готовом характере пространственной

структуры ощущений, поскольку эта структура здесь строится.

Продолжение указанных исследований, проведенное В. В. Лос-

кутовым, привело к еще более демонстративному для настоящего

контекста результату. Оно показало, что такое симультанирование

сукцессивного ряда происходит и при последовательном проеци-

ровании точек на ограниченный участок сетчатки, что в пределе иск-

чючает передачу сигналов в мозг

по параллельным каналам (т. е.

по принципу чисто пространствен-

ного экранного эффекта, но лишь

с некоторыми незамечаемыми на-

блюдателем временными разли-

чиями).

В этом случае одновременная

пространственная структура за-

ново строится из последователь-

ного временного ряда, однако,

и это здесь наиболее существенно,

лишь при условии, если обеспечи-

вается, хотя бы на самом его по-

роге, видение движения проеци-

руемой точки. "

Во всех вышеприведенных эффектах пространственная структу-

ра зрительного ощущения явным образом выступает не как исход-

ная предпосылка, а как вторичный результат отображения движе-

ния, возникающий в условиях, когда длительность временных интер-

валГов допускает возможность симультанирования.

Прямые эквиваленты этих зрительных феноменов, еще более от-

четливо обнажающие (в силу большей элементарности и прямой

доступности наблюдению) их исходное существо,- имеются и в об-

ласти тактильных ощущений. Еще в экспериментах Л. А. Шифмана

было показано, что в условиях относительного покоя объекта на

кожной поверхности возможности отображения пространственной

структуры чрезвычайно ограничены. Здесь, конечно, имеется при-

митивная форма диффузной пространственной локализации, но нет

готовой упорядоченной схемы тактильного пространства. После-

дующие эксперименты Л. А. Шифмана, а затем Б. Г. Ананьева,

А. Н. Давыдовой, Л. М. Веккера, Б, ф. Ломова и др. ясно показа-

ли, что построение такой пространственной сенсорной.схемы так-

тильного поля связано с отображением движения. При этом, по-

 

Рис. 3. Воспроизведение испытуемым

осязательного образа развернутости

плоскостей в трехмерном пространст-

ве.

 

" Лоскутов В. В. Некоторые закономерности формирования функцио-

нальной геометрии психического изображения,- В кн.: Вопросы инженерной

психологии в автоматизированных системах, управления. Л" 1972.

" См.: Ш ифман Л. А. К вопросу о тактильном восприятии формы.-

Труды Института мозга им. Бехтерева, т. XIII. Л" 1940.

 

скольку речь идет не о кинестезии, а о тактильной сфере или

о пассивном осязании, такое формирование пространственной

Структуры связано с отражением движения объекта по покоящей-

ся кожной поверхности..

~"" Особенно существенно подчеркнуть, что уже в области контакт-

ных тактильных ощущений на основе отображения движения воз-

никает свой <кинетический эффект глубины>, т. е. формируется

трехмерная пространственная схема, включающая в себя элементы

дистантной проекции психического изображения. В наших экс-

периментах было показано, что такая трехмерная схема возникает

при отображении последовательного движения сначала одной гра-

ни куба, затем перпендикулярного к ней ребра, а затем противопо-

ложной, грани по ограниченному участку кожи пальца (рис. 3).

Как показывают рисунки и словесные отчеты испытуемых,

в этих условиях формируется адекватное отражение третьего изме-

рения, развернутости плоскостей в трехмерном пространстве. В ре-

зультате симультанирования последовательных временных компо-

нентов ощущений движения образы плоскостей, отделенных друг

от друга и от рецепторной поверхности <третьим измерением>,

включаются в единую симультанную пространственную структуру.

Это и составляет элемент дистантной проекции уже внутри

контактного ощущения. Важно заметить, что образ, объективиро-

ванный в рис. 3, еще не содержит конкретной пространственной

структуры отдельного объекта, но уже воплощает в себе общую

трехмерную пространственную схему, формирующуюся как резуль-

тат отображения движения.

Повседневный опыт и специальные данные экспериментальных

-исследований на животных и человеке свидетельствуют о том, что

отображение пространственного перемещения существует и в об-

ласти слуховой модальности. Хотя экспериментальных исследова-

ний, непосредственно посвященных слуховому отображению движе-

ния, еще очень мало, все же имеются факты, не оставляющие со-

мнений относительно эмпирической обоснованности сформулиро-

ванного заключения. Так, в исследовании Стивенса испытуемые

отображали изменяющуюся координату звучащего репродуктора,

расположенного на конце вращающейся балки и меняющего свое

положение.

Хорошо известно, какую важную роль играет слуховое отобра-

жение пространственного перемещения источника звука за преде-

лами зрительного поля. Особое значение имеет эта функция

слуховых ощущений при ограниченной сенсорной основе, когда зри-

тельные ощущения вообще отсутствуют. Экспериментальная пси-

хология располагает фактами, свидетельствующими о том, что и в

области слуховых ощущений отображение меняющейся коорди-

наты, т. е. воспроизведение движения, ведет к формированию си-

 

См.: Ананьев Б. Г., Веккер Л, М., Ломов Б. Ф" Ярмолен-

ко А. В. Осязание в процессах Познания и труда. М" 1959.

"° Экспериментальная психология, т. 2. Ред. С. С. Стивене. М., 1963, с. 626.

 

 

мультанной пространственной структуры образа. Так, в экспери-

ментах Н. Г. Хопрениновой производилось перемещение источника

звука (постукивание карандашом) по контурам различных объек-

тов. Опыты показали, что в этих условиях и у слепых, и у зрячих

испытуемых формировались образы пространственной структуры

тех объектов, по контурам которых происходило перемещение ис-

точника звука. Слепые испытуемые производят такое слуховое

дифференцирование пространственной структуры быстрее и адек-

ватнее, но и у зрячих оно в ряде случаев доходит до 100%, в осо-

бенности при вторичном предъявлении.

Совершенно ясно, что образ пространственной структуры ог-

дельного объекта в этой ситуации формируется именно потому, что

его контур совпадает с траекторией движения источника звука.

.Сукцессивныи пространственно-временной образ последовательной

смены координаты, воплощенный в траектории, преобразуется в си-

мультанную собственно пространственную структурную схему.

Особый, искусственный и частный характер этой эксперимен-

тальной ситуации состоит как раз в том, что траектория переме-

щения источника звука совпадает здесь с контуром отдельного

объекта. Именно в силу этого совпадения сенсорная слуховая

структура доведена здесь до перцептивного отображения формы.

В обычных условиях формирования слуховых ощущений этого не

происходит. Общая же закономерность, вскрытая этим частным

случаем, но представленная и в других естественных условиях слу-

хового отображения перемещений, состоит в том, что временная

последовательность компонентов образа траектории движения пре-

образуется в симультанную структуру и формирует одновременную

схему слухового пространства.

Указанные факты говорят о существовании слухового эквива-

лента упомянутых выше зрительных и тактильных феноменов си-

мультанирования сукцессивного ряда, в которых собственно прост-

ранственная схема, включающая в себя парадокс проекции, высту-

пает не как готовая исходная предпосылка, а как результат отобра-

жения движения в единстве его пространственно-временных харак-

теристик.

Что касается пространственных компонентов в сенсорных про-

цессах обонятельной модальности, то в силу редуцированности ее

функций у человека экспериментальный материал здесь очень огра-

ничен. Имеются, однако, важные факты, полученные в исследовани-

ях пространственной ориентации у животных. Так, исследованиями

И. С..Бериташвили, специально направленными на выявление

роли ощущений разных модальностей в отображении пространства,

показано, что при выключенном зрении животное (кошка может

ориентироваться в пространстве на основе регулирующей функции

обонятельных сигналов. Если пища находится на небольшом рас-

стоянии от животного (15-20 см), то оно узнает по запаху ее

местоположение и тянется к ней, <Если держать мясо перед носом

на таком расстоянии и передвигать его медленно в ту или другую

сторону, то кошка потянется за мясом и будет передвигаться за

ним>

Этот простой факт, как и обширный опыт наблюдения за дви-

гательным поведением охотничьей собаки в условиях замаскиро-

ванности зрительных сигналов, ясно свидетельствует о том, что

обонятельное ощущение содержит пространственные компоненты,

отображающие смену координат источника запаха, т. е. фактически

с той или иной степенью точности воспроизводящие траекторию его

движения.

Отображение стабильного местонахождения объекта в прост-

ранстве (локализация, или проекция, обонятельного ощущения) и

здесь представляет собой частный случай отображения траектории

его движения. Такое воспроизведение траектории перемещения по

существу представляет собой явный обонятельный эквивалент опи-

санных выше феноменов зрительного, тактильного и слухового си-

мультанирования пространственной схемы, представленный, веро-

ятно, в более грубой форме из-за физически обусловленной диф-

фузности процесса распространения запаха. Принципиальная же

форма организации обонятельной сенсорной структуры остается

и здесь, по-видимому, той же. Исходя из элементарных общефизи-

ческих соображений, есть основания полагать, что как раз в силу

диффузности процесса распространения молекул летучих веществ

в воздушной среде именно перемещение источника запаха в про-

странстве и возникающие на его основе интенсивностные и прост-

ранственно-временные градиенты создают опорные точки для фор-

мирования пространственных компонентов обонятельного ощуще-

ния. Одним из фактических оснований заключения о подчиненно-

сти обонятельных ощущений двигательно-временно-пространствен-

ной схеме сенсорного поля является бИнарность эффектов обоня-

тельной системы и преимущества пространственной ориентаций

в условиях диринического обоняния по сравнению с монориниче-

ским.

Таковы факты связи пространственной структуры ощущений

с отображением движения в области экстерорецептивных модаль-

ностей. Аналогичным образом обстоит дело и в области кинестети-

ческих и вестибулярных сигналов..

 

Если в области экстерорецепции пространственные компоненты сенсорных про-

цессов связаны с отображением движения внешних объектов, то кинестезия име-

ет своим содержанием также именно движение, но движение самого организма.

Однако уже со времени работ И. М. Сеченова хорошо известно, что это отраже-

ние собственных движений лежит в основе построения общей сенсорно-перцептв-

ной схемы внешнего пространства.

 

" См.: Хопренинова Н. Г. О слуховом восприятии формы.-В кн.;

Проблемы восприятия пространства и времени. Л" 1961,

 

Бериташвили И. С. О нервных механизмах пространственной ори-

ентации у высших позвоночных животных. Тбилиси, 1959, с. 97.

" См.: Ананьев Б. Г. 1) Пространственное различение. Л" 1955; 2) Тео-

рия ощущений. Л., 1961.

 

 

Последующее развитие экспериментальной психологии вполне подтвердило

это предположение И. А1. Сеченова. Особенно демонстративным свидетельством

того факта, что симультанная схема сенсорного пространства может быть ре-

зультатом отображения последовательного процесса перемещения, т. е. что об-

разы траекторий движения преобразуются в одновременную структуру простран-

ственной схемы, являются данные исследований топографических представлений

у слепоглухонемых. Когда нет зрительного и слухового сенсорного пространства

и первоначально отсутствуют общие топографические представления, процесс по-

степенного" формирования общей, пространственной сенсорной схемы или <карты>.

на основе исходной роли <кинетических мелодий> (Лурия) и их преобразования

в симультанную пространственную структуру в силу своей временной разверну-

тости и доступности наблюдению становится достаточно явным.

Что касается вестибулярных сигналов, то хотя вряд ли их можно рас-

сматривать в качестве особой модальности собственно ощущений (в общем слу-

чае они, скорее, организованы в форму нервных кодов), их участие в формиро-

вании пространственной структуры ощущений других модальностей несомненно.

Это участие выражено в разного рода вестибулярно-зрительных, вестибулярно-

слуховых и вестибулярно-кинестетических связях. Поэтому.при рассмотрении

фактов, характеризующих исходную роль отражения движения в формировании

общей пространственной схемы сенсорного поля, существенно подчеркнуть,

что, воплощая в себе связь всей сенсорной системы пространственных координат

с гравитационным полем, вестибулярные сигналы, как показывают нейро-

физиологические исследования, откликаются на угловое и линейное ускорение."

Поскольку ускорение является динамической и кинематической характерис-

тикой движения, ясно, что в вестибулярных сигналах выражена исходная роль

информации о вращательном или поступательном движении в формировании про-

странственной структуры сенсорных процессов. Отображение пространственного

положения собственного тела и здесь выступает как производное по отношению

к изменению линейной или угловой скорости движения (аналогично тому, как

в экстерорецептивных сенсорных сигналах, например зрительном или слуховом,

проекция как-отражение положения внешнего объекта в пространстве является

вторичной по отношению к воспроизведению его перемещения).

В области вестибулярных сигналов в силу того, что они не являются само-

стоятельной сенсорной модальностью, особенно четко проявляет себя выявленная

в разнообразных нейрофизиологических и психологических исследованиях роль




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.