КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень основных эмпирических характеристик 18 страница
ского изоморфизма, сохраняющего инвариантными метрические ха- рактеристики источников информации. К этому уровню есть, пО- видимому, все основания отнести форму пространственно-времен- ной организации ощущения как простейшего психического сигнала. Подчеркнем, однако, что уровень метрического изоморфизма представлен в шкале форм организации сигналов как результат теоретической дедукции. Поэтому в данном пункте происходит прямая встреча эмпирической констатации с теоретическим выво- дом. Метрическая инвариантность как эмпирический психологиче- ский факт, в котором выражена пространственно-временная струк- тура сенсорного сигнала, может быть представлена как частное следствие из общего принципа организации сигналов путем нало- жения на него ряда последовательных ограничений. Если теперь обратиться к модально-интенсивностным характери- стикам ощущения в их специфике по сравнению с соответствую- щими параметрами нервного сигнала, то положение сенсорного сиг- нала в матрице окончательно определится. Здесь представлен, по- видимому, тот частный случай парциального метрического инва- рианта, в котором множество-сигнал воспроизводит не только структуру общей пространственно-временной схемы, но и качест- венно-количественные характеристики элементов множества-ис- точника. Эти специфические характеристики модальности и интен- сивности также могут быть получены из общего принципа изомор- физма, но, в отличие от пространственно-временной структуры, путем наложения ограничения не на второе, а на первое условие изоморфизма, общая форма которого не требует сохранения спе- цифики взаимно-однозначно соотнесенных элементов множества- источника и множества-сигнала. Так определяется отнесенность сенсорного сигнала к уровню метрического автоморфизма. Одновременно этим же определяется и структура той демаркационной полосы, которая составляет пси- хофизиологическую границу внутри общего информационного спектра форм упорядоченности сигналов. Сигналы нервного воз- буждения и элементарные сенсорные сигналы оказываются распо- ложенными на противоположных краях общей иерархической сет- ки уровней изоморфизма (см. схему 1). Размещение обоих видов сигналов на разных горизонталях ин- формационной матрицы содержит в себе первый этап решения по- ставленной в первой части монографии задачи-дифференциро- вать структурные формы нервного и элементарного нервно-психи- ческого <первого> сигнала внутри общего принципа их организации. Здесь получен двойной принципиальный результат: во-первых, от- несенность сенсорного сигнала к уровню метрического автоморфиз-
ма эмпирически, т. е. конкретным содержанием экспериментальных фактов, подтверждает включенность ощущения - при всей уни- кальной специфичности его характеристик - в общий принцип упо- рядоченности сигналов, объединяющий ощущение с нервным воз- буждением. Этим <снизу> доказывается информационная струк- тура ощущения и выявляется конкретная структурная характери- "тйка психофизиологического единства; во-вторых, в рамках этого единства вполне определенно прочерчивается <психофизиологиче- ское сечение>, которое заключает в себе структурное существо различения специфики сигналов допсихического и элементарного ticu-хического уровней. " Поскольку нервное возбуждение и ощущение оказались распо- ложенными на противоположных краях спектра информационных форм, переход через психофизиологическую границу действительно . представляет собой явный <перерыв постепенности>, составляющий закономерную основу тех резчайших качественных различий, ко- торые заключают в себе эмпирическое содержание психофизиоло- гического парадокса. Ведь переход через территорию разделитель- ной полосы спектра требует <скачка> через все промежуточные уровни. Поскольку в общей пространственно-временной схеме сенсор- ного поля не содержится еще конкретных предметных структур (в ней-представлены лишь координаты перемещающихся или по- коящихся объектов), форма, параллельность, прямолинейность, со- седство и другие пространственно-предметные свойства, относя- щиеся к дометрическим уровням изоморфизма, здесь в явном ви- де не присутствуют. Однако здесь имеются траектории движения объектов. А метрика траектории включает в себя в снятом виде и размеры, и углы, и параллельность, и другие свойства простран- ства, сохранение инвариантности которых охватывается всеми про- межуточными уровнями изоморфизма, составляющими пограничную полосу между нервными и <первыми> психическими сигналами. Конкретное содержание структурных различий между уровнем парциального метрического изоморфизма, детерминирующего ор- ганизацию сенсорных сигналов, и общекодовым уровнем простран- ственно-временного изоморфизма, к которому относятся сигналы нервного возбуждения, определяется той совокупностью дополни- тельных ограничений, которая ведет от самого общего принципа упорядоченности к его самой частной форме. Однако -необходимо подчеркнуть, что приведенная в главе IV первой части последова- тельность таких дополнительных условий изоморфизма (сохранение соседства точек, коллинеарности, параллельности, углов и пропор- ций и, наконец, сохранение всех расстояний) не обеспечивает еще перехода через психофизиологическую границу, поскольку все эти условия не приводят к специфике метрической инвариантности об- щей пространственно-временной сенсорной схемы. Упомянутая со- вокупность ограничений необходима, но не достаточна. Дело в том, что элементы метрической инвариантности в принципе возможны и в непсихических отображениях. В определенной мере элементы
такой инвариантности могут быть реализованы и <идолами> Де- мокрита, представляющими собой тонкую пленку, которая сохра- няет всю метрику своего оригинала. Воспроизведение метрики плоского объекта возможно средствами современных технических сигналов-изображений, при. условии, однако, что собственная мет- рика носителя изображения (<экрана>), т. е. его размеры, во вся- ком случае не меньше, чем размеры отображаемой части прост- ранства. Особая острота парадоксальной специфики пространственной структуры ощущения состоит не в самом факте ее парциальной метрической инвариантности, а именно в том, что сенсорное про- странство обладает свойством метрической инвариантности по от- ношению к структуре охватываемого сенсорным полем фрагмента внешнего пространства независимо от собственной метрики носи- теля сигнала. Как метко сказано одним из старых русских поэтов,
Наши очи малы, Но безбрежность мира Меряют собою И в себя вмещают.
Сенсорное пространство как парциальный метрический инвари- ант конгруэнтно охватываемому им объему физического простран- ства вопреки явному несовпадению метрики этого пространства с метрикой носителя сенсорного сигнала. Поскольку ощущение формируется в пространстве субстрата и представляет собой упо- рядоченное множество состояний последнего, именно это несоот- ветствие пространственной структуры сенсорного процесса собст- венной метрике его органа составляет самую <жгучую тайну> психо- физиологического парадокса образа, которая создает иллюзию неподчиненности уже этой самой элементарной формы психического процесса физико-гометрическим законам взаимодействия мате- риальных явлений,) Продержавшаяся много столетий традиционная идея непро- странственности психических процессов коренится, как это легко видеть, не в том, что ощущения как их простейшая форма лишены пространственных признаков (поскольку пространственные харак- теристики ощущения, выраженные прежде всего в свойстве его проекции, составляют самую основу его феноменологической карти- ны, достаточно ясно осознанную уже Эмпедоклом и Демокритом). Эмпирическим источником заключения о непространственности ощущения (при наличии явных пространственных параметров) мог быть, по-видимому, именно и только загадочный факт выхода пространственных характеристик сенсорного образа за пределы геометрии его носителя. Учет этой особой парадоксальной специфики метрической ин- вариантности сенсорного сигнала приводит к выводу, что для того, чтобы представить его специфику по сравнению с сигналом нерв- ным как частный случай общекодовой формы упорядоченности сиг- налов, к перечню дополнительных условий изоморфизма, лежащих в основе иерархической шкалы его форм и ведущих к метрической
1риантности, нужно добавить еще одно ограничение-незави- 1всть этой частной формы парциальной метрической инвариант- 1й сигнала от собственной метрики пространства его носителя. ITO ограничение ясно показывает, что метрическая геометрия горного пространства, конгруэнтного пространству физическому, Сможет быть статической евклидо-ньютоновской геометрией йютного пространства. Она не может быть собственно и только йфанственной, ибо тогда, действительно, несовпадение сен- lorO пространства с метрикой субстрата и его конгруэнтность днему пространству оказались бы вне рамок принципа матери- йой физико-геометрической причинности и тем самым сенсор- йёпроетранство неизбежно потеряло бы свой производный харак- Эрэдр/йлй.свою <вторичность>, по отношению к пространству внеш- "и превратилось бы в первичную идеальную априорную
ЦЦорму./. ЦйДя того чтобы обеспечить выход за пределы пространства руб- 1йфата к инвариантному воспроизведению объективного внешнего Ййсространства, геометрия сенсорного пространства по необходимо- 1 ста должна быть не статической геометрией абсолютного прост- <ранстйа,-а функциональной или кинематической хроногеометрией ilnpocтfMctвajsf)eмeнu, которая имеет своим исходным базисом
11Ти.нфорМ?Щи движении. -"?"S"йм"пуйктё Опять-таки встречаются и подкрепляют друг дру- "райриведйниые выше эмпирические факты о первичности отобра- жений Движения и ходы теоретического анализа, отправляющегося отЩбщих принципов организации сигналов. Эмпирические харак- теристики единства.и взаимосвязи пространственных и хронокине- матйческих Компонентов ощущения оказываются соответствующи- ми тому урОвню, на котором располагается сенсорный сигнал в матрице форм изоморфизма. v-Этоэмпирйко-теоретическое соответствие не ограничивается лишь теми исходными фактами, которые легли в основу заключения о форме упорядоченности сенсорного сигнала по отношению к его ~ объекту-иеточнику. Так, в пользу положения о единой хроногео- Яйрической структуре сенсорного пространства отчетливо говорят экспериментально установленные эффекты, состоящие в том, что отображение, пространственного расстояния,(.т. е. метрики прост- рансТвй зависит,101..вел1ДЧ1нн.временйого интервала между экс- позицией д]Вустймулов.(.тау-эффект),, наоборот,,отраж.ение дли-. Цельности временного интервала (т.е. метрики времени) зависит Йт пространственного интервала между..двумя. стимулами (S-эф- ,1ект). " ТАналогичные эффекты зависимости отображения пространствен- ной величины от временных характеристик движения (его скорости
См.: Платт Д. Функциональная геометрия и восприятие формы мозаич- нцмИ: рецепторами.- В кн.: Теория информации в биологии, М., 1966. Yli k i К. Таи- and S-effect in space time. XVIII Internat. Congress of Psychology. Simposium No 19. М., 1966.
и длительности движения тест-объекта) были выявлены в экспе- риментальных исследованиях осязания. Еще Скрамлик показал, что осязательно отображаемая длина зависит от длительности- движе- ния вдоль отрезка. Такие же данные были получены в исследо- ваниях Б. Ф. Ломова и Л. М. Веккера. Все эти феномены показывают, что метрическая инвариантность сенсорного пространства по отношению к объективному физическо- му пространству действительно достигается за счет взаимосвязи пространственных, кинематических и временных компонентов внут- ри его единой хроногеометрической структуры. Итог этого рассмотрения приводит к выводу, что если к переч- ню ограничений, необходимых для перехода от общекодовой формы пространственно-временного изоморфизма к метрическому автомор- физму, добавить последнее требование независимости метрической инвариантности от собственной метрики носителя сигнала, то это приведет к набору необходимых и достаточных условий, детермини- рующих парадоксальную специфичность сенсорного процесса и, следовательно, скачок через психофизиологическую границу меж- ду нервными и элементарными нервно-психическими сигналами. Расположение сигнала, отвечающего этому списку дополнитель- ных ограничений, на <территории> психических процессов опреде- ляется прежде всего тем, что в его свойстве парциальной метриче- ской инвариантности или конгруэнтности фрагменту внешнего пространства, выходящего за рамки собственного пространства но- сителя, получает свое предельное выражение основная парадок- сальная специфичность психического - формулируемость его ха- рактеристик не в терминах состояний субстрата, свойством кото- рого оно является, а в терминах свойств его объекта-источника. При этом существенно, что именно инвариантность метрики внеш- него пространства или возможность ее воспроизведения в масштабе <один к одному> безотносительно к размерам органа ощущения, т. е. именно скачок через все промежуточные уровни информаци- онной иерархии, обеспечивает полностью эту <объектную> специ- фичность ощущения. Такое воспроизведение соседства, кривизны, параллельности и формы в условиях преобразований масштаба доступно, как известно, всем видам физических и современных тех- нических сигналов-изображений. На внутренней же <сцене> сен- сорного пространства, независимо от размеров реального анатомо- физиологического <экрана>, воспроизводятся один к одному (в определенном диапазоне) геометрия внешнего пространства и ки- нематика разыгрывающихся в нем движений. Именно по этому свое- му наиболее общему признаку ощущение противопоставляется те- лесным актам, приобретая качество психического процесса, в струк- туре которого скрыт его субстрат, но представлен его объект.
" S с rarnii k. Е. Der Haptiche Raurn. Onzieme Congress Internationale de Psychology. Paris, 1937. "CM.: АнаньевБ. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмолен- ко А. В. Осязание в процессах познания и труда, с. 89.
С другой стороны, отаесенность нервного сигнала к общекодо- вому уровню, в котором инвариантной остается только линейная пространственно-временная структура, определяет тот факт, что внешнее пространство источников информации представлено лишь в виде последовательности состояний субстрата, пространственные характеристики которой допускают их формулирование в терми- нах собственного пространства носителя сигнала. Парадоксального несоответствия пространственных характеристик сигнала метрике его носителя здесь не возникает, поскольку метрика источника не остается в нервном коде инвариантной, а лишь закодирована в нем. Этим, как упоминалось, прежде всего и детерминируется <телес- ная> общефизиологическая и даже общефизическая природа нерв- ного возбуждения как сигнала, <Психофизиологическое сечение> оказывается в этом отношении и психофизической границей, про- черченной внутри единого принципа организации процессов и функ- ций организма. Пространственно-временная организация сенсорного сигнала как парциального метрического инварианта, прежде всего определяю- щая (в качестве наиболее общей его структурной характеристики) пересечение этой пограничной полосы и переход на территорию, где уже <действуют законы> психофизиологического парадокса, орга- нически взаимосвязана и с собственно качественной формой упо- рядоченности ощущения-с-его модальностью. Дело в том, что те же самые факторы, которые детерминируют метрическую инвари- антность сенсорного поля, определяют и необособимость простран- ственно-временной структуры ощущения от его модальности. Пространственные компоненты ощущения, как было показано, не являются <чисто> пространственными. Независимость метриче- ской инвариантности от собственной метрики носителя, достигае- мая за счет кинематического характера геометрии сенсорного сиг- нала, исключает возможность такой геометрической абстрагиро- ванности образа <чистого>, <абсолютного> пространства, которая могла быть свойственна лишь кантовской априорной схеме, сво- бодной от взаимосвязи пространственных, временных и кинемати- ческих компонентов сигнала. Но информация о движении конкретного отдельного объекта, его траектории, скорости и т. д" лежащая в основе симультанной пространственной схемы, не может быть на уровне первичного об- раза освобождена от качественной характеристики того объекта, переменную или постоянную координату которого на общем фоне сенсорного поля отображает ощущение. Поэтому человек ощущает не пустое пространство и не чистое время, а движение и местополо- жение модально специфичных объектов в пространстве-времени. Существенно, однако, что вытекающая из парциальной метриче- ской инвариантности взаимосвязь пространственно-временных и ка- чественных компонентов ощущения определяет не только общую природу модальных характеристик, выраженную в их отнесенности к специфическим свойствам объекта-источника и в их формулируе- мости лишь в терминах этих свойств. Эта же взаимосвязь опреде-
j ляет и различие в соотношении пространственно-временных и мо- дальних компонентов сигнала в образе самого объекта и в образе пространственно-временного континуума, на <арене> которого этот объект отображается. Парциальность метрическойинвариантности сенсорного сигна- ла, в отличие от интегральной метрической инвариантности сигнала перцептивного, выражается, как было показано, в различном ха- рактере воспроизведения метрики самого ощущаемого объекта и метрики того фрагмента внешнего пространства, в координатной системе которого этот объект отображен. Внутренняя структура объекта - не только в ее метрических, но и в других, более общих пространственных характеристиках, таких, например, как форма, в элементарном ощущении не представлена в инвариантном виде. ..-Применяя <зрительный> термин <minimum visibile> к области дру- гих модальностей, можно сказать, что в элементарном ощущении внутренняя метрика объекта представлена на уровне порога <mini- mum sensibile> в виде неопределенной, аморфной структуры, в пре- деле переходящей в точку (<нечто>, по Н. Н. Ланге). Метрика же внешнего пространства-времени, в континууме которого это <неч- то> ощущается как перемещающееся, или в частном случае- покоящееся, в определенном диапазоне является в сенсорном сиг- нале инвариантной. Редуцированная, неинвариантная внутренняя метрика объекта, воздействующего на анализатор своими специфическими свойствами, непосредственно связана в сигнале с соответствующими модаль- ными характеристиками и необособима от них. Она всегда ощу- щается в виде цветовой, звуковой идл механической <массы>. В от- личие от этого сохраняющаяся в сенсорном сигнале инвариантной метрика определенной области внешнего пространства связана с модальными компонентами только опосредствованно, через ото- бражение движения, лежащее в основе генезиса симультанной схемы сенсорного поля. Самый же трехмерный <интерьер> прост- ранства, к определенной координате (<глубине>, <ширине> и <вы- соте>) которого отнесен ощущаемый объект, при его незаполненно- сти другими макрообъектами не случайно отображается как пус- той, т. е. лишенный модальной специфичности. Его модальная <заполненность> неизбежно пролегла бы заслоняющей, шумовой пре- градой между.исходным источником сигнала и его носителем. Ин- вариантное отображение координаты объекта, конгруэнтно воспро- изводящее в себе метрику внешнего пространства, было бы при этих условиях невозможным. Таковы отношения дополнительности, вытекающие из парци- альной метрической инвариантности,--редуцированная внутрен- няя метрика, необособимая от модальности и, собственно, че- рез нее представленная, и развернутая внешняя метрика, инвари- антное воспроизведение которой требует обособления от модаль- ности., В таком характере взаимоотношений между внутренней метри- кой" объекта, внешней метрикой сенсорного поля и модальными
компонентами ощущения получает свое выражение разная мера общности его пространственно-временных и модальных.параметров. 1 Пространственно-временные характеристики явно являются более Общими, чем модальные. Этим определяется интермодальный со- четав и механизм пространственно-временной схемы сенсорного по- ля. Но внутри сферы пространственно-временных свойств внут- ренняя метрика конкретных объектов с включенными в нее свойст- Ивами формы, параллельности, прямолинейности и соседства столь К"? же явно является более частной, чем внешняя метрика пространст- ,венно-временн-ого континуума, который служит общим фоном раз- .личных объектов. 1 Чем более частными являются..пространственно-времеНныеком- 1;.поненты сенсорного сигнала, тем более тесной и необходимой ста- новитсяихсвязьс частными же свойствами модальности. Чем, Наоборот, более общие свойства пространства-времени инвариант- :.но воспроизводятся в соответствующих компонентах сигнала, тем ГбольшеиГмёреэти компоненты обособляются от частных харак- теристик отдельных модальностей. Естественно поэтому, что вос- произведение внешней метрики, воплощающей в себе общую струк- туру пространственно-временного континуума, требует обособления от частной специфичности отдельных модальностей. Этими же со- отношениями объясняется и тот факт, что, как будет подробнее показано ниже, рост инвариантности воспроизведения внутренней метрики при фазовой динамике перехода от сенсорных сигналов к перцептивным сопровождается увеличением полноты и констант- ности модальных характеристик образа. С различиями в сочетании внешней и внутренней метрики с мо- дальностью связаны не только общие для разных модальностей соотношения этих параметров, но и специфические особенности от- дельных модальностей, выраженные в том, что различные виды ощущений с разной мерой инвариантности воспроизводят качест- венные характеристики объектов-источников (проблема <первич- ных> и <вторичных> качеств). Поскольку первичной жизненной функцией сенсорного сигнала является регуляция поведенческих актов, а последние направлены на объекты, метрические характеристики которых сопоставимы с масштабом организма, т.е. на макрообъекты, микроструктура источников информации остается под порогом сенсорного сигнала. Но эта скрытость микрометрики и вместе с нею и микромодаль- ности имеет разные проявления. Если источником ощущения является макросвойство, которое депосредствённо раздражает рецептор, то модальные характеристи- ки ощущения, как и его компоненты, относящиеся к внешней мет- рике, содержат инвариантное воспроизведение свойств объекта. Так, воздействие упругой поверхности твердого тела на тактильный рецептор вызывает ощущение прикосновения, модальные характе- ристики которого дают инвариантное воспроизведение качества.уп- ругости или твердости. Мы можем, как упоминалось, описать эти модальные характеристики тактильного ощущения в терминах тех
же качеств, которые вскрывает объективный физический анализ соответствующих объектов. В тех ощущениях, источником которых являются микросвойства макрообъекта, его качественные микрохарактеристики, не получая в образе своего инвариантного воспроизведения, кодируются в ал- фавите макроскопических модальных особенностей сигнала. Так, воздействие микротолчков отдельных молекул, обладающих раз- ной скоростью и кинетической энергией, формирует температурное ощущение, которое также включает отображение координаты, или внешнюю метрику, <размытую> внутреннюю метрику и модальную характеристику, описываемую в терминах <теплое>, <горячее>, <хо- лодное>. Последняя не содержит инвариантного воспроизведения молекулярных толчков, а представляет собой перекодирование мик- ровоздействий в кодовый алфавит диффузных макрохарактеристик ощущения. Аналогичным образом дело обстоит в области вкусовых ощущений. Химические свойства, воплощенные в атомно-молекуляр- ной микроструктуре вещества и являющиеся непосредственным раз- дражителем соответствующих рецепторов, не получают здесь свое- го инвариантного воспроизведения, а отображаются в спектре мо- дальных характеристик <сладкое>, <соленое>, <кислое>, <горькое>, которые представляют собой макрокод микросвойств веществ. По- этому вкус ощущается не как свойство микроструктурных единиц вещества, а как некая диффузная качественная характеристика пи- щевой массы в целом. Модальные характеристики обонятельных ощущений, вызывае- мых, в отличие от вкусовых, воздействием молекул пахучего ве- щества, диффундирующих через среду, также описываются в тер- минах свойств не самих этих молекул, а в терминах, представляю- щих перевод этих микросвойств в алфавит макроскопических источников запаха (лимонный или миндальный запах, запах жже- ного кофе, запах падали и т. д.). Очень показательно, что в области тепловых, вкусовых и обоня- тельных ощущений неопределенный, расплывчатый характер мо- дальных характеристик сигналов вполне соответствуют диффузно- сти их пространственных компонентов. Эта высокая степень неопре- деленности тех и других выражает органическую взаимосвязь пространственно-временных и модальных характеристик и их со- вместную детерминированность хаотичностью и малой векторизо- ванностью физико-химического процесса, осуществляющего тепло- вое и химическое раздражение рецепторных аппаратов. Обоняние занимает промежуточное положение между контакт- ными идистантными сенсорными сигналами. Дистантное слуховое ощущение, вызываемое непосредственным воздействием колебаний воздушной среды, которая разделяет рецептор и источник звуча- ния, не содержит компонентов, инвариантно воспроизводящих па- раметры самих звуковых волн. В отличие от вибрационных ощу-
См" например: Мозитова Р. И., Охотская В. Н. и Г учкин Б. И. Обоняние и его моделирование. Новосибирск, 1965.
щений, примыкающих к тактильной модальности, слуховой сен- сорный сигнал не дает ощущения периодических <толчков> воздуш- ной среды. Частота, амплитуда и форма звуковых волн перекоди- руются в сигнале в характеристики высоты, громкости и тембра, которые ощущаются не как периодически изменяющиеся парамет- ры воздушной среды, а как свойства физических тел, нахо- дящихся в этой среде и являющихся источниками звука. Это макрокод периодической микроинтервальной динамики источников звука.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |