Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень основных эмпирических характеристик 18 страница




ского изоморфизма, сохраняющего инвариантными метрические ха-

рактеристики источников информации. К этому уровню есть, пО-

видимому, все основания отнести форму пространственно-времен-

ной организации ощущения как простейшего психического сигнала.

Подчеркнем, однако, что уровень метрического изоморфизма

представлен в шкале форм организации сигналов как результат

теоретической дедукции. Поэтому в данном пункте происходит

прямая встреча эмпирической констатации с теоретическим выво-

дом. Метрическая инвариантность как эмпирический психологиче-

ский факт, в котором выражена пространственно-временная струк-

тура сенсорного сигнала, может быть представлена как частное

следствие из общего принципа организации сигналов путем нало-

жения на него ряда последовательных ограничений.

Если теперь обратиться к модально-интенсивностным характери-

стикам ощущения в их специфике по сравнению с соответствую-

щими параметрами нервного сигнала, то положение сенсорного сиг-

нала в матрице окончательно определится. Здесь представлен, по-

видимому, тот частный случай парциального метрического инва-

рианта, в котором множество-сигнал воспроизводит не только

структуру общей пространственно-временной схемы, но и качест-

венно-количественные характеристики элементов множества-ис-

точника. Эти специфические характеристики модальности и интен-

сивности также могут быть получены из общего принципа изомор-

физма, но, в отличие от пространственно-временной структуры,

путем наложения ограничения не на второе, а на первое условие

изоморфизма, общая форма которого не требует сохранения спе-

цифики взаимно-однозначно соотнесенных элементов множества-

источника и множества-сигнала.

Так определяется отнесенность сенсорного сигнала к уровню

метрического автоморфизма. Одновременно этим же определяется

и структура той демаркационной полосы, которая составляет пси-

хофизиологическую границу внутри общего информационного

спектра форм упорядоченности сигналов. Сигналы нервного воз-

буждения и элементарные сенсорные сигналы оказываются распо-

ложенными на противоположных краях общей иерархической сет-

ки уровней изоморфизма (см. схему 1).

Размещение обоих видов сигналов на разных горизонталях ин-

формационной матрицы содержит в себе первый этап решения по-

ставленной в первой части монографии задачи-дифференциро-

вать структурные формы нервного и элементарного нервно-психи-

ческого <первого> сигнала внутри общего принципа их организации.

Здесь получен двойной принципиальный результат: во-первых, от-

несенность сенсорного сигнала к уровню метрического автоморфиз-

 

ма эмпирически, т. е. конкретным содержанием экспериментальных

фактов, подтверждает включенность ощущения - при всей уни-

кальной специфичности его характеристик - в общий принцип упо-

рядоченности сигналов, объединяющий ощущение с нервным воз-

буждением. Этим <снизу> доказывается информационная струк-

тура ощущения и выявляется конкретная структурная характери-

"тйка психофизиологического единства; во-вторых, в рамках этого

единства вполне определенно прочерчивается <психофизиологиче-

ское сечение>, которое заключает в себе структурное существо

различения специфики сигналов допсихического и элементарного

ticu-хического уровней.

" Поскольку нервное возбуждение и ощущение оказались распо-

ложенными на противоположных краях спектра информационных

форм, переход через психофизиологическую границу действительно

. представляет собой явный <перерыв постепенности>, составляющий

закономерную основу тех резчайших качественных различий, ко-

торые заключают в себе эмпирическое содержание психофизиоло-

гического парадокса. Ведь переход через территорию разделитель-

ной полосы спектра требует <скачка> через все промежуточные

уровни.

Поскольку в общей пространственно-временной схеме сенсор-

ного поля не содержится еще конкретных предметных структур

(в ней-представлены лишь координаты перемещающихся или по-

коящихся объектов), форма, параллельность, прямолинейность, со-

седство и другие пространственно-предметные свойства, относя-

щиеся к дометрическим уровням изоморфизма, здесь в явном ви-

де не присутствуют. Однако здесь имеются траектории движения

объектов. А метрика траектории включает в себя в снятом виде

и размеры, и углы, и параллельность, и другие свойства простран-

ства, сохранение инвариантности которых охватывается всеми про-

межуточными уровнями изоморфизма, составляющими пограничную

полосу между нервными и <первыми> психическими сигналами.

Конкретное содержание структурных различий между уровнем

парциального метрического изоморфизма, детерминирующего ор-

ганизацию сенсорных сигналов, и общекодовым уровнем простран-

ственно-временного изоморфизма, к которому относятся сигналы

нервного возбуждения, определяется той совокупностью дополни-

тельных ограничений, которая ведет от самого общего принципа

упорядоченности к его самой частной форме. Однако -необходимо

подчеркнуть, что приведенная в главе IV первой части последова-

тельность таких дополнительных условий изоморфизма (сохранение

соседства точек, коллинеарности, параллельности, углов и пропор-

ций и, наконец, сохранение всех расстояний) не обеспечивает еще

перехода через психофизиологическую границу, поскольку все эти

условия не приводят к специфике метрической инвариантности об-

щей пространственно-временной сенсорной схемы. Упомянутая со-

вокупность ограничений необходима, но не достаточна. Дело в том,

что элементы метрической инвариантности в принципе возможны

и в непсихических отображениях. В определенной мере элементы

 

 

такой инвариантности могут быть реализованы и <идолами> Де-

мокрита, представляющими собой тонкую пленку, которая сохра-

няет всю метрику своего оригинала. Воспроизведение метрики

плоского объекта возможно средствами современных технических

сигналов-изображений, при. условии, однако, что собственная мет-

рика носителя изображения (<экрана>), т. е. его размеры, во вся-

ком случае не меньше, чем размеры отображаемой части прост-

ранства.

Особая острота парадоксальной специфики пространственной

структуры ощущения состоит не в самом факте ее парциальной

метрической инвариантности, а именно в том, что сенсорное про-

странство обладает свойством метрической инвариантности по от-

ношению к структуре охватываемого сенсорным полем фрагмента

внешнего пространства независимо от собственной метрики носи-

теля сигнала. Как метко сказано одним из старых русских поэтов,

 

Наши очи малы,

Но безбрежность мира

Меряют собою

И в себя вмещают.

 

Сенсорное пространство как парциальный метрический инвари-

ант конгруэнтно охватываемому им объему физического простран-

ства вопреки явному несовпадению метрики этого пространства

с метрикой носителя сенсорного сигнала. Поскольку ощущение

формируется в пространстве субстрата и представляет собой упо-

рядоченное множество состояний последнего, именно это несоот-

ветствие пространственной структуры сенсорного процесса собст-

венной метрике его органа составляет самую <жгучую тайну> психо-

физиологического парадокса образа, которая создает иллюзию

неподчиненности уже этой самой элементарной формы психического

процесса физико-гометрическим законам взаимодействия мате-

риальных явлений,)

Продержавшаяся много столетий традиционная идея непро-

странственности психических процессов коренится, как это легко

видеть, не в том, что ощущения как их простейшая форма лишены

пространственных признаков (поскольку пространственные харак-

теристики ощущения, выраженные прежде всего в свойстве его

проекции, составляют самую основу его феноменологической карти-

ны, достаточно ясно осознанную уже Эмпедоклом и Демокритом).

Эмпирическим источником заключения о непространственности

ощущения (при наличии явных пространственных параметров)

мог быть, по-видимому, именно и только загадочный факт выхода

пространственных характеристик сенсорного образа за пределы

геометрии его носителя.

Учет этой особой парадоксальной специфики метрической ин-

вариантности сенсорного сигнала приводит к выводу, что для того,

чтобы представить его специфику по сравнению с сигналом нерв-

ным как частный случай общекодовой формы упорядоченности сиг-

налов, к перечню дополнительных условий изоморфизма, лежащих

в основе иерархической шкалы его форм и ведущих к метрической

 

1риантности, нужно добавить еще одно ограничение-незави-

1всть этой частной формы парциальной метрической инвариант-

1й сигнала от собственной метрики пространства его носителя.

ITO ограничение ясно показывает, что метрическая геометрия

горного пространства, конгруэнтного пространству физическому,

Сможет быть статической евклидо-ньютоновской геометрией

йютного пространства. Она не может быть собственно и только

йфанственной, ибо тогда, действительно, несовпадение сен-

lorO пространства с метрикой субстрата и его конгруэнтность

днему пространству оказались бы вне рамок принципа матери-

йой физико-геометрической причинности и тем самым сенсор-

йёпроетранство неизбежно потеряло бы свой производный харак-

Эрэдр/йлй.свою <вторичность>, по отношению к пространству внеш-

"и превратилось бы в первичную идеальную априорную

 

ЦЦорму./.

ЦйДя того чтобы обеспечить выход за пределы пространства руб-

1йфата к инвариантному воспроизведению объективного внешнего

Ййсространства, геометрия сенсорного пространства по необходимо-

1 ста должна быть не статической геометрией абсолютного прост-

<ранстйа,-а функциональной или кинематической хроногеометрией

ilnpocтfMctвajsf)eмeнu, которая имеет своим исходным базисом

 

11Ти.нфорМ?Щи движении.

-"?"S"йм"пуйктё Опять-таки встречаются и подкрепляют друг дру-

"райриведйниые выше эмпирические факты о первичности отобра-

жений Движения и ходы теоретического анализа, отправляющегося

отЩбщих принципов организации сигналов. Эмпирические харак-

теристики единства.и взаимосвязи пространственных и хронокине-

матйческих Компонентов ощущения оказываются соответствующи-

ми тому урОвню, на котором располагается сенсорный сигнал

в матрице форм изоморфизма.

v-Этоэмпирйко-теоретическое соответствие не ограничивается

лишь теми исходными фактами, которые легли в основу заключения

о форме упорядоченности сенсорного сигнала по отношению к его

~ объекту-иеточнику. Так, в пользу положения о единой хроногео-

Яйрической структуре сенсорного пространства отчетливо говорят

экспериментально установленные эффекты, состоящие в том, что

отображение, пространственного расстояния,(.т. е. метрики прост-

рансТвй зависит,101..вел1ДЧ1нн.временйого интервала между экс-

позицией д]Вустймулов.(.тау-эффект),, наоборот,,отраж.ение дли-.

Цельности временного интервала (т.е. метрики времени) зависит

Йт пространственного интервала между..двумя. стимулами (S-эф-

,1ект). "

ТАналогичные эффекты зависимости отображения пространствен-

ной величины от временных характеристик движения (его скорости

 

См.: Платт Д. Функциональная геометрия и восприятие формы мозаич-

нцмИ: рецепторами.- В кн.: Теория информации в биологии, М., 1966.

Yli k i К. Таи- and S-effect in space time. XVIII Internat. Congress of

Psychology. Simposium No 19. М., 1966.

 

 

и длительности движения тест-объекта) были выявлены в экспе-

риментальных исследованиях осязания. Еще Скрамлик показал, что

осязательно отображаемая длина зависит от длительности- движе-

ния вдоль отрезка. Такие же данные были получены в исследо-

ваниях Б. Ф. Ломова и Л. М. Веккера.

Все эти феномены показывают, что метрическая инвариантность

сенсорного пространства по отношению к объективному физическо-

му пространству действительно достигается за счет взаимосвязи

пространственных, кинематических и временных компонентов внут-

ри его единой хроногеометрической структуры.

Итог этого рассмотрения приводит к выводу, что если к переч-

ню ограничений, необходимых для перехода от общекодовой формы

пространственно-временного изоморфизма к метрическому автомор-

физму, добавить последнее требование независимости метрической

инвариантности от собственной метрики носителя сигнала, то это

приведет к набору необходимых и достаточных условий, детермини-

рующих парадоксальную специфичность сенсорного процесса

и, следовательно, скачок через психофизиологическую границу меж-

ду нервными и элементарными нервно-психическими сигналами.

Расположение сигнала, отвечающего этому списку дополнитель-

ных ограничений, на <территории> психических процессов опреде-

ляется прежде всего тем, что в его свойстве парциальной метриче-

ской инвариантности или конгруэнтности фрагменту внешнего

пространства, выходящего за рамки собственного пространства но-

сителя, получает свое предельное выражение основная парадок-

сальная специфичность психического - формулируемость его ха-

рактеристик не в терминах состояний субстрата, свойством кото-

рого оно является, а в терминах свойств его объекта-источника.

При этом существенно, что именно инвариантность метрики внеш-

него пространства или возможность ее воспроизведения в масштабе

<один к одному> безотносительно к размерам органа ощущения,

т. е. именно скачок через все промежуточные уровни информаци-

онной иерархии, обеспечивает полностью эту <объектную> специ-

фичность ощущения. Такое воспроизведение соседства, кривизны,

параллельности и формы в условиях преобразований масштаба

доступно, как известно, всем видам физических и современных тех-

нических сигналов-изображений. На внутренней же <сцене> сен-

сорного пространства, независимо от размеров реального анатомо-

физиологического <экрана>, воспроизводятся один к одному

(в определенном диапазоне) геометрия внешнего пространства и ки-

нематика разыгрывающихся в нем движений. Именно по этому свое-

му наиболее общему признаку ощущение противопоставляется те-

лесным актам, приобретая качество психического процесса, в струк-

туре которого скрыт его субстрат, но представлен его объект.

 

" S с rarnii k. Е. Der Haptiche Raurn. Onzieme Congress Internationale

de Psychology. Paris, 1937.

"CM.: АнаньевБ. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмолен-

ко А. В. Осязание в процессах познания и труда, с. 89.

 

С другой стороны, отаесенность нервного сигнала к общекодо-

вому уровню, в котором инвариантной остается только линейная

пространственно-временная структура, определяет тот факт, что

внешнее пространство источников информации представлено лишь

в виде последовательности состояний субстрата, пространственные

характеристики которой допускают их формулирование в терми-

нах собственного пространства носителя сигнала. Парадоксального

несоответствия пространственных характеристик сигнала метрике

его носителя здесь не возникает, поскольку метрика источника не

остается в нервном коде инвариантной, а лишь закодирована в нем.

Этим, как упоминалось, прежде всего и детерминируется <телес-

ная> общефизиологическая и даже общефизическая природа нерв-

ного возбуждения как сигнала, <Психофизиологическое сечение>

оказывается в этом отношении и психофизической границей, про-

черченной внутри единого принципа организации процессов и функ-

ций организма.

Пространственно-временная организация сенсорного сигнала как

парциального метрического инварианта, прежде всего определяю-

щая (в качестве наиболее общей его структурной характеристики)

пересечение этой пограничной полосы и переход на территорию, где

уже <действуют законы> психофизиологического парадокса, орга-

нически взаимосвязана и с собственно качественной формой упо-

рядоченности ощущения-с-его модальностью. Дело в том, что те

же самые факторы, которые детерминируют метрическую инвари-

антность сенсорного поля, определяют и необособимость простран-

ственно-временной структуры ощущения от его модальности.

Пространственные компоненты ощущения, как было показано,

не являются <чисто> пространственными. Независимость метриче-

ской инвариантности от собственной метрики носителя, достигае-

мая за счет кинематического характера геометрии сенсорного сиг-

нала, исключает возможность такой геометрической абстрагиро-

ванности образа <чистого>, <абсолютного> пространства, которая

могла быть свойственна лишь кантовской априорной схеме, сво-

бодной от взаимосвязи пространственных, временных и кинемати-

ческих компонентов сигнала.

Но информация о движении конкретного отдельного объекта,

его траектории, скорости и т. д" лежащая в основе симультанной

пространственной схемы, не может быть на уровне первичного об-

раза освобождена от качественной характеристики того объекта,

переменную или постоянную координату которого на общем фоне

сенсорного поля отображает ощущение. Поэтому человек ощущает

не пустое пространство и не чистое время, а движение и местополо-

жение модально специфичных объектов в пространстве-времени.

Существенно, однако, что вытекающая из парциальной метриче-

ской инвариантности взаимосвязь пространственно-временных и ка-

чественных компонентов ощущения определяет не только общую

природу модальных характеристик, выраженную в их отнесенности

к специфическим свойствам объекта-источника и в их формулируе-

мости лишь в терминах этих свойств. Эта же взаимосвязь опреде-

 

 

j ляет и различие в соотношении пространственно-временных и мо-

дальних компонентов сигнала в образе самого объекта и в образе

пространственно-временного континуума, на <арене> которого этот

объект отображается.

Парциальность метрическойинвариантности сенсорного сигна-

ла, в отличие от интегральной метрической инвариантности сигнала

перцептивного, выражается, как было показано, в различном ха-

рактере воспроизведения метрики самого ощущаемого объекта

и метрики того фрагмента внешнего пространства, в координатной

системе которого этот объект отображен. Внутренняя структура

объекта - не только в ее метрических, но и в других, более общих

пространственных характеристиках, таких, например, как форма,

в элементарном ощущении не представлена в инвариантном виде.

..-Применяя <зрительный> термин <minimum visibile> к области дру-

гих модальностей, можно сказать, что в элементарном ощущении

внутренняя метрика объекта представлена на уровне порога <mini-

mum sensibile> в виде неопределенной, аморфной структуры, в пре-

деле переходящей в точку (<нечто>, по Н. Н. Ланге). Метрика же

внешнего пространства-времени, в континууме которого это <неч-

то> ощущается как перемещающееся, или в частном случае-

покоящееся, в определенном диапазоне является в сенсорном сиг-

нале инвариантной.

Редуцированная, неинвариантная внутренняя метрика объекта,

воздействующего на анализатор своими специфическими свойствами,

непосредственно связана в сигнале с соответствующими модаль-

ными характеристиками и необособима от них. Она всегда ощу-

щается в виде цветовой, звуковой идл механической <массы>. В от-

личие от этого сохраняющаяся в сенсорном сигнале инвариантной

метрика определенной области внешнего пространства связана

с модальными компонентами только опосредствованно, через ото-

бражение движения, лежащее в основе генезиса симультанной

схемы сенсорного поля. Самый же трехмерный <интерьер> прост-

ранства, к определенной координате (<глубине>, <ширине> и <вы-

соте>) которого отнесен ощущаемый объект, при его незаполненно-

сти другими макрообъектами не случайно отображается как пус-

той, т. е. лишенный модальной специфичности. Его модальная

<заполненность> неизбежно пролегла бы заслоняющей, шумовой пре-

градой между.исходным источником сигнала и его носителем. Ин-

вариантное отображение координаты объекта, конгруэнтно воспро-

изводящее в себе метрику внешнего пространства, было бы при

этих условиях невозможным.

Таковы отношения дополнительности, вытекающие из парци-

альной метрической инвариантности,--редуцированная внутрен-

няя метрика, необособимая от модальности и, собственно, че-

рез нее представленная, и развернутая внешняя метрика, инвари-

антное воспроизведение которой требует обособления от модаль-

ности.,

В таком характере взаимоотношений между внутренней метри-

кой" объекта, внешней метрикой сенсорного поля и модальными

 

компонентами ощущения получает свое выражение разная мера

общности его пространственно-временных и модальных.параметров.

1 Пространственно-временные характеристики явно являются более

Общими, чем модальные. Этим определяется интермодальный со-

четав и механизм пространственно-временной схемы сенсорного по-

ля. Но внутри сферы пространственно-временных свойств внут-

ренняя метрика конкретных объектов с включенными в нее свойст-

Ивами формы, параллельности, прямолинейности и соседства столь

К"? же явно является более частной, чем внешняя метрика пространст-

,венно-временн-ого континуума, который служит общим фоном раз-

.личных объектов.

1 Чем более частными являются..пространственно-времеНныеком-

1;.поненты сенсорного сигнала, тем более тесной и необходимой ста-

новитсяихсвязьс частными же свойствами модальности. Чем,

Наоборот, более общие свойства пространства-времени инвариант-

:.но воспроизводятся в соответствующих компонентах сигнала, тем

ГбольшеиГмёреэти компоненты обособляются от частных харак-

теристик отдельных модальностей. Естественно поэтому, что вос-

произведение внешней метрики, воплощающей в себе общую струк-

туру пространственно-временного континуума, требует обособления

от частной специфичности отдельных модальностей. Этими же со-

отношениями объясняется и тот факт, что, как будет подробнее

показано ниже, рост инвариантности воспроизведения внутренней

метрики при фазовой динамике перехода от сенсорных сигналов

к перцептивным сопровождается увеличением полноты и констант-

ности модальных характеристик образа.

С различиями в сочетании внешней и внутренней метрики с мо-

дальностью связаны не только общие для разных модальностей

соотношения этих параметров, но и специфические особенности от-

дельных модальностей, выраженные в том, что различные виды

ощущений с разной мерой инвариантности воспроизводят качест-

венные характеристики объектов-источников (проблема <первич-

ных> и <вторичных> качеств).

Поскольку первичной жизненной функцией сенсорного сигнала

является регуляция поведенческих актов, а последние направлены

на объекты, метрические характеристики которых сопоставимы

с масштабом организма, т.е. на макрообъекты, микроструктура

источников информации остается под порогом сенсорного сигнала.

Но эта скрытость микрометрики и вместе с нею и микромодаль-

ности имеет разные проявления.

Если источником ощущения является макросвойство, которое

депосредствённо раздражает рецептор, то модальные характеристи-

ки ощущения, как и его компоненты, относящиеся к внешней мет-

рике, содержат инвариантное воспроизведение свойств объекта.

Так, воздействие упругой поверхности твердого тела на тактильный

рецептор вызывает ощущение прикосновения, модальные характе-

ристики которого дают инвариантное воспроизведение качества.уп-

ругости или твердости. Мы можем, как упоминалось, описать эти

модальные характеристики тактильного ощущения в терминах тех

 

 

же качеств, которые вскрывает объективный физический анализ

соответствующих объектов.

В тех ощущениях, источником которых являются микросвойства

макрообъекта, его качественные микрохарактеристики, не получая

в образе своего инвариантного воспроизведения, кодируются в ал-

фавите макроскопических модальных особенностей сигнала. Так,

воздействие микротолчков отдельных молекул, обладающих раз-

ной скоростью и кинетической энергией, формирует температурное

ощущение, которое также включает отображение координаты, или

внешнюю метрику, <размытую> внутреннюю метрику и модальную

характеристику, описываемую в терминах <теплое>, <горячее>, <хо-

лодное>. Последняя не содержит инвариантного воспроизведения

молекулярных толчков, а представляет собой перекодирование мик-

ровоздействий в кодовый алфавит диффузных макрохарактеристик

ощущения. Аналогичным образом дело обстоит в области вкусовых

ощущений. Химические свойства, воплощенные в атомно-молекуляр-

ной микроструктуре вещества и являющиеся непосредственным раз-

дражителем соответствующих рецепторов, не получают здесь свое-

го инвариантного воспроизведения, а отображаются в спектре мо-

дальных характеристик <сладкое>, <соленое>, <кислое>, <горькое>,

которые представляют собой макрокод микросвойств веществ. По-

этому вкус ощущается не как свойство микроструктурных единиц

вещества, а как некая диффузная качественная характеристика пи-

щевой массы в целом.

Модальные характеристики обонятельных ощущений, вызывае-

мых, в отличие от вкусовых, воздействием молекул пахучего ве-

щества, диффундирующих через среду, также описываются в тер-

минах свойств не самих этих молекул, а в терминах, представляю-

щих перевод этих микросвойств в алфавит макроскопических

источников запаха (лимонный или миндальный запах, запах жже-

ного кофе, запах падали и т. д.).

Очень показательно, что в области тепловых, вкусовых и обоня-

тельных ощущений неопределенный, расплывчатый характер мо-

дальных характеристик сигналов вполне соответствуют диффузно-

сти их пространственных компонентов. Эта высокая степень неопре-

деленности тех и других выражает органическую взаимосвязь

пространственно-временных и модальных характеристик и их со-

вместную детерминированность хаотичностью и малой векторизо-

ванностью физико-химического процесса, осуществляющего тепло-

вое и химическое раздражение рецепторных аппаратов.

Обоняние занимает промежуточное положение между контакт-

ными идистантными сенсорными сигналами. Дистантное слуховое

ощущение, вызываемое непосредственным воздействием колебаний

воздушной среды, которая разделяет рецептор и источник звуча-

ния, не содержит компонентов, инвариантно воспроизводящих па-

раметры самих звуковых волн. В отличие от вибрационных ощу-

 

См" например: Мозитова Р. И., Охотская В. Н. и Г учкин Б. И.

Обоняние и его моделирование. Новосибирск, 1965.

 

щений, примыкающих к тактильной модальности, слуховой сен-

сорный сигнал не дает ощущения периодических <толчков> воздуш-

ной среды. Частота, амплитуда и форма звуковых волн перекоди-

руются в сигнале в характеристики высоты, громкости и тембра,

которые ощущаются не как периодически изменяющиеся парамет-

ры воздушной среды, а как свойства физических тел, нахо-

дящихся в этой среде и являющихся источниками звука. Это

макрокод периодической микроинтервальной динамики источников

звука.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.245 сек.