КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень основных эмпирических характеристик 20 страница
ва И. А. О соотношении структурных и статистических характеристик образа.- <Вопросы психологии>, 1971, № 1.
ления рангов адекватности, полученных в условиях симультаниро- вания, с описанными выше фазами становления перцепта при си- мультанной экспозиции, но при изменяющихся дистанции или вре- мени экспозиции. Такое сопоставление легко обнаруживает общую закономерность стадиальности перцептогенеза в обеих ситуациях, а в ее рамках-некоторые специфические особенности каждого из вариантов.
O-ii ранг
t-u ранг
1-й рам
з-и ранг
ь
Оригинал
Рис. 5. Динамика становления зрительного образа при снятии внутренних помех. Усредненные для каждого ранга рисунки испытуемых.
Так, обнаруженная в условиях симультанирования и обозначен- ная нулевым рангом (см. рис. 4) стадия разорванности внутренней структуры или разомкнутости контура, отмеченная, правда, ра- нее в исследовании М. Д. Александровой в описанной Б. Ф. Ло- мовым последовательности фаз не зафиксирована. Однако со следующей стадии начинается отчетливо выраженная структурная общность обеих последовательностей. Как показывают
"См.-. Александрова М. Д. Указ. соч.
усредненные изображения рисунков испытуемых, относящихся к первой ранговой группе (рис. 5), этот этап.становления образа в условиях его симультанирования достаточно близко соответствует первой фазе (иногда называемой фазой аморфного пятна), полу- ченной при снятии внешних помех. На рис. 5 ясно видно, сколь нестабильным, индивидуально-вари- ативным и действительно аморфным является образ на. этой фазе его формирования. Следующий шаг сопоставления обеих последовательностей вы- являет расхождение, которое, однако, при ближайшем рассмотре- нии оказывается результатом несовпадения критериев различения фаз, а не их различий по существу. Дело в том, что в наших экс- периментах по симультанированию стадия замкнутого, но аморф- ного, неопределенного контура сливается с эффектом мерцания формы, а в описании Б. Ф. Ломова, как и М. Д. Александровой, мерцание формы выделено как особая стадия. Универсальный и фе- номенологически яркий и интересный характер этого эффекта де- лает вполне естественным такое выделение. Если, однако, эта фаза представлена как самостоятельная, то критерий ее выделения существенно отличается от оснований, по которым вычленяются остальные этапы. Другие фазы последова- тельности выделены по тем пространственным параметрам объекта, которые адекватно воспроизведены в его образе (например, замк- нутость, сдвиги кривизны, форма). На описываемой же стадии фор- ма адекватно не воспроизводится, а происходит лишь ее мерцание, составляющее характеристику динамики становления образа, а не его содержание. Если же уравнять критерии выделения этапов, положив в основу адекватно отображаемые параметры, то как при снятии внешних, так и при уменьшении внутренних затруднений восприятия замкнутое аморфное пятно, в котором еще отсутствует определенность формы, и мерцание этой формы попадают в одну и ту же стадию. В конце обеих последовательностей располагается стадия аде- кватного воспроизведения формы (пятая фаза по Б. Ф. Ломову и четвертая ранговая группа в ситуации симультанирования). Со- поставление второй и третьей ранговых групп на рис. 4 и 5 с фа- зой выделения резких сдвигов кривизны и фазой различения общей формы (при смещениях и искажениях ее отдельных деталей) в опи- сании Б. Ф. Ломова ясно показывает, что между этими промежу- точными этапами обеих последовательностей также имеется доста- точно близкое феноменологическое соответствие. Произведенное соотнесение этапов перцептогенеза в разных его условиях не выходит, однако, за пределы зрительной модальности. Между тем, развернутый спектр переходных стадий сенсорно-перцеп- тивного диапазона, доходящий на его высшем уровне до адекват- ного воспроизведения пространственной структуры отдельного объ- екта, и прежде всего его формы, реализуется и в области осязания как вида предметного восприятия, <параллельного зрению> (Сече- нов). Поскольку предметом анализа здесь являются общие зако-
номерности перехода от сенсорного к перцептивному уровню пер- вичных образов, необходимо дополнить произведенное сопоставле- ние соответствующей параллелью с экспериментальными данными исследования процесса становления образа формы в области ося- зательной модальности. Некоторые фрагментарные соотнесения могут быть сделаны и без дополнительного экспериментального анализа на основании имеющихся фактических данных. Так, в исследованиях процесса построения образа в области пассивного осязания при последова- тельном обведении частей контура давно была обнаружена стадия незамкнутого контура, совершенно аналогичная нулевой ранговой группе образов, полученной в сходных условиях сукцессивного предъявления элементов контура в области зрения Эта фаза не является, однако, общей для обеих сопоставленных выше серий экспериментов по зрительному восприятию. Для раз- вернутого сопоставления поэтапности построения адекватного об- раза в области зрения и осязания были использованы данные экс- периментов А. В. Бровар по исследованию формирования гаптиче- ских образов при последовательной смене форм осязания (обведение контура по неподвижному пальцу испытуемого, актив- ное осязание с помощью одного пальца и свободное активное ощу- пывание). Полученные,в этих экспериментах рисунки испытуемых были подвергнуты ранжированию по степени адекватности аналогично тому, как это было сделано в экспериментах по зрительному вос- приятию. В упорядоченной таким способом матрице рисунков так- же выделилось пять качественно однородных ранговых групп, по отношению к которым и в этом случае была применена методика усреднения образов путем наложения рисунков друг на друга (рис. 6). Как видно из рис. 6, последовательность степеней приближения к оригиналу и здесь начинается с незамкнутой структуры контура. Далее следует размытая, аморфная структура замкнутого контура, и она является первым общим элементом всех сопоставляемых по- следовательностей. На последней строке, как и в обоих зрительных рядах, располагается адекватное воспроизведение формы. Между отображением замкнутого контура и правильным воспроизведением формы здесь находятся две ранговые группы, последовательно пред- ставляющие выделение сдвигов кривизны (четкое вычленение пря- мых линий во второй ранговой группе ясно видно на рисунке) и различение общей формы при смещениях и искажениях де- талей. Во всех своих основных чертах эта последовательность степеней адекватности осязательного образа совпадает с тем, что было вы-
См.: Веккер Л. М. К вопросу об осязательном восприятии.-Уч. зап. ЛГУ, 1953, № 147. "Подробнее см.: Веккер Л. М., Бровар А. В., Владимир о-- ва Н. М., Михайлова И. А. О соотношении структурных и статистических характеристик образов восприятия.-<Вопросы психологии>, 1971, № 1.
явлено в области фазовой динамики зрительного образа при ана- логичном осязанию сукцессивном предъявлении элементов кон- тура. Однако в экспериментах А. В. Бровар поэтапность приближе- ния к оригиналу была получена в условиях специально введен- ных затруднений. Для большей полноты проводимого сопоставле- ния переходных форм сенсорно-перцептивного диапазона, реали- зующихся при различных видах помех, в анализ были включены данные по становлению осязательных образов в условиях патологи- ческих изменений механизма их формирования у детей с церебраль-
Оригинал
Рис. 6. Динамика становления гаптического образа при снятии внутренних помех (по А. В. Бровар). Типичные и усредненные для каждого ранга рисунки испытуемых.
ными параличами разных степеней тяжести (опыты Н. М. Владими- ровой)." Здесь также была применена методика последовательной сме- ны форм осязания (от обведения контура по покоящейся руке, че- рез осязание одним указательным пальцем к свободному ощупы-
а - и
с
Q-
и ранг
t-u ранг
Оригинал
LJ -
5-й ранг
Рис..7. Динамика становления гаптического образа у детей с церебральными параличами (по Н. М. Владимировой). Ти- пичные и усредненные для каждого ранга рисунки испытуемых.
ванию, которое, однако, в этом случае не является в собственном смысле свободным, поскольку здесь оно изнутри ограничено пато- логическими сдвигами). Так как существенных нарушений тактиль- ных и кинестетических порогов у этих больных не было, ограниче- ния в данном случае носят характер помех, связанных именно с за- труднениями процесса развертки и синтезирования образа.
° Подробнее см. там же.
Как и в предшествующей серии экспериментов, здесь было при- менено ранжирование рисунков по степени адекватности оригиналу и построение усредненных изображений (рис. 7). Как видно из рис. 7, в этом варианте число рангов адекватно- сти оригиналу оказалось равным шести. Первый этап (нулевой ранг) представляет собой стадию разомкнутого контура, зафикси- рованную и в предшествующих экспериментах по осязанию, и в не- которых исследованиях динамики зрительных образов. Последний этап (пятый ранг) заключает адекватное воспроизведение нетоль- ко формы, но и размера фигуры, не отмечавшееся в приведенных ранее экспериментах, которые доводили анализ только до правиль- ного отображения формы, не ставя вопроса об адекватности отра- жения величины. . Если пока не рассматривать крайние ранговые группы, зафикси- рованные не во всех вариантах динамики построения зрительных и осязательных сигналов-образов, а сосредоточить внимание на остающихся четырех этапах, то легко увидеть, что между <аморф- ным пятном> и адекватным воспроизведением формы располагает- ся ранговая группа образов, отчетливо выделяющих сдвиги кри- визны (прямолинейность и переходы между прямыми (2-й ранг на рис. 5 и 6), и группа с грубым воспроизведением общей формы при некоторых нарушениях пропорций и смещении деталей (3-й ранг на рис. 5 и 6). Если теперь еще раз соотнести экспериментальный материал всех приведенных серий экспериментов по зрительным и осязатель- ным сенсорно-перцептивным переходным формам (см. рис. 5 и 6), то можно заключить, что общими для обоих основных и параллель- ных друг другу видов перцепции и для разнообразных вариантов снятия внешних и внутренних помех процесса формирования сиг- нала-образа являются следующие четыре этапа: 1. Аморфная и вариативная структура замкнутого контура (при зрительном восприятии включающая эффект мерцания формы). 2. Выделение резких сдвигов кривизны, выраженное, в част- ности, переходом одной прямой в другую. 3. Грубое воспроизведение общей формы при некоторых нару- .шениях пропорций, углов и смещении деталей. 4. Адекватное воспроизведение формы.
3. Информационная сущность переходных форм сигна- лов сенсорно-перцептивиого диапазона
После подтверждения общности описанной эмпирической зако- номерности поэтапного становления переходных форм сигналов сен- сорно-перцептивного диапазона, выявления основных этапов пере- хода и характеристик пространственных компонентов внутренней метрики, подвергающихся развертыванию, можно перейти к реше- нию поставленной выше теоретической задачи - выяснить инфор- мационную сущность переходных форм между ощущением и вос- приятием. Для этого, как упоминалось, необходимо соотнести фазы
перехода с иерархической матрицей уровней изоморфизма как об- щего принципа упорядоченности сигнала относительно источника. При таком сопоставлении выясняется информационная природа каждого из описанных этапов. Использование поуровневых критериев еще отчетливее обнару- живает совпадение последовательностей фаз, полученных в разных вариантах экспериментов, и все эти последовательности с большой мерой приближения укладываются в шкалу форм изоморфизма. Так, фаза аморфного пятна с включенным в нее мерцанием формы или многообразными вариациям.и различных размытых контуров в рамках общей усредненной замкнутой структуры (см. рис. 5-7) является типичным выражением топологического изоморфизма сигнала-образа, ибо сменяющие здесь друг друга варианты - круг, треугольник, квадрат, многоугольник или любая другая замкнутая линия, сохраняя отношения соседства точек, гомеоморфны, т. е. топологически инвариантны. Тем самым на начальном этапе сфор- мированности замкнутой пространственной структуры образа в сиг- нале инвариантно воспроизводятся топологические свойства его объекта-источника. Конечной фазой, общей для всех приведенных последовательно- стей, является адекватное воспроизведение формы, соответствую- щее уровню изоморфизма подобия, ибо форма является инвариан- том пребразований подобия (общеизвестно, что фигуры или тела, имеющие одинаковую форму, подобны). Между топологическим инвариантом, воплощающим фазу аморфной, мерцающей формы или первую ранговую группу (см. рис. 5-7), и инвариантом подобия, соответствующим фазе адекватного восприятия формы или четвертой ранговой группе (см. рис. 5-7), во всех приведенных последовательностях распо- лагаются два этапа. Сравнение усредненных образов с оригиналами (см. рисунки всех серий) отчетливо показывает, что на этапе вы- деления сдвигов кривизны или во второй ранговой группе имеется явная тенденция к сохранению прямолинейности, а на этапе гру- бого различения общей формы при нарушениях пропорций и сме- щениях деталей-тенденция к сохранению параллельности линий контура оригинала. Но инвариантное воспроизведение прямолинейности есть выра- жение проективного изоморфизма, а сохранение параллельности при нарушениях пропорций и углов составляет сущность аффин- ного изоморфизма. Таким образом, эти два промежуточных этапа становления перцепта также близко соответствуют двум строкам иерархии форм изоморфизма, расположенным между топологиче- ским уровнем и уровнем подобия, совершенно несомненно и явно воплощающими крайние фазы, общие для всех приведенных после- довательностей. В итоге сопоставление показывает, что описанные выше четыре фазы, общие для всех рассмотренных последователь- ностей, действительно укладываются в ту основную часть информа- ционного спектра уровней сигналов, которая начинается топологи- ческим изоморфизмом и заканчивается изоморфизмом подобия.
Установив такую соотнесенность фаз с формами изоморфизма по отношению к этапам перцептогенеза, общим для всех рассмот- ренных вариантов изменения его условий, необходимо обратиться к дополнительным фазам или ранговым группам образов, получен- ным в некоторых вариантах экспериментов и располагающимся за пределами средней части информационного спектра по обоим ее "краям. Начальный этап становления образа, полученный в большин- стве экспериментальных серий, представлен фазой разомкнутого контура или нулевой ранговой группой (см. рис. 4---7). Этап при- влекает особое внимание, потому что он расположен непосредствен- но у психофизиологической границы, на которой реализуется самый акт зарождения ощущения как простейшего психического (сенсор- ного) сигнала. Эта граница воплощает в себе порог minimum visibile. А информационная специфичность этого простейшего сен- сорного образования, как было показано, состоит в том, что в нем представлена в инвариантной форме координата объекта во внеш- нем пространстве, т. е. метрика последнего, а внутренняя метрика объекта вообще не развернута и в пределе выражена точечным сигналом. Процесс становления сенсорно-перцептивной структуры, начина- ясь такосЦедва выступающей над порогом точкой, далее представ- ляет собЬй развертывание этой внутренней метрики, которое на фазе аморфного пятна или мерцающей формы достигает уже инва- риантного воспроизведения топологических свойств-связности и замкнутости контура. Но между бесструктурностью точки и развернутой структурой замкнутого контура, ограничивающего изменчивую форму объекта, переходным звеном, воплощающим процесс развертывания сигна- ла, может быть именно и только линия, представляющая собой тра- екторию движения точки в пространстве сенсорного фона. Разомк- нутый контур как при его поэлементном предъявлении зрительной системе, так и при пассивном осязании явным образом воплощает в себе как раз траекторию движения. Такая структура линии носит отчетливо выраженный характер переходного звена между одномер- ной последовательностью элементов сигнала-кода, допускающей разрывы пространственной непрерывности, и замкнутой непрерыв- ностью топологического инварианта, воплощающего контур уже не как линию движения, а как границу формы объекта. ;. Тем самым структуре нулевой ранговой группы также находит- ся место в иерархии уровней изоморфизма. Но эта структура от- несена не к одному из основных рассмотренных уровней, а занимает промежуточное положение между наиболее общей формой прост- ранственно-временного изоморфизма, имеющей своим инвариантом одномерную последовательность, и уровнем топологического изо- морфизма. Это явно переходная форма, которая при отображении внутренней структуры объекта еще сохраняет признаки общекодо- вой одномерной последовательности, но уже приобретает основные признаки непрерывности психического изображения. При этом су-
щественно, что линейная разомкнутая структура относится в этом психическом изображении к его <фигуре>, т. е. к образу внутренних пространственных характеристик объекта, которые на пороге mini- mum visibile представлены в пределе лишь в виде точки, а адекват- ное отображение непрерывности пространственной структуры отне- сено к внешнему пространственному фону. Таким образом, фаза, на которой контур представлен в виде разомкнутой линии, является переходной в двух отношениях: во- первых, внутри алфавита психических сигналов она является про- межуточнЬй между предельной, точечной представленностью внут- ренней структуры объекта на пороге и развернутой замкнутой струк- турой контура на уровне топологического инварианта; во-вторых, она носит промежуточный характер между одномерной последова- тельностью общекодовой структуры нервных сигналов и пространст- венной непрерывностью психического изображения, достигшего уже уровня топологического инварианта в образе внутренней структуры объекта. Естественно, что эта переходная форма в обычных условиях восприятия, т. е. при наличии лишь внешних помех и симультанной представленности тест-объекта, обнаруживает себя довольно редко. Отчетливо она проявляется именно при внутренних помехах, интим- но связанных с дефицитами в самом механизме построения непре- рывной структуры лсихйческого изображения. Но, вытекая из ос- новной закономерности взаимодействия временных, двигательных и пространственных компонентов сигнала-образа, эта первая фаза его становления занимает свое положение в рамках матрицы уров- ней упорядоченности сигналов и детерминируется ее иерархической структурой. Последняя из четырех основных описанных выше фаз формиро- вания образа, общих для всех серий экспериментов, адекватно вос- производящая форму и относящаяся к уровню инварианта подо- бия, не является заключительным этапом перцептогенеза. Рассмот- ренная фазовая динамика сенсорно-перцептивного сигнала, вопло- щающая в себе его продвижение по информационному спектру уровней изоморфизма, реализует поэтапное вхождение сигнала- образа в диапазон его полной "адекватности пространственной структуре объекта-источника, т. е. в диапазон константности, коэф- фициент которой равен единице. Но адекватное воспроизведение формы и ее константность в пределах определенного интервала из- меняющихся условий не дает еще полной адекватности структуре объекта-подобие структур не есть их равенство. Для достижения полноты воспроизведения всей структуры не- обходим еще один шаг поэтапного генезиса, приводящий к сохра- нению в образе не только формы, ной величины объекта. Именно такой этап, не входивший в задачу исследования фазовой динами- ки, описанной Б. Ф. Ломовым, получен в приведенных выше резуль- татах опытов Н. М. Владимировой и воплощен в пятой ранговой группе (см. рис. 7), которая выделена путем наложения рисунков на оригинал и констатации их совпадения не только по фомре, но
и по величине. Такое совпадение образа и объекта по форме и ве- личине включает инвариантное воспроизведение в сигнале-образе также и всех остальных пространственных параметров объекта-ис- точника и тем самым полное воспроизведение пространственной структуры последнего. Коэффициент константности образа здесь равен единице, пространственная структура отображена в масшта- бе один к одному, что и воплощено в факте совпадения при нало- жении. Совпадение изображения и объекта при их наложении является наглядным и прямым выражением их конгруэнтности (просто по определению последнего понятия); конгруэнтность же, как было по- казано, является основным свойством метрического инварианта. Тем самым фазовая динамика поэтапного развертывания в сигнале- образе внутренней метрики объекта доведена здесь до ее инвари- антного воспроизведения, т. е., по существу, до предела, в.озмож- ного в рамках непосредственного сенсорно-перцептивного отобра- жения. Поскольку метрическая инвариантность, будучи выражением полноты пространственной упорядоченности перцепта по отноше- нию к объекту, является завершением перцептогенеза по его прост- ранственным компонентам, этот результат имеет принципиальное значение. Однако в описанных выше экспериментах факт метриче- ской инвариантности образа носит очень частный характер. Макси- мально адекватная пространственная структура перцепта выступает здесь лишь как завершающий этап его становления, а не как са- мостоятельный предмет исследования. Поэтому характеристика метрической инвариантности, относящаяся здесь только к осяза- тельной модальности, и кроме того, к восприятию плоского контура, а не трехмерной структуры объекта во всей ее возможной полноте, дальнейшему специальному изучению в этом исследовании не под- вергалась. Поскольку предметом анализа здесь являются общие информа- ционные закономерности поэтапной динамики перцептогенеза, мера общности вывода о том, что заключительная фаза актуального становления перцепта соответствует уровню метрического изомор- физма, нуждается в дополнительном экспериментальном обосно- вании. И для этого обоснования экспериментальная психология вос- приятия располагает обширным и надежным фактическим мате- риалом. Поскольку на последнем этапе перцептогенеза образ вхо- дит в диапазон полной константности, а свойство константности образа подвергалось многостороннему экспериментальному изуче- нию, эмпирический материал, характеризующий этот завершающий этап формирования образа, содержится в исследованиях перцептив- ных констант. Многосторонние исследования различных перцептивных кон- стант и обобщение их эмпирических показателей средствами мате- матического аппарата теории групп, как уже упоминалось, привели японскую школу психологии восприятия, руководимую И. Акишиге, к фундаментальному выводу о том, что в рамках диапазона полной
константности <перцепт есть не что иное, как метрический инва- риант>." Тем самым, вывод, согласно которому последний этап пер- цептогенеза доводит пространственную структуру образа до кон- груэнтности объекту, соответствует эмпирически надежно обосно- ванной общей закономерности. Если учесть, что, согласно обобщениям, сделанным И. Акишиге, метрическая инвариантность полностью константного перцепта со- ответствуя тождественной трансформационной группе, является частным случаем отношений в линейной трансформационной груп- пе, охватывающей более общую закономерность константности, не требующую равенства единице ее коэффициента (что отвечает условиям предшествующих этапов перптогенеза), то прямое от- ношение вывода И. Акишиге к контексту настоящего анализа ста- новится вполне ясным. Сопоставление этого результата И. Акишиге с приведенным в предшествующей главе положением о парциальной метрической инвариантности элементарного ощущения дает возможность сде- лать следующее заключение: фазовая динамика актуального пер- цептогенеза представляет собой поэтапно реализующийся переход от сенсорного сигнала как парциального метрического инварианта к перцептивному сигналу как интегральному метрическому инва- рианту. Поскольку, таким образом, метрика внешнего фонового пространства, как и временная метрика, может быть инвариантно представлена уже на уровне сенсорного сигнала, поэтапный переход к перцептивной структуре заключается в развертывании именно внутренней пространственной метрики данного конкретного раздра- жителя, которое на последнем этапе перцептогенеза доводится до ее инвариантного воспроизведения, т. е. до конгруэнтности перцеп- та своему объекту. Информационное содержание этого развертывания определя- ется продвижением образа внутренней метрики объекта по матри- це форм изоморфизма через все ее уровни, разделяющие предель- ную свернутость внутренней метрики в элементарном сенсорном сигнале и максимальную ее представленность в наиболее полной интегральной форме перцептивного сигнала. Фазы этой динамики в своих основных параметрах, как было показано, дифференциру- ются друг от друга в основном по тем же пространственным пара- метрам, которые составляют различия между уровнями изоморфиз- ма, т. е. каждая следующая фаза добавляет к предшествующей признаки, соответствующие тем дополнительным ограничениям, ко- торые нужно наложить на способ упорядоченности сигналов пред- шествующего, более общего уровня изоморфизма, чтобы перевести его в следующую, более частную форму.
" См.: Акишиге И. Перцептивное пространство и закон сохранения пер- цептивной информации.-В кн.: Восприятие пространства и времени. Л" 1969, с. 25. " См, там же.
Хотя свойство константности образа традиционно считается одной из основных характеристик не сенсорного, а именно перцеп- тивного образа, тем не менее уже на уровне элементарного сенсор- ного сигнала имеется своя константа, относящаяся к внешней мет- рике,-константа координаты (поскольку локализация является общей и исходной пространственной характеристикой именно ощу- щения). Дальнейшее поэтапное продвижение образа по уровням изо-
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |